Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 38/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СВЯТЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    СВЯТЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ

    Конспект урока для начальной школы

    Тема. Святители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской.

    Цели и задачи. Познакомить детей с жизнью святых, научить составлять рассказ по плану; развивать речь, память; нравственное воспитание детей.

    Ход урока
    I. Оргмомент
    II. Сообщение цели урока

    Учитель. Вы, наверное, знаете, что много лет Россия находилась под гнетом монголо-татарского ига. Но с Божией помощью нашей стране удалось победить врага. А 1 октября 1552 года совершилось великое торжество. Наши войска взяли Казань — один из самых значительных городов Золотой Орды. В новоприсоединенную Казань был послан епископ Гурий, а ему в помощники — архимандрит Варсонофий. Сегодня я расскажу вам об этих людях – о святителях Гурии Казанском и Варсонофии Тверском.

    II. Сообщение нового материала

    У. Святитель Гурий происходил из дворянского рода, но родители его были бедны, поэтому мальчика отдали служить в дом богатого князя. Святой тщательно исполнял свои обязанности, а свободное время проводил в молитве и чтении Божественных книг. Он заслужил полное доверие князя, и святому поручили управление всем хозяйством. Но другие слуги позавидовали ему и сказали хозяину, что святой Гурий обманывает его. Тогда князь приказал убить святого, но сын князя узнал, что святой Гурий невиновен, и упросил отца пощадить его. Князь вместо того, чтобы вознаградить слугу за понесенное оскорбление, заключил его в темницу. Кормили пленника сырым овсом с водой, поэтому его друг прокрался к оконцу темницы и предложил принести еды. Но святой ответил, что он всем доволен и славит Бога. Он просил только принести ему бумагу и письменные принадлежности. Когда это все принесли святому, он стал писать азбуки для детей. Написав их, он поручил товарищу продавать эти книги, а вырученные деньги раздавать нищим.

    Более двух лет пробыл святой Гурий в темнице, и однажды внезапно засиял свет у двери, святой подошел к ней, и дверь открылась. Тогда святой Гурий вышел из темницы и пошел в монастырь. Там он принял постриг в монахи, а впоследствии стал игуменом. Когда же присоединили Казань, святого Гурия поставили первым епископом этого города. Рано испытав людскую несправедливость, святитель Гурий отличался особенным милосердием ко всем бедствующим. Заботился святой и о детях. Он основал близ города Зилантов монастырь и завещал инокам этой обители обучить детей грамоте. И с тех пор в Казани было принято перед началом учебного года служить молебен у мощей святителя Гурия.

    Теперь расскажу вам о святителе Варсонофии. Он тоже в юности перенес много скорбей. Родился святой в семье священника, был он мальчик тихий, разумный, любил читать. И в детские годы пришлось пережить ему страшное испытание: он попал в плен к крымским татарам. Другой мог бы озлобиться на свою судьбу, но святого поддерживала вера, утешение и силу он находил в молитве. Праведная жизнь мальчика удивляла врагов, и они дали ему некоторую свободу. Святой стал изучать татарский язык. Знание языка впоследствии помогло ему во время служения в Казани. Три года томился отрок в плену, пока его отец собирал деньги для выкупа. И вот наконец он на свободе! Недолго пробыл святой дома и ушел в Москву, в монастырь. Потом он стал игуменом одного монастыря, а оттуда был призван в Казань, где помогал святому Гурию. В Казани святой Варсонофий основал Преображенский монастырь. Через некоторое время его отправили служить в город Тверь. Здесь он прославился врачеванием. Святитель знал медицинскую науку и лечил людей, но денег за это не брал. В свободное время он занимался рукоделием: шил клобуки (монашеские головные уборы). Перед самой смертью он оставил Тверь и переселился в основанный им монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери, где через некоторое время скончался.

    III. Закрепление материала

    У. Сейчас вы попробуете сами рассказать о жизни святого Гурия и святого Варсонофия. А для этого составим планы рассказов.

    (Дети составляют планы и записывают в тетрадях: I вариант – о святом Гурии; II вариант – о святом Варсонофии.)

    Например, о святом Гурии:

    1) семья;
    2) служба в доме князя;
    3) несправедливое наказание;
    4) жизнь в темнице;
    5) освобождение;
    6) монастырь;
    7) служение в Казани.

    О святом Варсонофии:

    1) семья;
    2) плен;
    3) освобождение;
    4) монастырь;
    5) служение людям.

    У. Расскажите по плану о жизни этих святых. Чем похожи эти жизни?

    Дети. В детстве и юности эти святые перенесли много страданий. Утешение они находили в молитве и в богоугодных делах. После окончания испытаний они ушли в монастырь и служили Богу и людям.

    IV. Подведение итогов

    У. О ком мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Дома расскажите об этих святых своей семье.

    Литература

    Священник Константин Островский, Т.А. Вальдина. Православное семейное чтение на каждый день. М.: Храм Космы и Дамиана на Маросейке, 1996.
    Святой Димитрий Ростовский. Жития святых. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1993.
    Е. Поселянин. Святая юность. М.: Международный центр православной литературы, 1994.

    © Юлия КЛЮЕВА

     

    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    ЭТУ ОБИТЕЛЬ НУЖНО УВИДЕТЬ

    Рассказ о паломничестве учащихся воскресной школы при храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Оптину пустынь

    Воспитанники и преподаватели воскресной школы при храме Новомучеников и исповедников российских в оптиной пустыни Воспитанники и преподаватели воскресной школы при храме Новомучеников и исповедников российских в оптиной пустыни

    В одно из воскресений, рано утром, ребята из воскресной школы при храме Святых новомучеников и исповедников Российских собрались возле своей церкви.
    Вместе с преподавателем Вячеславом Борисовичем Артамоновым и Игорем Владимировичем Гарькавым, руководителем паломнической службы прихода, дети ожидали экскурсионной автобус.
    Автобус был подан в 8.00, и ребята заняли в нем места, оживленно обсуждая предстоящую экскурсию в Оптину пустынь. Обязанности экскурсовода взял на себя Игорь Владимирович.
    И вот автобус зашуршал шинами по синей, отражающей утренние лучи солнца, влажной от росы асфальтовой дороге, увозя юных паломников все дальше от Москвы. Городской пейзаж остался позади, замелькали деревеньки, села, поля с перелесками. Игорь Владимирович рассказывал детям об истории старой Калужской дороги, по которой шел экскурсионный автобус, и о том, что повидала эта дорога со времен татаро-монгольского ига.
    У реки Угры автобус остановился возле памятника русским воинам, сооруженного на том месте, где русское воинство стояло напротив татарских полчищ хана Ахмата, подошедших к реке Угре в 1480 году. Игорь Владимирович рассказал детям:
    – Все русские люди, вся Москва, все православное воинство молились тогда Всемилостивому Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, Заступнице Богородице. И татары в страхе бежали, ушли от реки Угры за пределы Руси.
    Ребята стояли на северном берегу реки Угры, на опушке леса, среди вековых деревьев и смотрели на другой, отлогий, берег.
    И перед их глазами оживали рассказы, услышанные ими на занятиях в воскресной школе по истории православной Руси.
    Вячеслав Борисович, преподаватель истории Отечества, вспоминает, рассказывая об этом паломничестве:
    – Перед поездкой на нескольких уроках я беседовал с учащимися на тему "Наиболее известные монастыри России".
    Когда я рассказывал детям об Оптиной пустыни, то понял, что нашим детям нужно не только услышать об Оптином монастыре, но и увидеть эту святую обитель, подышать ее благодатным воздухом, поклониться ее святыням.

    –  Как вас встретила Оптина пустынь? – спросила я Вячеслава Борисовича.

    – Встретила дождем, – улыбнулся молодой преподаватель, – но мы приняли этот дождь с радостью, как дождь очистительный.

    –  Какие храмы вы посетили в Оптиной?

    – Ну конечно же, первым делом мы пошли в храм с голубыми куполами и светящимися на них золотыми звездами – собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
    В этом соборе почивают мощи преподобного Амвросия и преподобного Нектария. Мощи преподобного Амвросия находятся в приделе в честь его имени под резной сенью. Над ракой – икона преподобного Амвросия, а рядом икона Богородицы "Спорительница хлебов".
    Поклонившись святым мощам преподобных Амвросия и Нектария, мы посетили храм Владимирской иконы Божией Матери и храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы, где почивают мощи других оптинских старцев.

    –  Кроме этих величественных храмов со святыми мощами оптинских старцев, какие еще святыни вы посетили в Оптиной обители?

    – Ребята долго стояли и молились с зажженными свечами у могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, мученически погибших в 1993 году от руки сектанта и похороненных в юго-восточной части монастыря.
    Недалеко от звонницы похоронены супруги Киреевские (один из исключительных случаев, когда женщина погребена вместе со своим супругом в мужском монастыре). Супруги Киреевские были благодетелями монастыря. Иван Киреевский вместе с преподобным Макарием налаживал монастырскую издательскую деятельность.

    – Что произвело на ваших юных паломников в Оптиной пустыни особенное впечатление?

    – Конечно, поклонение мощам преподобного Амвросия, молебное пение в храме. Запомнился также поход в скит через сосновый лес. При подходе к скиту мы остановились у колодца, выкопанного по благословению старца Амвросия. Вода в этом колодце целебная. Над колодцем двускатная крыша; воду можно достать ведром, раскрутив ворот.
    Ребята испили прохладной целебной воды из колодца преподобного Амвросия, а затем посетили домик преподобного, его "хибарку", где великий старец принимал посетителей, со всех концов страны прибывавших за наставлениями, духовными советами и благословением.
    Сняв обувь и затаив дыхание, ребята вошли в прихожую "хибарки" и, пройдя узкий коридорчик, осмотрели келлию преподобного.
    Все складывалось так удачно, что мы успели посетить и Казанскую женскую обитель в Шамордино, основанную преподобным Амвросием. Сейчас в обители более 100 насельниц. В Шамордино мы помолились в храме и осмотрели домик, где жил преподобный Амвросий, приезжая к сестрам в опекаемую им обитель.
    Монахини посоветовали нам сходить к реке Серене, под гору, к роднику преподобного Амвросия. У родника мы увидели закрытые купальни. Дети набрали воды из святого источника и искупались в нем.
    Со святой водой во фляжках, полные впечатлений, возвратились юные паломники в Москву. С восторгом рассказывали ребята о посещении Оптиной пустыни своим родителям, друзьям, написали сочинения, нарисовали рисунки в воскресной школе. И теперь все чаще останавливаются они у иконы преподобного Амвросия или у иконы Всех святых и, ставя свечи, молятся преподобному Амвросию Оптинскому, нашему ходатаю пред Господом:

    – Преподобный отче наш Амвросие, моли Христа Бога о нас!

    Валентина АНУФРИЕВА

    TopList