Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 39/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    (к 620-летию Куликовской битвы)

    Литературно-историческая игра-путешествие
    для школьников среднего и старшего возраста

    Продолжение. Начало в № 34-35,37, 38 за 2001 г.

    5. Как Божия Матерь приняла участие в Куликовской битве?

    В явлении Донской иконы.

    Донская икона Божией Матери. Конец XIV в.Донская икона Божией Матери. Конец XIV в.

    Существует предание о том, что прибывшие на помощь великому князю Димитрию Иоанновичу донские казаки принесли с собой из Благовещенской церкви городка Сипотина икону Божией Матери. Этот образ был укреплен на древке как хоругвь и все время, пока продолжалась битва, осенял русские полки. Сам князь Димитрий, преклонив колена, молился Богоматери о даровании ему победы. После сражения донские казаки поднесли эту икону великому князю "въ даръ и помощь противъ враговъ". С тех пор она стала именоваться Донской – знамением борьбы за Веру и Отечество.

    На экране репродукция иконы Божией Матери "Донская".

    Звучит запись музыки А. Лядова "Восемь русских народных песен для оркестра". 1. Духовный стих.

    1-й чтец (на фоне музыки).

    В ночь, когда Мамай залег с ордою –
    Степи и мосты,
    В темном поле были мы с Тобою, –
    Разве знала Ты?

    Перед Доном темным и зловещим,
    Средь ночных полей,
    Слышал я Твой голос сердцем вещим
    В криках лебедей.

    С полуночи тучей возносилась
    Княжеская рать,
    И вдали, вдали о стремя билась,
    Голосила мать.

    И, чертя круги, ночные птицы
    Реяли вдали.
    А над Русью тихие зарницы
    Князя стерегли.

    Орлий клёкот над татарским станом
    Угрожал бедой,
    А Непрядва убралась туманом,
    Что княжна фатой.

    И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде свет струящей,
    Не спугнув коня.

    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.

    И когда, наутро, тучей черной
    Двинулась орда,
    Был в щите Твой лик нерукотворный
    Светел навсегда.

    А.А. Блок

    1-й рассказчик. "Радуйся, Владычице милостивая, града Москвы и страны нашея скорая Заступнице!" (Из акафиста Донской иконе Божией Матери)

    2-й рассказчик. 8 сентября, в день светоносного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, грянуло знаменитое сражение, "коему подобному не было от сотворения мира".

    1-й ведущий. Внимание, конкурс четвертый!

    4. Битва

    Воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти насъ (Пс. 79, 3).

    Мечь ихъ да внидеть въ сердца ихъ (Пс. 36, 15).

    ...верою <...…> быша крепцы во бранехъ, обратиша въ бегство полки чуждихъ (Евр.11, 33–34).

    2-й чтец

    Там, за Непрядвою, за Доном,
    Где нынче вызрели хлеба,
    В большом бою ожесточенном
    Решалась и моя судьба.

    Н. Старшинов

    1) начало битвы:

    Вся возможна верующему (Мк. 9, 23).

    1-й ведущий. Утро Куликовской битвы было очень туманным. Русские войска построились в боевой порядок где-то до 6 часов дня.

    Внимание, вопросы!

    1. Как отсчитывались часы дня в средние века?

    Историк. Часы дня в средневековье отсчитывались от восхода солнца. Шесть часов дня – полдень. Согласно сегодняшнему счету времени, эти 6 часов могут быть приравнены к 11 часам 35 минутам (Каменцева Е.Н. Хронология. М., 1967, с.108).

    Димитрий Иоаннович объехал полки, призывая воинов постоять за Русь Святую.

    Поединок инока Пересвета с татарским богатырем Челубеем. Миниатюра. XVI в.Поединок инока Пересвета с татарским богатырем Челубеем. Миниатюра. XVI в.

    Летописец. "Отцы и братия, Господа ради подвизайтеся и святыхъ церквей и веры христианьския, сиа бо смерть намъ ныне не есть смерть, но животъ вечный, ничтоже земнаго промышляйте, не уклонимся убо на свое, но венци победными уязвимся от Христа Бога Спаса душамъ нашимъ. Вси бо есмы от мала и до велика братиа едини <...…> родъ и племя едино, едино крещение, едина вера христианьскаа" (Никоновская летопись. ПСРЛ, 1897, т. ХI, с.58).

    2. Внимание, вопрос дискуссионный!

    В Большом полку у главного знамени князь Димитрий Иоаннович отдал "царскую приволоку", коня и знаки власти своему любимцу Михаилу Андреевичу Бренку, а сам, переодевшись в простые доспехи, направился в Передовой полк.

    Как вы объясните поступок великого князя?

    1) Историк Н.И. Костомаров отказывал Димитрию Иоанновичу в личной храбрости: "Такое переряживание могло быть только из трусости, с целью подставить на место себя другого, во избежание опасности, грозившей великому князю, которого княжеское знамя и особая одежда издали отличали от других…" (Костомаров Н.И. Русская история. М., 1993, с.121).

    2) Татары должны были неизбежно ударить на великокняжеский полк, и если бы великий князь был убит, то победа для татар оказалась бы обеспеченной (Акад. М.Н. Тихомиров).

    3) Находясь в Передовом полку, непосредственно руководить сражением и вдохновлять воинов личным примером.

    4) "За святое дело мертвым лечь" (А. Блок).

    Воеводы просили великого князя не слишком рисковать собой, но стоять "назади или на криле, или негде въ опришномъ месте". На что он отвечал: "Братия моя, да потягнемъ вси съодиного, а самъ лице свое почну крыти или хоронитися назади? Не могу въ томъ быти, но хощу якоже словомъ, такожде и деломъ напереди всехъ и предъ всими главу свою положити за свою братию и за вся крестьяны, да и прочии, то видевше, приимутъ съ усердиемъ дерзновение" (Ростовская летопись, с.370).

    Летописец. "Да якоже рече, тако и сътвори" (Летописные повести о Куликовской битве).

    Переодевание – это великий образец смирения. По слову Господа: Болий же въ васъ да будетъ вамъ слуга: иже бо вознесется, смирится: и смиряяйся вознесется (Мф. 23, 11 – 12). Первый захотел уравняться с последними, стать как все, "чтобы на всех поровну разделилась честь победителей или слава мучеников".

    "Вот почему о переодевании великого князя перед боем можно, пожалуй, без преувеличения говорить как о самом значительном и сокровенном духовном поступке всей его жизни" (Ю. Лощиц).

    1-й ведущий. Едва утренний туман рассеялся, от холма, где находилась ставка Мамая, навстречу русскому войску двинулись вражеские полчища.

    3. Как они выглядели?

    На черных конях и в темных доспехах из буйволовой кожи всадники напоминали черную тучу.

    Летописец. "И бе страшно видети две силы великыа, сонимающеся на кровопролитие, на скорую смерть; но татарьскаа бяше сила видети мрачна потемнена, а русьскаа сила видети въ светлыхъ доспехехъ, аки некаа великаа река лиющеся или море колеблющеся, и солнцу светло сияющу на нихъ, и луча испущающи, и аки светилницы издалече зряхуся" (Никоновская летопись. ПСРЛ, 1897, т.ХI, с.59).

    1-й рассказчик. Яркое солнце сияло над полем и над великим ополчением земли Русской, искавшей здесь суда Божия. Сама природа замерла в ожидании приговора: был день великого осеннего равноденствия. Вот-вот солнце пересечет равноденник, именуемый ныне экватором. Когда это случится, день станет равен ночи… День или ночь? Свет или тьма: "быть Руси или во мрак уйти"? Ей, Господи Боже Вседержителю, истинни и прави суди Твои (Откр. 16, 7).

    2-й рассказчик. Умилился князь Димитрий духом, пал на колени и простер руки к золотому лику Спаса, сиявшему вдали на великокняжеском знамени: На Тя, Господи, уповахъ, да не постыжуся въ векъ (Пс. 70, 1).

    Внимание, вопрос?

    4. В каком полку находилось великокняжеское знамя? Какого цвета оно было?

    Великокняжеское темно-красное (чермное) знамя, символ государственности и славы объединенного русского войска, находилось в Большом полку и было вручено боярину Михаилу Андреевичу Бренку.

    Летописец. В 1552 году Иоанн Васильевич Грозный привез под Казань и приказал в начале осады развернуть знамя; на нем "образъ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворный, и наверхъ (древка) водруженъ Животворящий Крестъ, иже бе у прародителя его <...…> великого князя Димитрия на Дону" (Никоновская летопись. СПб., 1904, т. ХIII, с.499).

    5. Как началось сражение?

    Поединком двух воинов.

    По древнему обычаю большое сражение часто начиналось единоборством наиболее прославленных воинов, исход которого рассматривался обычно как предсказание победы какой-то одной стороны. То войско, чей богатырь одолевал противника, получало уверенность и в общей своей победе.

    1-й рассказчик. "Наступил грозный час битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. Солнце переходит шестую степень дня (двенадцатый час – полдень); лишь небольшое пространство отделяет русские передовые полки, при которых находился сам великий князь, от несметных полчищ татарских; уж начались небольшие сшибки… В самый полдень оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы…...

    2-й рассказчик. Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей Тамир-Мурза, а родом он был печенег. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей...

    1-й рассказчик. Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступил один из Сергиевых иноков – его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет...

    2-й рассказчик. Пламенея ревностью по вере Христовой и любовью к дорогой родине, он не стерпел поношений от дерзкого татарина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к великому князю и другим князьям, сказал.

    1-й рассказчик. "Не смущайтесь этим нисколько: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться; я выхожу против него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!" (Архимандрит Никон. Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Лавра, 1904).

    На экране репродукции картин художников М. Авилова "Поединок на Куликовом поле" и В. Криворучко "За честь Отчизны".

    2) поединок:

    1-й ведущий. Внимание, вопросы и задания школьникам, изображающим князей!

    Какова степень достоверности картин двух художников: М. Авилова и В. Криворучко? Определите характер поединка. Что означал его исход для русских? для ордынцев? Прокомментируйте сам поединок.

    СТОЯНИЕ ЗА ИСТИНУ

    Даже до смерти подвизайся о Истине, и Господь Богъ поборетъ по тебе (Сир. 4, 32).

    "Знамение крестное и вера Богу для меня непреоборимая стена есть" (Преподобный Антоний Великий, III век).

    Сражение началось поединком схимонаха Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея. Разогнав коней, они сшиблись на копьях, "и спадше оба съ коней на землю и скончашеся" (Сказание о Мамаевом побоище). Столкновение было настолько сильным, что даже кони под ними были убиты. Обе воюющие стороны оказались перед неизвестностью, как бы в равном положении. Мощный одновременный удар – Челубей рухнул замертво головой к ордынскому войску, что было плохой приметой. Пересвет несколько мгновений держался в седле и также пал на землю, но головой к противнику. Так народная легенда предопределила исход битвы за правое дело.

    Перед нами репродукции картин двух художников, на которых изображен поединок русского и татарского воинов. На картине художника М. Авилова, написанной по завету своего отца, уроженца тех мест, изображение Пересвета в виде вооруженного до зубов молодца-богатыря не соответствует действительности. "Бе же на главе его шеломь Архангельского образа, въоруженъ скимою повелениемъ игумена Сергиа" (Сказание о Мамаевом побоище). Преподобный Сергий дал своим ученикам вместо оружия тленного нетленное – Крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возложить его на себя. Кроме того, Пересвет был зрелых лет монахом: "Видевъ же его (Челубея) Александръ Пересветъ старецъ" (Сказание о Мамаевом побоище).

    Поэтому более достоверной является картина художника В. Криворучко, название которой глубоко символично – "За честь Отчизны".

    Вот как поэт Г.Р. Державин описывает сражение:

    Пересвет с гигантом к бою,
    Как вихорь на коне летит,
    Крест в левой, копие десною,
    И раздробляет вражий щит.

    Велика сила крестного знамения! "Оно есть знамение для верных и страх для злых духов" (святой Кирилл Иерусалимский, IV век).Торжеством "Честнаго Креста" над "неверными" стал поединок двух воинов: "Крестомъ бо побежемы бываютъ силы бесовьскыя, Креста бо княземъ въ бранехъ пособитъ, въ бранехъ Крестомъ согражаеми вернии людье побеждаютъ супостаты противныя, Крестъ бо вскоре избавляетъ от напастий призывающимъ Его съ верою, ничто же ся боятъ беси, токмо Креста…" (Повести временных лет, под 1068 годом).

    Сшиблись сила и правда, ненависть и святой порыв. Что стояло за поединщиками?

    За Челубеем – тщеславие, желание личной славы и богатства. За Пересветом – жизнь по слову Самого Господа Иисуса Христа: Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя (Ин. 15, 13).

    Не спасается царь многою силою, и исполинъ не спасается множествомъ крепости своея (Пс. 32, 16), – читаем у царепророка Давида, который и сам некогда поразил великана Голиафа: И изыде мужъ силенъ изъ полка иноплеменнича, имя ему Голиафъ... (1 Кн. Царств 17, 4).

    "И рече Давидъ иноплеменнику: ты идеши на мя съ мечемъ и съ копиемъ и щитомъ, азъ же иду на тя во имя Господа Бога Саваофа, Бога ополчения Исраилева, Его же ты уничижилъ еси днесь. И предастъ тя Господь днесь въ руце мои, и убию тя <...…> и уразумеетъ вся земля, яко есть Господь Богъ во Исраили. И уразумеетъ весь сонмъ сей, яко не мечемъ ни копиемъ спасаетъ Господь, яко Господня брань, и предастъ васъ въ руки наша" (1 Кн. Царств 17, 45–47).

    "Сила выше всего? – вопрошает Н.М. Карамзин и сам же отвечает: – Да, всего, кроме Бога, дающего силу!" Это была победа русского духа. Победа, ставшая предвестницей исхода всей битвы. Зачинателем, п е р в о н а ч а л ь н и к о м победы назвал Пересвета великий князь Димитрий.

    Да разве найдется на свете "такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" – восклицает Н.В. Гоголь устами своего героя Тараса Бульбы <...>

    Нам не нужно победы без правды,
    нам без истины радости нет! –
    крестным знаменьем
    небо Непрядвы
    осеняет чернец Пересвет.

    Нет на нем ни меча, ни кольчуги –
    только ряса и только копье.
    Кони топчутся…Стонут подпруги…
    В небе с криком кружит воронье.

    Бьет копытами конь Челубея,
    Пересвет подобрался в седле.
    – С нами правда! – уже холодея,
    Он шептал, припадая к земле.

    Станислав Куняев

    Крестное знамение есть знамение победы.

    История повествует нам о следующем чудесном событии. Когда в 312 году император Константин воевал с Максентием, сыном императора Максимиана, то ему было дивное явление: «Однажды, после полудня, когда солнце уже начало склоняться к западу, – рассказывал царь, – я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью: "СИМЪ ПОБЕЖДАЙ!"» Все войско видело это чудо; но никто так глубоко не был поражен им, как сам Константин, и он целый день провел в размышлении о значении этого знамения.

    В следующую ночь во время сна явился ему Сам Господь Иисус Христос с тем же знамением и повелел ему сделать себе военное знамя по этому образцу и носить его в сражениях, как защиту от врагов, что и было сделано на другой день. Ободренный этим видением, Константин не медлил более, но дал врагам сражение, в котором Максентий был побежден и в бегстве упал в реку Тибр и утонул.

    "Знак Святого Креста – символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение небесного и земного, знаменующего собой предвечную тайну основания Вселенной".

    1-й рассказчик. Так на Куликовом поле рождался подвиг, который станет в веках примером беззаветного служения Родине.

    2-й рассказчик. Конец неистовой схватки двух всадников явился сигналом к началу битвы.

    Летописец. "…и бысть брань крепка и сеча зла зело" (Никоновская летопись. ПСРЛ, 1897, т. ХI, с.60);

    3) "...и бысть брань крепка и сеча зла зело"

    Принесите Господеви отечествiя языкъ, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его... (Пс. 95, 7–8).

    Конь уготовляется на день брани: от Господа же помощь (Пр. 21, 31).

    На экране репродукция картины художника В. Криворучко "Мамаево побоище".

    1-й ведущий. Внимание, вопросы!

    1. Под каким девизом русские войска выступили против ордынцев?

    "Победа или смерть!" – "Готови есмы помрети или победити" (Никоновская летопись, с.58).

    2. Кем был предложен план сражения?

    Князем-воеводой Димитрием Боброк-Волынским.

    3. В чем состоял замысел битвы?

    В решающий момент русский левый фланг должен был обратиться в притворное бегство и завлечь татар в ловушку, подставив их под удар спрятанного в дубраве засадного полка.

    4. Какая главная задача стояла перед великим князем?

    Втянуть противника в сражение именно на Куликовом поле, вынуждая татар к лобовому столкновению, поскольку нельзя было обойти прикрытые лесами и речками русские фланги.

    5. Как это было осуществлено? Что для этого было предпринято Димитрием Иоанновичем?

    Чтобы не дать возможности Мамаю уклониться от битвы и отступить, великий князь первым начал бой. Против воли Мамая завязалась общая генеральная битва на Куликовом поле. "Монголы бросили котлы <…> и стали готовиться к бою".

    6. Каким был боевой клич русских?

    "С нами Богъ!"

    "И удари всякъ въинъ по своему коню, и кликнуша единогласно "Съ нами Богъ!" и пакы: "Боже христианьскый, помози намъ!" Погании же <...…> свои богы начаша призывати" (Сказание о Мамаевом побоище).

    Благоверный князь Димитрий Донской (ближний к нам) на фресках Архангельского собора Московского Кремля, где он погребенБлаговерный князь Димитрий Донской (ближний к нам) на фресках Архангельского собора Московского Кремля, где он погребен

    7. Какое чудесное событие как Божественное знамение произошло во Владимире перед выступлением великого князя против Мамая?

    Обретение мощей благоверного князя Александра Невского, прапрадеда Димитрия Иоанновича, что явилось достоверным свидетельством незримой помощи великому князю со стороны его святых предков.

    Летописец. "Видели праведные люди, как в девятом часу (три часа пополудни) во время боя помогали христианам ангелы и святых мучеников полк…" (IV Новгородская летопись).

    1-й ведущий. Внимание, вопросы!

    8. Монах-летописец не случайно в самый напряженный момент битвы упоминает о святых покровителях русских воинов. Назовите их.

    Это Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, первые русские святые мученики князья Борис и Глеб. Был среди них и воевода высшего полка Небесных воинов Архистратиг Божий Михаил.

    9. Почему холм, где располагалась во время битвы ставка Мамая, называется Красным?

    Как много значит красный, алый цвет для мировоззрения русского человека: Красная площадь, Красная горка, Иван Красный, красна девица…

    Когда князь Владимир Андреевич вернулся из погони на поле сражения, то прежде всего он водрузил красный стяг на холме, где располагалась во время битвы ставка Мамая. Здесь праздновали победу, и с тех пор вот уже более шестисот лет холм этот зовется в народе Красным.

    2-й чтец

    О поле, поле Куликово!
    Священной памяти земля!

    В. Динабургский

    2-й рассказчик. "Поле славы, говорим мы… Да, но и поле скорби, поле Вечной Памяти" (Ю. Лощиц).

    © Составила Елена БОГОМОЛОВА
    Продолжение следует

    TopList