Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 41/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ДИМИТРОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    ДИМИТРОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

    Святая Русь всегда была по духу страной мирной, не лелеяла захватнические идеи, не страдали от нее другие народы. Но великая невидимая брань шла на Руси всегда. Часто враг рода человеческого, ненавидя Православную страну, насылал на нее и внешних врагов – тогда русским людям приходилось-таки браться за оружие. Но всегда, защищаясь ли от вторжения, переживая ли смуту и духовные нестроения, наши предки прибегали к главному оружию – молитве, призывали на помощь Небесное воинство. Одним из любимых нашим народом святых заступников был великомученик Димитрий Солунский, воин земной, ставший воином Небесным, покровитель русских князей, имевших обычай называть его именем одного из сыновей. Так получил свое христианское имя святой благоверный князь Димитрий Донской, который в память своего Небесного покровителя установил день поминовения воинов, убиенных на поле брани, – Димитровскую субботу.

    Житие великомученика Димитрия Солунского, называемого еще Мироточивым – от благовонного мира, что источают его нетленные мощи, – повествует, что молодой правитель и воевода Фессалоникийской области по-апостольски ревностно проповедовал христианство, которое обязан был искоренять, за что и был заколот копьями в 306 году. Но еще до своей мученической кончины Димитрий благословил юношу Нестора на единоборство с могучим гладиатором Лием, легко расправлявшимся на арене ради потехи толпы с приговоренными к смерти христианами. Нестор одолел Лия и был казнен как христианин. Но духовное торжество и победа святых мучеников несомненны. И как когда-то юноша Нестор, русские люди просили у великомученика Димитрия благословения на бой с врагами – не зря его почитание на Руси усилилось после победы на Куликовом поле.

    Образец сердечного почитания святого Димитрия Солунского являет нам Щелковский край – частица большого Подмосковья. Редкостное явление в жизни православных приходов: день памяти великомученика Димитрия считает своим престольным праздником храм, в котором не существует освященного во имя святого Димитрия престола. Этот храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Анискино Щелковского района находится на земле, которую до сих пор называют Димитровской. Из этого наименования можно понять, что когда-то Димитровский храм здесь все-таки был. От XVI века мы имеем сведения, что церковь во имя Димитрия Солунского в селе Анискино находилась на правом берегу реки Клязьмы, в Кошелевом стане Московского уезда, в 25 верстах от Москвы. Церковь эта была уничтожена, но когда и по какому случаю – неизвестно. Церковная земля отдавалась на оброк: в оброчных книгах Патриаршего Казенного приказа за 1638 год сказано, что церковные земли Димитрия Солунского находятся в ведении дьяка Михаила Данилова, оброк собирается в размере 8 алтын. В 1671 году церковная Димитровская земля была передана указом царя Алексея Михайловича потешному двору в соседней деревне Соколовой, а летом 1681 года – Покровскому погосту, священнику Еремею. Затем эта земля перешла на оброк к Алексею Плещееву и его снохе Татьяне Плещеевой.
    Сын Плещеева Федор Алексеевич в 1719 году получил разрешение на строительство церкви "в неблизости села Анискино". Новый храм, во имя Иверской иконы Божией Матери, с приделами Святителя Алексия, митрополита Московского, и Великомученика Димитрия Солунского был освящен в 1722 году и переименован в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В книгах Патриаршего приказа было обозначено: "Церковь Иверской Пресвятой Богородицы в вотчине капитана Плещеева... писать церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами тех храмов с того числа, как о освящении тоя церкви указ отпущен..."

    В скором времени деревянный храм обветшал, из него случались кражи, так как церковь стояла поодаль от села Анискино, где проживали священнослужители. В 1738 году новый хозяин Димитровской земли, Андрей Григорьевич Плещеев, писал: "На тоя церковной земле построенная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, какая ныне весьма ветха и служить в ней совершенно невозможно... Я желаю в показанной деревне Анискине вместо той обветшавшей церкви построить вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, – каменные". Как видим, восстановление Дмитовского придела в новом храме не предполагалось.
    Церковь была построена в самом селе, освящена. Ныне это действующий храм Рождества Пресвятой Богородицы, в котором чтят память великомученика Димитрия Солунского. В 1999 году здесь произошло событие, привлекшее к себе широкое внимание, – в Великий Четверг Страстной недели икона Спасителя в терновом венце стала источать кровь. Кроме того, в храме находится семь миротчивых икон, в том числе икона Божией Матери "Троеручица", привезенная с Афона. Перед всеми мироточивыми иконами горят неугасимые лампады. Храм открыт каждый день. Настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы священник Сергий Казаков проводит большую катехизаторскую работу среди молодежи и детей. Своеобразной формой проповеди служат стихи, которые пишет отец Сергий, изданные уже в двух сборниках. И, наверное, все прихожане помнят наизусть строки, посвященные храму в Анискино:

    Это церковь-невеста так прекрасна в наряде
    Белых ангельских сводов, голубых куполов!
    Как небесная птица, почивает в ограде
    И зовет на молитву звоном колоколов...

    Есть в Щелковском районе храм с действующим приделом во имя Великомученика Димитрия Солунского. И как торжественно в нем всегда проходят престольные праздники в память христианского воина! Это церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в селе Жегалово на окраине города Щелково, нынешнего районного центра. Церковь долгое время была центром духовной жизни местечка Щелково.
    По писцовым книгам Троице-Сергиева монастыря значится, что Ивановское (вотчина Ивана Глинского) село, что было деревней Жегалово на речке Воронке, по грамоте царя Бориса в 1628 году "дано в монастырь по князь Ивана Глинского". В 1729 году из Синода пришел указ о построении новой церкви на старом месте (старая церковь сгорела), во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1835 году купцами Василием и Алексеем Мурашевыми построена новая каменная церковь. До революции в церкви был левый придел Димитрия Солунского, позже построили правый придел Смоленской иконы Божией Матери.
    В отличие от многих и многих церквей этот храм не подвергся разрушению в годы безбожия и закрытым простоял относительно недолго – с 1940 по 1942 год. Никольский храм – кладбищенская церковь, рядом с ней находится особо почитаемая прихожанами могила старца Василия, умершего в 1942 году и завещавшего похоронить его именно здесь. "Пока я буду здесь, – говорил старец, – храм будет стоять".

    Долгое время при Никольском храме подвизались монахини, которых Господь привел в Щелково из разрозненного монастыря. В то время, когда невозможно было достать церковных книг, когда нельзя было открыто говорить о Боге, матушки-подвижницы делали очень много для духовного просвещения окружающих: не только проповедовали, но помогали и советом, и конкретными делами, например в организации венчаний, крестин.
    Расположение церкви рядом с кладбищем способствовало тому, что под ее кров постоянно шли люди и в безбожное время, даже невоцерковленные, движимые желанием поставить свечу о своих почивших сродниках. Однако старый, намоленный храм за многие годы пришел в состояние, требующее реставрации. Преобразованием Дома Божия занялся нынешний его настоятель, протоиерей Олег Лахманюк. Благодаря его усилиям церковь обновилась и похорошела. Желая, чтобы такое же преображение произошло и в душах прихожан, отец Олег проводит поездки по святым местам, ведет духовные беседы с прихожанами.
    Среди особо почитаемых в Никольском храме святынь находится также образ великомученика Димитрия Солунского. И православные верят: если усердно помолиться Небесному воину, то по вере нашей он явит заступничество и своему храму, и щелковскому краю, и всей земле Русской.

    © Марина Кравцова

    TopList