Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 45/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • НЕ ГОРДИСЬ

    СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

    НЕ ГОРДИСЬ

    Ничто так не мерзко Богу, не неприятно людям, как гордость и превозношение, и ничто так не бывает угодно и приятно, как кротость и смирение.

    Рождается гордость от ослепления и неразумия. Если бы гордец истинно познал себя, не был бы горделив, не превозносился бы неразумно малыми, незначительными преимуществами.
    Знай, гордец, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5) Свою: возносит смиренных и унижает гордых, принимает кротких и отвращается гордых. Господь принял одно воздыхание смиренного мытаря и отвергнул все добродетели гордого фарисея – значит, перед Богом лучше грешник смиренный, чем гордый праведник.
    Смотрите, Бог всюду отвергает гордых, а принимает кротких, сильных низлагает с престолов и возносит смиренных, алчущим дает Свои блага и богатых отпускает с пустыми руками. Господь избрал смиренных апостолов, а гордых фарисеев отринул, отверг премудрых философов, а избрал простых рыбаков, отверг благородных князей, а избрал смиренных – Иосифа древодела и незнатную Пресвятую Матерь Деву. Пусть же никто не гордится знатностью предков, зная, что все мы имеем одного праотца Адама, а оставим после себя прах и пепел. От земли мы взяты и снова пойдем в землю.

    Не станем возноситься друг перед другом – всех нас сравняет земля.

    Если же мы от земли взяты и снова пойдем в землю, из ничего сотворены и не знаем, куда пойдем и какая нас постигнет участь – так чем же гордиться нам? Не гордись славой – она переменчива, не гордись богатством – оно исчезает, не гордись благородством происхождения – все предадимся тлению, не гордись мудростью, силою, красотою – все это не твое. Если надумаешь гордиться способностями и знанием – Бог их дал; если телесной красотой и силой – Бог их создал; если богатством и имением – Бог все даровал; если высотой звания и служения – все в Божией воле; если какими добрыми делами – Бог помог, устроил и укрепил: все Божие, а не наше, и нечем похвалиться нам перед другими.
    Высоким саном облечен ты от Бога – тем более не гордись, чтобы не научить высокомерию и подчиненных: со старших по положению берут пример младшие. Вспомни, как Господь учил смирению учеников Своих. Сан не изменяет природы, и начальник такой же человек, как и прочие, такой же прах, как и все. Поэтому временная слава и почесть начальническая да не увеличивают в тебе гордости, наоборот: Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа (Сир. 3, 18), говорит Иисус, сын Сирахов. Честь начальства дана тебе на время для порядка и для исправления других, а не для самопревозношения. Напротив, насколько высок сан, настолько следует быть и смиренным. Не думай и не говори: "Я это сделал, это исправил" – смотри, чтобы все это не изменилось. Все доброе приписывай Богу, что хочет Он, примет, чего не хочет – отвергнет.

    Не домогайся начальства, так как только тогда его достоин будешь, когда сочтешь себя того не стоящим. Если достиг старшинства, помни, что за ним последует. И цари, и вельможи, и князья пусть не величаются своей высотой – ничто не поможет из этой высоты при наступлении смерти. Во гробе не различишь, смотря на обнаженные кости, кто начальник, кто подчиненный, кто бедный, кто богатый, кто благородный, кто убогий. Туда все пойдем нагими, и ничего при нас не останется, кроме добродетелей души. Там не на сан и звание будут смотреть, а на добрые навыки, не на превозношение, гордость и знатность, но на кротость и смирение, в которых и помянет нас Господь. Многие здесь неизвестные там окажутся славными, здесь презираемые – там в почете, и наоборот: кто здесь в славе и чести – там в бесчестии, гордые и богатые – в геенне, а нищие – в Царстве Небесном, превозносящиеся – с бесами, а смиренные – с Господом. Там ведь нет такого лицемерия, как здесь, там Бог поставит каждого на своем месте.
    Гордый здесь направляется прямым путем к унижению и бесславию в будущем веке. По гордости лучший из ангелов свергнут с Неба, гордостью фарисей все свои добродетели рассыпал, Навуходоносор лишился царства и со скотами семь лет ел траву, да и тысячи тысяч падений от гордости!.. Старайся поэтому сделаться смиренным, чтобы под осенением благодати Божией направляться к вечным обителям.

    Нигде, христианин, ты не найдешь такого успокоения, как в смирении, и нигде не испытаешь таких волнений, как в гордости. Если хочешь иметь покой и тишину, будь кроток со всеми, и Господь возвысит тебя. Твое самовозвышение есть отпадение от Бога, Божие же возвышение есть благодатное. Постоянно же имей в виду необходимость смирения. Как не смиряться тебе, когда ты из земли взят и снова в землю пойдешь? Как не смиряться, когда ничего не имеешь своего? Как возвышаться, когда сам собой, без помощи Божией, никакого добра совершить не можешь? Между тем как Бог создал тебя смиренным, ты возносишься, тобою и для тебя Он всякое добро совершил, а ты все себе приписываешь. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил (1 Кор. 4, 7)?
    Имей же смирение в мыслях, речах, в поступках, так как сам по себе, без благодати Господней, ты ничто и не можешь совершить никакого добра, не можешь прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6, 27). Не можешь ни одного волоса сделать белым или черным (Мф. 5, 36). Был ли ты когда прежде в этом мире? Не был. Знаешь ли, как на свете появился, как возрастал, как сложился твой облик духовный? Знаешь ли, что впереди тебя ожидает, здесь и за гробом? Ничего не можешь сказать, ничего не знаешь. Будь же смирен и благоразумен. Не смотри на других, не знающих и не хотящих понимать, что все от Бога и все Божие. Он всему начало, все содержит, всему и конец в Нем. За образ смирения возьми себе сладчайшего Иисуса, Сына Божия, послушного до смерти крестной (Флп. 2, 8).

    Однако твое смирение пусть не чуждо будет рассудительности. Ведь и бессловесные скоты бывают смиренными, но не заслуживают похвалы. Ты в "разуме смиренномудрствуй", смиряйся с сознанием необходимости смирения и той пользы, какую оно приносит человеку – разумному существу; смиряйся с пониманием, что смирение соединит тебя с Господом, а гордость отвергнет от него; смиряйся, помня, что смирение дает спасение, а высокомерие несет погибель.
    Пусть же явятся все высокие здешнего мира, пусть размышляют все премудрые философы и дивятся Божиим чудесам! Как дивен Господь! Как милостив и праведен в своих премудрых планах! Ни в чем не нуждаясь, Он создал человека, создав, ничего не требует от Него, кроме правого разума и истинного покаяния, чтобы человек, сознавая Его благодеяния, любил Бога и, видя, что все Божие, проникался смирением, за все принося Господу славу и благодарение.

    Святитель Димитрий Ростовский

    TopList