Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 01/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СРАЖАЛСЯ МЕЧОМ ДУХОВНЫМ

    ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

    СРАЖАЛСЯ МЕЧОМ ДУХОВНЫМ

    Священномученик епископ Никодим (Кононов) Священномученик епископ Никодим (Кононов)

    В Соловецком мартирологе среди новомучеников, "в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших", есть имя священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Епископ Никодим принял крестную смерть не в застенках Соловецких, а на земле Белгородской, но он в свое время много потрудился над составлением "исторических сказаний о жизни и подвигах тех русских святых и некоторых приснопамятных мужей, которые подвизались в пределах Архангельской епархии...". Заканчивая повествование о святых в "Архангельском патерике", епископ Никодим писал: "Теперь с горних высот взирают на нас и своими молитвами облегчают наши труды. Как яркие звезды на полуночном северном небе, сияют они, угодники Христовы, светом своих добродетелей и влекут наши сердца к горним обителям..."
    Эти же слова можно сказать о новых мучениках и исповедниках Российских, а в их числе и о самом епископе Никодиме, богослове, духовном писателе, ревностном архипастыре, много лет прослужившем в Санкт-Петербургской епархии, а в последние годы жизни – на Белгородской кафедре.

    Будущий священномученик Никодим (Кононов), в миру Александр, родился 18 июня 1871 г. в Архангельской губернии в семье священника. В 1892 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. На четвертом курсе принял монашество, вскоре был рукоположен во иеродиакона, а потом во иеромонаха. В 1896 г. закончил академию со степенью кандидата богословия и летом того же года был назначен смотрителем в Александро-Невское Духовное училище.
    Неся это послушание, отец Никодим встает на стезю духовного писателя. В Санкт-Петербурге в 1900–1901 гг. проводит большую работу по составлению житий святых отцов, просиявших в северных и уральских землях, среди них "Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и исторические сведения о церковном их почитании", "Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.", "Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители", "Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский", "Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. Археологические очерки", "Архангельский патерик", "Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.", "Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники".
    В 1901 г. он возведен в сан архимандрита, а 17 января 1904 г. архимандрит Никодим назначен ректором Калужской Духовной семинарии.
    Прошло несколько лет, и архимандрит Никодим получает назначение на север, где он с 19 марта 1909 г. ректор Олонецкой Духовной семинарии. В эти годы выходит в свет еще один его труд, "Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел" (1910).
    9 января 1911 г. в Санкт-Петербурге архмимандрит Никодим хиротонисан во епископа. Хиротонию совершали митрополиты: Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан и другие. Епископ Никодим направляется в Курскую епархию, где он несет послушание епископа Рыльского, викария Курской епархии. В то время в состав Курской епархии входила и Белгородская. Епископ Никодим прибыл сюда незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского. Здесь, на земле святителя Иоасафа, епископу Никодиму суждено было принять мученическую смерть. Господь отпустил епископу Никодиму время, чтобы на земле, освященной служением святителя Иоасафа, поработать во славу своего далекого предшественника. Епископ Никодим составляет акафист святителю Иоасафу. Протопресвитер М.Польский в книге "Новые мученики российские" (часть 2) пишет: "Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию". Епископ Никодим проделал громадную работу и выпустил книгу "Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа" (Курск, 1914), содержавшую ценные биографические документы, иллюстрации, документальные данные о чудесах, совершенных предстательством святителя.

    Мученик Твой, Господи, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

    Тропарь

    Владыка Никодим был инициатором создания и одним из составителей многотомного труда "Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX столетий". В 1917 г. он за свои труды был удостоен степени магистра богословия.
    Это была одна сторона деятельности владыки на Белгородской кафедре, которая была учреждена в ноябре 1913 г. Другая же – окормление своей паствы. На этом поприще он за то небольшое время, что служил в Белгороде, снискал любовь и уважение людей. М.Польский в уже упомянутой книге пишет: "Проповеди епископа Никодима отличались необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убедительности". Служил он истово и отрешенно, весь уходя в служение Богу, был "как посланец с небес среди земных людей". Отмечалась особая повествовательно-напевная манера чтения молитв во время богослужения. Как архипастырь, он действовал сообразно обстоятельствам, мог быть или непреклонно строг, или снисходителен и заботлив. Не оставались без внимания владыки и дела благотворительности – учреждались и поддерживались дома призрения престарелых и сирот, на полном иждивении владыки жили перед революцией два воспитанника Духовного учебного заведения.
    1917 год принес гонения на Церковь и ее служителей. Эта участь не обошла и Белгородскую землю. Гонения на Церковь проявлялись и в том, что запрещалась проповедь священников, особенно если она была направлена против новой власти. Епископ Никодим в своих проповедях обличал насилие, грабежи и убийства, совершаемые властями ради утверждения своих идей, он проповедовал, что законы Божии выше законов человеческих. М.Польский пишет, что епископ Никодим, изучив жизнь святителя Иоасафа, "полюбив его духовный образ и прославив его в творениях своих, сам был во многом подобен ему". В акафисте святителю Иоасафу Белгородскому есть такие слова: "меча духовного в ножны не вложивый", их можно отнести и к епископу Никодину. Он сражался доступными ему духовными средствами – проповеди владыки были поистине "мечом духовным", им он защищал свою паству.
    Такие проповеди, естественно, восстанавливали местные власти против владыки. Близкое окружение предостерегало любимого архипастыря от смелых шагов, совершенно обоснованно опасаясь за его жизнь, но он, не ограничиваясь проповедью с кафедры собора, регулярно проводил беседы на религиозно-нравственные темы. В этот период епископ Никодим чудом избежал ареста.

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «Элизиум», специализирующейся на изготовлении корзин и венков из свежих живых цветов: гвоздик, роз, хризантем, лилий или других цветов по вашему желанию. Венки из живых цветов от компании «Элизиум» можно выбрать не только из готовых композиций, но и собрать уникальную. Венки можно украсить лентами, в том числе с необходимым текстом. Вы можете возложить венок как сами, так и доверить его возложение и уход за захоронением компании. «Элизиум» так же может выполнить ландшафтные работы на месте захоронения, осуществить установку или реставрацию памятника и многое другое.

    Белгород. Троицкий монастырь. Здесь был погребен священномученик Никодим Белгород. Троицкий монастырь. Здесь был погребен священномученик Никодим

    Осенью 1918 г. в Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. Когда съезд закончился, ему настоятельно предлагали не спешить в Белгород, но владыка и слышать не хотел об этом. По прибытии в Белгород он не стал скрываться от властей, как того желала братия Троицкого монастыря, где была резиденция архипастыря. Власти только ждали удобного случая, чтобы его арестовать.
    Наступало Рождество Христово 1919 г. В кафедральном Троицком соборе владыка совершил Рождественское богослужение, потом принимал у себя представителей белгородского духовенства. В это время сюда явился известный своей жестокостью комиссар Саенко. Епископу было приказано немедленно следовать в ЧК. Успокоив всех присутствующих, владыка отправился в Чрезвычайку, располагавшуюся в здании бывшей земской управы. Весть об аресте архипастыря быстро распространилась по городу. Быстро организовались депутации в защиту любимого пастыря. Одну из них возглавила начальница 2-й женской гимназии М.Д. Кияновская. Мария Дмитриевна, жена священника, не скрывала своих религиозных и политических убеждений. В том же день, в праздник Рождества Христова, она была арестована как "руководительница контрреволюционной демонстрации" и расстреляна.
    Опасаясь волнений, владыку отпустили через несколько часов, но на свободе ему уже оставалось быть совсем недолго. На второй день Рождества епископ Никодим совершил последнюю в своей жизни Божественную литургию, произнес проповедь, а во время вечернего богослужения был арестован красноармейцами прямо в алтаре и тайно выведен из храма. Священномученик Никодим содержался в здании ЧК, где в подвале его подвергали допросам и пыткам.
    По приказу того все того же комиссара Саенко 10 января 1919 г. (н.ст.) священномученик Никодим был расстрелян. Желая скрыть от народа эту казнь и боясь отказа красноармейцев расстрелять уважаемого пастыря, его повели на расстрел в военной шинели. Владыку тайно захоронили в общей могиле за городом. Все же люди узнали место погребения своего архипастыря. Братскую могилу верующие тайно украшали цветами и ветвями. Кроме цветов и зелени на могиле появились кресты, иконки и даже лампадки. У братской могилы служили панихиды по христианском мученике, незабвенном епископе Никодиме.

    После взятия Белгорода Добровольческой армией (через полгода после расстрела владыки) братская могила была вскрыта. Тело священномученика узнали по сохранившемуся на нем монашескому параману. Медицинский осмотр убиенного пастыря установил кроме огнестрельной раны в груди (не смертельной), пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от удушения. Останки епископа Никодима были перенесены в Троицкий монастырь при участии всего духовенства города и большом стечении народа, а погребен он был на завещанном им месте – у северной стены собора вблизи раки святителя Иоасафа. Спустя год мощи святителя Иоасафа были кощунственно вскрыты и увезены, в начале 1920-х гг. Троицкий собор был снесен, а останки епископа Никодима остались погребенными под его развалинами.
    Священномученик епископ Белгородский Никодим (Кононов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г. Память его совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в день его мученической кончины и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в празднование Собора Санкт-Петербургских святых.

    Новомучениче святителю Никодиме, моли Бога о нас!

    Валентина ШАРОВА (по книге: М. Польский, протопресв. "Новые мученики Российские". М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957 гг., Джорданвилль)

    TopList