Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 38/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЭТО ЧТО ЗА ПОКЕМОН? ИЛИ КТО НА ДУДОЧКЕ ИГРАЕТ?

    РАЗГОВОР С НЕЦЕРКОВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

    ЭТО ЧТО ЗА ПОКЕМОН? ИЛИ КТО НА ДУДОЧКЕ ИГРАЕТ?

    Это слово вошло в наш лексикон совсем недавно. И если года три назад на вопрос, что такое покемон, вряд ли кто-то дал бы ответ, то теперь о существовании этого самого покемона известно практически каждому. Его (правильнее сказать – их) изображения продаются в магазинах, лавочках, газетных киосках в самых разнообразных формах и видах. Календари, закладки, наклейки, мягкие игрушки, надувные шарики, картонные фишки – вот далеко не полный перечень "покемонопродукции", от которой без ума современная ребятня. Покемоны на детской одежде, на рюкзачках и ранцах... Короче, совершается этакое триумфальное шествие покемонов по российским городам и селам. Так кто же он такой, это загадочный незнакомец – покемон? Или, как спрашивается в песенке, звучащей в каждой серии мультфильма про покемонов: "Это что за покемон? Что умеет делать он?" Вот ответ, который дается на этот вопрос в самом мультсериале, – это "суперсущество". С виду оно может напоминать животное, причем иногда очень близко. Но все-таки животным покемон не является. Скорее, это мутант. Вдобавок ко всему обладающий сверхъестественный силой, которая может скрываться за внешне безобидным обличьем. Например, симпатичный Пикачу, самый известный из всех покемонов, похожий на желтенькую белочку, может наносить противникам удары, сравниваемые с ударом молнии. Что касается того, что покемоны умеют делать, то, судя по мультсериалу, функции их несложны и зависят от того, добрый это покемон или злой. Они могут защищать своих друзей-хозяев (как, например, тот же Пикачу). Но на этом их полезная деятельность, пожалуй, исчерпывается. И в лучшем случае покемоны могут совершать, как говорил персонаж одного мультфильма, "мелкие пакости". Например, один из них, розовый, большеглазый, отдаленно напоминающий нашего Колобка и очень любящий петь, усыпляет слушателей своим пением. А пока те спят, певец-проказник разрисовывает их лица фломастером... Однако ему еще далеко до комического негодяя кота Мяута или чудища Снорлакса, опустошителя грейпфрутовых плантаций. Короче говоря, особой пользы покемоны не приносят. Скорее, даже напротив.

    Неудивительно, что это сомнительное во всех отношениях существо вызывает у значительной части взрослых негативное отношение. И когда в разговорах с больными я завожу речь о покемонах, мои собеседники-взрослые чаще всего отзываются о них нелестно. Некоторые прямо говорят, что запрещают своим детям смотреть эти мультфильмы. В качестве основных причин называют как бессодержательность мультсериала, так и наличие в нем "скрытого кадра", влияющего на подсознание зрителя. Но детям мультсериал про покемонов очень нравится. Почему? Возможно, их привлекают фантастические приключения его героев. Тут и схватки со злодеями, и путешествия к неведомым островам. Некоторые серии вроде бы учат дружбе, взаимопомощи, даже жертвенности ради друзей. Например, в одной из серий "Покемона" пара злодеев-неудачников выручает из беды своего друга – кота Мяута. А тот, не желая предавать дружбу, отказывается править племенем, которое умоляет его об этом. Так, может быть, ничего опасного в мультфильмах про покемонов нет? Ведь и в российских мультфильмах прежних лет, ставших классическими, встречались персонажи-проказники вроде Карлсона. Или даже злодеи, типа Волка или старухи Шапокляк. Да и стоит ли ждать от детских "мультиков" особой смысловой глубины?

    Попробуем все-таки разобраться, учит ли чему-нибудь и чему именно учит детей мультсериал "Покемон". Что скрывается за приключенческим сюжетом заморской мультипликационной поделки? Пожалуй, что бессодержательными мультфильмы про покемонов называть все-таки нельзя. И это заметно при их просмотре. У них есть определенная, очень небезопасная смысловая нагрузка. Прежде всего, они уводят от реальных жизненных проблем. В российских мультфильмах прежних лет действие происходило если и в сказочной стране, то все-таки во вполне реальной и узнаваемой. И их герои совершали вполне земные действия – возводили дома, растили и собирали урожай. Даже летучий корабль, и тот строили своими руками. Короче, трудились. И в сказочном "тридевятом царстве", на кисельном берегу молочной реки, царь не ленился сам красить забор, "чтоб тунеядцем не прослыть".

    Действие сериала "Покемон" вроде бы тоже происходит на Земле. Но это некое компьютерное "заэкранье". Там не надо ничего делать самим, своими руками. Не надо работать. Реальной жизни не видно – одни приключения да развлечения. И вся жизнь героев сводится исключительно к этому. Они путешествуют, играют, борются со злодеями. Но – не учатся, не трудятся. Не создают ничего своими руками. И такой образ жизни, такой пример для подражания предлагается зрителям. Реальная жизнь подменяется игрой, забавой. По замечательному утверждению американского православного иеромонаха Серафима (Роуза), именно так, на развлечениях, воспитываются поколения людей-потребителей, "неспособных стать лицом к реальности окружающего мира или обратиться к своим внутренним проблемам". Так и вспоминается Страна развлечений из сказки К. Коллоди "Приключения Пинокио", обитатели которой, "живя играючи", незаметно превращаются в ослов. Подмена реальной жизни и ее проблем непрестанной игрой, да еще и с непременным счастливым концом, – отличный способ воспитать из детей безвольных лодырей, готовых на все, чтобы у них не отнимали любимую игрушку. В том числе на любой грех. Потому что страсть к постоянным развлечениям противоположна христианству, где в основе жизни человека лежат покаяние и труд, в том числе над собой. По словам того же отца Серафима (Роуза), за вывеской развлекательного "Диснейленда" непременно скрывается зловещий антихристианский мир Гулага. Между прочим, в сериале "Покемон" нет и намека на какую-то религиозность героев. Они абсолютно безбожны.  Хотя безбожие это только кажущееся. Потому что герои мультсериала кое во что все-таки верят. Например, в превосходство силы. Противоборство между добрыми и злыми персонажами совершается исключительно с ее помощью. Вопрос о том, как победить зло, решается предельно легко. Оказывается, для этого надо просто-напросто отдать соответствующий приказ Пикачу. Или выпустить покемона-помощника из волшебной круглой коробочки. При этом борьба со злом приобретает характер веселой игры со смакованием страданий противника. И в ней так смешно в очередной раз взрывается космический корабль со злодеями из "команды Ф" или кто-то колошматит воющего от страха и боли кота Мяута... От добра, насаждаемого силой, до добра, отождествляемого с силой, – только шаг. Но только настоящее ли это добро? Ведь из опыта Православия мы помним, что "не в силе Бог, а в правде". И если в мультсериале про покемонов нас учат отождествлять добро с силой, то чем же на самом деле является это "добро"?

    Да и вот что еще не может не насторожить при просмотре мультфильмов про покемонов: кто же все-таки они такие? "Суперсущества", как уже объяснено в песенке, сопровождающей каждую серию. А если конкретнее – кто? Ведь в Православии нет понятия "суперсущества". А вот понятие "бес" или "демон" – есть. И не являются ли покемоны, которых герои мультфильма в трудную минуту выпускают из волшебных круглых коробочек, именно бесами? Теми самыми бесами, которых призывали себе на помощь языческие жрецы? Об этом известно любому православному человеку из житий святых. Интересно, что самый популярный из покемонов – Пикачу, с торчащими то ли ушками, то ли рожками, – все время восседает на плече у своего хозяина. Точно так же, как сидели вороны на плечах у языческого бога Одина. Или как, по поверьям, слева от человека находится бес-искуситель? Если Пикачу, оседлавший своего хозяина-мальчика, что-то символизирует, то что, если не полное подчинение его демону?

    В сказочном мире, где путешествуют герои мультсериала "Покемон", есть только люди и покемоны. И очень странно звучат слова одной из героинь мультфильма, медсестры, о необходимости дружбы между людьми и покемонами. Если покемон – это не животное, а что-то другое, могучее и сверхъестественное, то с кем же призывают дружить людей? Возможный вариант ответа звучит зловеще. Уже упоминалось о том, что в сериале про покемонов говорится о дружбе, взаимопомощи. Меня спросят – так почему я так ополчаюсь на эти мультфильмы? Ведь дружба – это очень хорошо. Но если речь идет о дружбе с демоническими "суперсуществами"? Или о "добре", которое утверждается исключительно силой этих сверхсуществ? И если, по поговорке, ложка дегтя портит бочку меда, то стоит ли смаковать деготь из бочки, куда для приманки положили ложечку меда?

    Может быть, у нас нет собственной альтернативы "Покемону"? Нет своих мультфильмов, где зрителям не навязываются исподволь антихристианские идеи? Есть. Только, кажется, о них забыли. Или кому-то выгодно воспитать из российских ребятишек не православных христиан, а бездумных и безбожных телепузиков да покемончиков. Потому что, по словам упоминавшегося выше отца Серафима (Роуза), "смысл всеохватывающего искушения, нападающего сегодня на людей, заключается в следующем: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. За этим смыслом скрыт другой, более мрачный обертон: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий, смотри на тех, кто еще верит в Бога, как на врагов, которых надо уничтожить". В Америке этот натиск антихристианства начался раньше. У нас – совершается сейчас.

    А вот иностранцы в наших "мультиках", похоже, знают толк. Ведь на родине "Покемона", в Японии, почему-то очень полюбили нашего Чебурашку. Того самого, что на пару с крокодилом Геной строил дом для одиноких и бездомных друзей, детскую площадку для ребят, которых взрослые предоставили самим себе. А если и вступал в пионеры, то ведь в те времена других детских организаций просто-напросто не существовало... В радиопередачах ("Радио России") и на страницах газет ("Советская Россия", № 99, с. 3) упоминается о том, что в Японии Чебурашка, прозванный там "Чеби" или "русским покемоном", необычайно популярен. "Причина такой бешеной популярности в том, что этот мультфильм очень отличается от супертехнологических фильмов, к которым так привыкли японцы". Вот уж действительно, "что имеем, не храним..." К счастью, есть надежда, что увлечение ребят покемонами окажется этакой "детской болезнью": посмотрят – поиграют – надоест – бросят. И может быть, антихристианская сущность этого мультсериала останется ими незамеченной и не слишком повредит их душам. Но это звучит слишком похоже на разговор о судьбе тяжелобольного: "выживет – не выживет". Может – да. А может... Ведь на смену покемонам наверняка явятся какие-нибудь новые "суперсущества".

    Да и есть уже. Сериал про покемонов – всего-навсего одно из многочисленных бесовских "угощений", которые сейчас предлагаются людям. Это одно из звеньев этакого конвейера, где самых маленьких ждут бессмысленные телепузики, более старших – покемоны, а взрослым предложен целый букет сериалов, где воспеваются сила и разврат, а чаще – то и другое вместе. И так, по словам святителя Феофана Затворника, "как пшеница в решете у просевающего бьется, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, заставляет приражаться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям, постоянно пленяя весь грешный род Адамов". Есть старинная немецкая легенда о крысолове из города Гаммельна. Ее герой, желая отомстить горожанам, вышел на площадь, заиграл на волшебной дудочке. И, повинуясь ее звуку, выбежали из домов дети и пошли за музыкантом. А он повел их к глубокой реке, на верную гибель... Вот и подумаем вместе: не является ли мультсериал про покемонов такой дудочкой, которая уводит детей от православной веры? Да и вообще от христианства. А зачем и куда уводит и кто именно играет на той дудочке – полагаю, вы поняли.

    Монахиня Евфимия (Пащенко), Архангельск

    Каждый человек различно относится к борьбе со страстями. Впрочем, и совершенные люди имеют страсти, вполне бесстрастных людей нет, бесстрастие существует в полной мере лишь за гробом. Но у совершенных страсти замерли, так как им не дают хода. Каждый человек, какую бы высокую жизнь он ни вел, каких бы благодатных даров ни сподобился, должен помнить и никогда не забывать, что и он человек страстный. Необходимо переехать за границу своих страстей – то есть избавиться от них совершенно и заменить их на противоположное – на добродетели. Когда переезжают настоящую границу, то необходимо иметь с собой паспорт. Так и побеждая страсти, мы получаем как бы новый вид – паспорт для Жизни Вечной. Каждая страсть есть болезнь души; ведь зависть, гнев, скупость не телесны, а душевны. Лечат больное тело – тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и существуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения. Цель, единственная цель нашей жизни, и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным – добродетелями. Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в больше степени, другие – в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно – задушат. Победив одну страсть, переходить к искоренению другой и так далее.  Греховные страсти губительно действуют на душу и тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти столь же заразны, как и болезни, они так же могут передаваться через предметы, как и зараза. Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти. Надо бороться со страстями, а если они и победят, то будем каяться и исповедоваться во всех грехах своих. Вот на Страшном Суде не будет покаяния, не будет там ни Варсонофия, ни Гавриила, а только одна Правда Божия. Постараемся преобразиться духовно, для такого преображения и в монастырь идут.

    В городе Костроме жил некогда блаженный, который часто спрашивал у одного благочестивого купца: "Ну что, живы ли еще покойнички?" Некоторые смеялись над его словами, не понимая их значения, но человек духовный понимал, что под покойничками блаженный подразумевал страсти, которые замирают у людей благочестивых, но все еще живы, и надо всегда быть настороже. Люди, борющиеся со страстями, как мы все, то одолевают их, то побеждаются ими. Борющиеся будут спасены, Господь не презрит их трудов и усилий и пошлет им христианскую кончину. Люди же плотские, вовсе не думающие о спасении души своей, погибнут, если, конечно, перед смертью не принесут покаяния.

    Преподобный ВАРСОНОФИЙ Оптинский

    TopList