Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 42/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ТРИ РАДУГИ НАД ДИВЕЕВЫМ

    ПАЛОМНИЧЕСТВО

    ТРИ РАДУГИ НАД ДИВЕЕВЫМ

    Окончание. См. № 34 за 2001 г.
    В Дивеевской обителиВ Дивеевской обители

     

    Обедать нас благословили в Свято-Никольском монастыре. Постные щи да каша – монастырская еда, многим была в диковинку, но сотворенная с монашеской молитвой пища особенно вкусна и насыщает не только плоть...

    Поблагодарив Господа за пищу земную, попросив не лишить нас и Царствия Небесного, мы поднялись в верхнюю церковь Богоявления Господня. Здесь пахло свежескошенной травой, ветвями берез украшали храм сестры – вот уже близится вечернее богослужение Троицы...
    Пятьдесят насельниц во главе с игуменией матушкой Георгией трудами своими и молитвами радеют о воссоздании арзамасского женского Никольского монастыря, варварски разрушенного нашими современниками.
    – Хочется плакать: более десяти лет, как все свободно могут ходить в церковь, а святыня города, принесшая стольким людям облегчение, построенная благочестивым ее жителем, до сих пор стоит в руинах, – говорит наша путеводительница сестра Елизавета. – Многим кажется, что восстановить этот храм нельзя. Но для нас нет слова "нельзя", есть только "надо". Надо во что бы то ни стало восстановить обитель. С Божией помощью трудимся мы на этой стройке, пока нам не отказывают в поддержке руководители города, да и ваша помощь всегда кстати, спаси вас Господь! Вслед за паломниками из Москвы обязательно идут переводы. Каждый знает, что он спасает не только нашу обитель, а прежде всего – свои души. Каждая копеечка дорога, бензин дорогой, строительные материалы. Адрес у нас простой: Арзамас, Соборная площадь, д. 1.

    Инокиня Елизавета в миру была директором общеобразовательной школы, а потом и воскресной. После пострижения жила на Святой земле, теперь подвизается в Свято-Никольской обители Арзамаса:
    – ...Не бойтесь ничего: ни смерти, ни гонений – все тут временное, мы странники на земле. Мы должны улыбаться, любить друг друга, жить честно. Дети и те в грехах, кто сочинения списывает, ругаются, дерутся... Деточки уже исповедуются с семи лет, а что говорить о нас, взрослых! Мы как экзамен на земле проходим: за все, за каждое слово и движение, спросит нас Господь, и надо помнить, что ангел-хранитель дает отчет Господу о нашем поведении, всегда надо помнить об этом и под контролем себя держать. Надо прожить так, чтобы не стыдно было Господу в глаза посмотреть...

    Инокиня Елизавета поговорила и с нашими ребятишками – учениками воскресной школы при храме Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново и Православного музыкального центра "Воскресение", которые потянулись к педагогу милостью Божией, в монашеском облачении. Поведала, что очень любит классическую музыку и иногда музицирует и даже поет, за что непременно получает выговор от настоятельницы... Я думаю, что скоро ее любовь к детям и музыке и нрав, веселый и открытый, пригодятся: в сентябре этого года при монастыре открывается воскресная школа, которой по благословению игумении Георгии станет руководить сестра Елизавета. Есть уже помещения под классы и учительскую, да вот только парт пока нет, тетрадей, детской духовной литературы маловато...

    Трапеза у Троицкого собора Трапеза у Троицкого собора

    Утро праздника Святой Троицы началось для нас с посещения источника Преподобного Серафима Саровского в деревне Цигановка. Почти все путешественники искупались на рассвете в целебных водах святого родника и набрали с собой водички. И день стал казаться теплее, и на душе светлее...

    Всесветлый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником, Тебе, Бога, познавших, спаси и помилуй всех.

    Дивеево. Свято-Троице Серафимо-Дивеевский монастырь. Сердце трепещет: "Верую, Господи! Помоги моему неверию..." Здесь многолюдно: молодые и старые, нарядные и нищие – все с ветками березы и цветами стекаются к Свято-Троицкому собору. Заканчивается первая, ранняя служба, плотной стеной стоят богомольцы, едиными устами славят Бога-Троицу: Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом...

    Я так ждала этой встречи. Успею ли исповедаться, причаститься, приложиться к мощам преподобного Серафима, помолиться в стенах этого легендарного храма? Хотелось бы еще попасть на экскурсию, пройти по Святой канавке, отведать трапезы дивеевской. Распорядок дня у паломников жесткий – кто не успел, не ждут; к ночи мы должны уже быть в Москве.

    Но Господь милостив, и Пресвятая Богородица не оставляла нас. Все, кто готовился принять Святые Таины, исповедался и причастился. Слава Тебе, Господи!

    И всех в этот чудный день преподобный Серафим одарил – каждому из нас было уготовано свое, особое утешение. Как некогда не уходили дивеевские сестры без подарков от святого батюшки, так и мы чудным образом почувствовали себя его детьми духовными.

    Моя шестилетняя Ксюша, благословленная в храме при крещении иконой "Умиление", образом Пресвятой Богородицы, перед которым стяжал Дух Святой преподобный старец, не могла сдержать своего восхищения, видя ее повсюду: "Это же моя икона!" Увидев повозку на трапезном дворе, и вовсе развеселилась. Очень уж она любит лошадей, а старенького Браслета готова была гладить бесконечно: "Батюшка Серафим лошадку послал..."

    На экскурсии я не заметила своих соседей с автобусной галерки, в том числе и Игоря... Оказалось, убогая странница с колясочкой увлекла наших рафинированных попутчиков, она сама показала им все достопримечательности, провела по Канавке с молитвою.

    Те, кто не причащался, смогли искупаться еще в одном источнике – матушки Александры, первой настоятельницы Дивеевской обители.

    О матушке Александре мы уже начали разговор в Муроме. Была она женщиной воспитания тонкого, полковница, и побоялась остаться жить в Дивеево с маленьким ребенком: народ здесь славился нравом некротким. Ослушалась указания Матери Божией, остановилась за два километра в деревне Осиновка. Очень скоро у нее умирает дочь. И тогда она понимает, что это кара за непослушание. Всю оставшуюся жизнь она проводит в такой молитве, в таком покаянии, в таком самоотверженном служении Богу и Богородице, что за ее подвиг люди уже при жизни считали матушку Александру святой. Ходили часто к ней советоваться, просить молитвенной помощи. На свои деньги она строит здесь в 1775 году храм в честь Казанской иконы Богородицы. Сама едет в Казань за списком с чудотворной иконы. Один придел она берет благословение посвятить Николаю Чудотворцу, а о посвящении второго придела молится Богу... Молилась она у себя в келлии. Это была крохотная комната, такая, что туда ничего не помещалось, кроме топчана, скамейки и распятия. (Распятие это стало легендарным. Стояло оно впоследствии в большом Троицком храме, даже в те времена, когда люди отступили от Бога и на Церковь шли гонения. К этому распятию приходили и тогда с молитвой.) Во время молитвы услышала она голос, призывающий освятить третий придел в честь Первомученика архидиакона Стефана. Оборачивается – никого нет, а на подоконнике лежит образ архидиакона, написанный на обрубке дерева... Строительство храма шло в голодные годы, многие местные жители, подвизавшиеся на стройке, кормились здесь с семьями и тем спаслись от голода. Умерла она в 1779 году и была похоронена здесь. А перед своей кончиной она дала свое благословение иеродиакону Серафиму, просила присмотреть за той крохотной общинкой, которую она начала создавать. Всего лишь три сестры были тогда в зарождающейся обители. И молодой инок всю жизнь чувствовал ответственность и заботился о ее процветании.

    Наша экскурсовод напомнила нам житие преподобного Серафима и вернулась к истории монастыря:

    – ...На могилках основательниц монастыря стали происходить всякие чудеса, и народ к ним потянулся. Считали, что здесь святые похоронены. Тем более что совсем рядом с могилками забил источник. Сейчас его нет, в известные времена забили камнями, часовню над могилами основательниц обители разрушили. Все заасфальтировали. Храм был осквернен. Решено было сделать здесь площадь для парадов. Но стала мешать вот эта береза, – наш экскурсовод показала на мощное искореженное дерево с пучком высохших веток, похожих на корни, уходящие в небо. Выросло оно на могиле Мотовилова, сподвижника преподобного Серафима и питателя обители. Срубить это дерево не удалось, тогда решили его выкорчевать, подогнали экскаватор, пытались выдернуть, но бесполезно. С последним мощным рывком ковш экскаватора сломался пополам. Зубец застрял в корнях, а береза осталась. В наши дни, лет десять назад, на березе появился странный наплыв, похожий на медведя. Вспомнили лесного зверя, которого кормил преподобный. Говорят, это памятник преподобному Серафиму. А с южной стороны спилили сук, и на спиле стал четко виден контур иконы "Умиление".

    В прошлом году на Церковном Соборе матушек Александру, Марфу и Елену прославили как святых, и их святые мощи извлекли из могил нетленными.

    У источника Преподобного Серафима Саровского в Цигановке У источника Преподобного Серафима Саровского в Цигановке

    Марфа пришла в общинку в монастырь, когда ей было всего 13 лет. Просто увязалась за своей сестрой, но все эти годы она не позволяла себе вольности, как часто бывает у детей. Она сразу себя стала вести как настоящая взрослая монахиня. Она была одна из тех сестер, которые поднимали за 200 метров отсюда девичью общинку, основанную преподобным Серафимом по велению Матери Божией. Вокруг нее была вырыта знаменитая Канавка. А первые восемь девиц были названы по именам Самой Богородицей. Марфа, до пострижения Мария Милюкова, была одной из тех девиц. Всю свою короткую жизнь она была очень послушной, трудолюбивой, молитвенной. Преподобный Серафим благословил на паперти храма Казанской Божией Матери, открытого для прихожан, построить храм для сестер общинки во имя Рождества Христова, и Марфа положила свою жизнь при этом – она работала с такой самоотверженностью, что Господь ее сразу забрал, как только закончилось строительство. Было ей всего 19 лет, но за такой подвиг батюшка постриг ее сразу в схиму и лично передал ей шапочку, платочек, чтобы ее похоронили во всем парадном. А во время похорон сказал, что непременно она будет прославлена как святая. Третья могилка – Елены Мантуровой. Был у дивеевских сестер благодетель – дворянин-помещик Михаил Мантуров. Не сам по себе стал благодетелем молодой повеса, офицер, находящийся на службе в Лифляндии. Заболел он страшной болезнью, буквально косточки выпадали у него из ран, не мог стоять на ногах. В таком состоянии ушел он в отставку и поселился у себя в имении недалеко от Дивеева. Преподобный исцелил Михаила Мантурова и в благодарность за это он взял на себя крест добровольной нищеты. Сестра Михаила Елена тоже не хотела быть молитвенницей. Мечтала о роскошной светской жизни в столице, собиралась в Петербург замуж. Но однажды было ей видение: смотрит она на небо, а там дракон с огненной пастью летит на нее и собирается проглотить. Это было так страшно, что она попросила помощи у Царицы Небесной. За избавление от этого видения она обещала уйти в монастырь. Видение тут же исчезло. Три года готовил ее преподобный Серафим для того, чтобы она смогла прийти в монастырь. Она училась послушанию, смирению, читала духовные книги. Когда ее благословили в монастырь, это была уже совсем другая девушка. Она настолько стала послушной, что даже умерла по послушанию. Страшной неизлечимой лихорадкой заболел ее брат Михаил. Преподобный почувствовал, что тот должен умереть, вызывает его сестру в Саров и говорит:

    – Елена, брат твой болен, и я знаю, что он должен умереть. Так написано на небесах. Но он очень нужен для нашей обители, для сирот. Прошу тебя, Елена, умри за брата.

    Чудесный отпечаток на спиле березы на могиле Мотовилова Чудесный отпечаток на спиле березы на могиле Мотовилова

    И как ни было ей трудно и страшно, она согласилась: "Благословите, батюшка..." Силы оставили ее. Повезли смиренную Елену в Дивеево смертельно больной. Скоро она скончалась, 27 лет от роду. За такое послушание была она очень почитаема. А на могилке ее происходили чудеса. Елена Мантурова также причислена к лику святых.

    Мощи этих трех сестер: Александры, Марфы и Елены, были подняты в октябре 2000 года. 22 декабря этого же года состоялся праздник прославления и мощи были перенесены в храм Рождества Богородицы.

    После прославления дивеевских сестер, 25 декабря, над обителью появились три радуги: одна – кольцом над храмами, две другие – полукружьями на севере и на юге. Среди зимы в сухой морозный день – три яркие летние радуги...

    Солнце, сопровождавшее нас во время всей экскурсии, вдруг исчезло за черной тучей, и на обитель обрушился град. Но нам он уже был не страшен, мы укрылись в нижнем храме Рождества Богородицы. (Он устроен под Христорождественским, пристроенным к церкви Казанской иконы Божией Матери.) Эти две церкви, во ознаменование Рождества Спасителя и Его Пречистой Матери, благословил строить батюшка Серафим для своей девичьей общинки, чтобы не смущать девиц, ушедших от этого мира, приходской жизнью, где совершались и венчания, и крестины. Денег для покупки земли не было, и храм Рождества Богородицы решили строить в подклети Христорождественского. Свод возводимого здания оказался очень низким, так что сам по себе держаться не мог – надо ставить четыре каменных столба. А храм настолько маленький, тесный – как в нем молиться? Преподобный, когда услышал про эти четыре столба, очень обрадовался: “Четыре каменных столба – это значит четверо мощей. Четверо мощей у нас в Дивеево будет, а я посредине их лягу. Будет здесь усыпальница”. Благословил преподобный в будущей усыпальнице читать неусыпаемую Псалтирь. Так было заведено. Так и по сей день ведется. Только теперь читают сестры Псалтирь день и ночь перед мощами основательниц обители.

    Пока будут выполняться Мои заповеди, – сказала Вечная Игумения угоднику Своему преподобному Серафиму, – Я буду над этим местом царить и буду благодать сюда низводить, но если хоть одну из Моих заповедей нарушите, то беду без беды наживете".

    И нынешние сестры, возрождающие монастырь с 1991 года, стараются соблюдать заповеди эти: непременно читать неусыпаемую Псалтирь, держать неугасимую свечу в верхнем храме перед образом Христа Спасителя и неугасимую лампаду перед Богородичным образом в нижнем храме, в воскресные дни читать Параклис.

    В крошечный нижний храм пускают по пять человек, в молитвенной тишине и полумраке читают сестры Псалтирь в окружении трех мощевиков своих святых предшественниц...

    Икона Божией Матери “Умиление”. Келейный образ преподобного Серафима Саровского. Икона Божией Матери “Умиление”. Келейный образ преподобного Серафима Саровского.  Богоявленский собор. Москва

    Дождь кончился внезапно, и снова улыбалось солнце. Мы поспешили пройти вдоль Канавки Пресвятой Богородицы, читая: "Богородице Дево, радуйся..."

    Отведали дивеевской трапезы и, возблагодарив Бога за все благодеяния преподобного Серафима Саровского, за помощь и заступничество, мы поспешили в автобус. На нашей дороге еще был источник Казанской иконы Божией Матери, а дальше – Москва...

    Всюду паломников в Дивееве сопровождают стайки беспризорных ребятишек, прося милостыню. Жалко этих деток, но наши копейки и рубли, отданные в замызганные ручонки, не всегда на пользу бывают. Слава Богу, нашлось правильное решение: в Дивеево выделили дом для приюта беспризорных. Благословили здесь их собирать, чтобы не только накормить и на ночлег устроить, но и помочь их социальной реабилитации и духовному окормлению. Приют только начал свою работу. Есть здесь довольно большой, столетней постройки, крепкий дом, обширный приусадебный участок и просторный сеновал. Нужна дивеевскому приюту любая помощь – не только деньги, утварь домашняя, одежда, духовная литература для детей и юношества, но и помощь педагогов, православных психологов, может быть, даже старших учащихся воскресных школ и других добровольных помощников – всем работы хватит. Меня просили обязательно об этом сообщить в газете – может быть, кто-то откликнется, помолится за нас...

    Адрес: Дивеево, улица Полевая, дом 16, детский приют.

    Москву, по всем расчетам, мы должны были приехать не раньше чем в час ночи, что мало кого устраивало. Неизвестно еще, сколько паром придется ждать, могут быть и другие непредвиденные обстоятельства со стареньким автобусом... Мы помолились святителю Николаю, покровителю путешествующих...

    Ждать парома не пришлось. Еще раз взглянули на Муром, днем он совсем не тот, что на рассвете... За окошком нашего автобуса мелькали просторы российской глубинки: поля, леса, реки... Над всем этим неслись облака и тучи, то проливая дождь, то обнажая солнце, – обычный летний день для средней полосы.

    – Мамочка, ты посмотри, какие полосы, они светятся...

    – Это полосы дождя, освещенные солнцем...

    – Нет. Это ангелы с неба поливают землю, а вот и радуга...

    Публикация статьи произведена при поддержке учебного центра «Ратиро», проводящего учебные курсы, семинары и мастер-классы для специалистов индустрии красоты: косметологов, визажистов и др. Школа визажа позволит как освоить базовые навыки профессии визажиста, так и повысить квалификацию. Основы цветометрии, дерматологии, правила и техника нанесения макияжа – теория и практика, получаемые на базовом курсе даст вам возможность открыть для себя новую профессию.

    И вспомнились строки Писания: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между Мною и между землею (Быт. 9, 13).

    Было шесть часов вечера. Начиналась вечерняя служба Духова дня, и мне вспомнилась сегодняшняя проповедь на утреннем богослужении в Троицком соборе Дивеева. Священник говорил о том, что без Духа Святого человек черствеет: каменеет, трескается, как безводная земля, сердце его и не приемлет даже доброго зерна. Как дождь, питая землю, дает добрым всходам прорасти, так и Дух Святой, напояя сердце, дает плоды любви...

    К Москве мы подъехали неожиданно быстро, в одиннадцатом часу. Те, кто ворчал и сетовал на дорогу и бездорожье, уже не спешили расставаться.

    Многие обменивались телефонами и строили планы на следующее путешествие... И все улыбались... Видно, "претихий и кроткий угодниче Божий" преподобный Серафим и о нас вознес к Господу свою дерзновенную молитву.

    Июнь 2001 года
    Алла АНДРИАНОВА
    Москва–Муром–Арзамас–Москва

    TopList