Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 48/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЕДИНАЯ ЗВЕЗДА

    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    ЕДИНАЯ ЗВЕЗДА

    Ныне слово Божие возвестило нам о путешествии волхвов с востока для поклонения новорожденному Искупителю с обстоятельствами этого путешествия, а также о самом поклонении их Божественному Младенцу. Посвятим, по крайней мере в настоящую минуту, все наше внимание на то, чтобы усвоить предложенное нам в Евангелии повествование.
    Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
    Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему
    (Мф. 2, 1–2).
    Так, не одни люди простые и не одни евреи принесли поклонение Господу Иисусу; принести поклонение Ему пришли еще и люди мудрые, выразители мысли человеческой, и притом язычники. Это – волхвы, пришедшие с востока.
    Ожидание Избавителя было не чуждо язычникам того времени, и особенно жителям восточных стран, каковы Персия, Месопотамия. Там за четырнадцать столетий жил пророк Валаам, предсказавший, что воссияет звезда от Иакова; там же за 600 лет пребывал Даниил, который был уведен в плен Вавилонский. Поэтому нет ничего удивительного, что волхвы пришли с востока поклониться Христу: они знали, верили, что в Иудее явится Избавитель, и потому, узнав о рождении Его (видели звезду Его на востоке), поспешили принести Ему поклонение.
    Предполагая, что Царь Избавитель родился в Иудее, но не зная, в каком именно городе, селении и доме, они, естественно, прибыли в столицу Иудеи – Иерусалим, твердо надеясь, что или в нем найдут Родившегося, или, по крайней мере, узнают в нем о месте Его рождения.
    С открытою и самою восторженною душою они спрашивали иерусалимских жителей: где есть рождейся Царь Иудейский?
    Такой вопрос прибывших знатных иностранцев тотчас разнесся по городу и произвел в жителях многолюдной и страстной к новостям столицы большое внимание. Все заговорили о волхвах и о предмете их изыскания. О Родившемся никто не знал в столице ничего! Многие любопытнейшие из жителей, без сомнения, наперерыв стремились к пришельцам и спрашивали: почему они знают о рождении искомого ими Царя?
    Волхвы всем давали один ответ: видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
    Но что это была за звезда? Многие ученые астрономы позднейшего времени объясняли это явление совершенно естественным ходом течения обыкновенных звезд. По их вычислениям это было соединение двух величайших планет – Юпитера и Сатурна. Подтверждая эти и другие астрономические вычисления, ученый Кеплер присовокупляет, что вблизи Юпитера и Сатурна в то время находился еще и Марс... и продолжает: различные комбинации этих планет, имевшие место в течение некоторого времени, очевидно, могли казаться движением одной необычайной звезды, и именно с востока на юг, то есть по тому самому направлению, по которому пришли в Иерусалим восточные мудрецы.

    Таким образом, на основании этих астрономических исследований составилось мнение, которое имело многих защитников – что в появлении евангельской звезды не было ничего сверхъестественного и необыкновенного и что все дело объясняется вполне чисто астрономическими соображениями восточных мудрецов. Но против такого мнения прежде всего говорит то, что в евангельском повествовании звезда Мессии называется не созвездием, а звездой единичной, и притом не простой звездой, а именно звездой новорожденного Царя Иудейского, следовательно, здесь не может быть никакой речи о совпадении естественных планет. Кроме того, посредством таких объяснений нельзя все-таки объяснить себе слов евангелиста и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла, и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостию весьма великою (Мф. 2, 9–10). Звезда остановилась именно над тем местом, где находилось новорожденное Отроча.
    Отцы и учители Церкви в этом случае придерживались совершенно иного мнения. Они видели в евангельской звезде непосредственное божественное знамение и полагали, что это была особенная, нарочито созданная звезда; Златоуст и Феофилакт считали, что это была умная сила (ангел) в образе звезды, указавшая язычникам путь ко Христу. Конечно, никто не будет отрицать, что между явлениями нравственного порядка и физической природы существует тесная взаимная связь и что явления одного порядка могут оказывать свое влияние на явления другого, что необыкновенные явления в мире нравственном нередко сопровождаются необыкновенными явлениями и в мире физическом. Поэтому бесспорно, что явление необыкновенной звезды было отражением в физической природе славы Божией и того необычайного события, которое было совершено тогда на земле в деле искупления падшего человечества.
    Звезда остановилась над местом, где был Младенец, то есть, вероятно, так опустилась с высоты, что можно было, по падающим вниз лучам ее, без труда узнать искомое место.
    И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11). Три дара, как бы в знамение Божества Триипостасного и для означения трех видов ходатайственного служения Богочеловека принесли Христу волхвы – злато, яко Царю и главе рода человеческого; ливан, яко Первосвященнику и Учителю; смирну, яко Человеку и Ходатаю, имеющему смертью Своею разрушить державу смерти. Принесены злато, ливан и смирна как лучшее из всего, что было на востоке, чем славилось отечество волхвов. Впрочем и здесь, по замечанию святого Златоуста, видно возвышенное направление их мыслей: они не приносят ни одной из тех чувственных жертв, коими выражалось у самих евреев почтение Богу истинному, а дары бескровные, прознаменуя сим и как бы предначиная богослужение Нового Завета и наши жертвы духовные. Посему тот же святитель Златоуст называет волхвов первенцами церковными. Так совершилось поклонение мудрых земли новорожденному Царю Иудейскому. Здесь все для нас поучительно: и самое путешествие волхвов, и то, как совершили они его, и то, как они отнеслись к простой обстановке новорожденного Царя, и, наконец, то, что принесли они с собою.

    Самое путешествие волхвов обращает на себя внимание тем, что оно показывает, что Господь и Спаситель наш приемлет всех и каждого: приятна Ему и простота бескнижная, когда она соединена с верным исполнением своего звания, с чистотою совести и жизни; не отриновенна у Него и мудрость человеческая, когда она умеет подчинять себя озарению свыше и употреблять свои познания во славу Божию и на пользу ближних. Так было теперь – в самом начале; так будет и после: в сан апостольский изберутся большею частию рыбари, взят будет и Павел, наставленный во всей мудрости иудейской.
    Посему пастырь ли кто вифлеемский, то есть человек простой, а не книжный, да не скучает своею простотою: у Спасителя достанет света и премудрости, дабы Евангелием и озарением от Духа заменить для него все пособия наук и искусств человеческих, вразумить его во всем, что нужно для его спасения. Волхв ли кто восточный, то есть человек знакомый с науками, обладающий многими познаниями, да не полагается на свою мудрость, да ищет света горнего, да последует ему со смирением волхвов, будучи уверен, что если он захочет по примеру их принести рожденному Отрочати дары своих способностей и познаний, то они и ныне будут приняты Им с тою же благосклонностию, хотя Сам по себе Он не имеет в них нужды.
    Пришедши в вертеп, где находился Младенец, лежащий в яслях, волхвы с благоговением преклонились умом и сердцем пред Спасителем мира. Научимся из этого примера не мудрствовать много там, где не следует много мудрствовать, и будем видеть в рождении Спасителя таинство странное и преславное, превосходящее наш ограниченный разум. Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, – говорит святой апостол Павел (1 Тим. 3, 16). Да, тайна воплощения Сына Божия – великая и непостижимая тайна. Сын Божий, Владыка неба и земли, везде сый и вся исполняяй, оставаясь Богом, в определенное время является на землю и, родившись бессеменно от Девы Марии, становится подобным нам человеком, так что в этом случае небом Ему служит вертеп, престолом – Святая Дева, и ясли вмещают в себе невместимаго Бога.
    Как бы вы умны и учены ни были, сколько бы вы ни старались проникнуть в эту непостижимую тайну нашей веры – умом своим ничего не постигнете. Потому-то и Святая Церковь, представляя нам в пример восточных мудрецов, как бы так говорит этим: не мудрствуйте много там, где не следует мудрствовать, не забывайте, что ум ваш очень ограничен и едва уразумевает вещи постижимые, что и на земле-то для него очень много тайного и необъяснимого; не беритесь же смело и дерзко судить о вещах непостижимых. С глубоким благоговением преклонитесь и умом, и сердцем пред воплотившимся Сыном Божиим – Спасителем нашим.
    Обратим внимание еще на ту убогую обстановку, при которой увидели волхвы родившегося Спасителя. Смотрите: бедная храмина – вот жилище великого Царя, Мария, Мать Младенца – вот вся свита Того, в распоряжении Которого были легионы ангелов. При какой убогой обстановке произошло рождение Господа нашего Иисуса Христа! Неужели Повелитель миров, Царь неба и земли не мог избрать Себе и жилища самого удобного, светлого, роскошного и просторного, и свиты почтенной?
    Мог все это избрать, но не избрал. Почему же?
    Не избрал Господь Спаситель наш ничего того, что люди считают великим и знатным, потому что это великое и знатное человеческое недостойно Его Божеского величия. Чем люди гордятся, в чем полагают они сокровище сердца, чего ищут, всеми средствами домогаются – все это в очах Божиих ничто, все это презренно, мерзко. Истинное величие и достоинство в очах Божиих состоит не в наружном блеске, не в обладании земными сокровищами, не в знаменитом роде, не во властвовании над другими, а в смирении духа, в чистоте и простоте сердечной, в стремлении к Божественному, вечному, небесному. Тогда велик человек, тогда высоко стоит он, когда умеет возвышаться над всеми привязанностями мирскими, над всем, что может приковать к себе его сердце, когда умеет властвовать собой, быть победителем своих страстей. Тот велик, кто забывает себя, с самоотвержением служит другим, кто не стыдится этого служения, а в нем полагает цель своей жизни.

    Священник Григорий ДЬЯЧЕНКО
    Рождество Христово. Великий Устюг. 1689 г.

    Якоже красная палата, вертеп показашеся...

    Священное Писание гласит, что не нашлось Святому Семейству места в гостинице по случаю множества людей, пришедших в Вифлеем тогда для переписи. Великое таинство воплощения Господа нашего Иисуса Христа произошло в убогой пещере. Почему Господь избрал Себе именно эту убогую, как принято говорить, пещеру? Там не было ни богатого убранства, ни сонма прислуживающих. Только иногда туда заглядывали пастухи с бессловесными животными, укрываясь в непогоду. Для этого было множество причин, и святые отцы называют их. Убогая она была только с нашей, человеческой, точки зрения. Посудите сами, где же еще мог родится Тот, Кто сотворил небо и землю и что собой представляла человеческая, то есть сотворенная человеком, гостиница на Востоке две тысячи лет назад? Многолюдство, шум, гомон днем и ночью, нечистота...
    Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16), и никто не может лицезреть ее.
    Богатый царский дворец, утопающий в роскоши и грехах, разве мог быть пристанищем для Чистейшего Агнца, восшедшего нас ради и нашего ради спасения на Голгофу? Убогая пещера была только в нашем с вами человеческом понимании. Это были действительно Царские чертоги. Церковное Предание гласит, что Господь через ангела приказал Иосифу остановить животное, на котором ехала Мария. И Иосиф снял Ее с седла и спросил у Нее: куда мне отвести Тебя? ибо место здесь пустынно? И Мария Сама указала пещеру. И сказала Мария: войдем в эту пещеру.
    При появлении Марии вся пещера озарилась таким ярким сиянием, как если бы взошло солнце в пещере той… И пока Мария пребывала в пещере той, она озарялась непрерывно, днем и ночью, этим небесным сиянием.
    И большая звезда сияла над пещерой от вечера и до утра, и никогда не видели такой большой от сотворения мира.
    …И пещера стала подобна священному храму, где властители небесные и земные воздавали славу и хвалу Богу о рождении Господа нашего Иисуса Христа.
    Дева днесь Превечное Слово в вертеп грядет родити неизреченно…
    Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли: мы же Матерь Деву.
    Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

    TopList