Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 01/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЗДРАВСТВУЙ, ХРАНИТЕЛЬ СЛАВЫ РУСКОЙ

    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    ЗДРАВСТВУЙ, ХРАНИТЕЛЬ СЛАВЫ РУССКОЙ

    О воссоздании храма Христа Спасителя

    Этот снимок был сделан 5 декабря 1931 г., в день начала разрушения храма Христа Спасителя, Павлом Васильевичем Мироновым, проживавшим на противоположном берегу Москвы-реки. Фотография бережно сохранялась долгие годы в архиве семьи Мироновых. Публикуется впервые

    Этот снимок был сделан 5 декабря 1931 г., в день начала разрушения храма Христа Спасителя, Павлом Васильевичем Мироновым, проживавшим на противоположном берегу Москвы-реки. Фотография бережно сохранялась долгие годы в архиве семьи Мироновых. Публикуется впервые

    Восстановление храма Христа Спасителя стало для нас чудом, свидетельством присутствия Божия в нашем мире, Его любви. Удивительна история его воссоздания, и в ней открываются все новые и новые волнующие события, необыкновенные факты. Интересна в этом смысле публикация в "Московском комсомольце" от 14.07.2001 – рассказ мэра Москвы Юрия Лужкова о том, как в начале 1990-х годов к нему пришла старушка и подарила старинную Библию с просьбой передать ее в восстановленный храм Христа Спасителя. Это показалось ему неосуществимым. Но вот на месте старого храма, под бассейном, нашли крепкий фундамент из бетона лучших марок (для неосуществленной утопии – "Дворца Советов"), и это для строителей был знак, что воссоздание храма возможно. Строительство начали с того, что возвели на сохранившемся фундаменте Преображенскую церковь – в честь главного храма разрушенного Алексеевского монастыря, который, как известно, был когда-то на этом месте. Теперь это нижняя церковь храма Христа Спасителя, а верхняя, напоминаем, посвящена Рождеству Христову.
    И вот чудо свершилось: за необыкновенно короткие сроки, в течение нескольких лет, храм восстановлен (а ведь первый храм строился 40 лет!).
    И вот уже огромное число свидетельств о том, какую необыкновенную благодать чувствуют люди, в том числе и неверующие, в этом замечательном храме, который вновь стал украшением столицы, любимым местом посещения ее гостей.
    Наша газета неоднократно публиковала материалы об истории храма Христа Спасителя. Но вот о его, можно сказать, новейшей истории публикаций было пока мало. Ну что ж, постараемся хотя бы немного рассказать о ней, приурочивая эту статью к празднику Рождества Христова.

    Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь храма Христа Спасителя Протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь храма Христа Спасителя

    Ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Радищев:

    – Как сейчас помню тот знаменательный для меня день, когда я был назначен, согласно Указу Его Святейшества, на свою нынешнюю должность. Величайшая ответственность легла на мои плечи. Я вырос в семье священника, много раз слышал разговоры о случившемся в 1930-е годы. Разрушение великого храма всегда вспоминалось с болью утраты. Разве я мог помыслить тогда, что и на мою долю выпадет восстанавливать его?!
    Господь промыслительно хранил это место. Оно было четырежды освящено: при строительстве Алексеевского монастыря, при закладке старого храма, затем – при закладке нового, и наконец, – 19 августа 2000 года во время великого освящения вновь выстроенного храма Христа Спасителя. Находясь здесь, ощущаешь великую благодать Божию. Этот храм – средоточие упований всего православного мира, с надеждой молящегося о спасении России. Хочется верить, что Господь, управляющий судьбой людей и народов, услышит нас.

    Россия, свете тихий, возродись...

    Своеобразной летописью воздвигаемого храма Христа Спасителя стала Памятная книга. Пока на берегу Москвы-реки возводилась эта всероссийская святыня, на месте строительства побывали тысячи паломников, гостей, жертвователей. Многие из них оставили свои записи в этой книге. "Пусть этот храм спасет Россию!", "Восстановление храма – наше покаяние и подъем России", "Этот храм явит собой национальное достояние страны и всего мира", "Господи, помоги построить этот храм!"
    География отзывов поразительно широка – от Москвы до Камчатки, представлены зарубежные страны – США, Италия, Франция, Греция, Финляндия, Индия, Австралия... Попадаются бесхитростные рисунки главок с крестами и пожелания успеха на множестве языков. "Молюсь за всех причастных к строительству Дома Божьего. С христианским приветом. Теймураз Хазанов". "Успеха вам в сотворении нового храма Христа Спасителя", – желает чеченец А. Хармиев. "Я нерусский, исповедую иную религию, но восторгаюсь этим богоугодным делом", – пишет Й.Кац из Эстонии.
    Вот откровенное признание: "В Бога как такового я не верю, но я за воссоздание Храма Божьего. Я верю, что есть что-то выше и благороднее нас". Среди авторов и жертвователей – люди самых разных профессий и возрастов: ветераны войны и труда, студенты вузов... Внесли пожертвование и учащиеся коммерческого колледжа из Калининграда, жители деревни Рыжково, чета пенсионеров Кашириных и многие другие.
    84-летний митрофорный протоиерей из Сибири Исидор, переживший все ужасы гонений и репрессий, желает здоровья, крепости, мудрости и награды от Господа правительству Москвы и всем строителям. Немало благодарностей Святейшему Патриарху, мэру Москвы Ю.М. Лужкову, правительству города.
    А вот записи пожилых москвичей: "Мне будет 88 лет, когда я его увижу достроенным. Была бы богаче – все деньги вложила бы в Дом Божий", "Меня ребенком водили сюда на богослужение", "Подумать только, мы плавали в этом бассейне!". Вот неожиданная находка – покаянное стихотворение Н. Арнольда, посвященное храму Христа Спасителя, написанное в 1931 году, его текст нашел физик-"чернобылец" А.Глущенко, инвалид 2-й группы.

    В общем хоре приветствий прорезываются, хотя и редко, иные нотки: брань в адрес "иерархов РПЦ", надрывные призывы строить храмы "не в мертвых камнях, а в душах". "Хоть бы подождали, пока народ начнет жить сносно", – сетует пенсионер, 75 лет. "Вот сколько таких нас, пенсионеров: жизнь прожили – ума не нажили", – отвечает на это другой, 70 лет, по собственному признанию неверующий. Так что со скептиками авторы записей разбираются сами. В хор взрослых вплетаются чистые детские голоса: "Хочу, чтоб этот храм больше не разрушали", – Катя Кудряшова, 8 лет. "Дай вам Бог удачи", – желает 6-й "В". "Помоги вам Господь", – Аня, 6 лет и Петя, 3 года. Детским почерком: "Господи, это достойный Дом Тебе!" И мне особенно хочется привести только одну строчку, под которой нет подписи: "Россия, свете тихий, возродись..."
    История воссоздания храма Христа Спасителя еще не написана. Но в рассказах участников движения, в свое время охватившего всю Россию и не оставившего равнодушными людей из многих стран мира, перед нами предстают те дни, когда во времена так называемой перестройки, были снесены идеологические препоны. И наши боголюбивые современники, те, что первыми услышали призывающий глас Божий, трудом и молитвой принялись восстанавливать порушенную святыню России.
    "Как начиналась история возрождения великого храма?" "Каков был Ваш вклад в это благородное и святое дело?" "Какими чудесами и знамениями силы Божией сопровождалось оно?" С этими вопросами корреспондент обратился к участникам воссоздания храма Христа Спасителя: Татьяне Белевич и Никите Астахову (православный театр "Глас"); протоиерею Георгию Докукину (храм Живоначальной Троицы в Серебряниках); иерею Леониду Калинину (комиссия по художественному убранству храма Христа Спасителя).

    Татьяна Белевич и Никита Астахов:

    – Вполне можно считать, что воссоздание храма Христа Спасителя началось в 1987–1988 годах. Наш театр "Глас" еще только начинал свое существование. Мы хотели сделать спектакль к знаменательной дате – 1000-летию Крещения Руси. И в эту пору мы познакомились с протоиереем Георгием Докукиным. Он буквально жил идеей воссоздания великой русской святыни – храма Христа Спасителя. Эта идея захватила и нас. А тогда мы решили подготовить вечер в честь 150-летия основания храма (оно состоялось в 1839 году). Никто не знал, можно или нельзя это делать, а если можно, то как. Но все устроилось с Божией помощью. Вечер прошел в кинотеатре "Россия" 24 сентября 1989 года. А в Театре Советской Армии на основе сценария этого вечера был поставлен спектакль "Храму – быть!" Было много сомневающихся – "как бы чего не вышло". Но мы всех убедили, что этот храм – часть нашей истории, что он – воинский, служит прославлению могущества России, ее славных побед. Реакция на этот вечер была от безоглядного восторга до яростного отторжения.
    Это и была наша отправная точка. Начался сбор пожертвований на воссоздание храма. Отец Георгий стал служить молебны у бассейна "Москва". Нам из воды кричали: "Сумасшедшие, ходят тут, мешают оздоровляться!"
    Мы организовали передачу на телевидении, в прямом эфире, она называлась "Оглашение". И батюшка появился на экране в рясе с крестом, говорил о нашей исторической памяти, о покаянии, призывал участвовать в наших молебнах.
    Помню, принесли чудную Казанскую икону. Она пришла от одного немца, который во время войны вынес ее из горящей избы на Смоленщине. Он познакомился после войны с одним русским ученым и сказал, что хотел бы вернуть икону в Россию. А мы – так получилось – были в одной компании. Как вернуть? Кому? Икону передали братству Христа Спасителя. Сейчас эта икона – в алтаре Троицкого храма в Серебряниках. Когда освящали его колокольню – отец Георгий передал ее в алтарь. Оказалось, что в этом храме имеется Казанский престол. С этой иконой состоялся крестный ход к месту храма Христа Спасителя. И – о чудо! – собралось столько людей, что конца не было этому шествию! К вечеру стало темнеть, люди держали в руках свечи, лепили из снега подсвечники на деревьях – это было потрясающе! Самое интересное, когда уже построили храм Христа Спасителя, нас пригласили в его музей. Мы входим – и что видим? Большая Казанская икона – такая же, как та, что мы передали в церковь в Серебряниках. И подпись, что это Казанская икона Божией Матери, которой благословили М.И. Кутузова на войну с французами.
    Потом бассейн осушили – и сразу появилась масса проектов, как его использовать. Приходили какие-то бесноватые, устраивались шоу. А молебны тем временем не прекращались. Потом мы осмелились и установили закладной камень. Была построена деревянная часовня во имя Державной иконы Божией Матери. Пресвятая Богородица, видимо, взяла это место под свое особое покровительство, ибо вскоре состоялась закладка храма. В итоге могу сказать, что храм, хотя его еще и не было, освятил всю нашу жизнь. Вместе с храмом рос наш театр, драгоценное наше детище. И мы средствами искусства призываем людей строить храмы в своей душе. Это и есть та православная идея, которой мы служим.

    Протоиерей Георгий Докукин:

    – Мое поколение уже не знало храма Христа Спасителя. Но память о нем жила в народе. Идея восстановления храма буквально витала в воздухе в годы "перестройки". На квартирах проводились собрания. Постепенно выкристаллизовалась группа людей, которым была близка идея возрождения храма. Это был прообраз будущей общины.
    Один из членов этой группы, Аполлос Феодосович Иванов, в 1980-е годы выступал с лекциями на квартире Н.Ф. Зуевой. Он считал, что этим он загладит свою вину, так как юношей участвовал в разрушении храма. (Измерял объемы с целью определения необходимого количества взрывчатки.) Он уже в наше время написал интересную книгу "Тайны храма Христа Спасителя".
    Исходный импульс нами был получен в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Я служил в то время на Ордынке в Скорбященском храме и видел, что народ жаждет духовной пищи и начинает осознавать ответственность за происходящее. Началось все, пожалуй, с манифестаций у Поклонной горы, против проекта, согласно которому предполагалось срыть ее. Я участвовал в этих манифестациях, пока еще в гражданской одежде. И когда встал вопрос о памятнике на Поклонной горе – мы все приняли участие в обсуждении, каким он должен быть. И один из проектов, представленный скульптором В.Мокроусовым, был храм Христа Спасителя. Итог же конкурса был таков: все храмовые проекты были отринуты, а был выстроен "Мемориал" З.Церетели...
    В те годы нами ощущалось веяние свободы. И я как-то высказал идею: "Если мы зарегистрируем общину верующих – государство будет обязано построить нам храм!" Встретились с Мокроусовым, набрали еще людей – и образовалась "двадцатка". Кто был в ней? Владимир Мокроусов и его супруга Валентина, Борис Кондратьев, Царство ему Небесное, Галина Шипилова, Ольга Ломакина, художник Николай Розов с супругой... Он собрал уникальную коллекцию фотографий панорамы Москвы с высоты храма Христа Спасителя – выступал с лекциями и показывал их. Встала проблема: что нам делать? Решили собирать материалы – каждая фотография храма представляла ценность. Пошла работа. К тому времени меня перевели в храм Петра и Павла на Яузе. Однажды мы собрались здесь, отслужили молебен перед началом всякого дела и крестным ходом – на Кропоткинскую. Явились в Ленинский райисполком, сдали документы на регистрацию. Через некоторое время вызывают: "Зачем вам восстанавливать храм Христа Спасителя? Мы вам дадим другой". Мы не согласились. Между тем на телевидении прошла программа "Взгляд", за нас выступила "Литературная Россия". Общественное мнение всколыхнулось. Однако оно было ориентированно не на воссоздание храма, а на восстановление исторического памятника, и нам пришлось бороться, отстаивая свою позицию.

    24 сентября 1989 года состоялся вечер в память 150-летия основания храма Христа Спасителя. К тому времени на Кропоткинской шли молебны (бассейн еще работал). Милиция не вмешивалась – ей было непонятно, что мы делаем. После вечера к нам стало приходить больше народу. Одновременно шел сбор подписей за строительство храма. Были мнения "за" и "против". Оппоненты возражали нам, что это будет дорого, что это – новодел и т. д., и нам приходилось каждый раз находить ответы.
    В 1991 году я опасался, что с приходом к власти демократов идея воссоздания храма Христа Спасителя будет похоронена. Я пошел в "Белый дом", в мэрию – и всюду выступал за воссоздание святыни. И был поддержан!
    Однако община существовала неофициально. Поэтому было создано братство храма Христа Спасителя, чтобы собирать пожертвования. У нас было две категории: "член братства" и "друг братства". Мы находили сторонников во многих городах России, использовали все каналы для пропаганды идеи храма. Наконец поставили закладной камень на берегу Москвы-реки. Это было 5 декабря 1990 года. Администрация бассейна ударилась в панику: "Кто разрешил?" Суматоха, неразбериха – а место мы освятили! И камень стоит. Потом поставили крест. Общину в конце концов зарегистрировали, и ее возглавил отец Владимир Ригин. А перед этим вышел Указ президента России Б. Ельцина от 16 июля 1992 года "О создании Фонда возрождения Москвы". В списке объектов был храм Христа Спасителя.
    Потом было принято постановление правительства Москвы о строительстве храма Христа Спасителя. Был создан общественный наблюдательный совет во главе с Его Святейшеством Патриархом Алексием. Мы, члены общины, присутствовали на освящении места закладки. Главное дело нашей жизни увенчалось успехом. Все управил Господь, Ему же слава подобает ныне и присно и во веки веков!
    Я хотел бы отметить, что идея возрождения России основана на покаянии, символом которого стал воссозданный храм. Считаю, что эта идея не реализована. Нам еще предстоит возвести истинный храм в наших душах. Мы должны отстаивать нашу святую веру, ибо борьба с Православием разгорается и усиливается день ото дня. Храм Христа Спасителя – наш форпост, наша твердыня. Верю, что он не сокрушится никогда.

    Иерей Леонид Калинин:

    – Храм воздвигнут в честь победы над Наполеоном, и в этом есть великий духовный смысл. Православное воинство по повелению императора Александра защитило свое Отечество от нашествия безбожных полчищ со всех концов Европы. Ведь в те времена Европа была объята пламенем Французской революции. Ее главной задачей было стереть в памяти человечества пришествие в мир Господа Бога и Спаса нашего. Там жгли храмы, иконы, мощи святых, казнили священников – то есть делали то же самое, что большевики в России столетье с лишним спустя.
    В день Рождества Христова Церковь празднует победу "над галлами и двунадесятью языками". Именно в день Рождества, 25 декабря 1812 года, последний французский солдат, отступая, пересек границу Российской империи. Победоносное русское войско вошло в Европу не для того, чтобы жечь и грабить, как французы в России. В Европу вернулось христианство.
    Первыми указами императора стали распоряжения о восстановлении разрушенных храмов не только в России, но и в Западной Европе. В честь победы императором Александром I был написан манифест о построении в первопрестольном граде Москве храма во имя Спасителя Христа. В нем сказано: "Да благословит Бог начинание наше, да свершится оно, да курится перед престолом Божиим фимиам благодарности позднейших родов славным делам их предков".
    Первый храм на Воробьевых горах, как известно, строился неудачно, грунты были плохие. Было решено перенести храм на холм Киевец, где с 1353 года находился женский Алексеевский монастырь.

    Храм Христа Спасителя в наши дни Храм Христа Спасителя в наши дни

    Конечно, игумения монастыря – этот вопрос часто акцентируют в прессе – не могла никого проклинать. Это православная женщина, монахиня. Она могла произнести пророчество, о том, что на этом месте храм не устоит. Оно и сбылось. Храм простоял с 1883 года до 1931 года – 5 декабря 2001 года исполнилось ровно 70 лет со дня его разрушения. Это было страшное событие. Тогда вместе с храмом рухнули надежды на то, что падет власть большевиков. Храм был символом России, символом ценностей Православия.
    Но все-таки эта безбожная власть пала, и самым ярким свидетельством обращения людей к Богу явилось воссоздание храма Христа Спасителя. Мы все должны молиться о том, чтобы Господь благословил нас на подвиг участия в этом.
    Конечно, в ходе строительства храма Христа Спасителя было очень много чудес и необычных событий. Мы, работая на лесах, чувствовали великую благодать. Удивительно было видеть, как за короткий срок воссоздается наш храм. Работа комиссии по художественному убранству, в которой я состою, заключалась в том, чтобы собрать и систематизировать исторические материалы. Среди них были письменные и устные свидетельства, кадры кинохроники, фотографии, например известного художника Александра Родченко (он снимал на пленку куски разбитых скульптур для своих целей). У меня не было ни помещения, ни телефона, практически ничего. Помогал приход Спас-Андроникова монастыря, где я служу. Все вместе мы смогли составить грандиозную картину убранства храма, включая живопись, архитектуру и все детали. Работали за мизерную оплату, которую удавалось раздобыть через добрых людей. Компьютерщик Михаил, например, взялся сделать развертки с фотографий Родченко. Останки сброшенных с храма скульптур он сумел "развернуть" в пространстве и получить объемные изображения. Это было бесценно для нас.
    Так вот, у нас ничего не было: ни средств, ни денег. Но мы верили, что молитвы Церкви нам помогут, и храм был воссоздан. Правда, у нас не все шло гладко. Были случаи, когда художники, расписывающие храм, сознательно не выполняли наших указаний. Работы одной из бригад с самого начала взывали у нас сомнения. Свет на их композициях был не тем светом Христовым, как на иконах или в религиозной живописи. Это было приглушенное, темное, словно из подземелья исходящее свечение. Изменить что-либо они отказывались. За два-три дня до снятия лесов я ночью приехал в храм. Взял палитру и стал исправлять роспись. (Я по профессии скульптор, живопись для меня не главная специальность.) Взял кисть, прикоснулся к стене – и действительно, стало светлее, лучше. Утром приезжаю в храм, а там скандал. Стал звонить руководителю бригады, а он, оказывается, когда я ночью исправлял живопись, попал в больницу. Когда я наконец с ним увиделся, он заявил, что раскаивается за свое непослушание Церкви. Мы молились за него – и он вскоре выздоровел. А живопись они исправили. Чудом был отмечен и мой приход сюда. Я скептически поначалу относился к идее воссоздания храма. Будучи студентом Суриковского училища, находясь уже в сане диакона, я даже писал Святейшему Патриарху письма, где возражал против этой идеи.

    И каков же был ответ? Я получил циркуляр с пригласительным билетом на закладку храма Христа Спасителя. Было Рождество, сильный мороз. Помню я пришел к кремлевскому Успенскому собору в тонком подряснике, без перчаток. Мы направились к месту закладки крестным ходом, и мне дали нести хоругвь. Я так промерз, что думал, вот упаду – и конец мне. Но мы шли, и постепенно над нами в небе образовывался круг, в который светило солнце. Я держал холодное латунное древко хоругви – и, несмотря на это, начал согреваться.
    Когда пришли на место закладки – Первосвятитель стал произносить особую молитву: Призри, Господи, на место сие. Ниспосли благодать Святаго Духа на место сие, да почиет она на нем во веки веков! В это мгновение я почувствовал, как благодать зримо стала сходить с небес, с шумом, как золотой огонь.
    Первым из важных лиц отреагировал Юрий Михайлович Лужков: он снял шапку и стал креститься. Его примеру последовали члены правительства Москвы, которые до этого стояли в головных уборах.
    Так что Господь посетил это место. И во веки веков эта благодать пребудет здесь. Воскресение Святой Руси начинается отсюда. И благодать Свою Господь преподает нам как делателям, виноградарям, возделывающим тот сад, который Он насадил на земле.

    Марина ВАСИЛЬЕВА
    При подготовке материала были использованы публикации в газете "Православная Москва"

     

    Это стихотворение-реквием написано накануне взрыва храма Христа Спасителя. Автор стихотворения – Николай Арнольд, потомок писателя Сергея Аксакова. Он прожил долгую жизнь, скончался в Москве в 1969 году и не увидел возрожденного храма...

    Храму Христа Спасителя в Москве

    Прощай, хранитель русской славы –
    Великолепный Храм Христа,
    Наш великан золотоглавый,
    Что над столицею блистал.

    По гениальной мысли Тона
    Ты был в величии – простой.
    Твоя гигантская корона
    Горела солнцем над Москвой!

    С тобой умолкли отголоски
    Великого Бородина.
    Исчезли мраморные доски
    И с ними славных имена.

    Кутузов и Барклай-де-Толли,
    Граф Витгенштейн, Багратион...
    Не мог сломить на бранном поле
    Вас даже сам Наполеон.

    Давыдов, Фигнер и Сеславин,
    Тучков, Раевский, Богоут...
    Кто вам по храбрости был равен?
    Пускай подобных назовут!

    Над этой гордостью московской
    Трудилось много мастеров:
    Нефф, Верещагин, Кочановский,
    Толстой, Бруни и Васнецов.

    Клодт, Семирадский, Ромазанов,
    Маковский, Марков – это те,
    Что расписали образами
    Храм в несказанной красоте!

    Мне жаль художников и зодчих
    Сорокалетний славный труд,
    И помириться мысль не хочет,
    Что Храм Спасителя снесут.

    Нет ничего для нас святого.
    И разве это не позор,
    Что шапка золота литого
    Легла на плаху под топор?

    Прощай, хранитель русской славы –
    Великолепный Храм Христа,
    Наш великан золотоглавый,
    Что над столицею блистал.

    Николай АРНОЛЬД

    TopList