Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 41/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • НЕ ЗАВИДУЙ

    СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

    НЕ ЗАВИДУЙ

    Никому не завидуй, человек, в благополучии настоящего мира – всякая здешняя вещь есть трава и полевой цветок. Не завидуй богатому и славному, не завидуй изобилующему земными благами, но лучше благоразумно подражай процветающему добродетелями. Зачем завидовать настоящему благополучию? Все в этом мире временно и тленно. Если кто славен или богат, останется ли таким навеки? Если кто изобилует благами – навсегда ли? Нет, на очень короткое время все это дано.
    Итак, ничему не завидуй в этом мире. Не завидуй имению, богатству, славе и всякому плотскому удовольствию; не завидуй сану, чести и всякому достоинству; не завидуй жилищам и прекрасным зданиям или какому-либо изобилию. Все временно и тленно, все изменчиво и, как дым, исчезает, ничто не вечно на земле, все здесь останется, изменившись в прах и пепел. Благоразумно завидуй только тем, если кто присоединится Господу, если кто сподобится благодати Пресвятого Духа, потому что если кто ее примет, будет славнее и богаче всех богатых и славных.
    Не завидуй, если кого почитают и прославляют более тебя или кто в чем-либо пред тобою имеет избыток. Считай все это за сонное мечтание. Не завидуй земным тленным предметам, но имей сердце свое обращенным к вещам небесным и вечным. Благодать Божия заключается не в богатстве и почете земном, но во всегдашнем пребывании в Боге. Велика боязнь и страх изобилующему земными благами, так как обычно внезапно приходит тяжкое лишение их. Разве мало было прежде славных, богатых, храбрых, премудрых людей, но теперь всех покрыла земля, и память их, как бы и не бывших, погибла. Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102, 15–16).

    Подумай, что ты ведь не очень бы стал завидовать, если бы кто в игре ненадолго взял на себя царское звание или бы разбогател во сне. Даже и тому не стал бы завидовать, кто на день получил бы какую-либо честь, а потом надолго бы подвергся бесчестью. Поэтому если кого хвалят – пусть хвалят, если кто богатеет – пусть богатеет, ты же наблюдай за собой. Хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1, 31), только и богатеющий пусть богатеет о Господе, говорит апостол.
    Не завидуй тем, кого хвалят, а лучше с хвалящими и ты доброе похвали, а злое обойди молчанием. Не завидуй, если кого ублажают, если о ком все говорят хорошо. Непостоянна похвала человеческая, но очень изменчива: иногда люди хвалят, иногда злословят, одни прославляют, другие бесчестят, одно и то же иным нравится, иным нет. Сегодня кто-либо ублажается, завтра поносится, в одной постоянной мере не остается ни похвала, ни бесчестье у людей, но все быстро изменяется.
    Зачем Богу в Божием завидуешь? Зачем Богу в Божием препятствуешь? Не завидуй ни одному человеку ни в чем, но постарайся быть достойным пред Богом принять то, чем Он тебя почтит по мере. У Бога нет лицеприятия, Он каждому воздает по достоинству, Он всех людей по возможности праведной мерой умерял и каждого своей честью почтил, одного так, другого иначе. Но блажен народ, у которого Господь есть Бог (Пс. 32, 12), говорит пророк.
    Зачем хочешь завидовать чести и достоинствам всех? Ведь ты один сам в себе все вместить не можешь. Зачем хочешь завидовать благам мира сего? Все вскоре исчезает, все изменяется. Мир коварен, и все в нем переменчиво: сегодня уважение, завтра укоры, сегодня слава, завтра бесчестие. Кто наиболее прославится, вознесется, потом скорее впадает в бесчестье, здесь ли или там, в будущей жизни. Не мучься, снедаемый завистью, видя других, более тебя почитаемых, прославляемых и богатеющих. Бог знает, как кого устроить своими судьбами, Он Сам лучше всех знает, кому что дать. Разве господин со своим владением не может поступить, как хочет, одному одно дать, другому другое.

    Не завидуй же, чтобы не услышать осуждающего голоса: Возьми свое и пойди... разве я не властен в своем делать, что хочу (Мф. 20, 14—15)? Перестань поэтому завидовать, чтобы не оказаться вне чертога Христова.
    Зависть – причина всякого зла, противник всего доброго. Из зависти убил Каин Авеля, Исав преследовал Иакова, Саул гнал Давида, и множество зол творится ради зависти. Зависть и ненависть затворяют небо, ослепляют разум, помрачают душу, отягчают совесть, печалят Бога, веселят бесов. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет (1 Ин. 2, 11). Зависть не может отдать предпочтение, выбрать что-либо полезное. Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3, 16).
    Итак, будь благодарен за данное тебе Богом положение. Успокойся на том, что тебе дал Бог, устроившимся же более благополучно и пользующимся большим почетом не завидуй. Пребывай в том, к чему призван. Предпочтенных Богом и людьми и ты уважай. Кому что Бог даровал, не отнимай своею завистью; чего тебе не дано, в гордости себе не присваивай. Никто сам по себе не может получить чего-либо, если не даст Бог. Ибо нет власти не от Бога (Рим. 13, 1), говорит апостол.

    Святитель Димитрий Ростовский

    TopList