Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 44/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • МЕСТО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДУШИ

    СЛОВО ПАСТЫРЯ

    МЕСТО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДУШИ

    Поздравляю вас, братия и сестры, с радостным праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!

    Фото Евгения Крылова

    Трехлетняя Отроковица, Святая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа приводится в Иерусалимский храм и воспитывается. И это воспитание доставило Ей чистоту и святость, так что Она удостоилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Вот так велико воспитательное значение храма. Если такое великое воспитательное значение было у Иерусалимского – ветхозаветного – иудейского храма, то тем большее религиозно-воспитательное значение имеют наши христианские храмы.
    В храмах Божиих души верующих воспитываются, храм Божий есть училище благочестия, это есть Небо на земле, где верующие души учатся истинам веры и правилам благочестия. Поэтому надо большое внимание уделять посещению храма Божия. В особенности надо обращать внимание на воспитание детей. Души детей в храме Божием получают совершенство; они становятся совершенными людьми, знающими правила благочестия, и делаются людьми благодатными и способными на совершение всякого доброго дела, становятся полезными гражданами общества.
    В наше время родители прежде всего обращают внимание на светское образование детей, чтобы они обучились светским наукам, естественным искусствам, житейским рукоделиям, при этом нисколько не заботясь об обучении духовно-нравственном, чтобы научить детей правильно молиться Богу, распознавать добро и зло. И вот как раз это самое главное и опускается родителями. Поэтому хотя и выходят люди светски образованные, но духовно они несовершенны, они неполноценны. Они хотя и блещут светским знанием, но это только внешний их блеск, внутреннего блеска у них нет – это подобно мишуре. Такие люди еще не достигли совершенства. Такой человек бывает изворотливым и лукавым существом, способным на низкие поступки. Человек без Христа – пустой, без христианского просвещения – неполноценный. Иметь страх Божий и знание заповедей Господних – вот что для человека нужно, и в этом заключается смысл и существо человека – познай Бога и исполняй Его заповеди. А сейчас как раз все это из вида упускается.
    Мы много слышим, много читаем о том, что современное молодое поколение порочно, испорчено. Да, мы видим, что оно развращено, преступно. Но почему молодые люди стали такими? Потому что они не посещали храма Божия и души их не приобщались ни к чему светлому, духовному. Они не знают христианского учения, не знают праздников, не знают церковных правил и не исполняют их. Если бы их с младенчества приводили в храм и здесь воспитывали, то они не были бы такими людьми. И виновными в таком развращении и порочности молодого поколения прежде всего являются те, кто не заботился о них, не приводил их в храм, не учил их страху Божию, – это прежде всего их родители.
    Надо уяснить ту истину, что нежные детские души очень восприимчивы ко всему – и к доброму, и к злому. Поэтому детей надо окружать только добрыми, светлыми примерами, словами и действиями. Надо стараться приучать детей к трудолюбивой, простой, воздержанной жизни, удерживать их от роскоши и наклонности к роскошной жизни, заботиться о том, чтобы они не заражались духом упрямства и непослушания родителям, духом лености, гордости, самолюбия. И если такое внимание будет обращено на детей, если будут исправлять их нрав в лучшую сторону, то такие дети будут на радость родителям, чего мы сейчас пока не видим.
    Поэтому, дорогие братия и сестры, у кого есть дети, серьезное внимание обратите на их христианское воспитание. Святой Иоанн Златоуст говорит, что те родители, которые пренебрегают христианским воспитанием своих детей, творят беззаконие детоубийства. Постараемся прилагать больше внимания и заботы к своим детям, учить их христианскому благочестию, чтобы они были добрыми и полезными людьми для общества. И тогда милосердный Господь и в этой жизни вознаградит родителей доброй жизнью, а самое главное – воздаст им в жизни будущей.

    Архимандрит КИРИЛЛ (Павлов)
    Проповедь, произнесенная в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

     

    ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ

    Приносим к Нему и младенцев...

    (Лк. 18, 15)

    Фото Евгения КрыловаЦерковь ныне празднует Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Что же значит это введение? Родители Пресвятой Девы Марии, богоотцы Иоаким и Анна, будучи долгое время бездетны, молили Бога даровать им дитя и, если Бог даст, обещались посвятить его Богу на житие и служение в храме.
    Усердная молитва праведников не остается тщетною: Бог даровал Иоакиму и Анне Дщерь, Которую они назвали Марией. Три года жила Она у них дома; на четвертом, по данному обету, Она была приведена ими во храм. Тут лик поющих жрецов и левитов встретил Ее, а первосвященник торжественно благословил. Таким образом Она осталась жить и жила неисходно до известного времени при Иерусалимском храме. Сие-то Введение Пресвятой Девы во храм ныне празднует Святая Церковь.
    Итак, Пресвятая Дева Мария с трех лет начала жить в храме, с трех лет начала служить Богу. Ужели же могла быть какая-нибудь польза от столь раннего занятия? Ужели трехлетний младенец может что-нибудь понимать и перенимать? Не только трехлетние, даже двухлетние и однолетние младенцы могут много понимать и перенимать.
    Вы, конечно, замечали, как младенцы бывают до всего любопытны, а это есть знак того, что они хотят узнать; значит, и могут понимать; об их памяти и говорить нечего: на ней, как на мягком воске, все отпечатлевается. И в самом деле, когда дети научаются говорить, когда успевают запомнить столь различные наименования вещей? Конечно, в младенчестве. Когда успевают узнать те пороки, которые они обнаруживают, когда приходят в возраст? Опять в младенчестве. Так почти все то остается на всю жизнь в детях, что они видят и слышат в младенчестве. И потому чему вы хотите со временем учить детей, то надобно внушать им и тогда, когда они бывают младенцами. Пусть они заблаговременно приучаются видеть и слышать это; пусть, по крайней мере, их уши и глаза привыкают к тому, чем со временем должны заниматься их умы и сердца.
    И потому-то родители Пресвятой Девы Марии премудро сделали, что так рано отпустили Ее жить в храм. Там все мирское от Нее было скрыто; Она видела и слышала Божественное; Она жила и дышала Божественным. Напротив, весьма неосторожно поступают те из родителей, которые при младенцах делают и говорят худое или позволяют другим говорить и делать непристойное. Рано еще учить их доброму, говорим мы обыкновенно. Рано? А к худому разве приучать уже время? Мы станем учить детей благочестию, когда у них откроются понятия. А много ли будет пользы от этого учения? Мы тогда будем словами удерживать их от того, чему давно научили делами. Мы не учить только их будем, а отучать от того, к чему они давно привыкли, беря пример с других.
    Итак, слушатели, будем как можно осторожнее вести себя при младенцах, а мы все имеем случай часто быть с ними. Будем вести себя осторожно при младенцах, чьи бы они ни были, свои или чужие; за своих и чужих мы равно дадим ответ Богу. Положим, что они и ничего не понимают, но у них открыты глаза, у них отверсты уши, и потому будем удерживаться от худого, чтобы они не видели и не слышали; не будем приучать ушей и глаз их к худому. И нам лучше будет на том свете, если они спасутся; и нам отраднее будет, если они по смерти не пойдут в ад, в сие место мучений вечных. Аминь.

    Протоиерей Родион ПУТЯТИН

    TopList