Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 39/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ТАЙНОВОДСТВО КО ХРИСТУ

    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    ТАЙНОВОДСТВО КО ХРИСТУ

    Проблемы преподавания в церковно-приходской школе

    Евангелие апракос. 1693 г.

    Церковно-приходская школа в своем идеале предназначена передавать человеку не сумму знаний, не сумму запретов и разрешений, а живой опыт осмысленной веры. В процессе такого обучения человек должен “не изучать” мировоззрение Церкви, а приобщиться к нему не только умом, но и сердцем. Последнее куда сложнее первого. Мы имеем опыт дореволюционных церковно-приходских школ и духовных семинарий эпохи синодального церковного управления, когда сухое, схоластическое преподавание не только не способствовало укреплению религиозности человека, но и дало нашей истории таких лиц, как Н. Чернышевский, Е. Ярославский, И. Сталин и многих других, чей путь в атеизм начался именно с духовных школ. Как писал еще в 20-е годы XX века митрополит Евлогий (Георгиевский), основоположник Православного Свято-Сергиевского Богословского института в Париже, мы должны учесть этот горький опыт и не повторять пройденных ошибок. В этом же контексте вспоминается рассказ митрополита Сурожского Антония (Блума) о его обращении ко Христу: в учебном заведении, где в отроческие годы учился будущий архипастырь (в то время не проявлявший к религии никакого интереса), как-то приехал прочитать лекции о православном христианстве пожилой священник. Но он читал лекцию так скучно и сухо, что юное сердце запротестовало: если в Православии и правда все так уныло, то пора бы вовсе "снять крестик" и расстаться с религией. Но прежде чем совершить такой решающий шаг, будущий архипастырь решил прочесть Евангелие, чтобы сравнить его с проповедью священнослужителя, узнать о христианстве из первоисточника. "Я взял, стал читать, и меня поразило прочитанное, – вспоминает он, – поразила радикальная динамика священного текста, а в душе было ощущение, что по ту сторону стола кто-то стоит и смотрит на меня... Позже, со временем, я, вспоминая возмутившую меня проповедь, констатировал, что все было сказано "правильно", но тогда это не дошло до моего сердца..." Этот пример должен нас предостеречь: опасно говорить о том, что должно, не так, как должно. Неактуальность – вот чем страдает значительная часть речей проповедников.

    Начало всего – детское образование. Ни в коем случае ребенок не должен ощущать себя находящимся в классе. Воскресная школа должна стать для него не образовательным, а путеводительным заведением. Нельзя, чтобы ребенок ощущал духовный разрыв между храмом и классом. Занятия в школе должны превратиться для него в подготовку к богослужению. Слова наставника для него должны восприниматься как тайноводство, введение в жизнь Церкви. Как основу для занятий можно взять "Поучения Огласительные и Тайноводственные" святителя Кирилла Иерусалимского, хотя их содержание не совсем актуально в современном мире, но зато ценен их методологический принцип: вращение вторичных тем вокруг одной, служащей лейтмотивом всего учения, которое благодаря своей связи с богослужением имеет скорее литургический, нежели школьный статус. Нужно прививать человеку – особенно ребенку – не сумму знаний о Боге, а опыт участия в церковной жизни, опыт литургии (как со-служения всей Церкви) и осмысление этого опыта. Необходим не разговор "о религии", а осмысленное изложение опыта вхождения в богообщение.

    Проблема преподавания тесно связана с проблемой миссионерского свидетельства о Христе. Свидетельствовать о Христе можно только всей своей жизнью, целиком. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Человек – особенно ребенок – должен не столько понимать, сколько чувствовать сердцем то, о чем он слышит. Нужно преподавать так, чтобы ребенок жаждал услышать слова наставника, а не боялся, что строгий преподаватель поставит ему "неуд" или заставит его конспектировать классные лекции. Нужно еще учитывать и психологическую ассоциацию, могущую возникнуть в подсознании ребенка: "Школа – рутина, хоть в храме вздохну воздухом жизни и духовной радости..." Поэтому начальное воспитание ребенка (именно воспитание, а не образование) должно строиться на беседах о религиозной жизни, но никак не уроках.

    Большую ошибку допускают те пастыри, которые приглашают преподавать в детские церковно-приходские школы Закон Божий воцерковляющихся педагогов светских школ (не знаю как в Москве, но в провинции это частое явление), да еще и выпускников советских пединститутов – чтобы были педагоги "со стажем". Эти лица, пройдя атеистическую школу, сами начинают на пороге Церкви перестраивать свое мировоззрение, находясь в еще куда более противоречивом и неуверенном состоянии ума и духа, чем дети. Да, безусловно, их опыт полезен и может быть задействован в церковной жизни. Но пока они сами не воцерковились, с преподаванием в церковно-приходской школе следует подождать. Следовательно, в вопросе о кадрах мы должны поставить жесткие критерии: для педагога, живущего церковной жизнью, желательно наличие богословского образовательного базиса и опыт практического применения полученных богословских знаний. Лишь человек, серьезно прикоснувшийся к священной традиции Церкви, почувствовавший путь Церкви в истории, может постичь многогранный опыт церковного свидетельства в различных исторических условиях. Следует особо подчеркнуть, что излагать христианское учение необходимо понятным детям языком.

    Теперь остановимся на особенностях преподавания в церковно-приходской школе взрослым. Само собою разумеется, что и для взрослых церковно-приходская школа – это скорее огласительные курсы, нежели систематическое образование. А потому и здесь можно применить все то, что сказано об образовании детей, хотя здесь, конечно, должно быть больше систематизации материала и может быть введена методика преподавания с системой зачетов. И при составлении программы оглашения взрослых нужно учитывать следующий фактор: у взрослых есть свой груз житейских ошибок и проблем. И материал нужно преподносить так, чтобы они чувствовали, что Христос и Его Церковь поможет им сбросить этот груз и обновить свою жизнь. Важно, чтобы человек ощутил благотворное влияние церковной жизни на свою жизнь и мог соотносить услышанное в школе с личными духовными проблемами. Иначе в человеке может произойти внутренний разрыв между "церковным" и "светским".

    Исходным пунктом "детоводительства" ко Христу должно стать раскрытие жизни в Церкви как таинства Божией любви и нашего приобщения к этой животворящей любви Творца. Недопустимо переносить отношения Бога и человека в область юридическую или коммерческую. Человеку нужно донести не только личный опыт религиозной встречи с Богом, но и опыт жизни во Христе, при этом дать ему осмыслить собственный религиозный опыт и в конечном итоге воспитать в нем не потребительское, а доверительное отношение к своему Творцу.

    Есть одно понятие, которое в церковной жизни бывает искажено до неузнаваемости. Это "страх Божий". При изложении вероучения Церкви юридическим языком человек часто начинает относиться к Богу только как к Судье и Мздовоздаятелю, что, по словам митрополита Антония (Блума), часто приводит к восприятию всей церковной жизни как к средству "задабривания" Судии, "выслуживания" перед Богом. И что характерно, при таком подходе, как правило, забывают о Самом Живом Боге: Его место занимает чувство страха, эквивалентное чувству преступника перед "слепой Фемидой". Как пишет католический богослов отец Д. Бартеллеми, "призрак Деспота" закрывает от нас образ любящего Отца. Но преступник ненавидит закон, ибо он его обличает; нет места любви и в сердце человека, строящего свои отношения с Богом по юридическим принципам: получается, что Бог в этой системе нужен для того, чтобы от Него что-то получить. Бог вместо цели занимает место средства. Для православно мыслящего человека "страх Божий" – это боязнь огорчить любящего нас Господа, боязнь отогнать от себя тихую радость богообщения и лишиться Его живого присутствия в нашей жизни...

    Сама этимология слова "образование" говорит о том, что оно должно корректировать, оформлять, придавать образ неопределенному, размытому. Образование не может быть само по себе, оно взаимодействует с людьми, детьми и взрослыми, оформляет религиозный опыт человека, который, выражаясь патристическим языком, вне "оросов" (с греч. – пределы) рискует уклониться от своей цели.

    Монах ФЕОГНОСТ (Пушков), студент ПСТБИ

    TopList