Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 40/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ОТ БЕД ИЗБАВЛЕНИЕ

    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    ОТ БЕД ИЗБАВЛЕНИЕ

    Из Слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, произнесенного на Красной площади во время патриаршего богослужения по случаю закладки камня возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери

    Казанская икона Божией Матери. XVII в.  Свято-Троицкая Сергиева Лавра

    Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же яко Всемилостивая всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

    (Кондак)

     

     

     

    Казанская икона Божией Матери. XVII в.   Свято-Троицкая Сергиева Лавра

     

     

     

    ...Мы сегодня закладываем камень воссоздаваемого храма. Вы помните, как многозначителен символ камня в Евангелии. Сама Церковь Христова зиждется на камне, по слову Спасителя: На камне сем воздвигну церковь свою, и врата ада не одолеют ее.

    Что мы восстанавливаем на этом месте? Памятник воинской истории? Да. Казанский собор был построен в царствование Михаила Федоровича на пожертвования князя Пожарского в честь Казанской иконы Божией Матери, которая сопутствовала его войскам в их освободительном походе на занятую поляками Москву. Но Казанский собор был не только символом воинской славы, он прежде всего был домом молитвы, местом молитвенного поминовения павших воинов, местом усердных и горячих молитв о нашем Отечестве и наших душах.

    Возрождаем ли мы памятник архитектуры? Да. Замечательно красив был этот храм. Но эта красота икон, красота богослужения призваны помогать возрождению красоты изначальной, красоты человеческой души. Ведь каждый человек – это образ Божий, и как темнеет от времени икона, так темнеет душа человека. Как икону надо очищать, так и человеческую душу надо обновлять духовным трудом, покаянием и молитвой.

    Наши храмы, наши иконы, наши песнопения напоминают человеку о его изначальной красоте и светоносности. И, напоминая, какова наша подлинная духовная природа, они призывают нас к поискам и возрождению внутренней духовной красоты. Воссоздавая красоту, что была когда-то на этом месте, будем помнить, что не в меньшей заботе нуждаются и наши собственные души.

    В тропаре Казанской иконы Божией Матери мы призываемся: "Ускорим на молитву и потщимся на покаяние". Помним ли мы о наших немощах, жаждем ли мы их исцеления? Зачем воссоздаем мы храм, посвященный Божией Матери? Чтобы просить Пресвятую Владычицу о помощи нам. А для того чтобы молитва эта была услышана, она должна быть искренней. Для этого же нам нужно всем сердцем почувствовать, как необходимы нам помощь Божия и заступничество Пресвятой Богородицы. Необходимо это заступничество и каждому из нас, и всей нашей многострадальной стране, уставшей от раздоров и нестроений.

    Площадь, на которой мы стоим, называется Красной, то есть красивой. Собор, который мы начали возрождать, также будет прекрасен. Пусть и наши души, наши жизни будут духовно прекрасны, светлы и совершенны. Радость даровал нам Господь, ответим на нее также радостью, которую постараемся дарить друг другу через нашу веру и наши благие дела. В молитве откроем наши сердца Пресвятой Богородице, чтобы Она ниспослала нам эту премирную и нескончаемую радость. Пресвятая Богородица, помогай нам.

     

    Слово в день праздника Казанской иконы Божией Матери

    Казанская икона Божией Матери. Дивеевский список. XVIII в. Поволжье. Оклад – первая треть XIX в. "Матушка Александра ездила в Казань, где получила вернейший список с чудотворной и явленной Казанской иконы Божией Матери..." В настоящее время находится в Ватикане. (См.: Наталья Чугреева. Дивеевская святыня. "Божий мир", № 1, 2001) Казанская икона Божией Матери. Дивеевский список. XVIII в. Поволжье. Оклад – первая треть XIX в. "Матушка Александра ездила в Казань, где получила вернейший список с чудотворной и явленной Казанской иконы Божией Матери..." В настоящее время находится в Ватикане. (См.: Наталья Чугреева. Дивеевская святыня. "Божий мир", № 1, 2001)

    Сколько раз спасала Божия Матерь землю Русскую от страшных бед и народ наш – от неминуемой гибели! Неужели скорби, которые мы переживаем сегодня, не вразумят нас, не научат по-настоящему молиться – на той глубине, на которой был написан тропарь "Заступнице усердная" святым Ермогеном, когда была обретена чудотворная икона на грозном пепелище! И прославилась она среди великой смуты XVII века, когда стоял вопрос о самом существовании нашего Отечества...

    Мы слышали сегодня за литургией Евангелие, которое читается практически во все Богородичные праздники, которые, кроме двунадесятых, бывают в дни чудотворных Ее икон, то есть почти каждую неделю. Это Евангелие чаще, чем какое-либо другое, звучит в Церкви, и это все по Божию премудрому Промыслу совершается. Бог этим хочет нам что-то особенное сказать, и мы это должны наконец услышать. Мы все, наверное, помним эти слова наизусть: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Бог хочет, чтобы наконец мы все усвоили этот непоколебимый принцип истинной жизни: вечное выше временного и духовное выше материального. Поэтому и все беды в мире всегда были, а с 1917 года они обрушились на наш народ, что совершилась предательская переоценка ценностей, произошел в нашей жизни диавольский переворот, и доныне по этой причине все идет у нас вкривь и вкось и кверху дном. Посмотрите на нашу Россию, чем люди живут в большинстве своем теперь, и самое печальное, что этой коренной беды почти никто не замечает. О Боге и о вере в Бога еще могут говорить, но жизнь идет при этом как будто сама по себе.

    Известный писатель, тот, кого называли совестью нации, выступал в Государственной Думе с речью о том, как обустроить Россию. Прозвучала самая резкая и справедливая критика всего и всех, были разобраны экономические и политические оттенки русской жизни последнего времени, но ощущение было, что все в целом мимо: тот, кто называет себя христианином, ни слова не сказал ни о покаянии, ни о Боге. По существу, была предложена очередная программа строительства без Бога. Может быть, действительно необязательно было говорить неверующим людям о религии, о Церкви. Но в том-то и дело, что верующий человек, о чем бы он ни говорил, всегда должен чувствоваться, особенно там, где речь идет о судьбах народа.

    Кто не собирает со Мной, тот расточает, – говорит Христос, и чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы без Христа, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать Россию. Именно это повергло ее в свое время в кровавые бедствия, это является причиной ее нынешних бедствий... Только покаяние может возвратить нас к простой и великой тайне всемилостивого заступничества Божией Матери, дать нам силу, которая может все одолеть. Как сказал один епископ, пока мы не станем другими, ничего другого не будет. Пока мы останемся такими, какие мы есть, все останется так, как есть. Пока не научимся мы произносить молитву святого патриарха Ермогена как собственную нашу молитву, ничего вокруг не может перемениться. И Церковь не переставая зовет нас: "Притецем к тихому и доброму пристанищу, готовому и теплому спасению, покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние. Предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы Своя".

    Протоиерей Александр Шаргунов
    1994 г.

    TopList