Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 43/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ

    Приокская земля: исторические святыни и традиции церковного образования

    Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Вид с южной стороны

    Русская земля! Сколько твоих святынь не объезжено и тропок не исхожено, сколько памятных мест не узнано! Из смрадного города душой стремишься не просто на природу, но испытываешь потребность припасть к ее духовным истокам, историческим корням ее освоения и возделывания, почувствовать ту духовно-нравственную и экологическую гармонию, которую имел русский человек, живя с Богом, и которую к настоящему времени, к огорчению, почти утратил. Наш путь лежит в Каширский район, на дивные приокские Белые Пески, затем – в приграничное с Московской областью село Богословское, расположенное уже в Тульской епархии.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, закрытый и почти разоренный в годы безбожной власти, милостью Божией, молитвой, трудами (и какими трудами, Господи, Ты веси!) вновь восстанавливается: в мае 1993 года здесь открылась женская обитель. Более 500 лет назад – в 1498 году – Белопесоцкий монастырь был впервые упомянут в летописях: грамота свергнутого казанского "царя" Магмет-Аминя, которому великий государь Иоанн III дал в удел Каширу, даровала монастырю лесные и земельные угодья. Известно, что этот первоначально мужской монастырь был основан игуменом Владимиром, выходцем из новгородского Варлаамо-Хутынского моныстыря, в конце XV века. Но предание повествует о более раннем его создании, а именно: Свято-Троицкая обитель была построена по обету святого благоверного князя Димитрия Донского. Его войско двигалось на главную битву русских в то столетие – на Куликово поле: шли от Коломны на юг и 22–23 августа здесь, перед переправой через Оку в ее пойме, на белом песке (отсюда и название монастыря) сделали последнюю остановку перед битвой. Была вознесена горячая молитва ко Пресвятой Троице, и святой князь Димитрий дал обет в случае победы русского войска об устроении здесь монастыря. Значит, и эта молитва наших благочестивых предков была услышана: Господь даровал нам победу. А сие святое место благословил сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы на южной границе Московской Руси встал оборонительный пункт – монастырь-крепость в честь Пресвятой Троицы.
    Монастырь сыграл важнейшую роль и в колонизации приокских территорий. Расположенный по левую сторону течения реки, он действительно стал "берегом" Руси от внешних врагов – в основном от татарских нашествий с периода Московского княжества и до времени Великой Отечественной войны, когда в 1941 году наши войска вели оборону от нацистских полчищ. В монастыре тогда были расквартированы части 1-го Гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. 16/29 ноября – как раз в тот день, который, согласно летописи, считается днем рождения обители, – было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых здесь и отброшенных на многие километры. А в XVI веке орды крымских татар почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу; иногда и Белопесоцкий монастырь разоряли до основания. Но его неизменно отстраивали вновь: великие князья (особенно Иоанн III и Василий III) и цари, понимая важное стратегическое значение монастыря, давали щедрые пожалования на строительство. В результате уже в 1578 году (вслед за Московским Кремлем) почти все монастырские здания и часть стен стали каменными – это и превратило Белопесоцкий монастырь в мощную крепость. Согласно описи 1627–1629 годов, на его стенах стояли 11 пушек и 20 пищалей.

    Преподобный Владимир Белопесоцкий, основатель монастыря. Икона. 1997 г. Преподобный Владимир Белопесоцкий, основатель монастыря. Икона. 1997 г.

    Но молитва, как известно, на Святой Руси не прекращалась, подвижническая жизнь не оскудевала. Так, в 1520-е годы эту обитель прославил старец Феодосий (Коверя). В XVIII веке монастырь утратил оборонительное значение, а с 1764 года, лишившись всех вотчин, стал заштатным. Но духовное делание монастырской братии, коих накануне революции было 50, во главе с игуменом на общежительных началах продолжалось вплоть до революционного смерча. В 1918 году монахов вывели из Святых ворот и расстреляли: сие святое место украсилось, обагрившись кровью новомучеников. А в середине 1930-х годов в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих и заключенных, строивших мост через Оку. Затем святая обитель переживала мерзость запустения.
    Ныне, повторим, в женской Белопесоцкой обители во главе с игуменией Марией (Барановой) восстанавливаются и монастырское благочиние, и храмы. К настоящему времени сохранились следующие архитектурные памятники: Троицкий собор XVII века, Сергиевская церковь 1804 года, Иоанновская церковь и кельи первой половины XIX века, Никольская церковь над Святыми воротами XVI века, монастырские стены и башни. Сейчас уже кажется естественным, что люди, живущие и работающие близ святыни, тянутся в ней, а монахини монастыря активно содействуют духовному просвещению. Так, в 1999 году, когда отмечалось 200-летие Тульской епархии и проходила областная образовательная конференция, посвященная религии и духовной культуре, секция "Образование и проблемы духовности русского села" была проведена в близлежащем селе Богословском, в ней участвовали монахини Белопесоцкого монастыря, а в сам монастырь была организована экскурсия для приглашенных на конференцию. Село Богословское было выбрано для этой конференции не случайно (само его название говорит за себя): это место являлось центром начального и среднего богословского образования в конце XIX – начале XX в. Его история такова.
    Бывшая деревня Тетерки не оказалась бы столь знаменитым на всю Россию селом Богословским, если бы не Владимир Карлович Саблер (1845–1919), каширский помещик, владевший окрестными имениями. Юрист с ученой степенью, В.К. Саблер был в большом доверии у Царя-мученика, пожаловавшего ему звание статс-секретаря Его Величества. В.К. Саблер являлся обер-прокурором Священного Синода с 1911 по 1915 год и всемерно содействовал развитию новых приходов и строительству храмов. Но не только этим заслужил Владимир Карлович благодарную память потомков: здесь, в Тетерках, он создал во многом на свои личные средства уникальный, не имеющий аналогов в России учебный комплекс, включавший церковно-приходские школы всех существовавших в то время типов. Закладка первой церковно-приходской школы по совершении молебна состоялась в 1898 году. Как говорилось в ее уставе, задача будущей школы – постоянное общение детей с Церковью Христовой, воспитание их в страхе Божием, вложение в юные сердца живого и деятельного благочестия; в школе должны были учить детей, как пользоваться дарами видимого мира, подражать примерам благочестия предков и как устроить свою жизнь, чтобы она была угодной Богу. Тогда же по инициативе В.К. Саблера предприняли строительство деревянного храма в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, вследствие чего сельцо Тетерки было переименовано в село Богословское.
    Значение этого названия, чудом сохранившегося и в советские годы, оказалось далеко не случайным для жизни самого села и всей России (ведь в имени всегда сокрыт смысл чего-то или кого-то). Если первоначально здесь была открыта В.К. Саблером обычная школа грамоты для крестьянских детей, то впоследствии возникала необходимость в устроении учебных заведений все более высокого уровня и статуса: так, одноклассную (первый уровень) церковно-приходскую школу сменила второклассная (второй уровень), которая в свою очередь по определению Священного Синода в 1903 году была переведена на более высокую ступень – в разряд церковно-учительских. Причем школы низших степеней не закрывали, а сохраняли их в качестве образцовых (!). В Богословском, таким образом, сформировался настоящий питомник церковного просвещения, состоящий из пяти школ различного статуса, в которых к 1912 году ежегодно обучалось более 400 человек. Почетным попечителем этих школ являлся также Владимир Карлович (взявший в период Первой мировой войны фамилию своей матери – Десятовский).

    Троицкий собор Троицкий собор

    Интересны история и значение церковно-учительской школы в Богословском. Тогда вследствие открытия многих женских церковно-приходских школ в Тульской губернии ощущался большой недостаток учителей, и Священный Синод, как уже было сказано, определил на базе действовавших в селе Богословском учебных заведений создать женскую церковно-учительскую школу для подготовки учительниц для церковно-приходских, земско-министерских, второклассных церковных школ. В эту церковно-учительскую школу в селе Богословском принимались ученицы не только из Тульской, но и из других епархий: Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской. Поступали сюда и девушки даже из-за границы: Галиции и Болгарии. Конкурс был большой: уже в первый (1903-й) год на 25 вакантных мест подали прошение 120 девочек. Это говорит о престиже школы, который она сохранила и приумножила в последующий период. Не поступившие барышни хотя и лили слезы, но упорно добивались своего места на будущий год. В церковно-учительской и в других школах вели преподавание по 13 предметам: Закон Божий, церковная история – общая и русская, церковное пение, русский язык, церковнославянский язык, отечественная история, география, естествознание, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, гигиена, чистописание и рукоделие, сельскохозяйственные работы. Учениц, окончивших школу в селе Богословском, называли "богословками". Оказывается, что обучались-таки богословию в селе Богословском, да еще женщины!
    Местный питомник духовного просвещения был тщательно опекаем самой царской семьей. Так, когда деревянная церковь Святого Иоанна Богослова пострадала во время пожара, то на строительство нового каменного храма в селе Богословском святой император Николай II пожертвовал 3 тысячи рублей серебром. Храм был построен по проекту петербургского архитектора Преображенского и освящен 5 декабря 1908 года. Хотя сейчас и полуразрушенное, здание этого храма все-таки и ныне поражает своей красотой и величественностью. Заботливым вниманием пользовались просветительские учреждения в Богословском у святой императрицы Александры Феодоровны, взявшей под свое попечение женские церковно-учительские школы. Особенно славившийся своим церковным пением школьный хор села Богословского был приглашен выступать даже в Царском Селе перед самим императором и его свитой. Учащие и учащиеся выражали ответные чувства благодарности и любви к своим попечителям. Много таких чувств, конечно, досталось Владимиру Карловичу, которого местные жители, включая крестьян, по его возвращении в Богословское выходили встречать на дорогу до близлежащего села. Впрочем, об истории питомника церковного просвещения в Богословском можно более подробно узнать из книги М. Руднева "Богословская женская церковно-учительская школа" (Петроград, 1915).

    У чтимой иконы Божией Матери "Скоропослушница" У чтимой иконы Божией Матери "Скоропослушница"

    В годы советской власти духовное просвещение было уничтожено. В стенах церковных школ села Богословского расположился сельскохозяйственный техникум им. В.И. Ленина. Сейчас там находится организованный в 1986 году совхоз-техникум "Богословский", который представляет собой такой тип учебного заведения, где юноши и девушки одновременно с учебой занимаются производством сельхозпродукции. (Кстати, показатели этого производства, ведущегося на интенсивной основе, совсем неплохие: урожайность зерновых – 26,6 ц/га). Педагоги, работающие в совхозе-техникуме, имеющем ныне профиль исключительно сельскохозяйственный (факультеты аграрный и механизации), используют богословские предпосылки, если можно так сказать, этого учебного заведения. Во-первых, бережно сохранена его история, на которой воспитывается молодое поколение, во-вторых, только на добровольных началах и за счет самоотверженного труда педагогов и местных жителей создан и поддерживается музей по истории села Богословского, не имеющий никаких государственных дотаций.
    Есть надежда, что таким образом восстанавливается связь времен и поколений. Потому не случайно, что монахини Белопесоцкого монастыря – нередкие гости в селе Богословском; что учащиеся совершают труды по очистке мусора в разоренном храме; что, наконец, педколлектив этого светского (!) учебного заведения подавал прошение в Тульскую епархию о возобновлении церковной жизни в храме Апостола Иоанна Богослова. С 1996 года совхоз-техникум стал филиалом Российского университета дружбы народов (аграрный факультет), и сейчас это учебное заведение называется не иначе как "учебно-образовательно-культурный комплекс "Богословское". Этот комплекс получил серьезную материальную поддержку не без помощи тогдашнего ректора университета, а ныне министра образования РФ В.М. Филиппова. Это обстоятельство вызвало к жизни поговорку богословцев: "РУДН – наш новый Саблер".
    Все это, а также проведение названной конференции и ее секции "Образование и проблемы духовности русского села" позволяет нам вернуться к началу нашего повествования о русской земле как почве в ее духовном значении; но духовный смысл почвенничества, духовно-нравственная оседлость задает основы и хозяйственной деятельности, которая в XIX–XX веках, несомненно, носила экологически гармоничный характер. Тогда общинное крестьянское земледелие велось в основном экстенсивно. Но были в Тульской губернии и примеры образцового и интенсивного ведения сельского хозяйства, например, помещичьи усадьбы: и здесь опять доброго слова заслуживает В.К. Саблер, сочетавший в своем лице образцового хозяйственника и духовного просветителя. Думается, что передовые помещичьи хозяйства с интенсивным земледелием – это не просто результат их капитализации или отказа от "феодальных пережитков", включая религиозность, а скорее, сознательное и более полное по сравнению с общинной крестьянской психологией использование Божиих даров – природной среды и разума человека, воплощенного в науке. В этих целях В.К. Саблером и был устроен при церковно-приходских школах земельный участок под садом-огородом, где учащиеся занимались сельхозработами, а также пчеловодством и животноводством в специально выстроенных корпусах пчеловодни и молочной. Напомним, что в перечень дисциплин церковных школ входили сельхозработы, а в уставе говорилось о необходимости воспитывать деятельное благочестие и уметь пользоваться Божиими дарами видимого мира.

    Кстати говоря, в селе Богословском располагается филиал открытого в советское время Института почвоведения им. В.В. Докучаева (ум. 1903). Этот выдающийся ученый, сделавший много открытий и основавший первую в мире кафедру почвоведения, в качестве модели любой почвы брал именно русский чернозем средней полосы, какой и простирается здесь, в Тульской области, как золотую середину между скудными почвами севера и тучными – юга (классический труд В. Докучаева так и называется: "Русский чернозем"). Значит, еще один штрих к портрету села Богословского: в этом месте соединилось научное изучение почвы с духовным ее освоением. Не менее интересным и важным фактом является то обстоятельство, что интенсивно ведшееся хозяйство саблеровских имений в течение длительного периода обеспечивало организованное здесь после революции "передовое" совхозное производство: Богословское с прилегающими к нему селами числилось в передовиках коммунистического (?) труда и получало высшие показатели в социалистическом (?) соревновании. Выходит, немало "передовых" совхозов и колхозов питались соками помещичьих хозяйств, о чем в советский период по известным причинам умалчивалось!
    О Русская земля, ты в прошлом кормила хлебом не только себя, но и чуть ли не полмира, возродишься ли ты вновь? По крайней мере, первые успехи столыпинских реформ были весьма внушительными, и кто знает, какой бы следующий рывок вперед совершила Россия в сельском хозяйстве, если бы не революционная буря, где не только захлебнулись все положительные реформы и начинания, но и лучшие люди России, среди которых, несомненно, В.К. Саблер, безвестно погибший в 1919 году, потонули в кровавой бойне. В нашу задачу по возрождению Отечества, духовному и хозяйственному, входит благодарно чтить память о наших предках, совершивших духовный и боевой подвиг, в частности в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре, и о тружениках церковного просвещения во главе с В.К. Саблером в селе Богословском. Под конец хочется привести слова из молитвы К. Ушинского о Родине-Матери – Святорусской земле: "Отечеством мы зовем Россию потому, что здесь жили наши предки, матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, родиной – потому что мы говорим на родном нам русском языке".

    © Елена АНИКЕЕВА
    Фото Александра Кретова, Владимира Полюшко

    Спонсор публикации статьи: компания «Re Garden» предлагает услуги по благоустройству и озеленению Вашего участка. Ландшафтный дизайн от компании «Re Garden» - это работа высококлассных специалистов с большим опытом работы, которые с легкостью воплотят в жизнь все Ваши идеи, или разработают свой дизайн проект, оптимально подходящий участку. Воспользовавшись услугами компании – Вы сможете превратить приусадебную или офисную территорию в идеальный уголок природы, который будет вызывать восхищение у Вас и Ваших гостей. Подробнее ознакомиться с предложением компании можно на сайте www.ReGarden.ru

    TopList