Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 46/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО

    Спонсор публикации статьи: компания «Бизнес-Строй» предлагает купить оборудование и материалы для строительства, ремонта и отделки квартир. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете купить стремянку, бетономешалку, сварочное оборудование, наждачку, сверла, ручной инструмент и многое другое, по выгодным ценам. Подробнее ознакомиться с ассортиментом товаров, и осуществить заказ, а так же получить помощь консультанта, можно на сайте компании www.Biznes-Stroy.ru. Курьерская доставка по Москве и Московской области, позволят приобрести товары, не выходя из дома или офиса, экономя Ваше личное время.

    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО

    Уроки для детей младшего и среднего школьного возраста

     

    Знакомство с храмом на натуре

    Первое занятие было посвящено знакомству со структурой православного храма. Мы надеемся, что ребята осмотрели свой храм и ответили на поставленные вопросы. Дальнейшие занятия предполагают познакомить ребят с основами церковного зодчества. С этой целью на будущих занятиях мы рассмотрим, какими путями шло его развитие. Но прежде чем перейти к этому материалу, ненадолго прервем наш рассказ и побеседуем о том, как сделать уроки по церковному зодчеству понятными и увлекательными для детей. Мы с благодарностью выслушаем ваши предложения. А пока дадим свои рекомендации. Мы полагаем, что в работе с детьми теоретическую часть предмета целесообразно давать на уроках в классе и затем закреплять материал на натуре. Такие занятия помогут детям понять, как представление человека о храме Божием получает свое материальное воплощение через него же, человека, через его талант, умение, внутреннее постижение духовного – в силу способностей, дарованных ему Господом.

    Силу зрительного, чувственного восприятия оценили давно. Уже в первой половине XIX в. преподаватели учебных заведений "с целью наглядности" выводили учащихся сначала на природу, позже в музеи. Первые занятия подобного рода были случайными, дилетантскими. Но понимание важности подобных уроков привело к разработке методики их проведения, которая дает рекомендации, как построить занятие, чтобы оно принесло наибольшую пользу учащимся. Так сложился предмет, получивший название "Экскурсоведение". Газетная статья не дает возможности детально разобрать все его положения. Мы лишь кратко остановимся на одном из разделов – "Знакомство на натуре с церковным зодчеством".

    Особенности проведения занятий на натуре

    Выходные занятия являются учебным процессом, во время которого учащийся узнает для себя что-то новое. Познавательное содержание всегда неотделимо от нравственно-воспитательного воздействия. И потому выходные занятия, как и занятия в аудитории, – это одна из форм воспитания. Знания, которые получают на выходных занятиях учащиеся, основываются на непосредственном восприятии окружающего мира, что и определяет особенности их проведения.

    Будучи учебным процессом, занятия на натуре должны опираться на законы педагогики и психологии, которыми вы, преподаватели, владеете. Для выходных занятий также обязательны выявление логики рассматриваемого объекта, последовательность, систематичность, ясность и доступность изложения. Но есть и одна существенная особенность работы на натуре, которая приносит немало хлопот привыкшим работать в аудитории преподавателям, выстраивающим излагаемый ими предмет исходя из логики его развития. Эта особенность заключается в ведущей роли зрительного ряда, который и формирует сюжетную линию, определяет композицию и содержание занятия. Состав зрительных объектов и последовательность их показа часто зависит от внешних причин, а не от педагога. Преподаватель не всегда может расположить показ в нужном для логики изложения порядке. Приходится учитывать естественное расположение объекта в среде. Но, хотя это зачастую и трудно, ведущий занятие должен и в этих условиях находить логические связи, используя различные приемы ведения занятий на натуре.

    Вторая особенность таких занятий – соотношение рассказа и показа. На занятиях по архитектурной тематике преобладает показ. Рассказ же играет подчиненную роль. Но поскольку преподаватель имеет возможность изложить теоретическую часть в классе, то на натуре он может ограничить рассказ справкой, пояснением, демонстрацией того, что учащимся уже известно из теоретических занятий. Рассказ на натуре всегда должен быть полным, но минимальным, так как, стоя на одном месте, слушатель быстро устает, что зачастую усугубляется неблагоприятными погодными условиями. Поэтому излагаемый материал не следует перегружать информацией. Она должна быть доступна, понятна. Все сложные места следует тут же пояснять, полезно задавать слушателям вопросы, но не стоит во что бы то ни стало добиваться ответа. Лучше ответить самому. Хорошо усваивается материал, если попросить учащихся найти той или иной объем, ту или иную деталь или попытаться обсудить с учащимися интересующий вопрос.

    Продолжительность выходного занятия

    Автор статьи Г.С. Александрова на выходном занятии по экскурсоведению со студентами ПСТБИ Автор статьи Г.С. Александрова на выходном занятии по экскурсоведению со студентами ПСТБИ

    Продолжительность выходного занятия может составлять 15–20 мин, если ставится задача познакомить учащихся с тем или иным разделом темы на примере своего храма. Если же преподаватель намерен провести более углубленное занятие и обойти несколько храмов или посетить отдаленный храм, то продолжительность занятия увеличивается, но не должна превышать 1,5–2 часов. Число объектов обхода может колебаться от одного до нескольких. Но объектов не должно быть много, что утомительно для детей. Учитывая, что детская группа легче воспринимает материал в движении, число объектов можно увеличить за счет сокращения информативного материала.

    Полезно при осмотре объектов включить в структуру занятия элемент игры. Например, показ архитектурного объекта следует всегда начинать с общего, то есть с осмотра и обсуждения, как объект вписывается в среду, с выяснения его роли в среде, с вопроса, какое впечатление вызывает объект у видящего его. Эту часть занятия лучше провести не предлагая учащимся уже имеющиеся заготовки, а вместе с ними походить вокруг объекта, чтобы они сами нашли ответ на данные вопросы. Заготовки же преподаватель должен иметь, но преподносить их детям не навязчиво, как бы ненароком выведя их в нужную точку показа в ходе обхода. Обсуждением виденного подвести их к самостоятельному решению, какую точку лучше выбрать для обзора и что она дает.

    Требования к маршруту

    Маршрут – это путь следования группы. Он состоит из двух частей – объектов и переходов от одного объекта к другому. Маршрут строится таким образом, чтобы полностью раскрыть тему и обеспечить целостность и логическую последовательность изложения материала. Он должен строиться поступательно, не иметь переходов по одному и тому же месту.

    Составляя детский маршрут, преподаватель обязан предусмотреть безопасность движения группы по городу. Число переходов через улицу должно быть минимальным и в специально отведенных местах. Если требуется подъезд к объекту на транспорте, то необходимо проследить, чтобы дети вместе вошли и вышли из него. Поэтому желательно, чтобы группу сопровождал в помощь преподавателю кто-то из родителей.

    Методика проведения выходного занятия

    1. Выбор местоположения

    Г.С. Александрова со студентами ПСТБИ на фоне панорамы Московского Кремля. 1996 г. Г.С. Александрова со студентами ПСТБИ на фоне панорамы Московского Кремля. 1996 г.

    Как уже указывалось, для знакомства с объектом преподаватель должен выбрать такое местоположение группы, откуда объект смотрится наиболее эффектно и убедительно. При показе архитектурных объектов следует его обойти, так как объемно-пространственное решение можно оценить лишь в движении. При обходе сделать несколько ключевых остановок, откуда наиболее наглядно можно показать особенности данного архитектурного объекта и раскрыть запланированную тему занятия. При выборе точки показа следует помнить о важности соблюдения наилучшего расстояния до рассматриваемого объекта. При показе издали обращается внимание на общее впечатление, с близкого расстояния уместно показывать детали. При приближении, например, к крепостной стене, появляется ощущение ее мощи, при удалении зачастую это ощущение пропадает и проявляются какие-то другие моменты. Например, те, кто видел ансамбль Московского Кремля с противоположной стороны, с Софийской набережной Москвы-реки, помнят, что оттуда его крепостные стены выглядят как нарядное ограждение кремлевских строений.

    2. Расстановка группы

    На остановках наилучшим расположением группы считается расположение слушателей полукругом вокруг ведущего так, чтобы всем был хорошо виден объект и было слышно ведущего занятие. Последний при этом ни в коем случае не должен стоять к группе спиной.

    3. Последовательность показа

    Показ должен быть целенаправленным. Последовательность показа должна учитывать правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от общего к частному. Следует учитывать особенности зрительного восприятия. И.М. Сеченов указывал на однозначность двигательных реакций рук и глаз. Глаза, как и руки, ощупывают предмет. Поэтому показ должен осуществляться так, чтобы глаз постепенно перемещался по объекту, "ощупывая" его.

    Следует помнить, что наше внимание чрезвычайно динамично. Поэтому долго задерживать его на одной точке не следует. Его нужно постоянно переключать.

    4. Средства показа

    Ведущий ориентирует внимание на объект при помощи словесного описания и жеста. Жест может сделать рассказ более эмоциональным. Однако жест должен быть скуп и не отвлекать внимание слушателей.

    5. Приемы показа

    Остановимся на некоторых приемах показа, которым полезно следовать при знакомстве с архитектурными объектами.

    Предварительный осмотр

    Показ всегда следует начинать с предварительного осмотра, руководствуясь указанными выше рекомендациями. Его цель – зафиксировать экскурсионный объект в его городском или природном окружении. Объект следует назвать и дать описание, начав с общего эстетического восприятия, взаимодействия со средой, привлекая к показу цвет и другие признаки, характерные для данного типа сооружения и одновременно броские. Далее следует анализ объекта.

    Прием экскурсионного анализа

    Экскурсионный анализ применяется, чтобы выявить сущность объекта, в архитектурной тематике – чтобы познакомить с основными признаками и свойствами архитектурного направления, представителем которого является рассматриваемый объект.

    После того как вы показали объект, перед анализом, следует представить объект группе подобно тому, как представляют нового человека. Помимо названия привести дату строительства, указать имя зодчего, заказчика, пояснить повод для строительства, упомянуть о возможных перестройках, пока без их разбора.

    Замечание. Важно, чтобы группа не уставала, постоянно перемежать рассказ показом.

    Затем перейти к анализу, начав с объемно-пространственной структуры, для чего группу перевести в точку, откуда эта структура наиболее выявлена. Дать оценку композиции, выделить композиционное ядро. Таким ядром в церковном зодчестве являются церковный объем и нередко колокольня.

    Показать все составляющие объемы и дать информацию о их назначении.

    Далее перейти к анализу главных составляющих, начав с церковного объема. Указать его ярусность и назначение каждого яруса (подклет и верхний ярус). Показать главные элементы церковного объема: апсиды, главы, входы.

    Замечание. Если вы смотрите на храм с западной стороны, где апсиды не видны, то не спешите с их показом. Покажете в соответствующей точке. Если рассматриваете объект с северной или южной точки, откуда алтарные выступы видны отчасти, то просто укажите их наличие с восточной стороны храма. То же – о входах.

    Затем следует перейти к архитектурному анализу. Дать представление о строительном материале и конструктивных особенностях церковного объема. Раскрыть художественную целостность сооружения, обратив внимание на декоративное оформление, наличие симметрии и асимметрии, центричности. Выявить контрасты, ритмичность повторения деталей либо отсутствие подобной ритмичности, если это имеет принципиальное значение. Показать, какими декоративными средствами пользовался зодчий. При анализе ведущий все время должен помнить, что его задачей является раскрыть особенности изучаемого стиля или традиций и показать, через какие элементы они выявлены в данном памятнике. Если у ведущего есть возможность сослаться на другие памятники, то показать новое, нетрадиционное, что появилось в данном сооружении.

    Проводя анализ, особенно сравнительный анализ отдельных элементов сооружения, ведущий занятие на объекте должен помнить, что логика его разбора коренным образом отличается от логики книжного разбора объекта, когда авторы статей анализируют архитектурные приемы объекта, сопоставляя и сравнивая детали, расположенные на разных уровнях строения, в разных частях здания, а часто и в разных плоскостях. Работая на объекте, ведущий разбирает последовательно одну плоскость за другой, одну точку за другой. Он не должен возвращаться к уже оставленной точке и плоскости. Поэтому весь материал должен быть четко разбит на подтемы в соответствии с маршрутом обхода объекта.

    После анализа церковного объема перейти к анализу других объемов. Полнота их анализа и последовательность определяются индивидуально в каждом конкретном случае и зависит от того, насколько это интересно для раскрытия темы.

    Зрительная или словесная реконструкция

    При показе объекта либо ансамбля мы часто сталкиваемся с необходимостью дать представление об их облике, исчезнувшем к моменту знакомства с ними. В этом случае приходится обращаться к зрительной или словесной реконструкции. В ее основе лежит правило показа "от существующего к несуществующему". То есть сначала следует показать то, что существует на данный момент. И только после этого предложить слушателям мысленно достроить или отбросить поздние наслоения.

    Чтобы понять сказанное, приведем пример. Рассмотрим Благовещенский собор Московского Кремля. Сначала следует показать существующий облик храма: девятиглавый, в основе которого – пятиглавый четверик, обнесенный галереей, по углам которой установлены четыре одноглавых придела. И лишь после этого показа можно предложить слушателям мысленно отбросить угловые приделы, снять две главы. Храм предстанет пред их мысленным взором как трехглавый, окруженный крытой галереей. Далее можно обсудить высказываемые исследователями версии по поводу того, какой была галерея – крытой или открытой.

    Прибегать к методу реконструкции следует только, когда есть необходимость в воссоздании объекта на каком-либо этапе его развития. Когда такой необходимости нет, уместнее ограничиться показом современного вида.

    Зрительное сравнение

    В некоторых случаях показ полезно строить на сравнении. Сравнивая два или несколько объектов, можно показать, как разными строительными и декоративными приемами зодчие добиваются различного впечатления или некоторых функциональных и других преимуществ. Сравнивать можно рядом стоящие объекты, либо напомнив уже ранее виденные объекты, либо продемонстрировав фото или рисунок сравниваемого объекта.

    Локализация событий

    И в архитектурной тематике полезно оживить анализ объекта, воскресив некие события, происшедшие в прошлом или настоящем. Это тоже реконструкция, но на этот раз реконструкция событий. Например, реконструировать крестный ход в привязке к храму либо всему ансамблю.

    Приемы рассказа

    Ранее указывалось, что рассказ играет в выходных занятиях подчиненную роль. Тем не менее и к нему предъявляются особые требования. Рассказ должен быть четким, даваться хорошим литературным языком, очищенным от слов-паразитов, должен быть логичным и последовательным. В рассказе обычно применяются следующие приемы.

    Экскурсионная справка. В справке сообщают основные данные об объекте, о событиях, связанных с объектом. В рассказ может быть включена, например, справка о зодчем, о заказчике и т.д.

    Характеристика объекта. Характеристика – это перечисление каких-либо качеств и свойств объекта. Обычно любой анализ начинается с характеристики. Характеристикой, подводящей итог сказанному, можно закончить разбор объекта.

    Объяснение. Это развернутый рассказ об объекте с раскрытием причинно-следственных связей. Отталкиваясь от показа, вы объясняете слушателям то, что они видят. Так как предполагается, что теоретический материал дается на аудиторных занятиях, то объяснение на натуре может быть сжатым, сводиться к напоминанию.

    Напоминание об уже виденном или слышанном.

    Комментирование – это толкование событий. К нему прибегают, чтобы высказать, например, свое мнение об объекте.

    Репортаж. Оперативное изложение материала по ходу движения группы.

    Цитирование. Цитирование, например отцов Церкви, уместно. Но цитаты должны быть краткими. Длинные цитаты не воспринимаются.

    © Галина АЛЕКСАНДРОВА
    Фото Ольги Лашковой

    TopList