Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 42/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА ВОСТОРГОВА

    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ
    СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА ВОСТОРГОВА

    Окончание. См. № 33, 36 за 2001 г.

    Фото О. Потаповской

    XXIV

    Молитва Господня; призывание; 1-е и 2-е прошения. Дарование молитвы Господней; значение ее как образца для всех молитв; “сокращение всего Евангелия”; право называть Бога Отцом; объяснение слов: “наш”, “на небесех”. Святость имени Божия, как христиане святить его могут. Первые христиане как пример прославления имени Божия и словом, и жизнью. Царство Божие, различные значения Царства Божия; пришествие его, образ пришествия; смысл 2-го прошения. Лк. 11, 1–13; Мф. 6, 9–31; Ин. 1, 12; Мф. 5, 16; 1 Пет. 1, 13 – 2, 12; Лк. 12, 29–40; 18, 20–37; Флп. 1, 23.

    Обращение Руфи как пример влияния благочестивой еврейской семьи на язычников. Пророк Даниил и Навуходоносор; значение Даниила и его трех друзей в царстве Вавилонском и мидо-персидском; расположение царей языческих к еврейской религии. Неемия. Предсказание Даниила о “Царстве вечном”.
    Ответ Спасителя на вопрос Пилата о Царстве Его. Ин. 18, 33–38. Притчи Спасителя, изображающие царство Божие. Мф. 13; Лк. 12, 32; 22, 29; Мк. 4, 26–32.
    Пение молитвы Господней за литургией; моление о Царствии Божием при пении евангельских блаженств за литургией и на 9-м часе в великопостном богослужении.

    Христианство – Царство Божие; примеры из жизни первенствующих христиан, показывающие, как они святили имя Бога христианского среди язычников своим благочестием и деятельною любовью. Моровая язва в Александрии и Карфагене (III в.) и поведение христиан. Гонение язычества на христианство как на Царство Божие; Юлиан Отступник; падение язычества, торжество Царства Божия. Августин и его сочинение о граде Божием.

    XXV

    3-е и 4-е прошения молитвы Господней. Объяснение слов: “да будет воля Твоя”, “яко на небеси”. Отношение воли человеческой к воле Божией. Смысл слов: “насущный”, “днесь”, законность забот о теле и внешних благах, мера их; отношение их к заботам о душе как средство к цели. Духовный Хлеб: познание религиозной истины через слово Божие, соединение с Богом: средства единения с Богом. Мф. 6, 19–34; 4, 4; Ин. 6, 55; Рим. 14, 17–23; 1 Кор. 8, 8–13; 10, 23–31; Лк. 12, 23.
    Авраам – пример преданности воле Божией; жертвоприношение Исаака. Евр. 11, 8–10; 17–19; занятия земные у праведников Ветхого и Нового Завета: Авель, Авраам; Иосиф Обручник; апостолы-рыбаки, апостол Павел “скитоделатель”.
    Молитва Спасителя в Гефсимании как образец всецелой преданности воле Божией: Мк. 14, 36; Мф. 26, 42, Лк. 22, 42. – Притча о любостяжательном богаче как предупреждение от чрезмерности в житейских заботах. Лк. 12, 4–48.
    Последовательность прошений в ектениях: блага духовные, затем земные; ср. великую ектению; содержание других ектений.
    Пример преданности воле Божией в истории Церкви Вселенской и Русской; мученицы София, Вера, Надежда, Любовь, Перпетуя, Фелицитата, Потамина, Варвара, Анастасия Узорешительница; святой митрополит Филипп Московский.

    XXVI

    5, 6, 7-е прошения молитвы Господней; славословие. Долги наши пред Богом и наши должники. Всепрощение. Прощение личных наших грехов и законность суда над врагами Церкви и общества (не во имя личной правды судящего, а во имя Высшей Правды). Расположение молящегося. Возможность и необходимость мирного настроения духа христианина среди враждебных преследований против него. Невозможность для нас умирить всех врагов, особенно восстающих против нас за исполнение нами христианского долга; примирение не есть уступка в исполнении нашего долга. Искушения (связь с предыдущим), их источник и значение в нравственном росте человека; смысл 6-го прошения; 7-е прошение, предмет его: объяснение славословия; значение слова: “аминь”. Вера и постоянство в молитве. Мф. 6, 14–15; 5, 23–24; Рим. 12, 9–21; 1 Пет. 4, 12–17; 2 Тим. 2, 3, 12, 13; 1 Ин. 5, 16; 2 Ин. 1, 10; Иуд. 1, 22–23; Ин. 14, 27; 15, 17–25; 16, 1–3, 33; Иак. 1, 5–8; Лк. 18, 1–8.

    Отношения Давида к Саулу как пример прощения личных обид. Мудрость Соломона в суде.
    Притча о должнике и заимодавце. Суд Иисуса Христа над нечестивым поруганием святости храма Божия. Молитва Его за врагов на кресте. Мф. 18, 21–35; 21, 12–16; Мк. 11, 15–19; Лк. 19, 45–48; Ин. 2, 13–17; Лк. 23, 33–37.
    Суд Церкви над отступниками от веры и над нераскаянными врагами ее. Неделя Православия; смысл церковной анафемы, дух любви и жалости, а не злобы и мстительности. Гал. 1, 8; Иуд. 1, 22–23; 1 Кор. 5, 3–6, 13; 2 Кор. 2, 4–8; 2 Тим. 2, 19.
    Примеры высокого молитвенного и мирного настроения среди испытаний и гонений: святые священномученики: Поликарп Смирнский; Сикст, папа Римский; архидиакон Лаврентий; Киприан Карфагенский. Поместный Константинопольский собор в 842 году при императрице Феодоре и установление “Торжества Православия”.

    XXVII

    Любовь. Союз между верою и любовью; недостаточность одной веры без нравственности; невозможность нравственности вне союза с религией. Слабость естественных нравственных сил падшего человека; помощь религии: она дает указания и руководит совестью в деле различения добра; она дает побуждение к добру; она дает в благодати силы для осуществления добра. Совесть, недостаточность ее в деле руководства нравственною жизнью человека в падшем состоянии; необходимость восполнения ее внешним законом; история дарования внешнего Богооткровенного закона и сущность его; заповеди Десятословия; их обязательность для христиан. Гал. 5, 6; 1 Ин. 3, 14; 4 и 5 гл.; Иак. 2, 14–26; Рим. 7, 14–25; Евр. 11, 6; Гал. 3, 10, 5, 5; Еф. 2, 8–9; Ин. 14, 21, 23; 1 Ин. 3, 18; 5, 3; Рим. 2, 15; Мф. 5, 17–20; 21, 33; Мф. 19, 17–19; 1 Кор. 12, 12, 13, 8.
    Синайское законодательство.
    Притча о бесплодной смоковнице. Вопрос фарисеев о главной заповеди. Наставление богатому юноше. Лк. 13, 1–9; Мф. 22, 34–40; 19, 16–26.
    Внушение мира и любви за литургией; ход ее от Херувимской песни до освящения даров.
    Святой апостол Иоанн Богослов, учитель любви христианской; примеры любви к людям из его жизни. 1 Ин.3, 5; 2 Ин. и 3 Ин. Послания.

    XXVIII

    Разделение заповедей на две скрижали. 1-я заповедь. Деление заповедей Десятословия на две части; заповеди, говорящие о любви к Богу и о любви к ближним; истинное понятие о том, кто наш ближний; замечание о любви к близким – родным и семейным, к единоверцам; замечание о любви к себе; порядок любви к Богу, к ближним и к себе. 1-я заповедь, обязанности богопознания и богопочтения; богопочтение внутреннее и внешнее; замечание о страхе Божием; различие страха рабского и страха сыновнего; грехи против 1-й заповеди; замечание об атеизме и деизме; различие ереси и раскола; замечание о почитании ангелов и святых. Мф. 22, 36–40; 1 Тим. 5, 8; Гал. 6, 10; Еф. 5, 29; Ин. 15, 13; Мф. 10 37; Гал. 1, 10; Мк. 8, 34.
    Нарушение евреями 1-й заповеди; идолопоклонство во времена судей и царей. Судьба царства Израильского и Иудейского. Пророк Илия, ревнитель почитания Бога Единого.
    Притча о милосердном самарянине, дающая истинное понятие о том, кто наш ближний. Лк. 10, 25–38.
    Богослужение как внешнее богопочтение; виды богослужений; существующие виды литургии; краткие сведения о литургии святого Василия Великого, дни ее совершения и отличия от литургии святого Иоанна Златоустого.
    Мученики, как примеры любви к Богу, ради которой приносится в жертву любовь к ближним и к себе; мученики Русской Церкви в Орде за почитание Бога Единого. Раскол – грех против 1-й заповеди. Возникновение русского раскола старообрядчества; осуждение его.

    XXIX

    2-я заповедь Закона Божия. Понятие о кумирах; виды идолопоклонства, указанные в заповеди; устройство ветхозаветной скинии и изображения в ней херувимов; значение этого в вопросе о почитании икон в новозаветной Церкви; понятие об иконах; правильное почитание икон. Применима ли к нам 2-я заповедь? Духовное идолопоклонство; страсти – идолы; основная страсть – себялюбие, проявляющаяся в теле как чувственность, в духе как гордость; другие виды страстей; гордость и тщеславие; лицемерие, грехи, противные заповеди, и требуемые ею добродетели. Замечание о смирении и совместимость его с сознанием собственного достоинства. Кол. 3, 5; 1 Тим. 6, 10; Флп. 3, 10; Мк. 9, 29; 1 Тим. 1, 15; 2 Кор. 6, 4, 5 – 6, 6; Флп. 3; 4, 13; 1 Пет. 1, 15, 18–20; 1 Кор. 15, 10; 4, 3, 7, 8 –21; 9, 15; Флп. 3, 8; Мф. 6, 11–8, 23; 1 Кор. 15, 10.
    Идолопоклонство у евреев: телец золотой при Синае; слабость Соломона к идолопоклонству; гордость Навуходоносора и поставленный им золотой истукан. Что привлекало евреев в идолопоклонстве?
    Иуда и его страсть сребролюбия. Ин. 12, 5–6; 1 Тим. 6, 10; Мф. 26, 14–16.
    Иконы в храмах, иконостас, устройство его; происхождение икон; иконы в катакомбах.
    История VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание. Святой Иоанн Дамаскин, борец в защиту святых икон.

    ХХХ

    3-я заповедь Закона Божия. Требования этой заповеди; грехи, противные заповеди; замечание об обетах, о клятве; присяга в делах общественных, ее дозволительность:
    а) пример Иисуса Мф. 26, 64, 5, 34, 23, 16–22; 5, 35–37;
    б) пример апостолов Рим. 9, 1; Флп. 1, 8; 2 Кор. 1, 23; Еф. 4, 17; 1 Тим. 5, 21; 6, 13; Евр. 6, 16.

    Примеры обетов в Ветхом Завете; обет Анны, матери Самуила; назорейство. Деян. 21, 22–26.
    Примеры обетов в Новом Завете; обет Иоакима и Анны; исполнение обета, обет Пресвятой Девы; Закхей и его обет. Лк. 19, 8–9.
    Обряды присяги и их значение.
    Обеты монашества. Принятие апостолом Павлом обета назорейства. Деян. 21, 22–26. Савва Освященный и его лавра в Палестине. Преподобный Сергий и основание им Троицкой Лавры. Зосима и Савватий и Герман Соловецкие; значение северо-восточных русских монастырей. Грузинское монашество. Сирские отцы. Заслуги грузинского монашества.

    XXXI

    4-я заповедь Закона Божия. Празднование седьмого дня; религиозно-нравственное значение праздников; исполнение заповеди в Христианской Церкви; празднование воскресного дня в Апостольской Церкви; поведение в праздники и посты; значение поста; пост телесный и духовный; злоупотребление праздниками; праздник и праздность. Обязательность труда. Деян. 20, 7; 16, 15; 1 Кор. 16, 2; Откр. 1, 10; Иуд. 1, 12; 1 Кор. 11, 20–22; 4, 11–12; 2 Сол. 3, 6–16; Деян. 10, 30. 9–15; 13, 2; 1 Кор. 9, 25–27.
    Праздники ветхозаветные: пасха, Пятидесятница, Кущей; пост ветхозаветный: день очищения.
    Сорокадневный пост Иисуса Христа; участие Его в празднествах иудейских; дела Его милосердия по преимуществу в субботы; исцеление расслабленного при Овчей купели. Лк. 4, 1–2; 2, 41–51; Ин. 2, 13; 5, 1, 5–15; 7, 10, 37; 9, 14; 10, 22–23.
    Перечисление праздников и постов Православной Церкви, их разделение.
    Заботы русских пастырей о восстановлении расстроенного чина церковного богослужения и церковного строя жизни после нашествия монголов; митрополит святой Кирилл II; Владимирский собор в 1274 году.

    XXXII

    5-я заповедь Закона Божия. Обязанности, предписываемые 5-ю заповедью; тяжесть греха непочтения к родителям; лица, заступающие место родителей; обязанности к ним младших; причина, по которой в заповеди упоминается только о власти семейной и умолчено о власти государственной, церковной и прочей. Обязанности старших; характер власти по учению Евангелия. Нравственный характер христианского государства. Случаи, когда можно и должно отвергнуть обязанности повиновения. Характер христианского послушания. Рим. 13, 1–8; 1 Пет. 13–20; Евр. 13, 17; 1 Сол. 12–13; Лев. 19, 32; Лк. 2, 51; Еф. 6, 4; 1 Пет. 5, 2–3; Кол. 4, 1; Мк. 10, 42–45; Лк. 22, 24–27; Деян. 10. 13, 4–5; Деян. 4, 19; Гал. 1, 10; Рим. 13, 5; 1 Кор. 9, 16–23.
    Хам – сын непочтительный. Авессалом.
    Учение Иисуса Христа о подати кесарю; поведение Его по отношению к законной власти при взятии в Гефсимании и на суде. Мф. 22, 15–22; 26, 51–54; Ин. 18, 19 – 19, 18.
    Моление о властях земных во время богослужения в ектениях великой и сугубой; великий вход со Святыми Дарами. Тропарь святому Кресту.
    Патриотические заслуги русских патриотов, русского духовенства, особенно в Смутное время. Патриарх Филарет, его церковно-государственная деятельность.

    XXXIII

    6-я и 7-я заповеди Закона Божия. Содержание 6-й заповеди; замечание о войне и казни преступников; невольное убийство; различные случаи, относящиеся к физическому убийству; суждение о самоубийстве; его преступность по отношению к Богу как нарушение воли Его; по отношению к ближним как величайший эгоизм; по отношению к себе как насильственное прекращение нравственного роста и воспитания, для которого дана земная жизнь; замечание о поединке; духовное убийство; соблазн; гнев; ненависть; добродетели, предписываемые 6-й заповедью; любовь к врагам. Деян. 17, 25; Еф. 5, 29; Лк. 12, 4–5; Мф. 18, 6; 1 Ин. 3, 15; Мф. 5, 21–22. – 7-я заповедь. Чистота помыслов и дел, требуемая заповедью; необходимость подавлять в себе дурные мысли и желания; семья как среда любви и целомудрия, взаимные обязанности мужа и жены. Мф. 5, 29; Еф. 5, 25, 22–23; 1 Кор. 6, 12, 19–20; Тит. 1, 15.
    Примеры ненависти, повлекшей за собою убийство: Каин и Авель; ввержение пророка Даниила в ров львиный по ненависти вельмож персидских.
    Объяснение Спасителем 6-й и 7-й заповедей в Нагорной проповеди. Мф. 5, 21–26, 27–32; учение о любви к врагам. Лк. 6, 31–36.
    Последнее воскресенье перед Великим постом; прощение обид и примирение с врагами.
    Убиение архидиакона Стефана, апостола Иакова, их молитвы о врагах. Убиение святых Бориса и Глеба.

    XXXIV

    8-я и 9-я заповеди Закона Божия. Общее содержание 8-й заповеди, главнейшие грехи, воспрещаемые ею; добродетели, ею предписываемые; замечание о немилосердии к бедным как грех против 8-й заповеди; право собственности (относительное, в смысле земном), признаваемое Законом Божиим; суждение о коммунизме; учение о совершенном нестяжании. Деян. 8, 9–23; 11, 26–30; 1 Кор. 3, 7, 16, 1–3; 2 Кор. 8–9 гл.; Деян. 4, 32; Мф. 19, 21. – Общее содержание 9-й заповеди; значение ее в ряду других заповедей Десятословия: высшая любовь к ближнему – не вредить ему даже словом; виды ложного свидетельства, запрещаемые 9-й заповедью; непозволительность пересудов и лжи; замечание о лжи “невинной”; различие суда и пересудов; дозволительность суда церковного, государственного, общественного во имя Высшей Правды; запрещение пересудов, имеющих основание в эгоизме и в личной правде судящего. Особенная осторожность в суде о лицах, занимающих высокое общественное положение. Средства к избежанию грехов против 9-й заповеди; обуздание языка. Иак. 3; Мф. 7, 1–5; 1 Ин. 1, 8; Гал. 6, 1–2; 5, 15; Еф. 4, 25, 29; Иак. 1, 26; 1 Пет. 3, 10; Рим. 14, 4; Мф. 18, 15–16; 1 Кор. 9, 15.
    Путешествие братьев Иосифа в Египет; честность Иакова, возвратившего принесенное из Египта серебро. Клевета и льстивые речи Авессалома к народу.
    Корыстолюбие и воровство Иуды. Ин. 12, 5–6. Клевета врагов и лжесвидетелей на Иисуса Христа. Мф. 26, 59–68. Ин. 7, 20; Лк. 23, 1–2; Мф. 11, 19.
    Мысль о необходимости сдержанности в слове в молитвах церковных; молитва Ефрема Сирина; вечерня в составе литургии Преждеосвященных Даров, содержание стихов при пении “да исправится молитва моя” – молитва о “хранении и ограждении уст”.
    Жизнь первых христиан; общение имуществ; ложь Анании и Сапфиры. Деян. 4, 32 – 5, 11.

    XXXV

    10-я заповедь Закона Божия. Содержание заповеди; значение ее в ряду всех заповедей Десятословия; завершение всего закона. Превосходство нравственного закона Божия перед юридическим и всяким другим человеческим законом. Причины, по которым запрещаются не только дурные дела, но и дурные желания и мысли. Зависть, ее отличие от соревнования; виды худых желаний и помышлений, запрещаемых 10-й заповедью; обязанности, налагаемые ею; замечание о довольстве своим жребием; необходимость различия служений и положений в обществе человеком. 1 Кор. 12, 4–28; почетность всякого честного звания; религиозно-нравственное равенство всех перед Богом; несостоятельность социализма. Можно ли и в каком смысле можно искать лучшего? 1 Кор. 7, 17–24. Чистота сердца. Притч. 15, 26; 2 Кор. 7, 1; Мф. 15, 19; Зак. 1, 14, 15; Рим. 12; 1 Кор. 12, 4–30; 1 Кор. 7, 17–24; 10, 13; Евр. 4, 15; 2, 18; Лк. 4, 18; Ин. 14, 16; Мф. 11, 27–30; Мф. 23, 26; 5, 8; Лк. 6, 43–45.
    Примеры зависти, приведшей к ненависти: зависть диавола; Каин и Авель; Иосиф и братья его; Саул и Давид.
    Притча о равной награде работникам в винограднике; притча о талантах. Мф. 19, 27 – 20, 16; 25, 14–30; Лк. 19, 11–27.
    Молитва как средство приобрести чистоту сердца. Псалмы – выражение благоговейных чувств человека к Богу; применимость их ко всякому случаю человеческой жизни. Употребление Псалтири за богослужением. Шестопсалмие; кафизмы. Богослужение Православной Церкви как средство общения с Богом и людьми, как источник религиозного просвещения и нравственного назидания, как источник могучих благодатных сил для деятельного благочестия.
    Завистливые и враждебные попытки Рима подчинить себе Русскую Церковь; введение унии. Митрополит Петр Могила. Конец унии и торжество Православия.
    Сохранение в Православной Церкви в целости и сохранности учения Иисуса Христа и апостолов и древлеапостольского церковного строя.

    XXXVI

    Заключение

    2 Пет. 1, 3; 1 Кор. 13, 13; Ин. 13, 17; Лк. 12, 47; 11, 28; 2 Пет. 2, 21–22; Евр. 2, 1–4; Рим. 14, 4; 1 Кор. 5, 13; 1 Ин. 4, 1; 1 Тим. 6, 20; 2 Тим. 1, 13; 3, 14; 2 Кор. 1, 19; 4, 4; Ин. 12, 40; Лк. 19, 8; 18, 11–12–14; Мф. 5, 48; Флп. 3, 13; Мф. 6, 33; Лк. 17, 10; Мф. 7, 24–29.

    Деятельное осуществление того, чему учит религия. Глубочайшая преданность Православию; веротерпимость и ее отличие от религиозного равнодушия (индиферентизм). Постоянное нравственное самонаблюдение; исправление греха; предосторожность от нравственного самомнения. Постоянное воодушевление к добру и постоянное восхождение в деле религиозно-нравственного усовершенствования. Помощь Божия, подаваемая на этом пути в благодатных средствах Церкви. Обязанность православного во всех обстоятельствах и затруднениях жизни руководиться Богооткровенным учением Священного Писания и Святой Церкви.
    “Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец” (святой Киприан).
    “Церковь Бога жива – столп и утверждение истины” (1 Тим. 3, 15).

    Священномученик протоиерей Иоанн ВОСТОРГОВ

    TopList