Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 37/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • "Я ЗНАЮ, КАК МАЛО У МЕНЯ СИЛ И КАКАЯ ЭТО ВЕЛИКАЯ ЗАДАЧА..."

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    "Я СОЗНАЮ, КАК МАЛО У МЕНЯ СИЛ

    И КАКАЯ ЭТО ВЕЛИКАЯ ЗАДАЧА..."

    Интервью протоиерея Валентина Асмуса, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

    На наших глазах в Москве засверкали своими главами множество отреставрированных храмов. В целом же в России остается множество полуразрушенных церковных зданий – памятников войны, которая не принимается в расчет нашими современниками.

    Но война все-таки была, и прежде всего в душах человеческих. Сначала опустошаются они, затем – разрушаются храмы... В Москве, недалеко от Садового кольца, на Нижней Красносельской улице возвышается храм, внешний вид которого таков, что невольно напрашивается определение – храм-мученик... Храм-страдалец... Всем своим видом он взывает к сердцу каждого о помощи...

    В апреле 2000 года его настоятелем стал протоиерей Валентин Асмус. В особом представлении батюшка, конечно, не нуждается: выпускники Духовной Академии, где он преподает, служат сейчас по всей России. В нашей беседе с ним первым вопросом был такой:

    – На Страстной седмице, весной прошлого года, вы совершили первую службу в Покровском храме, где стали настоятелем. Какие чувства испытывали вы, принимая храм, внешний вид которого напоминает руины?

    – Я, к сожалению, давно привык к виду таких храмов. Удивляет больше все-таки то, что мы получили возможность восстанавливать их. Я думаю, главным чувством моим в тот момент, очень значительный для меня, было чувство долга. Я – житель не только Москвы, но и этого квартала. Теперь вот настало время, когда от меня зависит его восстановление. Я сознаю, как мало сил у меня и какая это великая задача. У нас сравнительно маленький приход, но мы, слава Богу, не стоим на месте. Недавно произошло важное событие: была водружена на свое место центральная главка с крестом.

    Отец Валентин служил прежде в храме Святителя Николая в Кузнецах. Памятно, сколько было желающих исповедоваться у него, как много часов подряд он принимал исповедь... Сейчас в новом храме все осталось по-прежнему.

    – Как вам удается справляться со своими обязанностями? Не оставили ли вы преподавание, научные занятия?

    – Конечно, я значительно расширил круг своих обязанностей, став настоятелем. Честно говоря, я ничего не успеваю, совесть, конечно, этим уязвляется, но все-таки с Божьей помощью что-то удается сделать, и преподавание тоже мне не пришлось оставлять, хотя я одно время думал, что придется совсем отказаться от него. Остались и другие церковные послушания: продолжается работа в "Православной энциклопедии".

    – Что составляет сейчас предмет ваших научных интересов?

    – Для меня по-прежнему самое интересное – это история Церкви византийского периода.

    Храм в 2000 г. Храм в 2000 г.

    – Какие приходские традиции Николо-Кузнецкого храма вы хотели бы сохранить в своем приходе?

    – Я обязан своим церковным воспитанием Николо-Кузнецкому храму. Для меня совершенно естественно продолжение нашей приходской практики: прежде всего, активное участие прихожан в таинствах Святой Церкви. Издревле храмы на Руси были источниками распространения письменной культуры, источниками просвещения. У нашего молодого прихода появился уже достаточно интересный опыт служения: часто читаются лекции по русской истории, литературе, христианскому искусству, работает воскресная школа, организован кружок церковного пения для всех желающих, библиотека, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, сознательно стремящиеся воцерковиться...

    После того как появились духовные школы, академии, семинарии, университеты, изменилась просветительная деятельность приходов. Она, конечно, стала более скромной, чем в прежние времена, но и в прежние времена рядовой приход не мог быть таким просветительским центром, какими были большие монастыри. В наше время на приходах мы ставим задачу просвещения прихожан. Нужно донести до наших прихожан то, чему мы сами были научены.

    – Какими вам видятся пути воцерковления детей?

    – Я думаю, что самое главное в жизни прихода, что больше всего влияет на воцерковление и взрослых, и маленьких, – это богослужение. Если ребенку будет хотеться идти в церковь, то воцерковление произойдет само собой. Здесь очень важно, чтобы взрослые – родители, воспитатели – не помешали ребенку приходить ко Христу. Конечно, ребенок на богослужении – это проблема. Он заведомо не может вести себя, как взрослый, чувствовать, что чувствует взрослый, поэтому мы не можем предъявлять к ребенку таких же требований, как и ко взрослому.

    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе в Москве. Начало XX в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе в Москве. Начало XX в.

    Можно требовать, чтобы ребенок не мешал взрослым молиться, слушать службу, но требовать, чтобы ребенок так же относился к службе, как и взрослый, мы не можем. Потом, если ребенок нашел свое место на богослужении, – это уже очень много. Если всю службу ребенку стоять не по силам, то пусть ребенок придет на полиелей, подойдет к помазанию – это ему уже очень много даст. Если же ребенок найдет себе какое-нибудь невинное занятие, скажем, будет заботится о том, чтобы свечи на подсвечнике правильно стояли, это тоже может ему помочь. Хотя, конечно, здесь есть и свои опасности: такие занятия могут и отвлекать ребенка, у него может возникнуть привычка все свое внимание отдавать таким, не относящимся к молитве вещам.

     

    Об истории храма Покрова мы беседовали с батюшкой и со старостой храма Галиной Борисовной. В этой истории, как в маленьком зеркале, отражается историческая судьба нашей Родины...

    Сельцо под Москвой по живописности места получило во времена великого князя Василия II название Красное. Тогда же, в XV веке, по духовной грамоте оно было передано старшему сыну великого князя Ивану III, ставшему впоследствии первым государем объединенной Руси. В XVI веке Красное село сильно разрослось, оно носило уже характер слободы, о богатстве ее населения говорит найденная археологами оконная слюда. В XVII веке была заселена нынешняя Нижняя Красносельская улица. Церковь Покрова, стоявшая здесь на ручье Ольховце, в архивных документах упоминается с 20-х годов XVII века. Однако долгое время в храме сохранялись иконы XVI века, что дает право некоторым ученым относить время ее основания к XVI веку.

    Галина Борисовна поведала об одном чудесном событии. До середины XIX века при храме было кладбище. Раскопки, ведшиеся на его территории, подтверждают это. В 1998 году во время земляных работ, производимых Мосэнерго, три недели по вечерам воздух около храма наполнялся дивным благоуханьем, тонким, но весьма отчетливым...

    Храм, конечно, сохранился по великой милости Божией, молитвами святых отцов наших.

    Во время пожара 1812 года огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 году она пришла в ветхость, и на средства, пожертвованные почетными гражданами Евдокией Григорьевной Малютиной и Гаврилой Никитичем Урусовым, храм был возобновлен и благолепно украшен. Следующее обновление началось в 1902 году, освящение было 25 июля 1904 года.

    "Тогда, – рассказывает отец Валентин, – в новопостроенных приделах появились новые иконостасы, а старые иконостасы были вывезены в село Спас-Михнево Бронницкого уезда. Очень интересно было бы выяснить судьбу этих иконостасов елизаветинского времени.

    Особое значение храм приобрел в 20–30-х годах XX века. Храм помещался недалеко от Ольховки, где тогда находилось здание Московской Патриархии, жил заместитель патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). В Покровском храме им часто совершались службы и архиерейские хиротонии. На какое-то время наш храм сделался одним из главных храмов России".

    История закрытия и постепенного разрушения Покровской церкви повторяет тысячи трагических судеб русских храмов. В тридцатые годы уличное движение стало более интенсивным, и храм был обвинен в том, что "пешеходов подвергает ежеминутно риску быть раздавленными". "Наказы избирателей", милиция требовали "освобождения улицы от церкви". Несмотря на то что храму, как памятнику архитектуры, был присвоен первый разряд, вместо перенесения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Тогда и нарушилась исконно русская крестообразная планировка храма. Потом президиум Моссовета постановил срочно снести его. Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приостановлено.

    Но вспомним евангельскую притчу об исцелении Христом умершей: Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит (Лк. 8, 52). В 1997 году Покровская церковь стала оживать. В разоренный храм стали приносить старинные иконы. Сначала – Тихвинский образ Божией Матери, и это знаменательно. Когда-то рядом стояла Тихвинская церковь. Затем – Феодоровскую, покровительницу царского дома Романовых. А когда в храме появилась древняя почерневшая икона Владычицы "Троеручица", началось чудесное. Служащие стали наблюдать, что икона день ото дня становится светлее. Сначала прояснились лики, затем из-под вековой копоти заблистали золоченые ризы Богоматери и Предвечного Младенца. Краски делались все ярче, будто кто-то незаметно снимал налет человеческой неблагодарности с образа Любви Небесной.

    Специалисты-реставраторы, работавшие в храме, признали это явление редким случаем самообновления иконы. Храм живет, звучит колокольный звон. Идут занятия в воскресной школе. Расцветает в душах прихожан надежда увидеть свой храм во всем великолепии былого величия. Сбудется ли эта мечта – зависит и от нас с вами. Иисус, исцеляя больного, сказал: Прощаются тебе грехи твои (Лк. 5, 20). Больному было воздано по вере его: он встал и пошел. По вере нашей, по душевному стремлению искупить грехи прошлого будет воздано и нам. Пусть вновь засияют позолоченной резьбой и золотыми колоннами иконостасы храма. Пусть в историю Покровской церкви после трагической даты ее разрушения в 1933 году впишется дата ее полного восстановления. Все вместе мы можем приблизить ее.

    Помоги, Господи, всем тем, кто найдет возможность откликнуться и материально помочь возрождению храма. Наши банковские реквизиты таковы:

    ИНН прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе г. Москвы 7704036359

    Расчетный счет в Русаковском отделении Московского муниципального банка "Банк Москвы" г. Москвы № 40703810800300000002

    Кор. счет № 30101810500000000219 в ОПЕРУ ГУ ЦБ РФ

    БИК 044525219

    Для справок: 107066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 12; телефон 267-34-28.

    Лариса ВЕРЕЩАГИНА

    TopList