Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 02/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ВЫШЕЛ СЕЯТЕЛЬ В ПОЛЕ

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    ВЫШЕЛ СЕЯТЕЛЬ В ПОЛЕ

    Прежде чем приступить к рассказу о семинаре преподавателей основ православной культуры, который состоялся 7–9 ноября 2001 г. в Николо-Угрешском монастыре, хочется вспомнить один эпизод.
    В прошлом году, в Великий пост, в Четверг Страстной седмицы, мне случилось побывать на литургии в храме Архангела Михаила в Тропарево. Причастников, как всегда в этот день, пришло много. Но, несмотря на тесноту в храме, народ охотно расступался, давая дорогу шеренге школьников, на вид 4–5-х классов. Чинно сложив руки на груди, наглаженные мальчики и девочки с белыми бантами шли к Святой Чаше. На чисто вымытых личиках отражалось понимание всей серьезности происходящего.

    – Какие хорошие дети! Это воскресная школа? – обратилась я к сопровождавшей их женщине в очках, в шарфике на голове.

    – Нет, светская, – она назвала номер, который я сразу же забыла. – У нас преподаются основы православной культуры.

    – А детишки сами захотели причащаться?

    – Конечно! Они так усердно готовились...

    – И родители не возражали?

    – Что вы! Напротив, они были рады.

    Новый сборник учебно-методических материалов по основам православной культуры представляет иеродиакон Киприан (Ященко). В президиуме – Л. Рожкова Новый сборник учебно-методических материалов по основам православной культуры представляет иеродиакон Киприан (Ященко). В президиуме – Л. Рожкова

    Среди этих детей, подумалось мне, неслышной стопой прошел ангел-сеятель. Он появляется всюду, где слово Божие падает в людские души и дает всход добрый. Изображением ангела украшена обложка методического пособия по основам православной культуры, выпущенного издательством "Первое сентября" по материалам газеты "Воскресная школа". И это неспроста, потому что ангел – вестник небесный, а ОПК – предмет особенный. При умелом преподавании, с любовью и заботой о душах воспитанников, он поможет им превратиться из одиноких и потерянных пасынков безбожного мира в юных граждан Святой Руси. Он подведет их к ступеням храма. Желающие смогут войти – Дом Божий не будет им чужим.
    В святых, намоленных стенах Николо-Угрешского монастыря православные педагоги собрались не случайно. Наместник, архимандрит Вениамин (Зарецкий), сам будучи ревнителем духовного просвещения, всячески способствует его развитию. В обители действует семинария с пятилетним сроком обучения, насчитывающая около 60 студентов. Есть здесь и воскресная школа. В учебных заведениях города Дзержинский, где расположен монастырь, уже введен курс основ православной культуры. Открывая семинар, где собрались представители 14 городов и областей, отец наместник подчеркнул исключительную важность задач образования и воспитания. "От того, как мы с ними справимся, зависит само существование нашего народа... – подчеркнул он. – Нет сомнения, что причина всех нынешних бед и нестроений в нашей жизни состоит в том, что нет мира в душе человека... Если мы хотим выбраться из исторического тупика, необходимо восстановить попранную справедливость в системе церковного образования. Это задача не только Церкви, но и всего общества. Нам необходимо теснейшее сотрудничество и единение сил. От общества потребления, ориентированного на постоянный рост материальных нужд и запросов человека, мы должны прийти к обществу, основанному на нравственных идеалах. Лишь при таких условиях может выжить человечество, сохраниться природа, дивно сотворенная Премудростию Божией".
    Главная задача, стоящая перед педагогами, отметил архимандрит Вениамин, включение православного наследия в контекст светской культуры. Он привел данные социологического опроса, проведенного в 1994 г. Из числа опрошенных родителей 52 процента были готовы обучать своих детей в школах православного типа. Таким образом, наше общество оказалось гораздо более зрелым и веротерпимым, чем это предполагают госчиновники, отвечающие за народное образование. "Да послужит живое дело образования – мира спасению и преуспеянию нашего народа. Бог вам в помощь!" – заключил наместник свою речь.

    Первым из выступавших был директор Института педагогических исследований РАО, доктор психологических наук В.И. Слободчиков. В связи с готовящимися ныне реформами российского образования докладчиком были рассмотрены фундаментальные вопросы содержания образования, его структуры и методов, типов и средств.
    Содержание образования не сводится к программе учебного курса, оно возникает из встречи двух людей: учителя и ученика. Дары, которые несет в себе ребенок, даны в нем потенциально, они должны быть облечены в формы той истории, той культуры, тех ценностей, носителем которых является взрослый. Другой важный момент представляют границы, в пределах которых развивается образовательный процесс. Эти границы заданы русской православной культурой и историей. Все педагогические технологии, учебные разработки должны вмещаться в эти границы. Поэтому содержание общего образования для любой народности, населяющей Россию, задано русской культурой.
    Государство и Церковь являются двумя принципами соорганизации человеческих сообществ. Важнейшая и сложнейшая проблема – преподать эти два момента в единстве. В них – средоточие, пафос всего курса. Предпринятый В.И. Слободчиковым методологический анализ имел своей целью, как позднее оказалось, подготовить участников семинара к поставленным перед ними задачам. Их было две: 1) ознакомление собравшихся коллег с опытом работы и 2) создание рабочей группы по подготовке учебника и методических пособий.
    Сформулировав эти задачи перед аудиторией, директор НИЦ "Покров" иеродиакон Киприан (Ященко) одновременно задал и рамки предмета: ОПК не является вероучительной дисциплиной, с другой стороны, не следует впадать в чистую культурологию, за которой не видно Православия. Эти границы поначалу оспорены никем не были.
    Затем, в первый день семинара, состоялось представление учебно-методического пособия "Основы православной культуры" (книга для учителя), выпущенного в свет издательством "Первое сентября" в серии "Я иду на урок в начальную школу". Как рассказала собравшимся редактор-составитель, бакалавр религиоведения, заместитель главного редактора "ВШ" Е.И. Смольникова, пособие создано на основе материалов, напечатанных в газете "Воскресная школа". Автор программы и большинства разработок – Ю.Клюева. Книга может быть полезна преподавателям не только ОПК, но и воскресных школ, а также учителям истории, литературы, обществоведения. Она включает уроки и сценарии праздников. В программе представлены элементы православного вероучения, Ветхого и Нового Заветов, истории Православной Церкви. Сборник рассчитан на 32-часовой курс. По мнению составителя, включение наглядных, игровых методик нисколько не занижает уровень преподавания предмета, его содержание должно быть благочестивым и при этом не вызывать у детей скуку. В изложении курса акцент делается не на вероучении и таинствах, а на агиографии. Это способствует установлению широких межпредметных связей.

    Выступает архимандрит Зиновий (Корзинкин) Выступает архимандрит Зиновий (Корзинкин)

    Декан отделения религиоведения Курского педагогического университета архимандрит Зиновий (Корзинкин) свой доклад посвятил проблемам подготовки преподавателей ОПК в государственном вузе. Пришлось, как сказал он, основательно переработать существующие программы по антропологии, ибо "бездуховная антропология – обман, ведущий к секуляризации мировоззрения". Были созданы "бригадные" учебники по философии, антропологии, психологии. В университете преподается святоотеческое наследие, догматическое богословие, и это создает особый контекст мировоззрения у студентов. Докладчик затронул также проблему взаимоотношений с администрацией. Хотя Курская область в целом находится в исключительном положении, консерватизм чиновников все же имеет место. Так называемый диалог с чиновником должен, по его мнению, строиться на приоритете ценностей отечественной культуры: "Если детей не учить русскому языку, ни один из них не станет ни поэтом, ни ученым. А если не учить Православию, какими будут эти дети, когда вырастут?" Он обрисовал два возможных направления подготовки кадров учителей ОПК: 1) использование с этой целью верующих преподавателей; 2) создание лабораторий (отделений, центров) при педвузах. В Курске по благословению владыки Ювеналия к каждой школе прикреплен священник с обязанностями редактора курса ОПК.

    Школьный уровень преподавания ОПК был представлен в докладе протоиерея Виктора Дорофеева, директора Центра православной культуры в г. Ногинске. Как известно, два года назад в этом городе по распоряжению мэра В. Лаптева были введены ОПК в светских школах. По результатам опроса родителей, 93 процента высказались за введение этого курса. Дети, при хорошей постановке дела, принимают его на "ура". С другой стороны, преподаватели, даже невоцерковленные, по словам отца Виктора, приступают с радостью, с открытой душой. Все педагоги, желавшие преподавать ОПК, прошли краткосрочные курсы. "Конечно, это был риск", – вспоминает отец Виктор. Свидетельства (самодельные), однако, получили не все. Части экзаменующихся рекомендовали походить в церковь, позаниматься самостоятельно. Риск оказался оправдан: "Такого горения я не видел даже у верующих", – признался докладчик. Ныне открыты постоянные курсы переподготовки при ногинском Богоявленском соборе, они пользуются популярностью.
    Интересный опыт внедрения основ православной культуры в светской школе был представлен Л.Н. Булкиной, директором средней школы № 54 "Воскресение" г. Самары с углубленным изучением православной русской культуры. По ее словам, внедрение одного курса "Основ" оказалось недостаточным, "мы разработали новую концепцию школы". В нее вошли следующие направления: изменение содержания учебных предметов, просвещение педагогов, просвещение родителей. В предметы базисного плана включен "русский компонент". Стержневой курс ОПК введен через углубление естественных, социальных, культурологических дисциплин. Все они "работают на этот стержень". При этом педагоги школы следуют принципу: "все, что получает ребенок, должно быть представлено во внеклассной работе". При школе № 54 создана воскресная школа, гимназия "Филиппок" – центр дополнительного образования. В воскресной школе учатся 275 детей, при ней созданы певческие классы, иконописная мастерская. Огромную аудиторию каждый раз собирают православные праздники – актовый зал заполняется до отказа. Школа пользуется большим успехом. За передовым опытом едут со всей области священники и мирские педагоги. При средней школе № 54 строится храм во имя Царственных мучеников. Среди воспитанников практически отсутствуют правонарушители. К сожалению, как отметила директор, эта школа, несмотря на поддержку мэра Г.С. Лиманского, остается единственной в области. Однако опыт ее, как подчеркнул отец Киприан, уникален. Это труд целого НИИ. Школа "Воскресение" должна стать федеральной базовой площадкой, на которой будет отрабатываться модель новой школы.
    Следующий докладчик – Н.В. Скурская, старший преподаватель Университета педагогического мастерства г. Санкт-Петербурга, рассказала о том, как был создан и внедрен двухлетний курс переподготовки по специальностям "религиоведение" и "теология". Она единственная из выступавших призвала перенять эстафету "русского учителя", как самоотверженного подвижника, носителя духовно-нравственных ценностей. В целом первый день семинара прошел относительно мирно. Однако в конце концов скрытое размежевание "богословов" и "культурологов" дало себя знать. Автор учебного курса "История религиозной культуры", апробированного в системе РАО в 1996–1997 гг., А.В. Бородина, излагая авторскую концепцию, заявила, что "обучение обрядово-практической стороне религии должно оставаться прерогативой Церкви". Такая позиция, по ее мнению, "создает препятствия для лицемерия, ханжества, духовной эксплуатации (? – М.В.) и конфликтов". Добавим еще: "разжигания религиозного фанатизма" – в этом контексте подобной формулировки явно не хватает. "В учебных материалах отсутствует описание религиозных обрядов и церемоний (откуда в Православии церемонии? – М.В.), и благодаря этому преподавание курса (кстати, включающего все традиционные для России религии) стало возможным в государственных образовательных учреждениях". Что правда, то правда, но неизвестно, стоит ли радоваться этому, сказали бы многие из нас. Сокрытый смысл этого выступления был понятен: "Вы, церковники, не понимаете, а мы хотим как лучше". Позицию Церкви и церковной педагогики выразил в своем выступлении архимандрит Зиновий. Он назвал позицию Аллы Викторовны наиболее целесообразной, однако с существенными оговорками. Во-первых, сказал он, у нас десятилетиями были искажены предметно-научные основы многих научных направлений, в том числе культурологии. Религиоведческий аспект у нас ассоциируется с атеистическим. Но не может быть культуры вообще, без правильного понимания Православия в жизни русского народа. Изучая православную культуру, мы не просто, как платье, "надевали" ее на себя. Русский человек православен по своей природе, по своей ментальности. А в культивируемых нормах поведения накоплен нравственный опыт народа.

    Что же касается концепции учебного курса ОПК, то смысл ее вовсе не в том, чтобы сделать детей православными. Он заключается в том, чтобы внести знания о Православии в основы образования.
    Разговор о концепции православного образования был продолжен на второй день. Были подняты вопросы о стандартах, параметрах, нормативах, уровнях включения и границах образовательного пространства.
    Лидером обсуждения стал В.И. Слободчиков, решительно перенесший акцент на ценностно-смысловые аспекты курса. "Беда нашего педагогического сознания в том, – сказал он, – что нам кажется: дай темы, и они сами все наладят. Нет! ОПК – это мировоззренческая дисциплина, а не физика или химия. В чем смысл духовной встречи учителя с учеником? Мы не должны впадать в иллюзию: "прочитал – и все понял". Надо знать, что происходит в сознании ребенка, как оно перестраивается, какие задачи ставит. А то мы за предметом ребенка не видим".
    Перейдя к проблеме кадров, В.И. Слободчиков подчеркнул различие между знанием о вере и пребыванием в ней. Требования профессионализма не затрагивают веры – преподаватель должен разбираться в том, чему он должен научить более или менее. С другой стороны, предмет ОПК может быть реализован в практике образования только верующим педагогом. При этом докладчик выступил против соблазна стать миссионером и просвещать "этих безумных язычников". "Тогда уж надо идти на урок не с учебником, а с Евангелием!" Педагогу необходимо соблюдать трезвение. Нельзя пытаться подменить собой священника. Чуть позднее с места был задан вопрос: "А как будет проверяться соответствие ОПК церковному учению? Ведь здесь каждый сам себе профессор!" Здесь, по мнению В.И. Слободчикова, есть двойственность. Если ОПК – учебный предмет, он должен преподаваться всюду, независимо от того, есть ли поблизости батюшка или нет. С другой стороны, этот предмет должен быть в поле зрения Русской Православной Церкви. Предложение возложить функцию "отслеживания" на епархиальные отделы было вполне обоснованным – ведь, в конце концов, между Министерством образования и Церковью заключен договор о сотрудничестве. Но чем все это обернется на практике, если в ряде случаев священнослужители просто не допускаются в школу?
    После того как было заслушано выступление новосибирского педагога Л.М. Заславской, представившей православный учебник "Русская история на CD-ROM", собравшиеся наконец перешли к выполнению второй задачи семинара. Методом "мозгового штурма" был определен список базовых понятий. Затем присутствующие разбились на три группы. Одна из них готовила стандарты лицензирования и классический учебник на 36 часов (в добавление к тому – словник, творческие задания, энциклопедию, хрестоматию, рабочие тетради). Другая поставила задачу создания учетно-методического комплекса текстов, ориентированного на использование в предметных областях (история, обществоведение, культурология и т.д.) – работа с региональным компонентом. Третья – авторский проект конкурсного характера, построенный в соответствии со стандартами по гуманитарным дисциплинам.
    Естественно, работа по всем трем направлениям не ограничилась рамками семинара, а должна была выйти (и вышла) за его пределы. А семинар на третий день был благополучно завершен торжественным заседанием, которое возглавил мэр г. Дзержинский В.И. Доркин. Был поднят вопрос о создании областного методического центра. М.Н. Белогубова, начальник управления по связям с религиозными организациями представительства администрации Президента в Центральном регионе, заявила, что необходим единый концептуальный подход к православному образованию, который должна выработать Церковь. Со своей стороны она заверила, что государство готово многими путями помочь Церкви в деле просвещения: снижение расходов на оплату коммунальных услуг, помощь в лицензировании и аккредитации, финансирование базового компонента, подготовка преподавателей ОПК в светских колледжах и вузах. "Светский – не значит атеистический, – подчеркнула докладчик. – Мы можем и должны работать внутри единого правового поля".
    Каждый из докладчиков семинара, пожелавший обменяться опытом, смог обратиться к аудитории и пригласить в гости коллег. Таким образом, встреча в Николо-Угрешском монастыре вышла за пределы, отведенные ей, и превратилась в долгое и, даст Бог, благополезное сотрудничество. Будем надеяться, что оно принесет богатые плоды.

    © Марина ВАСИЛЬЕВА
    Фото автора

    "Как отбиваться?"

    Под таким лозунгом проходила встреча педагогов с юристами. Представителей закона на семинаре присутствовало двое – юрист ОРОиК, кандидат юридических наук Ксения Чернега и начальник правового управления Госдумы, доктор юридических наук Любовь Рожкова. Отрадно заметить, что обе уважаемые "законницы" выступали с завидным согласием друг с другом, так же как и со всей аудиторией. Их голоса звучали дуэтом, а лучше сказать – "симфонией".
    Итак, как же надлежит отбиваться от перегибов атеизма и перегибов на местах?
    Прежде всего необходимо оградить школу от влияния тоталитарных сект. Проверить, "кто стучится в дверь ко мне", просто – доступ к учащимся могут получить только религиозные организации, имеющие статус юридического лица, устав и регистрацию.
    Религиозные же группы, к которым и принадлежит большинство сект, данного статуса не имеют, и, стало быть, доступ в школьные стены для них, по закону, закрыт. Возможно, однако, что секта попытается выступить под вывеской "общественного объединения" (тогда и устав, и все прочее у нее будет в наличии). В этом случае отбиваться будет сложнее.

    Публикация статьи произведена при поддержке юридического сервиса LegalTerm. На сайте вы найдете словарные статьи для более шести тысяч юридических терминов и выражений, отсортированных в виде алфавитного указателя или доступных с помощью поиска. Кроме того, правовой портал LegalTerm публикует российские новости в области юридической и адвокатской практики.

    Следующий вопрос: как обосновать включение ОПК в школьное расписание? Лучший вариант – этнокультурные школы (правда, русских почти нет, а те, что есть, не связаны с Церковью). Если же школа обычная, то ОПК может быть включен в региональный компонент учебной программы (для этого требуется положительное решение законодательного собрания субъекта Федерации. Если такое решение есть, то письма родителей с просьбой ввести ОПК в школе будет вполне достаточно).
    Далее был рассмотрен вопрос обоснования курса ОПК. ОПК включается в региональный компонент школьной программы на основе ст. 7 "Закона об образовании". Этот закон не содержит оснований отказа от внедрения подобного курса.
    Не следует смешивать, однако, религиозное и светское образование. Они регулируются разными правовыми статьями. Ст. 28 "Закона о свободе совести" гласит: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." и так далее, "включая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой". Этот закон не идеален для Православия, по мысли Л.Рожковой, но он есть.
    В этой же статье в п. 4 рассмотрено право на получение религиозного образования "по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных учебных заведениях, администрации указанных учреждений, по согласованию с органами местного самоуправления предоставить религиозной организации возможность обучения детей религии вне рамок образовательной программы". В статье же 43 Конституции РФ подчеркивается гарантия бесплатного, доступного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Таким образом, учитывая, что ст. 14 Конституции узаконила светский характер нашего государства, вполне возможны различные подходы к разрешению образовательного процесса в рамках правового поля. К этому можно добавить еще и ряд так называемых подзаконных актов, например письмо Минобразования от 19.03.93 г., где говорится: "Школа не может взять на себя обязательства воспитывать ребенка в соответствии с религиозным или атеистическим выбором родителей".

    "А мы и не занимаемся обучением религии, – отмел в сторону все аргументы отец Киприан (Ященко). – У нас есть ход: "Положение о культурообразующих основах отечественного образования". И на этой основе (которой является Православие – кто спорит?) мы сможем выстроить содержание образования. Будет правовое поле. Так, – продолжал он, – будет очерчена передовая, где идет битва за Россию, битва за Православие, битва за души наших детей. Мы должны победить".
    На этой высокой ноте закончился своеобразный правовой "семинар в семинаре". Возможно, многие проблемы остались за кадром, тем не менее движущий толчок уже дан...

    © Марина ВАСИЛЬЕВА

    TopList