Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 40/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    (к 620-летию Куликовской битвы)

    Литературно-историческая игра-путешествие
    для школьников среднего и старшего возраста

    Продолжение. Начало в № 34-35,37-39 за 2001 г.

    4. " ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ".

    В память вечную будетъ праведникъ (Пс. 111, 6).

    Богъ же несть мертвыхъ, но живыхъ: вси бо тому живи суть (Лк. 20, 38).

    На экране репродукция миниатюры Лицевого свода ХVI века "Погребение воинов".

    1-й рассказчик. "И сталъ великий князь Дмитрей Ивановичь сь своимъ братомъ съ княземъ Владимеромъ Ондреевичемъ, и со остальными своими воеводами на костехъ на поле Куликове, на речьке Непрядве. Грозно бо и жалосно, брате, въ то время посмотрети, иже лежатъ трупи крестьяньские акы сенныи стоги у Дону великаго на брезе, а Донъ-река три дни кровию текла" (Задонщина).

    2-й чтец

    О поле, поле, кто тебя
    Усеял мертвыми костями?
    Чей борзый конь тебя топтал
    В последний день кровавой битвы?
    Кто на тебе со славой пал?
    Чьи небо слышало молитвы?
    А. С. Пушкин

    2-й рассказчик. И рече князь великий Дмитрей Ивановичь: "Братия бояра, и князи, и дети боярские! То вамъ сужено место межъ Дономъ и Непромъ на поле Куликове, на речьке Непрядве. И положили есте головы своя за святыя церькви, за землю за Русскую и за веру крестьяньскую. Простите мя, братия, и благословите въ семъ веце и въ будущемъ" (Задонщина).

    1-й рассказчик. Многие ратники были похоронены тут же, на поле Куликовом. Тела убитых русских воинов свозили к тому месту, где над впадением Непрядвы в Дон открывался с кручи вид на родную северную сторону.

    На экране проекция цветной открытки "Место, где, по преданию, похоронены воины, погибшие в Куликовской битве".

    2-й чтец

    Там, там в далекой стороне
    Ты, родина святая!
    К.Н. Батюшков

    Летописец. "Оскуде бо отнюдь вся земля Русскаа воеводами и слугами, и всеми воиньствы, и о семъ велий страхъ бысть на всей земле Рустей" (Никоновская летопись. ПСРЛ, СПб., 1896, т. ХI, с.69).

    1-й ведущий. Внимание, вопросы!

    1. Каким был первый памятник воинской славы на Куликовом поле? Назовите его.

    Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Монастырщина, кладбищенская церковь, воздвигнутая на месте погребения русских воинов.

    2. Где похоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя?

    По желанию преподобного Феодора Симоновского и великого князя Димитрия и по благословению преподобного Сергия тела погибших на Куликовом поле схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских были похоронены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве.

    На экране проекция открытки "Святые мощи иноков-героев Александра Пересвета и Андрея Осляби".

    1-й чтец

    Далеким предкам долг отдай,
    Святой их поклонись могиле.
    Они страну свою любили
    И защищали отчий край.
    Но слава, жившая века,
    Была в слепой забыта злобе.
    И предков древние надгробья
    Смела преступная рука.
    Сыны грядущих поколений!
    Пусть ваша память сохранит
    Наш жаркий гнев, наш горький стыд…
    Трудом во имя искупленья
    Позор преступного забвенья
    С земли родной да будет смыт!
    А. Петров

    3. Как в церковной памяти была увековечена Куликовская битва?

    Многочисленными панихидами по погибшим воинам; был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой, "доколе существует Россия". Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем.

    На экране проекция цветной открытки "Вечная память".

    1-й чтец

    Потомки, кланяйтесь!.. Они легли за вас!

    Паденьем славным их Отечество восстало…

    1-й рассказчик. Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша!

    2-й рассказчик. Вечная память всем воинам, погибшим на всех полях сражений "за други своя".

    2-й чтец

    А слава тех не умирает,
    Кто за Отечество умрет;
    Она так в вечности сияет,
    Как в море ночью лунный свет,
    Времен в глубоком отдаленьи
    Потомство тех увидит тени,
    Которых мужеством был дух.
    С гробов их в души огнь польется,
    Когда по рощам разнесется
    Бессмертной лирой дел их звук.
    Г.Р. Державин

    1-й рассказчик. "Мы никогда уже не узнаем точного числа русских ратников, сложивших головы свои за Отечество. Но с уверенностью можно сказать: никогда еще до того дня на Руси не погибало за один раз столько воинов-мужей и юношей, князей и крестьян, пеших и конных.

    2-й рассказчик. Цифры не в состоянии выразить того, что значила эта жертва для нашей земли" (Ю. Лощиц).

    1-й рассказчик. Дорогой ценой была оплачена победа русских в Куликовской битве. Подвиг, совершенный русскими воинами во имя любви к Отчизне, принес им, как верует Святая Церковь, мученические венцы.

    2-й рассказчик. "Одолела слава русская хулу поганых" (Сказание о Мамаевом побоище).

    1-й рассказчик. Не оружие, не мудрость человеческая спасли Русь, но Господь и Его Пречистая Матерь.

    2-й рассказчик. Это было первое великое торжество над ордынцами, начало нашего освобождения – "и бяше чудно зрение и дивна победа".

    5) победа.

    ...И сотвори Господь спасение велико (2 Цар. 23, 12).

    1-й ведущий. Внимание, вопросы!

    1. Где встречали великого князя, вернувшегося с победой?

    В Коломенском, чему есть живой свидетель – семисотлетний дуб.

    На экране проекция цветной открытки "Русский народ встречает победителей в Коломенском под Москвой". "Сказание о Мамаевом побоище". Лицевая рукопись из собрания ХII века.

    Толпы людей вышли встретить прославленных ратников. У многих встречающих были связки собольих шкурок и круглые хлебы.

    2. Почему Русь впервые смогла победить такого грозного врага?

    Русь впервые одолела татар, лишь поднявшись на защиту святынь Православия, а не политических или земельных интересов.

    Летописец. "и дръзнуша по Бозе за веру христианьскую…" (Симеоновская летопись. ПСРЛ, СПб., 1913, т. ХVIII, с.130).

    1-й рассказчик. "И обратишася погании, и даша плещи, и побегоша. Сынове же русскые, силою Святаго Духа и помощию святыхъ мученикъ Бориса и Глеба, гоняще, сечаху ихъ…" (Сказание о Мамаевом побоище).

    3. Что в древнерусском искусстве явилось олицетворением того, что привело на Куликовскую битву "великую русскую рать"?

    Икона "Пресвятая Троица" преподобного Андрея Рублева: И Азъ славу, юже далъ еси Мне, дахъ имъ: да будутъ едино, якоже Мы едино есма (Ин. 17, 22).

    Глубоко верны краткие, но выразительные слова блаженного Августина: "Тайна христианской Троичности – это тайна Божественной любви. Ты видишь Троицу, если видишь любовь".

    Победа на Куликовом поле родилась в обители Живоначальной Троицы.

    Догмат Троицы выразил идею единства Руси.

    Жертвенная любовь, воспетая впоследствии преподобным Андреем, сплотила его старших современников – от Димитрия Донского до Юрки-сапожника.

    Историк. "На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств Северо-Восточной Руси, а вернулся единый русский народ" (Л.Н. Гумилев).

    И да прославится Божественный Промысл и Святая Троица как вершитель победы над темными силами Мамая.

    1-й ведущий. Внимание, вопрос дискуссионный!

    4. Известно, что Мамай напрасно прождал Ягайла у Оки и был вынужден начать сражение на Куликовом поле без литовского войска. Как вы можете объяснить этот факт?

    а) Подвигом игумена Епифания.

    "Хочется поведать и о малоизвестном подвиге игумена Епифания, сохранившемся в народной памяти. В "Сказании о Мамаевом побоище" только-то и сообщено, что "Ольгерд же Литовский прослышав, что князь Димитрий Иванович победил Мамая, возвратился восвояси со стыдом великим".

    "А на самом деле вышло так. Литовский князь был уже на подходе, чтобы слиться с войском неприятеля. Он обещался быть на Семенов день, но (по воле Божией) запутался и пришел к одному монастырю (теперь там город Епифань в память игумена, который был начальником в той обители), где-то в 24 километрах от Куликова поля – совсем рукой подать! Епифаний отпустил свою братию к князю Димитрию, а сам принял всю тяжесть удара на себя. На расспросы о том, где расположены войска, настоятель юродствовал, ответствуя, что ничего не знает. Затем открыл все погреба и пригласил врагов как "самых дорогих" гостей к трапезе. Нет, нет, отравлены они не были, но набражничались так, что им было не до чего; в таком состоянии теряется не только голова, но и самый смысл "зачем" и "почему". А когда на следующий день "красные ноги" гонца известили о том, что время упущено и битва проиграна, то Епифания сейчас же предали лютой смерти, ибо все стало сразу ясно.

    Разве это не чудо стойкости и мужества монаха, воина Христова и воина России, облеченного только в броню веры и верности! Да дарует ему Господь мученический венец. Засадный полк ведь мог бы и не справиться с подоспевшими свежими силами ворога. Следовательно, могло случиться, что Куликовская битва могла быть проиграна. Отче Епифание, друже Христов, моли Бога о нас. Могилку твою теперь только Господь весть" (Священник Валерий Мешков. Священный зов).

    б) Чудесной помощью святителя Николая, прославлением его резной иконы в г. Епифани Тульской губернии.

    "Так, по одному преданию, образ (святителя Николая) чудесно прославился еще в 1380 году, в самое время выступления великого князя Московского, Димитрия Иоанновича Донского, против татар. "В то время, – говорит это предание, – когда вся земля Русская горела войною (1380 год) и поле Куликово покрывалось телами умирающих татар, в это время на войну спешила Литва, и в рядах ее больших обозов была скрыта икона святителя Николая. Перешедши Дон, Литва для отдыха остановилась в Епифани, где ожидал ее Епифан Кореев, рязанский боярин, верный слуга своего князя, несочувственно относившегося к делу Димитрия Иоанновича Донского. На выгоне около озера расположились обозы литовские; повозка же с скрытою в ней иконою остановилась на том месте, где теперь стоит соборная церковь. После окончания отдыха литовцы хотели поспешить на Куликово поле, но повозка стала неподвижно. Люди, при ней находившиеся, как ни понуждали волов бичами, не могли сдвинуть повозки с места. Выпрягши волов, они пробовали сами сдвинуть повозку – и тоже не могли, вместо волов запрягли лошадей, но и те стояли неподвижно, как вкопанные. Наконец решились они осмотреть повозку – и в ней нашли икону святителя Николая. Увидев образ, литовцы вздумали было посмеяться над ним, но тотчас были поражены за это слепотою. Тогда они оставили икону Епифану, а сами поспешно побежали от Епифани в обратный путь той дорогой, которой пришли. Епифан же и люди его на том месте, где литвою была оставлена икона святителя Николая, немедленно поставили малую, из лубьев устроенную, часовню для помещения в ней иконы. В скором времени вместо часовни выстроена была деревянная рубленая церковь, которая впоследствии заменена была ныне существующим храмом" (Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России / Сост. Р. Вознесенский и Ф. Гусев СПб., 1899, с. 536–537. Репринтное изд. 1994 года).

    5. Победа на Дону, несмотря на все последующие неудачи и отступления, резко укрепила авторитет Москвы как общерусского военного и политического лидера: не было дотоле победы на Руси более славной, чем Донская. Какое событие может служить этому подтверждением?

    1 ноября 1380 года, то есть сразу после Куликовской битвы, в Москве состоялся съезд князей.

    Историк. Сражение на Дону "еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее" (Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1993, т. V–VI, с. 45).

    6. Внимание, вопрос!

    Когда завершилась борьба за освобождение Русской земли от монголо-татар?

    8 октября–14 ноября 1480 года: противостоянием на реке Угре кончилось ордынское иго. Русь стала свободной.

    На экране репродукция картины художника А. Серова "Стояние на реке Угре".

    Иоанну III Васильевичу "судьба назначила совершить дело предков, менее счастливых, но равно великих" (Карамзин Н.М. История государства Российского).

    Историк. "И тогда великая наша Русская земля освободися отъ ярма и покорения басурманскаго, и начатъ обновлятися, яко от зимы, и на тихую весну прелагатися" (Казанская история. М.; Л., 1954, с. 57).

    7. Назовите три великих поля России.

    Куликово. Бородино. Прохорово.

    1-й рассказчик. События 1380 года не только соединили порванную связь времен между Московской и Киевской Русью, но и прозревали далекое будущее, что подчеркивало единство русской истории и сопровождалось многозначительными словами.

    2-й рассказчик. "Стреляй, князь великый, по всемъ землямъ! Стреляй, князь великый, со своею храброю дружиною <…> за землю Русскую, за веру христьяньскую!" (Задонщина).

    1-й рассказчик. Поле Куликово отныне явилось мерою, на которую станут равняться иные поколения.

    2-й рассказчик. Мысленный взор проникает сквозь туман времен по развороченным редутам Бородинского поля:

    2-й чтец. "Вспомним, братцы россов славу!" (Ф. Глинка).

    БОРОДИНО
    1812 год

    1-й рассказчик. И по пылающим полям Курской дуги…

    1-й чтец

    Не испить врагу шеломом Дона!
    Русские не склонятся знамена!
    Д. Кедрин

    ПРОХОРОВО
    1943 год

    2-й рассказчик. И вновь возвращаемся к полю Куликову, вместившему столько славы и скорби.

    2-й чтец

    О поле Русское –
    Начало всех побед!
    В. Динабургский

    КУЛИКОВО
    1380 год

    1-й рассказчик. Куликовская победа укрепила престиж и влияние ее главного организатора. Димитрий Иоаннович, получивший после битвы с Мамаем имя Донской, первым из русских князей безбоязненно и грозно восстал на ордынских поработителей.

    Летописец. "Скочи и на подвигъ и напредъ выеха и въ лице ставъ противъ" Мамая (Никоновская летопись. ПСРЛ, СПб., 1901, т. ХII, с. 212).

    2-й рассказчик. Других примеров подобного личного мужества великих князей или царей Россия после него не знает.

    2-й ведущий. Внимание, конкурс пятый!

    5. Победитель Мамая (к 650-летию со дня рождения Димитрия Донского). Блицтурнир.

    На экране проекция цветной открытки "Димитрий Донской". Фреска Архангельского собора Московского Кремля. ХII век.

    Не намъ, Господи, не намъ, но имени
    Твоему даждь славу о милости Твоей и
    истине Твоей (Пс. 113, 9).

    2-й чтец

    Но вот к стенящему герою
    Притек сонм воев и князей.
    Вот, преклонив трофеи брани,
    Гласят: "Ты победил! восстань!"
    И князь, воздевши к небу длани:
    "Велик нас Ополчивший в брань!
    Велик! – речет. – К Нему молитвы!
    Он Сергия услышал глас;
    Ему вся слава грозной битвы;
    Он, Он один прославил нас!"
    Кондратий Рылеев

    Внимание, вопросы!

    Первой отвечает дружина с наименьшим количеством баллов. Ответ дается сразу, но не ранее чем через 10 секунд после прочтения вопроса.

    1. При Димитрии Донском Москва окончательно становится центром формирующегося Русского государства и великорусской народности. Назовите символ великого княжения Димитрия Иоанновича.

    Белокаменный Кремль, который производил такое впечатление на русских людей, что вплоть до ХIХ века, когда уже четыре столетия стоял современный нам кирпичный Кремль Иоанна Ш Васильевича, Москву продолжали называть белокаменной.

    На экране репродукция картины художника А. Васнецова "Белокаменный Кремль при Димитрии Донском".

    Летописец. "Почали ставити городъ каменъ, надеяся на свою, на великую силу, князи русьскыи начаша приводити въ свою волю" (Рогожский летописец. ПСРЛ, ПГ. 1922, т. ХV, вып. 1, с. 84).

    2. Кто автор "Слова" о житии святого князя Димитрия?

    Автором "Слова" считают инока Епифания Премудрого, современника князя, ученика преподобного Сергия Радонежского.

    1-й рассказчик. "Кому уподоблю великаго сего князя Димитрия Иоанновича, – вопрошает автор "Жития", – Царя Русския земли и собирателя христианьскаго? Приидите, возлюбленнии друзи Церкви <...…> достойно похвалити держателя земли Русской".

    3. Назовите одно из имен, которым наделяет древний книжник Димитрия Иоанновича в похвалу ему.

    С Богом все творящий и за Него борющийся.

    4. А как называли его современники?

    "Силою одного разума и характера заслужил (он) от современников имя орла высокопарного в делах государственных" (Карамзин Н.М. Какая война была праведнее сей? Отрывок из V тома "Истории государства Российского").

    5. Ни одного значительного государственного решения великий князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути. Назовите их.

    Это святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси (††12/25.02.1378), преподобный Сергий Радонежский (†25.09/8.10.1392), святитель Феодор Симоновский, впоследствии архиепископ Ростовский (†28.11/11.12.1395).

    Димитрий Иоаннович начинал день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконой.

    6. Где находится гробница Димитрия Донского?

    В Архангельском соборе Московского Кремля, "на правой руке".

    7. Когда был канонизирован благоверный князь Димитрий Донской, защитник Родины и православной веры?

    В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси.

    8. Где был воздвигнут памятник Димитрию Донскому?

    На Куликовом поле, "месте первоначального спасения всей России" (Из обращения генерал-губернатора А. Д. Балашова к жителям Тульской губернии).

    На экране вид 28-метровой мемориальной колонны в честь Димитрия Донского. Архитектор А.Б. Брюллов, 1850 г.

    9. Каков итог княжения Димитрия Донского?

    Умирая, великий князь Димитрий Иоаннович передает, не спрашивая согласия хана, своему старшему сыну Василию Димитриевичу (1389 – 1425) Владимирское великое княжение как свою вотчину; выражает надежду на то, что "Бог переменит Орду".

    Летописец. "Противнымъ страшенъ быхъ въ бранехъ и поганыа низложихъ Божиею помощью, враги покорихъ, княжение укрепихъ, и миръ и тишину земли створихъ" (Новгородская IV летопись. ПСРЛ, Л., 1925, 2-е изд., вып.2, с.357).

    2-й ведущий. Внимание, конкурс шестой!

    6. "…...И свеча бы не угасла"

    Да живи будемъ и не умремъ, и мы и ты и имение наше (Быт. 43, 8).

    Да будутъ чресла ваша препоясана, и светилницы горящии (Лк. 12, 35).

    Летописец. "А по отца нашего благословению, что намъ приказалъ жити за одинъ, тако же и азъ вамъ приказываю своей братии жити за единъ <…...> А пишу вамъ это слово для того, чтоб не престала память родителей нашихъ и наша, и свеча бы не угасла" (Из "Завещания потомкамъ" великого князя московского Симеона Иоанновича Гордого /†1353/).

    Окончание следует
    Составила Елена БОГОМОЛОВА
    Литографии художника Ивана Лукьянова

    TopList