Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 46/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ПРАВИЛО ВЕРЫ И ОБРАЗ КРОТОСТИ

    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    ПРАВИЛО ВЕРЫ И ОБРАЗ КРОТОСТИ

    Икона святителя Николая с храмом в Кленниках в руке письма монахини Иулиании (Соколовой). Храм Святителя Николая в Кленниках Икона святителя Николая с храмом в Кленниках в руке письма монахини Иулиании (Соколовой). Храм Святителя Николая в Кленниках

    "Приспе день светлаго торжества: град Барский радуется и с ним веселится вся, ликовствует песньми духовными: днесь бо священное торжество в принесении честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое воссия светозарными лучами" – так говорит о празднике в честь святителя Николая Святая Церковь. Славно было имя святителя Николая в Мирах Ликийских еще при жизни его, просиявшей великими добродетелями, делами милости, дивными чудесами. Мощи его из Мир Ликийских в конце XI века были перенесены в далекий Барград, в Италию. В то время Миры Ликийские были опустошены сарацинами. И вот святитель Николай, явившись во сне одному пресвитеру в городе Бари, повелел увезти его мощи в этот город, ибо Господу не угодно было, чтобы мощи святителя оставались в опустошенном месте. Быть может, перенесение мощей святителя из опустошенной области было печальным напоминанием малоазийским христианам о том, что ослабела их жизнь духовная, что должны они исправить в жизни своей многое, близкое к смерти (Откр. 2).
    Быть может, и самое нашествие сарацин было во исполнение пророческих предостережений Малоазийским Церквам, которое мы читаем в Апокалипсисе. Но и не в одобрение латинян совершилось переселение святителя Николая в Барград, ибо он переселился к христианам православного исповедания, объявил волю Божию о своем переселении православному иерею, православным людям повелел совершить перенесение мощей своих.
    Если же и прославился святитель многими чудесами на Западе, то не ради правоты веры латинян, а для того, чтобы имя Христово прославилось и пред инаковерующими. Ведь Господь всегда творил много чудес, чтобы обращать к вере и неверующих. Пребывание святителя в мощах своих в Барграде есть как бы постоянное напоминание и призвание западных христиан к единению с православными христианами. Переселяясь в Барград, святитель являлся как бы апостолом Православия на Западе. Но вскоре латиняне начали постепенно вытеснять Православие из Италии, забирая в свои руки церкви, обители, самые мощи святителя.
    Дивной помощи святителя Николая сподоблялись не одни православные, а и многие язычники, которым он являлся, избавляя от бед, которые потом, приходя в православные храмы и взирая на икону святителя Николая, ставя свечи перед нею, свидетельствовали, что изображенный на иконе был их избавителем. Поистине от востока солнца до запада прославлено имя Господне через святителя Николая, когда "взыде яко звезда от востока до запада мощи святителя, море освятися шествием его" (из канона в день памяти святителя Николая). Весь мир узнал о чудном угоднике Божием, который не восхотел оставаться в опустошенном месте, но хотел распространить милости свои по всему миру. В каждом народе, даже языческом, лучшие души влекутся к Богу, общему Отцу всех людей, ко Христу, в Котором богоподобная душа узнает сияние образа Божия, и в ней самой отпечатленного и потускневшего, стершегося, загрязнившегося.

    Чудесные милости святителя изливаются и доселе всюду на призывающих его с особенною верою. И в праздник святителя мы восхваляем его духовные добродетели и доблести. "Радуйся, всех добродетелей зерцало", – поет в нем Святая Церковь. Но изобразить все добродетели великого святителя не в силах человеческое слово, и потому должно остановиться только на некоторых: "Правило веры и образ кротости" – так именуем мы его. И эти слова вызывают целый ряд воспоминаний о святителе, о его делах, свидетельствующих, что он воистину был правилом веры и образом кротости, доселе влекущим к нему сердца бесчисленного множества людей во вселенной.
    Святитель Николай еще младенцем три часа стоял в купели Крещения, знаменуя свое будущее предстояние Святой Троице. "Радуйся, озарение трисолнечного света, радуйся, денница незаходимого солнца, радуйся, свеще, божественным пламенем возжженная; радуйся, яко тобою попрася поклонение твари, радуйся, яко тобою научаемся поклонятися Творцу в Троице" (из акафиста святителю Николаю). А его любовь к Священному Писанию и неленостное пребывание в храме с детства разве не были самым ранним, уже сознательным проявлением жизни по вере? Его пламенное стремление в Иерусалим – поклониться местам страданий Христовых – разве не свидетельствовало, что душа святого жила верою в Господа Иисуса Христа Спасителя, горела любовию к Нему, от веры возгоревшейся. Дивно избрание святого во епископы Мир Ликийских по особому указанию Божию архиерею: Тот избранник, кого первым увидишь входящим в церковь на утреннее пение, – говорит Господь. Здесь виден Промысл Божий о Своем избраннике. Не вспоминается ли здесь голос, обращенный некогда к отцу верующих Аврааму: Иди в землю, которую я укажу тебе (Быт. 12, 1).
    Многочисленны чудеса, которые начал творить святитель еще при жизни, – укрощение бури, воскресение мертвого корабельщика, явление во сне царю Константину с требованием освободить невинно осужденных на смерть воевод, спасение гибнущих от голода, исцеление больных и так далее. Все это дела великой веры святителя. Заключение невинного святителя в темницу, соединенное со страданиями от голода, жажды, тесноты во время гонений Диоклетиана, было исповедничеством веры, говорило о готовности святого все претерпеть за нее. Он ревностно истреблял остатки язычества, ревностно защищал православную веру на I Вселенском Соборе, где выступил против Ария, отвергавшего Божество Христово. Вот потому мы и называем святителя "правилом веры".

    "Радуйся, великия благочестия столпе, радуйся, верных прибежище граде, радуйся, твердое Православия укрепление, радуйся, огненная словеса испущаяй, радуйся, добре стадо твое наставляяй, радуйся, яко тобою вера утверждается, радуйся, яко тобою ересь низлагается" (из акафиста святителю Николаю). Сам Господь с Евангелием и Божия Матерь с Омофором, Которых видели около святителя некоторые из отцов Собора, являли, как честна ревность его в вере, как достоин он сана архиерейского.
    Об образе кротости милостивого святителя все мы, конечно, помним. И дела его многие испытали на себе. Кто не помнит, как спас он трех дев от скверного брака посредством тайной милости? Кому не известно, как избавил святитель от казни трех неповинно осужденных мужей, затем освободил из темницы и трех оклеветанных перед императором Константином воевод? Впрочем, нельзя исчислить всех дел милости святителя Николая, явных и тайных, которые он начал совершать тотчас по смерти родителей, раздав полученное от них достояние бедным. "Радуйся, милости превеликия сокровище; радуйся, промышления о людех приятелище. Радуйся, пище и отрадо к тебе прибегающих; радуйся, хлебе неснедаемый алчущих. Радуйся, богатство, бедне живущих на земли Богом данное; радуйся, воздвижение скорое убогих. Радуйся, быстрое нищих услышание; радуйся, скорбящих приятное попечение. Радуйся, трех дев непорочный невестителю; радуйся, чистоты усердный хранителю. Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, всего мира наслаждение"; "Радуйся, обуреваемых тихое пристанище. Радуйся, утопающих известное хранилище. Радуйся, превождение сущих в вихрех; радуйся, согреяние сущих во мразех"; "Весь еси всем воистину помощник, богоносе Николае, и собрал еси вкупе вся прибегающия к тебе, яко свободитель, питатель и врач скорый всем земным" (из акафиста святителю Николаю).
    Будем вспоминать добродетели великого святителя, молясь, чтобы он нас, столь нищих духом, духовно обогатил, чтобы он, будучи правилом веры, не дал поколебаться в вере и нам среди бед жизни до смерти, чтобы он, сильный молитвенник и ходатай пред Богом, не дал поколебаться нам в вере по немощи, укрепил, когда будем близки к падению, спас скоро от бурь житейских, как внезапно являлся он плавающим на море и призывающим его. Будем призывать его, как всегда близкого по вере, хотя и отдаленного местом и временем жизни, чтобы он, телом в Бари почивая, духовно нас посещал и чудесами своими всюду достигал, чтобы не закрылся источник милостей его, изливающихся из него, как неисчерпаемое море чудес и для нас. И хотя мы недостойны милостей святителя, но как Господь не праведников, а грешников призывает к покаянию (Мф. 9, 13), так миловал бы и святитель добрых и злых, праведных и неправедных (Мф. 5, 45), изводя честное из недостойного, драгоценное из ничтожного (Евр. 15, 19).

    Священномученик архиепископ ФАДДЕЙ (Успенский)

    TopList