Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 01/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ ИЗ КОЛОНИИ

    СТУПЕНИ К ХРАМУ

    РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ ИЗ КОЛОНИИ

    Здравствуйте, уважаемая редакция "Воскресной школы"!
    Пишет вам Александр Каширов, заключенный.

    На протяжении двух последних лет я являюсь, если можно так выразиться, стихийным читателем вашей газеты. Хотелось, конечно, получать "Воскресную школу" периодически, но, к сожалению, такой возможности у меня пока нет, потому что я не располагаю необходимой для подписки суммой. Но не в этом, собственно, причина моего обращения, а в том, что, читая имеющиеся в моем распоряжении номера "Воскресной школы", я пришел к выводу, что вы можете помочь как мне, так и многим заключенным, которые пытаются самостоятельно изучать основы православного вероучения.
    Для того чтобы быть правильно понятым, я коротко расскажу вам о том опыте изучения некоторых духовных дисциплин, которым обладаю сам, и о попытках создания заочной воскресно-приходской школы в нашей колонии, которые предпринимаются с декабря 2000 года. А в заключение письма постараюсь сформулировать некоторые вопросы, на которые попрошу ответить вас или постоянных читателей "Воскресной школы".
    Три с половиной года назад я оказался в одиночной камере следственного изолятора г. Пензы, где находился по обвинению в совершении тяжкого преступления. Именно там, в "одиночке", в мои руки попала Библия. По Промыслу Божию это был тот самый экземпляр, который, еще будучи человеком свободным, я пытался прочитать не один десяток раз, но ничего в ней не увидел. И вот, словно в наказание за мою слепоту, Библия раскрыла вдруг свои сокровища, хлынувшие на меня всесокрушающим водопадом истины.
    Прошло время, позади остались следствие, суд, приговор, печальные лица моих близких – все как в тумане. Вспоминая теперь то время, я думаю, что со стороны выглядел, наверное, глубоко помешанным человеком, потому что улыбался, как ребенок, даже самым неприятным вещам. Но ведь я жил величайшим открытием, которое удавалось делать кому-либо из людей, – я открыл Бога, Который, как оказалось, всегда рядом. А еще, где-то в глубине сознания, пока не совсем явно, но уже настойчиво, стало вдруг подниматься всеобъемлющее желание – знать, знать как можно больше обо всем, что связано с Господом.

    Прибыв в колонию для отбытия срока наказания, я начал писать в различные инстанции, где просил помощи в приобретении фундаментального богословского образования. В июле 1999 года мои беспорядочные поиски увенчались успехом: из Православного Свято-Тихоновского института пришло письмо, в котором мне обещали всемерную поддержку в обучении некоторым богословским дисциплинам – тем, что я сам смогу осилить посредством переписки. Со временем выработался метод, позволяющий, с одной стороны, изучать сразу несколько предметов, с другой – проверять уровень моего знания.
    Теперь за плечами уже два полноценных года систематического обучения, пусть немного необычного, но, ручаюсь, достаточно серьезного и глубокого. Для примера можно сказать, что в настоящее время я уже закончил изучение церковнославянского языка, догматического богословия, истории философии, восстановил в памяти историю России, грамматику русского языка... И, уверяю вас, останавливаться я не собираюсь, по крайней мере пока мне кто-то будет помогать в приобретении литературы, консультировать по наиболее сложным вопросам.
    Наверно, поэтому ни для кого не будет удивительным то, что в процессе поиска наиболее эффективного для себя построения учебного процесса, когда постоянно приходится искать нужную литературу, самостоятельно выстраивать учебные графики, составлять вопросники для самопроверки, однажды приходишь к желанию как-то систематизировать свой опыт, поделиться с кем-то приобретенными знаниями. И идя по этому пути, я незаметно подобрался к простому решению – создать в колонии условия для получения заключенными начального духовного образования.
    С сентября 2000 года я задался целью найти людей, заинтересованных в том, чтобы в нашей колонии появилась возможность духовного образования. И мои потуги достаточно быстро увенчались успехом. Уже в ноябре того же года я получил письмо от руководства воскресной школы прихода храма Преподобного Серафима Саровского Москвы, в котором предлагалось открыть у нас филиал данной школы на основе заочной формы обучения. Естественно, что я с большой радостью взялся за организацию этого богоугодного начинания, и вот уже почти целый год мы пытаемся что-то в этом направлении сделать.
    Переписку по построению учебного процесса со стороны воскресной школы взяла на себя Валентина Павловна Андреева, женщина очень энергичная. Благодаря ее кипучей деятельности буквально в течение двух месяцев я уже имел на руках некоторые методические указания по ведению Закона Божия, катехизиса, план трехлетнего обучения в школе, образец свидетельства об окончании и т.д. Помогли нам также и письменными принадлежностями, что в нашем положении немаловажно.

    Хорошую службу в адаптации предложенной методики обучения сыграл тот факт, что и мое обучение в институте начиналось с того же учебника по Закону Божию (протоиерея С.Слободского), который был взят за основу преподавания в воскресной школе, а православный катехизис я изучил уже в объеме лекций Богословского института. Конечно, преподаватель из меня слабоватый, откровенно говоря, но направлять занятия в требуемом направлении мне вполне удавалось. Мы начали учебу.
    Когда учебный год подошел к концу, нам все-таки удалось охватить требуемый для первого года обучения объем знаний, а в заключение – написать сочинение по предложенным темам.
    Летом, с разрешения администрации колонии, мы занялись реконструкцией помещения молитвенной комнаты, расширив ее в два раза. В одной части просторного теперь помещения будет располагаться учебный класс, а в другой – воздвигается иконостас и оборудуется алтарь.
    В свободное время я осмысливал опыт, приобретенный мной в качестве ведущего уроков по Закону Божию, читал публикации преподавателей (кстати, в имеющихся экземплярах "Воскресной школы"), анализировал свои ошибки. И вот, в связи с этими размышлениями я хочу задать вам несколько вопросов, а возможно, получить практическую помощь в дальнейшей работе по устроению воскресной школы.

    1. Прежде всего хочу обратить ваше внимание на такую проблему, как организация в местах заключения библиотек с духовной литературой. Христианской литературы теперь в некоторых колониях больше, чем в иных монастырях. И все было бы неплохо, да беда в том, что книги-то приходят стихийно, без всякого подбора. Хорошо, если в одной из десяти книг есть какие-то рекомендации. Возможно, здесь расчет на то, что священник, окормляющий православную паству колонии, сам разберется, кому какую книгу рекомендовать. Но священник есть не в каждой колонии, а если есть, то приходит он один-два раза в месяц, и времени у него хватает лишь на службу. Вот и получается, что каждый читает то, что ему больше хочется, а следовательно, всегда имеет шанс раньше времени взяться за серьезный труд, привлеченный именем автора. Но ведь такая неразборчивость в чтении не только бесполезна, но и опасна (мне ли вам об этом говорить? Простите уж за самоуверенность...).
    Вот вам пример, прекрасно иллюстрирующий мои слова. Некоторое время тому назад ко мне обратился заключенный с просьбой: хотелось ему прочитать "Добротолюбие", причем все пять томов сразу. Я попытался объяснить, что данная книга – это очень серьезное чтение, требующее подготовленной души; читается она только по благословению духовного наставника, а самостийно заниматься ее изучением, да еще и применять на опыте некоторые рекомендации, может быть, даже небезопасно для духовного здоровья.
    И вот буквально на днях я вновь стал свидетелем подобной истории, только, пожалуй, еще более колоритной. Довелось мне – не больше не меньше – слушать со стороны спор двух "продвинутых" христиан о том, насколько малоэффективны советы святителя Игнатия Брянчанинова, изложенные им в "Аскетических опытах...".
    По моим наблюдениям, результатом подобного отношения к духовной литературе становится, как правило, следующее: во-первых, либо человек, не совладав с высокой мыслью автора книги, вообще отказывается от любого душеполезного чтения и обращается ко всякого рода оккультному знанию (его здесь тоже в достатке!), либо он взлетает на такие вершины прелести, откуда его трудно возвратить без вмешательства опытного духовника, коих не так уж и много теперь; во-вторых, и это происходит в большинстве случаев, человек совершенно не понимает роль Церкви, духовенства в духовной его жизни: зачем ему священник, если он сам уже "все" знает?
    И вот теперь я хочу спросить: нельзя ли хоть как-то систематизировать отправку духовной литературы в колонии и тюрьмы? Ведь можно же, например, разработать перечень книг, необходимых для чтения новоначальному христианину, затем – более просвещенному и т.д., причем строго указать последовательность чтения, предостеречь от поспешных шагов.

    2. Скажите, вам о чем-то говорит такой факт: в нашей колонии порядка пятидесяти человек учатся на заочных курсах по изучению Библии, которые распространяются такими организациями, как "Духовная свобода", "Свобода во Иисусе" и т.п.?
    Не секрет ведь для многих, что указанные организации занимаются откровенной профанацией учения Христова. Зато, по-видимому, не всем еще понятно, почему они достигли такого серьезного успеха при своей упрощенной донельзя схеме проповеди. Хотя ответ очевиден: альтернативы нет – вот и весь ответ. Найдите пример, который покажет, что я не прав, что Православная Церковь готова любому желающему заключенному предоставить возможность заочного духовного образования, пусть хотя бы самого простого, воскресно-приходского. Уверяю вас, не стоит и пытаться – не найдете. Есть, конечно, единичные попытки, слухи опять же ходят какие-то неопределенные, что нечто подобное предполагается сделать. Люди хотят сейчас учиться, сегодня, причем официально, плюс иметь хоть какую-то перспективу на образование более высокого уровня. А секты-то, вот они – уже готовы дать любому свои тетрадочки с квадратиками для ответов: поставил ответы – получи зачетку, а зачетка солидная такая, с золотым тиснением и указанием успешного выполнения задания в процентном отношении. А кто будет задумываться, что знание о Боге, выраженное в процентном отношении, – это абсурд? Для того чтобы понимать, что является истинным, а что нет, необходимо прежде иметь представление о истине, но его-то и нет.
    Знаете, я не буду сейчас сыпать доводами, приводить примеры в пользу того, что духовное просвещение тюрем и колоний России нуждается в более серьезном внимании, чем это есть теперь, – это многим уже должно быть понятно. Но хочу просить вас, поднимите этот вопрос на страницах "Воскресной школы", пусть люди выскажутся. Может быть, найдутся те, кто покажет, что я заблуждаюсь, что не все так печально, тогда я порадуюсь этому факту и успокоюсь. А может быть, и согласятся со мной, тогда поиски решения настоящей проблемы привлекут внимание православных педагогов, что совсем уже будет хорошо. В любом случае, я думаю, польза будет велика.
    И уж совсем было бы чудно, если найдутся такие, кто на опыте решится проверить свои рекомендации по настроению учебного процесса. В этом случае мы готовы выступить в качестве экспериментального класса обучения и всегда готовы для писем, для контактов. Вот адрес: 431140, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Ударный, Учр. ЖХ-385/10, 5 отр., 88 к., Каширову Александру Анатольевичу. У нас есть и свои наработки – мы с радостью поделимся.
    На этом писать заканчиваю. Желаю всему коллективу газеты "Воскресная школа" успехов на богоугодном поприще, помощи Господа и Матери Божией!
    Храни вас Бог!

    23.09.2001 г.

    С уважением Александр КАШИРОВ, п. Ударный

    Дорогой Александр! С Рождеством Христовым и Новым Годом! Рады, что у вас действует воскресная школа, желаем новых успехов в этом замечательном начинании. Вот что советует священник в ответ на заданные вопросы: главное – церковная, молитвенная жизнь. Она упорядочит духовное делание и даст ответ каждому, что ему лучше читать из духовных книг. Да поможет вам Бог! Ждем новых писем.

    Редакция

    TopList