Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 38/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    (к 620-летию Куликовской битвы)

    Литературно-историческая игра-путешествие
    для школьников среднего и старшего возраста

    Продолжение. Начало в № 34-35,37 за 2001 г.
    Преподобный Сергий благословляет благоверного князя Димитрия Донского. Миниатюра. XVI в.Преподобный Сергий благословляет благоверного князя Димитрия Донского. Миниатюра. XVI в.

    2-й ведущий. В грамотах написано: "Место сбора – Коломна". Вот как говорится об этом в "Задонщине".

    2-й рассказчик. "Кони ржутъ на Москве, звенитъ слава по всей земли Русской. Трубы трубятъ на Коломне, въ бубны бьютъ въ Серпохове, стоятъ стязи у Дону великаго на брезе".

    2) У Троицы.

    Яко трие суть свидетелствующии на небеси, Отецъ, Слово, и Святый Духъ: и сии три едино суть (Ин. 5, 7).

    18.08
    Посещение Троицкого монастыря
    31.08

    На экране репродукция картины художника К. Лебедева "Преподобный Сергий благословляет князя Донского на брань".

    1-й рассказчик. Перед битвой великий князь с малою дружиною посетил монастырь Живоначальной Троицы, чтобы поклониться Богу и испросить у Него помощи в столь трудном походе.

    2-й рассказчик. Игумен Сергий Радонежский благословил князя Димитрия и все русское воинство на путь ратный на поле Куликово и дал как залог победы на поле брани из среды своей братии двух монахов-витязей – Александра Пересвета и Андрея Ослябю в войско князя, посвятив их в схиму: "Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных. Мужайтесь, яко добрые воины Христовы! Приспело время вашей купли".

    1-й рассказчик. На всем ратном пути их молитвенно сопровождал преподобный Сергий.

    2-й рассказчик. "Так при самом малом числе участников и свидетелей произошло событие, которому будут посвящены песнопения и полотна художников, благодарная память старых и восторженное вдохновение молодых" (Ю. Лощиц).

    Историк. С х и м а (греч.) – образ; так называется высшая степень монашества, соединенная с новыми, строжайшими обетами самоотвержения. Схима монашеская, монашеское облачение (Полный церковно-славянский словарь).

    С х и м н и к – монах, восприявший схиму и принявший подвиг совершенного отречения от мира.

    Ш л е м ангельского образа – схимнический куколь, головное покрывало черного цвета; на сей одежде – на челе, на груди, на обоих плечах и на спине нашито белыми шнурами знамение воина Христова – Крест Господень.

    1-й ведущий. Внимание, вопросы!

    1. Как вам кажется, почему преподобный Сергий благословил великого князя на Куликовскую битву, предсказал ему победу и – в нарушение всех обычаев и правил – отправил с ним в поход двух схимонахов, давших строжайшие обеты самоотвержения?

    "Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими", – поучает нас великий столп Православия святитель Иоанн Златоуст.

    Присутствие в войске князя Димитрия "смысленыхъ зело къ воиньственному делу" (Никоновская летопись. ПСРЛ, СПб., 1896, т. ХI, с. 60) схимонахов-воителей Пересвета и Осляби, героически встретивших смерть на Куликовом поле, было глубоко символичным. Словом Давидовым говорит нам Святая Церковь: Благословенъ Господь Богъ мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань (Пс. 143, 1). Участие в военных делах "Христовых воинов" – как зримый образ участия Русской Православной Церкви в борьбе за освобождение Родины –придавало войне против "неверных" священный характер.

    2. Что означают слова преподобного Сергия: "Время вашей купли настало"?

    "И всем присутствующим был ясен величественный смысл этих простых слов. Ведь не о том, что продается и покупается среди людей на торжищах, вел речь игумен. Он говорил о "выкупе" из мертвых, потому что гибель воина за землю свою делает его бессмертным в памяти народа. Ценою этой гибели будет выкуплена свобода Руси" (Ю. Лощиц).

    3. Где, в каких местах запечатлена сцена благословения великого князя Димитрия Иоанновича преподобным Сергием Радонежским?

    1) В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

    На экране проекция цветной открытки "Фрагмент росписи Серапионовой палаты. Работа монахини Иулиании. XX век".

    2) В Донском монастыре.

    На экране проекция цветной открытки "Горельеф храма Христа Спасителя. Скульптор А.В. Логановский".

    3) Горельеф храма Христа Спасителя (восстановленного).

    4) В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

    На экране проекция цветной открытки "Фрагмент росписи западной стены Сергиева придела".

    3) На пути к Дону Великому.

    20.08
    Начало похода из Москвы
    02.09

    На экране проекция открытки "На пути к Дону Великому".

    2-й рассказчик. "Сядемъ на борзыя своя комони, позримъ быстрого Дону, испиемь, брате, шеломомь своимь воды быстрого Дону…..." (Задонщина).

    1-й ведущий. Тихим ясным днем выступило из Кремля в поход русское войско.

    1) Начало похода из Москвы.

    На экране репродукция картины художника В. Криворучко "На поле Куликово".

    Внимание, вопросы!

    1. Через какие ворота выходили русские полки из Кремля?

    Через Фроловские (ныне Спасские), Никольские и Константино-Еленинские.

    Историк. У ворот стоял весь московский клир: священники осеняли воинов крестным знамением, чудотворными иконами благословляя их на великие ратные подвиги.

    Впервые со времен "светлых" киевских князей в "поле незнаемое" выходило столь представительное войско.

    2. Где остановилась русская рать, чтобы бросить прощальный взгляд на Москву?

    У Швивой горки при слиянии Москвы-реки с Яузой. Там теперь установлен высокий белокаменный крест, на подножии которого выбита надпись: "На сем месте будет воздвигнут памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому – защитнику земли Русской. В лето 1992 сентября 25 дня".

    Памятник Димитрию Донскому (скульптор В.М. Клыков) открыт в г. Дзержинском в 2000 году.

    3. С этого места войска на Коломну пошли по трем дорогам. Назовите их.

    Широкой – через Котлы, Болвановской и Брашевской.

    Летописец. "Яко не вместитися имъ единою дорогою" ("Летописные повести о Куликовской битве).

    4. Одна из дорог проходила неподалеку от монастыря, в котором находилась икона, когда-то спасшая митрополита Алексия. Что это за монастырь и какая это икона?

    Это Спасо-Андроников монастырь с прославленной иконой "Спас Нерукотворный".

    5. Другая дорога, по которой неустрашимо вел русское воинство великий князь Димитрий, проходила по левому берегу Москвы-реки. Осеняемый дивным Божественным заступлением и напутствованный благословением преподобного Сергия Радонежского, Димитрий Иоаннович все же испытывал в душе некоторое сомнение относительно успешного исхода битвы. Утомленный дневным переходом, он велел остановиться на отдых своим войскам. Дивное видение предстало князю: в звездном сиянии над сосною он увидел икону святителя Николая…

    На экране репродукция иконы ХIХ века "Явление иконы cвятителя и чудотворца Николая благоверному князю Димитрию Донскому".

    "Сия вся угреша сердце мое!" – воскликнул обрадованный князь.

    Какой обет дал князь на месте явления чудотворного образа?

    Построить иноческую обитель, что и было исполнено после победы на Куликовом поле. Так возник Свято-Николо-Угрешский монастырь.

    На экране проекция цветной открытки "Николо-Угрешская обитель".

    6. Где войска соединились?

    У Москвы-реки, на Боровском перевозе. Далее до Коломны войска шли вместе.

    22.08
    Прибытие войск в Коломну
    04.09

    7. С какой целью был предпринят марш на юг, в Коломну?

    В Коломне состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода.

    23.08
    Смотр войск на Девичьем поле и уряжение воевод
    05.09

    Летописец. "Князь же великий <...…> видяще множество людей урядныхъ и възрадовашася, и урядиша коемуждо плъку въеводу".

    2-й ведущий. В тот же день войска из Коломны выступили к устью реки Лопасни, чтобы завершить объединение русских сил, которым предстояло сразиться с Ордой.

    25.08
    Объединение основных сил русского воинства с дружинами Владимира Андреевича при устье реки Лопасни
    07.09

    1-й ведущий. Тем самым русское войско вышло к месту предполагаемого соединения Мамая, литовцев и рязанцев и перерезало главный Муравский шлях, которым татары обычно ходили на Москву.

    26.08
    Переправа через Оку
    08.09

    Летописец. После переправы через Оку пришла весть о том, что Мамай все еще "в поле стояща и ждуща къ собе Ягайла на помочь рати литовскыя" (Симоновская летопись. ПСРЛ, СПб., 1913, т. ХVIII, с. 129).

    На экране репродукция картины художника В. Криворучко "К Дону на защиту Отчизны".

    2-й ведущий. Впервые со времени битвы на Калке русские вышли в степь навстречу ордынцам.

    Историк. Шли к Воронежу по Муравскому шляху, по которому не раз и не два ходили татары облавой на Русь. Двигалась по нему грозная монгольская конница, брел, сбивая в кровь ноги, полон, скрипели арбы с награбленным…

    1-й ведущий. Муравский шлях! Дорога победителей! Печальна и мрачна твоя известность… Теперь по тебе шагало к своей победе русское воинство.

    Историк. Согласно В.Н. Татищеву, 1 сентября русское войско вышло на левый берег Дона и остановилось в урочище Березуй, поджидая отставших и "перенимая вестей". Разведчики сообщили о движении Мамая, не знавшего о местонахождении русского войска, к верховьям Дона,

    Летописец. "доколе приспеетъ намъ Ягайло" (Ермолинская летопись. ПСРЛ, СПб., 1910, т. ХХIII, с. 125).

    Историк. 6 сентября московская рать подошла к Дону в месте впадения в него реки Непрядвы. Инициативу прочно удерживало русское командование: соединения литовцев и татар так и не произошло.

    2) У Дона Великого.

    На экране проекция открытки "У Дона".

    Здесь войско "долго стояще, думающе", на каком берегу дать сражение.

    06.09
    Военный совет
    19.09

    Часовня на месте явления иконы святителя Николая благоверному князю Димитрию Донскому. Николо-Угрешский монастырьЧасовня на месте явления иконы святителя Николая благоверному князю Димитрию Донскому. Николо-Угрешский монастырь

    1-й ведущий. Внимание, вопросы!

    1. Великий князь Димитрий держал военный совет на месте бывшего города Дорожен, где теперь находится с. Себено, в котором в 1885 году родилась недавно прославленная местночтимая московская святая, "земли Тульския процветение и града Москвы преславное украшение". Назовите ее имя.

    Блаженная старица Матрона.

    2. Вы – участники военного совета. Вам надлежит высказать свое веское мнение по основному вопросу – на каком берегу дать сражение:

    а) на левом берегу Дона, чтобы использовать Дон и Непрядву как выгодные естественные преграды, прикрывающие русскую рать с фронта;

    б) немедленно начать переправу на правый берег реки, занять Куликово поле, находившееся на пути Мамая, закрыв таким образом прямую дорогу на Москву.

    3. За кем осталось решающее слово?

    Последнее слово осталось за великим князем Димитрием.

    Летописец. "Братия, честная смерть лутчи злаго живота; лутчи было не ити противу безбожныхъ, ниже пришедъ и ничтоже сотворивъ, возвратитися вспять; преидемъ оубо ныне въ сий день за Донъ вси и тамо положимъ главы своя за святыа церкви и за православную веру и за братию нашу, за христианство…" (ПСРЛ, 1897, т. ХI, с.56).

    4. Что повлияло на принятие этого решения?

    Грамота с благословением от преподобного Сергия.

    Летописец. Князь же великий подошел к Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы. И тогда пришла грамота с благословением от Преподобного игумена Сергия, от святого старца; в ней же писано благословение его – чтоб бился с татарами: "Чтобъ еси господине, таки пошелъ, а поможетъ ти Богъ и Святая Богородица". Князь же сказал: "Победу даруй мне, Господи, надъ супостатами, и помоги намъ оружиемъ крестнымъ, низложи враговъ нашихъ; на Тя уповая, побеждаемъ, молясь прилежно Пречистой Твоей Матери" (Летописная повесть о Куликовской битве).

    Историк. "И повеле князь велики мосты мостити чересъ Донъ и бродовъ пытати…"

    07.09 – 08.09
    Переправа через Дон
    20.09 – 21.09

    5. В каком месте русские войска переправились на правый берег?

    У Татинских бродов.

    6. Едва переправившись через Дон, совет русского командования принял решение разрушить за собою мосты. Прокомментируйте этот факт.

    1) Отрезать себе путь к отступлению. Говорили, что Ярослав Мудрый таким образом одержал победу над Святополком, Александр Невский – над шведами.

    2) Предупредить соединение Ягайла с Мамаем.

    Историк. Литовское войско стояло всего в сорока верстах от Куликова поля:

    Летописец. "за едино днище и меньше" можно было покрыть это расстояние.

    2-й ведущий. В глухую ночь с 7 на 8 сентября у Татинских бродов русская рать переправилась на правый берег Дона и вышла на поле Куликово, "чисто и велико зело".

    На экране проекция цветной открытки "Нижний Дубяк".

    1-й ведущий. "Чье поле, того и воля: биться не хотим, а поля не отдадим" – в этих словах неведомый мудрец выразил главный смысл того, что должно было свершиться в тот день на поле Родины.

    3) На поле Куликовом.

    08.09
    На поле Куликовом
    21.09

    Спасо-Андроников монастырьСпасо-Андроников монастырь

    Историк. В книге "Большого чертежа" времен Бориса Годунова его границы значатся между реками Доном, Непрядвой и верховьями Зуши, Плавы и Снежеда. А знаменитое "Полное географическое описание нашего Отечества" под редакцией В.П. Семенова-Тянь-Шанского рисует такую картину.

    1-й рассказчик. "Куликово поле в конце ХIV века было окруженной лесами обширной поляной – полем, даже степью, как тогда называли такие пространства; эта поляна была в то время, вероятно, местами сырой, болотистой, так как на ней водились породы куликов…" (Россия. Под редакцией В.П. Семенова. СПб., 1902, с. 536).

    Историк. В результате топографического изучения местности доступное для битвы пространство представляется приблизительно равным в ширину не более 2,5 – 3 км при длине около 4 км.

    Таким образом, предполагаемое поле битвы, стесненное с востока и запада лесистыми речными долинами, представляло своеобразный, замкнутый с трех сторон и открытый только с юго-востока тупик.

    2-й рассказчик. Перед битвой, сначала на берегу Дона, а затем еще раз на Куликовом поле, армия была построена в боевой порядок: было определено расположение полков, их состав, расставлены пехота и конница, окончательно подсчитаны ратники, установлено взаимодействие отрядов.

    Летописец. "Полци же идоша, елико какъ кому повелеша по поучению" (Вологодско-Пермская летопись. ПСРЛ, М., 1959, т. ХХVI, с.139).

    1-й рассказчик. Великим полководцем суждено было войти в историю Димитрию Иоанновичу, подготовившему успех Куликовской битвы, в которой...

    Летописец. "...не толико силою, елико мудростию воеваше".

    2-й рассказчик. Час битвы приближался.

    2-й ведущий. Внимание, вопросы и задания!

    1. Сделайте этимологический разбор слова "Куликово" поле.

    а) От слова "куличье", то есть "отдаленное" поле в верховьях Дона.

    б) От слова "кулишки", то есть "сенокосный луг".

    в) Да и кулики, когда-то здесь водившиеся в изобилии, сохранились уже лишь в названии поля.

    2. Внимание, проблемный вопрос!

    Какова, на ваш взгляд, численность русских и ордынских войск?

    Историк. Вспоминая о "русскихъ сынахъ", собравшихся на "последний" бой на Куликовом поле, современник с удивлением записал.

    2-й рассказчик. "Не бывала такова сила русскихъ князей, яко же при семъ князи..."

    Летописец. "...бе видети зело страшно, многое множество людей събрашяся, грядуще въ поле противу татаръ" (Никоновская летопись, с.56).

    Что касается количества бившихся с русскими на поле брани ордынцев и их союзников, то войско Мамая превосходило по числу воинов русскую рать.

    3. Определите на карте боевой порядок русского войска перед началом битвы.

    (Каждой дружине дана карта-схема построения полков.)

    4. "Был час вечерней службы, в походных церквах зазвучало под открытым небом праздничное песнопение", – читаем у Ю. Лощица в книге "Дмитрий Донской".

    Что это был за праздник?

    Весь христианский мир праздновал великий праздник – Рождество Пресвятой Богородицы.

    Елена Богомолова

    TopList