Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 41/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СПАСЕННЫЕ СВЯТЫНИ

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    СПАСЕННЫЕ СВЯТЫНИ

    Соловки – дивный остров молитвенного созерцания, слияния духа временного, человеческого с Духом вечным, Господним... – писал о легендарном монастыре писатель Борис Ширяев, которому довелось самому провести часть жизни в Соловках, но только узником первого советского концлагеря, устроенного в святом месте. – Вот они, проникновенные, молитвенные Соловки, о которых повествовала тихоструйная молвь странников, молитвенников и во Христе убогих земли Русской. Святой остров Зосимы и Савватия, монастыря с созерцателями-монахами, нежным маревом бледных берез и тысячами трудников покаянных, притекавших сюда со всех концов святой Руси.
    И теперь... тянутся сюда новые трудники, и тоже со всех концов Руси, но уже не святой, а поправшей, разметавшей по буйным ветрам свою святую душу, Руси советской, низвергшей крест и звезде поклонившейся".

    Спас Недреманное Око. Икона XVI в. МоскваСпас Недреманное Око. Икона XVI в. Москва

    И действительно, есть ли на Руси святое место, вобравшее в себя столько же боли, сколько эти острова на Беломорье? Суровая красота Русского Севера, молитвенная тишина и строгая аскеза в чистой простоте и... исторический излом во всем своем уродстве. Обитель и тюрьма... Но – слава Богу! Сейчас вновь – православная обитель, сохранившаяся до наших дней как никакая другая. Соловецкая крепость – форпост духовный.
    Связь с прошедшими столетиями – невидимая, духовная, через Святую Церковь, в которой нет мертвых, через молитвы к преподобным Зосиме и Савватию – основателям обители, к святителю Филиппу, митрополиту Московскому... Но помогают осуществлять духовную связь видимые предметы – святыни, носители благодати, молчаливые свидетели минувших веков.
    Образ преподобных Зосимы и Савватия первой половины XVI века... Большая, в человеческий рост, Боголюбская икона Пресвятой Богородицы, с предстоящими святыми Зосимой и Савватием и братией монастыря... Написанная в 1545 году, до общецерковной канонизации основателей Соловецкого монастыря, эта икона являет нам их раннее лицевое житие. Фелонь преподобного Зосимы Соловецкого бережно сохранялась в монастыре, была особо почитаема братией. Одна из главных святынь обители – часть деревянной раки преподобного Савватия – крышка и боковая стенка – дошла до нас с 1566 года, в котором рака была создана по заказу игумена монастыря святителя Филиппа (Колычева). Это не только святыня, но и уникальный образец старинной русской деревянной резьбы. Все эти реликвии – экспонаты музея "Московский Кремль", сохраненные особым Божиим Промыслом для нас, возвращающихся к духовным истокам.
    А ведь мы могли бы их никогда и не увидеть...
    Необыкновенная выставка в Успенской звоннице Московского Кремля под названием "Сохраненные святыни Соловецкого монастыря" открылась в день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, из Соловецкого монастыря в кремлевский Успенский собор. Длилась она до 19 сентября. Посвящена была, как читаем мы в специальном буклете, "памяти Николая Николаевича Померанцева в год его 110-летия и других подвижников отечественной культуры, сохранивших реликвии Соловецкого монастыря..."

    Н.Н. Померанцев. Фото 1920-х гг.Н.Н. Померанцев. Фото 1920-х гг.

    В 1922 году развернулась упорная борьба за соловецкие ценности между комиссией Помгола (в помощь голодающим Поволжья) и деятелями культуры, работниками музеев. Деятельность комиссий Помгола заключалась в пополнении Государственного хранилища ценностей (с целью создания валютно-залогового фонда) изъятыми у Церкви богатствами. При этом не только духовное, но и историческое, художественное значение уникальных вещей бессовестно игнорировалось. Усилия Н.Н. Померанцева, М.П. Мошкова, П.Д. Барановского, А.В. Лядова и других, направленные на их сохранение, называют сейчас героическими. Благодаря этим людям было спасено и множество святынь, принадлежавших Соловецкому монастырю.
    Документы, повествующие об этой тяжелой борьбе, собранные в архивах нынешними сотрудниками музея "Московский Кремль", были также представлены на выставке. Так, например, ее посетители могли познакомиться с биографией Н.Н. Померанцева, эксперта Наркомпроса, секретаря комитета по охране памятников при президиуме ВЦИК, арестованного в 1934 года за то, что он "активно боролся против сноса памятников старины в целях воспитания на них молодежи в националистическом духе". Николай Николаевич Померанцев, сотрудник Оружейной палаты Московского Кремля, вел борьбу за сохранение соловецких ценностей вплоть до 1927 года, вызволял драгоценные реликвии даже из цеха переплавки.
    Выставку "Сохраненные святыни Соловецкого монастыря" открывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. На ней было представлено около ста экспонатов редчайшего собрания. Организация выставки соловецких ценностей, о которой мечтали сотрудники музеев Московского Кремля еще в 20-х годах прошлого века, стала возможной только в наши дни. Ей предшествовало тщательное научное исследование, проведенное музеем. Готовилась выставка большим коллективом специалистов на протяжении многих лет. И не зря на ее презентации часто звучало слово “подвиг”. Подвиг основателей монастыря, его подвижников, подвиг собирателей и спасителей сокровищ обители, подвиг тех, кто продолжает изучать их, хранить и реставрировать уже в наши дни...

    Потир. 1637 г. Москва, мастерские КремляПотир. 1637 г. Москва, мастерские Кремля

    Что еще могли увидеть посетители выставки?

    Среди богослужебных предметов, связанных с именем святителя Филиппа (Колычева) и его игуменством на Соловках в 1545–1566 годах, центральное место занимает серебряный крест-мощевик, в котором помещались великие христианские святыни, в том числе мощи русских святых, реликвии, связанные с Новгородской землей. Покров на раку святителя Филиппа, экспонировавшийся на выставке, был сделан в 1649 по заказу царского стольника Ивана Дмитриевича Колычева, он представляет собой самое раннее изображение святителя Филиппа, выполненное еще до его официальной канонизации.
    Период расцвета Соловецкого монастыря был представлен иконами Русского Севера XVI–ХVII веков, облачениями, сделанными в обители, богослужебными предметами. Среди литургических сосудов обители особой роскошью выделяется золотой потир с драгоценными камнями, созданный при игумене Варфоломее по повелению патриарха Иоасафа в 1637 году. Вплоть до первой четверти XIX века это был единственный золотой потир в богатейшей соловецкой ризнице.

    Некоторые экспонаты, представляющие собой вклады в Соловецкий монастырь, связаны с именами первых государей из династии Романовых, царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, царевен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны. Можно было увидеть на выставке Евангелие напрестольное – вклад в обитель князя Димитрия Пожарского, и стихарь – вклад князя Михаила Скопина-Шуйского.
    Удивительные изделия из кости, такие, например, как икона, посвященная храмовым праздникам Соловецкой обители, были созданы для монастыря выдающимся мастером Осипом Дудиным.
    Посетители выставки могли также посмотреть слайд-фильмы, один из которых рассказывает об истории Соловецкой обители, а другой представляет уникальную рукопись 1709–1711 годов – лицевое житие преподобных Зосимы и Савватия под названием "Сад спасения", созданную на Соловках, которую нельзя было экспонировать обычным способом.

    Через некоторое время после открытия этой замечательной выставки в Успенской звоннице Московского Кремля состоялась презентация книги-альбома "Соловецкий монастырь". На ней присутствовал наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Иосиф. Выход в свет альбома был определен как значимое культурное событие и как событие, знаменательное в жизни обители, поскольку это первое издание, посвященное непосредственно монастырю, его истории, в котором отражено и сегодняшнее его возрождение. В книге около четырехсот страниц, их украшают шестьсот цветных иллюстраций и фотографии из личных архивов. Представлены разделы, рассказывающие о монастырской ризнице, о святых иконах, богослужебных предметах, рукописях обители. При работе над разделом "Облачения Соловецкого монастыря" было обнаружено и опознано 200 соловецких вещей.
    Издание осуществлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II издательством "Лето", совместно с музеем-заповедником "Московский Кремль" и коммерческим банком "Профбанк".
    Так, благодаря любви к России, трепетному отношению к ее святыням тех людей, от которых зависела дальнейшая их судьба, мы смогли познакомиться с уникальными ценностями Соловецкого монастыря. Как утверждают сотрудники музея "Московский Кремль", это только начало, нам еще предстоит возможность увидеть многие экспонаты из его редчайшего собрания, являющиеся не только памятниками русской истории и культуры, но и христианскими святынями. И поэтому очень важно благословение Русской Православной Церкви, данное на это благое начинание.

    © Марина Кравцова

    TopList