Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 43/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • БЕДНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ДОБРОДЕТЕЛИ

    СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

    БЕДНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ДОБРОДЕТЕЛИ

    Из беседы о милостыне

    Во всякое время необходимо говорить о милостыне, потому что мы сами имеем великую нужду в милости создавшего нас Господа, но особенно это необходимо в настоящее время, когда такая большая стужа. Летом они (бедные) получают некоторое облегчение, но в зимнее время против них со всех сторон великая война и двойная осада, потому что внутри голод съедает их утробы, извне стужа сжимает и делает окоченелым тело их. Поэтому зимою они нуждаются и в большем количестве пищи, и в крепчайшей одежде, и кровле, и постели, и обуви, и во многом другом; а что всего хуже – не имеют возможности заниматься и работами, потому что не позволяет время года.
    Итак, когда у них и наибольшая нужда в необходимом, а сверх того, нет и работы, потому что никто их, несчастных, не нанимает и не приглашает в услужение; вот мы, взамен нанимающих, употребим в дело руки милосердых, взявши в сотрудники себе в этом деле Павла, истинного покровителя и попечителя бедных. Действительно, он так печется о них, как никто другой. Разделившись с апостолом Петром касательно учеников, он не разделился в попечении о бедных, но, сказав: подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, присовокупил: только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности (Гал. 2, 9–10). И точно, во всех своих посланиях он заводит о них речь, так что не найдешь ни одного, в котором бы не было подобного увещания. Знал он, хорошо знал, как важно это дело, поэтому и присовокупляет наставление о бедных ко всем другим увещаниям и убеждениям своим, как бы полагая на здании прекрасную кровлю. Так сделал он и здесь: побеседовав о воскресении и исправив все прочее, он обратил наконец речь к милостыне и сказал: При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние (1 Кор. 16, 1–2). Смотри на мудрость апостола, как благовременно он коснулся этого предмета. Наперед напомнил о будущем суде и страшном оном судилище, о славе, которою облекутся праведные, и о вечной жизни, а потом уже предлагает слово и о бедных, дабы слушатель, одушевившись приятными надеждами и сделавшись благорасположеннее, принял это наставление с большим усердием, когда в нем будет жив страх суда и душа станет услаждаться ожиданием будущих благ. Ибо кто в состоянии любомудрствовать о воскресении и весь перенесся в будущую жизнь, тот почтет за ничто все настоящее – и богатство, и обилие, и золото, и серебро, и драгоценные одежды, и удовольствия, и роскошный стол, и все прочее подобное этому; а кто считает все это за ничто, тот весьма легко примет на себя попечение о бедных.
    Размышляя об этом, и мы, если понадобится или самим нам подать, или послужить другим в распоряжении их подаянием, не поленимся делать это и не будем унывать, как будто чрез это у нас убавляется имущество. Земледелец, когда бросает семена в землю и на это издерживает все свое достояние, не печалится, не скорбит и эту трату считает не потерею, но выгодою и прибылью, хотя надежда его и несомненна. Не странно ли же, что ты, который сеешь не с такою, но с гораздо более верною надеждою и можешь вручить серебро Самому Христу, уклоняешься, медлишь и ссылаешься на бедность? Разве Бог не мог повелеть земле, чтобы она произрастила чистое золото? Кто сказал: да произрастит земля былие травное (Быт. 1, 11) и тотчас представил это былие во всей красе, Тот мог повелеть, чтобы и источники, и реки текли везде золотом. Но Он не восхотел этого, а оставил многих жить в бедности – и для их, и для твоей пользы. Бедность более способствует добродетели, нежели богатство; и за кем есть грехи, те могут находить немалое утешение в пособии нуждающимся. Сам Бог так печется об этом, что когда Он пришел и облекся плотию и жил с людьми, то не отрекся и не почел за стыд самому заботиться о бедных. Он столько умножал хлебы, одним повелением творил все, что хотел, мог в одну минуту представить тысячи сокровищ и, однако, не сделал этого, но повелел ученикам Своим иметь ящик, носить, что туда опускали, и из этих денег помогать бедным. Бог много печется об оказании милосердия не только с Его стороны нам, но и с нашей стороны подобным нам; Он и в Ветхом, и Новом Заветах дает множество законов об этом, повелевая быть милосердным всячески – и словами, и деньгами, и делами.

    Святитель ИОАНН Златоуст

    Молитва

    Отче Небесный, Царю Славы, Едине Безгрешный, Иже крепостию и промыслом Твоея благости ни единому человеку погибнути хощеши, но всем спастися и в разум приити, не остави нас погибнути; вемы бо, яко велия милость Твоя на нас. Кто бо Ти согреших на всяк день и отвратися от Тебе? Несть никтоже ин, якоже мы, страстные. Господи, да не яростию Твоею обличи нас, ниже гневом Твоим накажи нас. Но якоже имея утробу щедрот, обрати и ущедри, и помилуй, и буди нам Помощник в час, егда побеждаеми будем от страстей. Едине Милосерде, Едине Человеколюбче, Едине Милостиве, помилуй нас. Врачу душам и телесем, исцели души наша, яко согрешихом Ти, яко блудный, яко блудница, яко разбойник и яко мытарь, никогдаже зазреваем злым нашим. Вопием Ти, Господи, не восхити окаянных душ наших, в сластех живущих и беззакониих, неготовых и безответных от жития сего. Но презри глубину множества согрешений наших и не посецы нас, яко неплодную смоквь. Но яко здание и тварь руку Твоею, благоволи покаянием обращения к Тебе от злых наших обратитися, и покланятися, и славити, и благодарити пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    TopList