Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 42/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ В КРАСКАХ

    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ В КРАСКАХ

    Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир.
    Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона.
    Святые иконы... Образа... Священные изображения... Сколько неоднозначных вопросов вызывают эти словосочетания. Почему иконы именуются святыми? Почему Православная Церковь отстаивает иконопочитание? Почему иконописные изображения имеют столь существенные различия по технике выполнения и по художественному языку? Наконец, можно ли молиться без икон и нужны ли иконы вообще?
    Не претендуя на всеобъемлющее раскрытие богословских глубин иконознания, эта статья познакомит читателя с описанием основных типов изображения Спасителя, Богородицы, ангелов, святых и ответит на некоторые характерные вопросы, которые интересуют людей, мало знакомых с православной иконографией.

    Основные понятия. Терминология. Апологетика

    Каждую сущность, каждое понятие, каждый предмет духовного и материального мира человек может выразить словом. Но помимо словесного – вербального – отражения мира, существует и зрительное – визуальное, которое выражается линиями и красками (на плоскости) или объемными предметными формами (в пространстве). Поэтому прежде чем дать определение иконы, необходимо обратиться к психологии зрительного восприятия.
    Существуют две стороны такого восприятия: в первом случае мы видим сам объект (прямое восприятие), во втором – его изображение (опосредованное восприятие). Следовательно, изображение при опосредованном визуальном восприятии является символом, или образом, реально существующего предмета. (Для опосредованного восприятия необходима определенная сумма знаний, превышающая жизненный опыт, который формируется с помощью работы органов чувств. Так, например, составить представление о предмете по чертежу может только технически грамотный человек. Для того чтобы по нотам – графическим символам звуков – напеть мелодию, необходимо специальное обучение.)

    В иконографии понятие образ относится к конкретному иконописному изображению; понятие же первообраз соотносится с тем, кто изображается.
    Взаимосвязь этих двух основополагающих понятий можно представить следующими примерами: человек и его живописное изображение – портрет; звук речи и его графическое изображение – буква; реальное событие и его отображение в форме репортажа, литературного произведения и т.п. Конечно же, понятие образ не следует смешивать со словом образа – бытовым названием икон, но необходимо заметить, что оба эти слова восходят к греческому eikwn – икона, что, собственно, и означает: образ, изображение.
    Итак, икона – это изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а также событий из Священной и Церковной истории. Данное определение охватывает только портретно-иллюстративную сторону содержания такого сложного явления, как православная иконопись. Надо сказать, что даже иконоборчески настроенные протестанты изображают Христа и события Священной истории. Вспомним, к примеру, произведения западноевропейской живописи, классические иллюстрации к Ветхому и Новому Заветам или заполонившие современный книжный рынок и находящиеся за пределами элементарного уровня вкуса комиксы на библейские темы.

    Спас Нерукотворный. Икона. Ростов. Конец XIII – начало XIV в.Спас Нерукотворный. Икона. Ростов. Конец XIII – начало XIV в.

    Но то, что является приемлемым в мире протестантском, зачастую бывает недопустимо в мире православном. Икона – изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию, но и молитвенную. В богослужебном годовом круге литургически почитаются более двухсот чудотворных икон. Входя в храм Божий, православный христианин обязательно кладет поклоны перед иконами, прикладывается к ним и возжигает перед ними свечи.
    Но не является ли все это, по словам иконоборцев, идолопоклонством и нарушением второй заповеди Божией: Не сотвори себе кумира и всякого подобия... да не поклонишися им, ни послужиши им (Исх. 20, 4, 5)? Ни в коей мере! Кумиры, или идолы, – изображения ложных богов, а поклонение и служение им – обожествление неодушевленного предмета, материала, а в худшем случае – и поклонение силам зла. Почитая же святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет, а на того, кто стоит за предметом, – через образ к Первообразу. Молясь перед любой иконой Спасителя (будь то Господь Вседержитель или Спас Нерукотворный), мы все мысли и чувства возносим к одному Господу Иисусу Христу.

    Иконы именуются святыми не только потому, что они освящены, то есть посвящены Богу, выделены из грешного бытия для богообщения, но еще и потому, что святость как одно из свойств Божиих – Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6, 3) – отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному богообщению и преображению – явления одного порядка. Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26).
    Бережное отношение не только к святым, но и к другим памятным для человека предметам – показатель его духовного уровня.
    Почитая святыню – предмет, посвященный Богу и освященный Богом, мы поклоняемся Самому Богу, отразившемуся в нем. Почитая святого, мощи его или изображение его, мы почитаем человека обоженного, преображенного Господом и, следовательно, Самого Господа.

    Но этим не исчерпывается суть такого сложного понятия, как икона. Православная вера основана на двух источниках: Священном Предании и Священном Писании. И если Священное Писание можно определить как Откровение Божие, зафиксированное в визуально-знаковой системе (письменность), то икона – Откровение Божие, выраженное в системе визуально-образной (в линиях и красках). Осознание священных изображений частью Священного Предания приводит к восприятию иконы как богословия в зрительных образах, как явления, которое выражает собой соборный разум Церкви. Поэтому творцами канонов (правил, по которым пишутся иконы) являются, прежде всего, святые отцы.

    Итак, к определению иконы как священному изображению следует сделать добавление: икона – это Откровение Божие, выраженное в линиях и красках, богословие в зрительных образах, воплощенная молитва; икона – это неотъемлемая часть православного богослужения и Священного Предания, которыми живет наша Церковь.
    Какое же сравнение можно подыскать для иконы? С чем можно сопоставить такое многоплановое явление?
    С человеком. Человек по христианской антропологии состоит из трех частей: тела, души и духа. И если с физическим телом человека можно соотнести материальную основу иконы: доску (в данном случае имеются в виду канонические молельные переносные иконы, но все сказанное в полной мере относится и к стенописи: мозаике, фреске и другим видам храмовой росписи), краски и т.п., то с душевной стороной человеческого естества (интеллект и чувства) – можно сравнить символику иконописного изображения, его эмоционально-образный строй. Но важнейшее предназначение иконы, ради чего она и существует, – это явление через образ Первообраза. И здесь напрашивается сравнение с той главной составляющей человека, которая отличает его от всего прочего творения: с духом. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2, 7).

    Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Константинополь. 1363 г.Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Константинополь. 1363 г.

    Конечно, подобное сравнение вызвано необходимостью наглядного и образного раскрытия смысла и значения православной иконы, но правомочность его подтверждается тем, что человек по сути своей также является иконой Бога, так как создан по образу и подобию Его. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его... (Быт. 1, 27).
    Восприятие иконы человеком, предстоящим перед ней, многопланово, но самая высшая ступень – молитвенное общение с Первообразом.
    Для предыдущих поколений, рождавшихся и живших в православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо язык этот понятен только для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и участвующих в таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами академического письма – по сути картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, пришедший в Россию с католического Запада, получил особенное развитие в послепетровское время, в Синодальный период истории Русской Православной Церкви.
    И в настоящее время, несмотря на то что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

    Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.
    Нередко возникает вопрос: а зачем необходимо придерживаться древних правил изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности – и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? Может быть, древние иконописцы просто не имели элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквах добротно написанные картины?
    Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения – картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.
    Вначале обратимся к внутренним.
    Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы и т.п.

    Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – символ инобытия в нашем мире.
    Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.
    Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
    Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

    Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона лишена внешних эмоций; восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне.
    Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени.
    Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
    Каковы же основные стилистические особенности изобразительного языка православной иконописи? Каковы внешние отличия иконы от картины?

    1) Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило удлиненные, пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем.

    2) Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива (на канонических иконах не всегда присутствуют изображения только в обратной перспективе. На одной и той же иконе, в зависимости от богословской идеи, могут встречаться изображения и в обратной, и в прямой перспективе), где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний.

    3) Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.

    4) Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства.

    5) Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками на гору, и Господа преобразившегося, и учеников, павших на лица свои (Мф. 17, 6), и их же, спускающихся с горы.

    Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад не признавался древними иконописцами, поскольку его функция – чисто декоративная.
    Подводя итог всему сказанному, можно сделать определенный вывод: икона – явление времени новозаветного, она – зримое свидетельство Боговоплощения, ибо Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.

    Элементы иконной доски

    Ковчег – углубленная часть иконной доски.

    Поле – выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI–XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века поля стали делать более узкими, а в XIV веке стали появляться иконы без ковчега.

    Лузга – скос между ковчегом и полем.

    Шпонка – поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации. Уже в XI–XII веках появляются иконы, высота которых достигает более двух метров. Основу для таких икон делали из нескольких досок, соединенных в щит при помощи врезных планочек и укрепленных шпонками.

    Способы изображения фигур на иконах

    1. Оглавные изображения (пример такой иконографии – икона "Спас Нерукотворный").

    2. Оплечные.

    3. Поясные (для этого способа изображений большое значение имеют жесты рук; например, в иконографии Господа Вседержителя правая рука Спасителя изображена в благословляющем жесте, а в левой – раскрытая или закрытая книга).

    4. В полный рост (изображается как отдельно стоящая фигура, так и несколько фигур – например, икона "с избранными святыми").

    Часто святые на иконах изображаются в окружении небольших композиций – житийных клейм, которые показывают наиболее значимые события их жизни.

    Православная икона – живописный образ, воплотивший слово Божие. Все, что свидетельствует о Боге, должно быть достойно Его, и поэтому в иконе большое значение имеет формальная сторона, а именно – мастерство иконописца. Икона (в особенности древнерусская) является частью мировой художественной культуры, а имена выдающихся иконописцев известны не только одному православному миру. Но надо всегда помнить, что основное предназначение иконы – молитвенное. Поэтому единственное место для иконы – это храм Божий, исследовать же икону только с искусствоведческой точки зрения и видеть в иконе только "шедевр древнерусского и изобразительного искусства" нельзя.

    Иконография Спасителя

    Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа и в богословских, и в искусствоведческих исследованиях иконы традиционно выделяются три основных иконографических типа. Это – Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа, или "Спас Нерукотворный", "Господь Вседержитель", или "Пантократор", и "Господь на престоле" (подтип – "Спас в силах").

    Спас Нерукотворный

    Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на "доску негниющю" и помещен над городскими вратами. (Об истории Нерукотворного Спаса и его связи с Туринской Плащаницей подробно рассказывала наша газета, № 31, 2000 г. – Ред.).
    В соответствии с Преданием возникают два типа изображения Нерукотворного Спаса: на убрусе (или Убрус) – на плате, и отпечатавшийся на чрепии (или Чрепие) – на черепице, на камне. (Лик Христа на плате в терновом венце – Плат Вероники – появляется в русской иконографии с XVII века и является заимствованием из католической живописи.)
    В иконографии "Спас Нерукотворный" присутствуют только оглавные изображения.
    Основной богословский смысл иконы "Спас Нерукотворный" – это воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.

    Господь Вседержитель (Пантократор)

    Господь Вседержитель. Икона в полный рост. Отец Вячеслав Савиных. 1990 г.Господь Вседержитель. Икона в полный рост. Отец Вячеслав Савиных. 1990 г.

    Пантократор (с греч.) – вседержитель. Слово образовано от pan – все и kratwr – сильный.

    Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Фигура Спасителя имеет в основном поясное изображение, часто встречаются изображения в полный рост и крайне редко – огрудные.
    Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к Которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Христа Пантократора отводилось большое место в храме не только на переносных иконах, но и в стенописи. Очень часто встречается фреска или мозаика с изображением Спаса Вседержителя в центральной купольной части храма.

    Господь на престоле. Спас в силах

    Царь царей и грозный Судия – таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост.

    Икона "Спас в силах" показывает Господа Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, Таким, Каким Он явится в конце времен. Здесь изображены символы евангелистов (ангел символизирует Матфея, лев – Марка, телец – Луку, орел – Иоанна), проповедующих Благую весть во все концы света, ангелы, окружающие Престол Господень, и фигура Самого Христа с книгой в руке.

    С точки зрения богословской, эта икона непосредственно связана с темой Страшного суда и грядущего преображения Вселенной. Это своего рода целый богословский трактат в красках, и недаром икона "Спас в силах" является центральной в иконостасе.

    Основные элементы иконографии Спасителя

    1. Нимб (c лат. – облако, туча) – символ святости, сияния Божественного света. Нимб с вписанным крестом (крестчатый нимб) и с буквами own (греч. Сущий) изображается только на иконах Спасителя.

    2. Гиматий – верхняя одежда в виде плаща. В иконографии Спасителя гиматий преимущественно синего цвета.

    3. Хитон – нижняя одежда в виде рубахи. В изображениях Христа имеет красный цвет.

    Красный хитон и синий гиматий символизируют Божественную и человеческую природы Христа. Одежды золотого цвета означают сияние Божественной славы.

    4. Клав – нашивная вертикальная полоса на хитоне – знак патрицианского достоинства, символ чистоты и совершенства человеческой природы Спасителя.

    5. Книга – может быть изображена в виде свитка или в виде кодекса (сброшюрованных листов в переплете). Раскрытая книга содержит цитату из Священного Писания. Книга закрытая символизирует книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр. 5, 1).

    6. Надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя. Икону надписывают в обязательном порядке. В древности, когда еще не был установлен чин освящения, икона считалась законченной тогда, когда на ней появлялось именование: в духовном смысле это означает соединение имени и образа.

    © Сергей АЛЕКСЕЕВ, Санкт-Петербург
    Продолжение следует

    TopList