Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 42/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ПУТЬ ЗА ХРИСТОМ

    ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

    ПУТЬ ЗА ХРИСТОМ

    Священномученик архиепископ Августин (Беляев)

    Священномученик архиепископ Августин (Беляев) Священномученик архиепископ Августин (Беляев)

     

    Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, Царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

    Тропарь новомученикам и исповедникам Российским, глас 4

    Священномученик архиепископ Августин (Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 г. в селе Калиники (или Каменники) Юрьевецкого уезда Костромской губернии (по другим источникам 1 марта 1886 г. в городе Камышине Саратовской губернии) в семье священника. С детских лет Александр проявлял горячую веру и глубокую религиозность. Первоначальное духовное образование он получил в Кинешемском Духовном училище, затем в Костромской Духовной семинарии. Обучение Александр продолжил в Казанской Духовной академии, которую окончил в 1911 г. со степенью кандидата богословия.

    Первым местом служения был город Пенза, где молодой богослов преподавал в мужских и женских учебных заведениях до 1920 г. Здесь в декабре 1919 г. последовал первый арест за "участие в контрреволюционной деятельности Пензенского братства православных христиан". 1 мая 1920 г. Александр был выпущен на свободу, а вскоре у него умерла жена, остались две маленькие дочери. На девятый день после смерти жены, 30 июля, он принял монашеский постриг с именем Августин и через короткое время был возведен в сан иеродиакона, а 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы, рукоположен во иеромонаха. Отец Августин начал свое служение в пензенской Рождественской церкви, но вновь был арестован по обвинению в "агитации против соввласти", однако вскоре освобожден.

    В очередной раз арест последовал 22 апреля 1922 г. по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей и хранении запрещенной литературы". Почти три месяца он провел в заключении. В сентябре же вновь арестован за "сопротивление изъятию церковных ценностей; хранение литературы контрреволюционного характера" и чуть больше месяца находился в заключении.

    В 1923 г. на праздник Рождества Пресвятой Богородицы отца Августина рукоположили во епископа Иваново-Вознесенского. Жизнь Ивановской епархии, основанной в 1918 г., была полна драматических событий. 1920-е гг. – это время, когда государство объявило негласную войну Церкви, а Ивановская епархия, как и вся наша Церковь, в полной мере испытала все тяготы безбожного правления. Здесь также закрывали и взрывали храмы, уничтожали духовенство, верующих. Церковные иерархи и церковная общественность пытались противостоять этому беззаконию. Кроме того, годы управления епархией епископом Августином (1923–1929) характеризовались противостоянием Православной Церкви и обновленцев. Тогда в епархии даже появился свой обновленческий архиерей – архиепископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев). Новые власти благосклонно относились к обновленцам, не мешали им захватывать храмы, устраивать крестные ходы. Епископ Августин был выслан из Иваново-Вознесенска и проживал в Кинешме. В епархиальном городе он мог служить только по разрешению властей. Владыка особенно любил служить во Введенском храме, который сейчас принадлежит женскому Свято-Введенскому монастырю.

    Иваново-Вознесенский Введенский храм, где любил служить владыка Августин Иваново-Вознесенский Введенский храм, где любил служить владыка Августин

    В тот период многие архиереи вынуждены были жить в Москве, под присмотром властей. Они сами подыскивали себе жилье, служили в московских храмах, куда их приглашали, но обязаны были регулярно отмечаться у местных властей. Об этом периоде жизни епископа Августина вспоминает монахиня Анна (Теплякова), которая в бытность владыки в Москве стала его духовной дочерью. По ее воспоминаниям, владыку Августина кто-то устроил жить в подвале храма Архангела Михаила на Пироговке. Темными коридорами можно было попасть в небольшую комнатку, в которой "где-то было наверху окошко, стоял стол, кровать железная, святой уголок, и там ютился архиерей епископ Августин". Его пригласили служить в храм Петра и Павла на Преображенской площади, где он и познакомился с Анной и ее подругами. Владыку, как и многих пастырей, власти не оставляли в покое. В 1924 г. он около полугода снова провел в тюрьме.

    В 1925 г. на Благовещение скончался святейший патриарх Тихон. 12 апреля состоялись его похороны в Донском монастыре. Епископ Августин был среди архиереев, принимавших участие в погребении. Он также подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

    Живя в Москве, епископ Августин частенько уезжал по епархиальным делам в Иваново. Весной 1926 г. последовал новый арест и приговор – три года ссылки в Среднюю Азию, в город Хаджент. В своих воспоминаниях монахиня Анна описывает, как она с подругой провожала владыку на Казанском вокзале, откуда отправлялся поезд с заключенными. "За час примерно черный ворон подъехал... И показалась высокая фигура владыки Августина. Он высокий, худощавый брюнет. Идет – конвоиры ведут его. Он такой был величественный, спокойный, с посохом, в клобуке. Идет за Христом, в далекий край, в неизвестность..."

    После ссылки, с 1 апреля 1930 г., епископ Августин возглавлял Сызранскую епархию, но это был совсем небольшой период времени, и уже в следующем году его вновь арестовали. По приговору владыка отбывал заключение в концлагере на реке Свирь, в Лодейном Поле – Свирлаге. Монахиня Анна вспоминает, как две его духовные дочери ездили к нему в ссылку: "Владыка говорил после, когда вернулся оттуда: "Если бы не та пища, что вы привезли (сухари), то конечно же я бы умер там от голода". Он свои порции отдавал – других спасал, а себя подкреплял этим. Что там было... обращение начальства – это уж и передать нельзя. Конечно, жестокое и страшное". Владыка рассказывал, что его работа была – собирать смолу. Два ведра на коромысле носил. А питание было плохое, сил совсем не было... Страшные годы".

    В 1934 г. епископ Августин был освобожден из заключения и направлен в Калужскую епархию. С 9 апреля 1934 г. он – епископ Калужский и Боровский.

    Это было время усиления гонений на Церковь, когда возобновились массовые закрытия храмов, усилились репрессии против священнослужителей, причта и деятельных прихожан. В эти годы только в самой Калуге были закрыты три церкви, а две из них взорваны. Тогда же были закрыты и разграблены в большинстве своем и все остальные храмы епархии, а святыня края – чудотворная Калужская икона Божией Матери – была изъята из храма и помещена в краеведческий музей. Были расстреляны или сосланы 198 священнослужителей. И все же при владыке Августине церковная жизнь в Калуге оживилась. Несмотря на запреты советской власти, звучал колокольный звон, службы были многолюдны. В 1935 г. епископ Августин снова привлекался к следствию, но арестован не был. 2 апреля 1936 г. он стал архиепископом.

    В конце сентября – начале октября 1937 г. в Калуге и области прошли массовые аресты по обвинению в причастности к "контрреволюционной монархической организации", якобы возглавляемой архиепископом Августином. При обысках у подозреваемых в качестве улик изымались духовные книги, ноты церковных песнопений. По этому делу прошло около тридцати человек, принадлежавших к разным социальным слоям. От арестованных добивались показаний, что они являются "членами монархической контрреволюционной организации", а в обвинении, предъявленном архиепископу Августину, говорилось, что он был ее организатором и ставил целью "свержение советской власти, распространение контрреволюционной клеветы, срыв мероприятий партии и правительства путем распространения суеверных, ложных, контрреволюционных слухов", а также, что он сколачивал из членов организации боевые группы для помощи интервентам и что при выборах в Верховный совет пытался провести своего, антисоветского, кандидата.

    Последний арест последовал 20 сентября 1937 г. А 19 октября преосвященнейший Августин "тройкой" при УНКВД СССР по Тульской области был приговорен к расстрелу и 23 ноября 1937 г. расстрелян с группой духовенства и мирян.
    Архиепископ Августин разделил судьбу епископов и священников, репрессированных в годы гонений на Церковь, пополнив собою сонм мучеников, исповедников, подвижников благочестия, пострадавших от безбожной власти. Он был прославлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. от Ивановской епархии в лике священномучеников.
    Память архиепископа Августина (Беляева) совершается дважды: в празднование Собора новомучеников и исповедников Российских (в первое воскресенье начиная с 7 февраля (н.ст.) и 23 ноября, в день мученической кончины.

    Валентина ШАРОВА

    TopList