Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 37/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СОПРИКОСНОВЕНИЕ С НЕБОМ

    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    СОПРИКОСНОВЕНИЕ С НЕБОМ

    Свято-Иоанно-Богословский монастырь

    Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27).

    Прекрасна рязанская земля, но есть на ней место, как принято говорить, особенное – там земля возносится к небу, а небо сливается с землей… В двадцати пяти верстах от города Рязани, на левом берегу Оки, в селе Пощупово располагается монастырь возлюбленного ученика Господа, усыновленного по слову Иисуса Христа Пресвятой Богородице, – Свято-Иоанно-Богословский.

     Наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря схиархимандрит Авель. Фото Евгения Крылова Наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря схиархимандрит Авель. Фото Евгения Крылова

    Необыкновенно высокий ярко-синий купол неба заключает на горизонте с одной стороны зелень пойменных лугов Оки, а с другой – святую обитель, стоящую на высоком холме. Раньше на месте нынешней луговой поймы была непроходимая топкая чащоба, а вокруг монастыря рос могучий дубовый лес. Еще в XIX веке оставались пни от огромных древних деревьев, на некоторых из них мог в полный рост вытянуться человек. Лес понемногу вырубали, деревья выкорчевывали, землю высушивали и распахивали. Нынче еще остаются дубы, но их уже немного. Монастырь этот древний, свою историю ведет с XII века, с устроительства на высоких холмах монашеских пещер по подобию Псково-Печерских. Под землей устраивались келлии, в нишах – захоронения братии, а в подземной церкви совершались воскресные богослужения. Существовали, по преданию, под землей узкие переходы и длинные ходы до самой Оки.

    Недалеко от монастыря, на противоположном холме, и поныне сохранился вход в древние подземные пещеры. В свое время советская власть в духе антирелигиозной пропаганды тех лет объявила их местом заключения узников и в качестве памятника истории поставила на государственную охрану. Но, несмотря на государственную охрану, там со временем произошли обвалы, и теперь пройти вглубь уже невозможно. Иногда ребятишки и очень любознательные взрослые спускаются на два метра посмотреть песчаные завалы…

    Каменное строительство в монастыре началось только с XVII века, именно тогда возвели сохранившиеся доныне Святые ворота с золотой главкой (где сейчас часовенка с двумя иконами: Иверской Божией Матери и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова), Никольскую шатровую звонницу (в колокольне ныне устроен Никольский храм в честь чудотворца Николая, императора-страстотерпца Николая и иконы Божией Матери Тихвинской) и главный собор – Богословский, названный, как и монастырь, по нахождению в нем древней чудотворной иконы святого апостола, привезенной в древности из Константинополя и хранившейся в монастыре вплоть до революции.

    Этот образ необыкновенной красоты был написан в VI веке отроком, сиротой, не знавшим не только иконописное мастерство, но даже азбуки, а водил его рукой сам святой апостол Иоанн... Впоследствии икона была передана патриархом Константинопольским в дар великому князю Рязанскому, который и передал ее монастырю. Икона много веков хранилась в Свято-Иоанно-Богословском монастыре, являя множество чудотворений по молитвам святому апостолу Иоанну. Первое чудо заступничества она явила во время страшного нашествия в 1237 году Батыя на Русь. По молитвам к этому образу святой апостол Иоанн спас обитель от разорения Батыем, о чем свидетельствуют многие источники, в том числе и древняя надпись на иконе, сделанная в память о чудесном заступничестве святого Иоанна.

    Когда вся Русь начинала гореть в ханском огне жестокого Батыя, а один из прекраснейших городов Святой Руси – Рязань уже вознеслась в небесные райские обители, претерпев неисчислимые муки всех до единого своих сограждан, не захотевших оставаться жить в поганой воле, – от женщин и младенцев до воинов, – святой Иоанн по молитвам к этой чудотворной святыне заградил обитель от Батыя, пригрозив ему и всем его воинам погибелью. В подтверждение своих слов он ослепил хана. Когда Батый утром открыл глаза и не увидел света, он в ужасе просил монахов об исцелении…
    По их молитвам перед древней святыней хан прозрел и в благодарность оставил на иконе охранную печать. Множество чудотворений исходило от иконы и в последующие века.
    Ныне судьба величайшей святыни Русской Православной Церкви неизвестна. Она исчезла в период разорения обители в революционные годы. Предполагается, что икона была спрятана монахами от безбожников, чтобы те не осквернили ее. Тогда же имущество монастыря было разграблено, сожжена ценнейшая библиотека.

    Рассказывают, как в 1931 году местные наивные девчонки, увидев, что иконы в Успенском соборе монастыря нет на месте, а на ее месте висит список с нее (XVI века, который находится сейчас в Государственном Рязанском музее-заповеднике), спросили у братии монастыря: "Куда вы дели икону? Вы нам скажите, ведь вы все равно не сможете вернуться, а на ваше место придут другие монахи. Мы им расскажем, и они возьмут ее". На что старший из братии, архимандрит Зосима, ответил: "Передайте тем монахам: как нам явился святой апостол Иоанн Богослов, так и тем монахам явится". Эти таинственные слова дошли до нас от местных жителей, некоторые из которых действительно дожили до того момента, когда в монастырь пришла новая братия.

    Обычно икона святого апостола Иоанна находилась перед правым средним клиросом "в великолепном киоте". Золотая риза прикрывала лишь края ее; апостол любви изображен был на ней в полуоборот, в глубокой задумчивости. Справочник "Православные русские обители", изданный в 1910 году, повествует: "Замечательно, что икона, написанная тысячу лет назад, переходившая с места на место и ни разу не возобновленная, сохраняет первоначальную свежесть красок. Есть что-то живое в лике апостола; он поражает всякого, смотрящего на икону, как и тысячу лет назад…"

    Колокольня, построенная в начале XX в. Фото Валентины Моревой  Колокольня, построенная в начале XX в. Фото Валентины Моревой

    А ведь по православному обычаю, ныне понемногу возобновляемому, летом все иконы на Руси передвигались. Их носили в любую непогоду по округе, по селам и деревням, иногда это продолжалось месяцами. Нередко усердные богомольцы крестным ходом носили чудотворную икону за несколько десятков верст. Лик же святого Иоанна всегда был открыт и ни разу не пострадал. Да и история монастыря рассказывает нам о многих разорениях обители то поляками, то некрещеными мордвичами – чуть не каждые десять лет, но икона продолжала, как было сказано выше, "сохранять необыкновенную свежесть красок".

    Обитель же от частых разорений пришла в бедность и запустение, а тут еще указ императрицы Екатерины 1764 года, по которому многие монастыри закрылись (из 900 монастырей уцелело лишь около 200), а от оставшихся была отнята большая часть земельных угодий. Монастырю повезло, его отнесли к третьему разряду и не тронули. Но это означало, что и дотаций от казны не будет. Братия окончательно обнищала…

    В XIX веке посылает Господь монастырю благотворителя – Давида Ивановича Хлудова, московского купца 1-й гильдии. Он благоволил к Церкви и много пожертвовал на восстановление храмов и монастырей. Когда Давид Иванович скончался, то узнали, что во славу Божию он потратил более двух миллионов рублей. Сумма колоссальная. Судить о ней можно по тому, что корова в те времена стоила всего несколько рублей. Давид Иванович попросил перевести из Рязани в обитель иеромонаха Виталия и назначить его строителем и настоятелем монастыря. Монастырь поднялся, ожил, в нем были возведены многочисленные постройки. Собор Иоанна Богослова перестроен тогда же, в 1865 году, а в 1870 году построен новый Успенский собор. Были при монастыре странноприимный дом, богадельня (при выходе из монастыря можно увидеть белое двухэтажное здание – это бывшая монастырская богадельня, в ней сейчас местная больница), училище для мальчиков (ныне это Пощуповская государственная начальная школа), а после того как на Святом источнике близ монастыря стали совершаться чудеса исцеления, отстроили и две гостиницы для богомольцев (ныне по-прежнему к Святому источнику притекает много народу, а на Богоявление – неисчислимое количество людей… Множится год от года и число исцелений). И стал монастырь вполне благоустроенным по сравнению с другими обителями рязанской земли, имел много вотчин и обширных земельных угодий.

    В начале XX века в возрожденном монастыре поднялась одна из самых красивых и высоких колоколен России и, как покажет будущее, очень крепкая. Когда в ней загорелся склад горючего, устроенный НКВД, и башню сотрясали взрывы, пламя поднялось до купола, камни раскалились докрасна, но колокольня чудесно устояла и стоит до сих пор. Стройное, красивейшее архитектурное сооружение… Только трещина, как рана, прошла по стенам. По звону ее большого колокола начинали звонить все другие колокола в округе. И только один раз не услышали православные люди Божия гласа – на Святую Троицу. Это было в 1931 году…

    После революции монастырь был закрыт не сразу. Власти опасались волнений местных жителей, любивших и почитавших свою обитель, и отнимали у нее права и имущество постепенно. К 1931 году в монастыре оставалось уже немного братии. На Святую Троицу, после Божественной литургии монахов погрузили в машину НКВД и увезли в неизвестном направлении. Оставили только архимандрита Зосиму, бывшего в очень преклонных годах, у его сестры, проживавшей в соседнем селе. Живы еще свидетели тех событий. Старожилы вспоминают, как плакали люди, провожая своих любимых батюшек. Ведь все знали, что увозят их на муки...

    В 1988 году монастырь в числе первых был передан Церкви. Когда сюда приехали насельники, они увидели грязь и полное запустение вокруг. В архиве монастыря сохранилось много документальных свидетельств его восстановления из руин. Братия жила под той самой маленькой шатровой колоколенкой XVII века, о которой рассказывалось выше, и уповала на милость Божию, восстанавливая святую обитель.

    Старинный вид Свято-Иоанно-Богословского монастыря   Старинный вид Свято-Иоанно-Богословского монастыря

    Что за благословенное время дает нам Господь – восстанавливать Его святые храмы! Поистине, великая милость Божия. Но мы по слепоте, неразумию своему и лености жалуемся на то, что живем в плохое время, что некуда приложить свои силы и таланты…

    Три последних архимандрита обители – Виталий (Алексеев), Тихон (Преображенский) и Зосима (Артамонов) почитаются в монастыре как подвижники благочестия. Они, хотя и не прославлены в лике святых, дают монахам пример высокой духовной жизни. Их мощи были обретены в 1992 году и почивают в храме в честь Преподобного Серафима Саровского, устроенном под алтарем Богословского собора. Каждую субботу, после Божественной литургии, на мощах служится заупокойная лития. Там же устроена братская костница по подобию афонскому. Архимандрит Авель, наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря, будучи в свое время игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, насадил и здесь некоторые традиции афонского братства. В устав монастыря был внесен ряд положений, сближающих весь строй жизни обители с афонскими тысячелетними традициями. Восстановлено вечернее правило с поклонами, введенное когда-то архимандритом Виталием.

    Стержнем духовной жизни любого монастыря является богослужение. Оно в этом монастыре особо отмечалась еще в XIX веке, в описании "Православных русских обителей": "…богослужение совершается благоговейно, и в этом чувствуется не один внешний порядок, а искреннее, религиозное настроение".

    Службы в монастыре продолжительные, начинаются в половине шестого и продолжаются в среднем до полудня. Вечерня обычно заканчивается в десять, если это всенощная – то в одиннадцать. И продолжительность служб нисколько не утомляет в этой благодатной обители, а напротив – чем больше стоишь на службе, тем легче становится. Богослужение ведется очень неторопливо, даже медленно, как бы передавая ощущение старинного благочестия наших предков. Поют в несколько голосов или так: кто-то ведет мелодию, а остальные поддерживают единую тональность, и создается впечатление, что ведущему аккомпанирует орган. Песнопения очень древние. Из беседы с одним из насельников монастыря: "Церковное пение вензелями никуда не годится. Оно диктует наслаждение пением, а не исповедальную молитву, в которой должно быть бесстрастие, очищение от страстей, в том числе и от наслаждения. Молитвенное пение – это как исповедь, оно требует духовного слушания, тонкого и сосредоточенного. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о знаменном пении, что оно созидалось Духом Святым. Он же писал, что всякая страсть связывается с определенным движением крови (кровь стынет в жилах или бурлит…), а знаменное пение умиряет движение крови, утихомиривает его. Наша душа немощна, слаба, а древнее пение как бы берет ее и ведет с благоговением за собой в духовные выси".

    Приведу еще один фрагмент из беседы с паломниками другого монаха: "Вот, например, что такое литургическая поэзия? Вспомните знаменитое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Отцы пустынники и девы непорочны…". Оно тяжеловесно и не отвечает требованиям литургической поэзии. Сравните его со стихами, написанными одним монахом за тысячу лет до Пушкина.

    О Повелитель сущего всего,
    Дарами нас дарящий,
    Господь, творящий все из ничего,Невидимый, всезнающий, страшащий.
    И милосердый, и неумолимый,
    И вездесущий, и непостижимый.
    Единственное, что безмерно,
    Что в мире подлинно и достоверно…

    Но и это еще не литургическая поэзия. В ней много слов, вызывающих ассоциации с мирской жизнью. Ведь перевод сделан на русском языке. Сравните, к примеру: "Господь рече, и быша, повеле, и создашася". Как величественно это звучит..."

     Образ святого апостола и евангелиста Иоанна. Список с чудотворного образа Образ святого апостола и евангелиста Иоанна. Список с чудотворного образа

    Когда паломническая группа газеты "Воскресная школа" приехала в монастырь, Богословский собор был закрыт на реставрацию, и служба велась в маленькой и тесной Никольской шатровой церкви, при свечах… И сначала показалось, что нам не повезло, но потом, слушая под низкими старинными сводами древние церковные распевы, находясь буквально в трех шагах от царских врат, освещенных золотыми бликами пламени свечей, может быть, ощущая незримую благодать, нисходящую на тебя, понимаешь: милость Господня – во всяком храме Его. И когда царские врата раскрываются – они раскрываются прямо вам в душу... А если рядом, в одном шаге от тебя, милостивый владыка – епископ Иосиф, викарий Рязанской епархии, которому можно поклониться и испросить благословение, или настоятель обители отец Авель, утишающий всех обращающихся к нему, то начинаешь чувствовать себя как во времена первых христиан. Удивительное дело: при такой тесноте и множестве паломников, пребывающих постоянно в монастыре, в храме сохранялся дух мирен, хотя, бывало, стояли очень плотно...

    Трудно рассказать все о монастыре, о том, сколько там хранится духовных ценностей, собранных уже в наше время. Скоро откроется еще один храм, посвященный иконе Божией Матери “Скоропослушница”, находящейся на Святой Горе Афон в болгарской обители. Список с нее, выполненный там же, на Афоне, был в прошлом веке прислан в Россию, и теперь в честь этой иконы открывается храм в монастыре. Есть там и другие чудотворные иконы Божией Матери, святителя Николая, великомученика Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского… В обители хранятся также частицы мощей очень многих святых. Неисчислимое духовное богатство.

    Чтобы исследовать жизнь народа, русского народа, надо в первую очередь исследовать историю святых обителей его и их влияние на мирскую жизнь. Мы привыкли в истории читать о катастрофах, войнах, полководцах, но праведность, составляющая истинную историю народа, молчит при этом. Чтобы открыть истинную историю народа, надо изучать жития его святых, историю монастырей и, рассказывая о любом из них, попытаться понять и донести самое главное – для чего существуют монастыри. Монашеские обители – это и лечебницы души и школы духовной жизни, в монастырях люди ищут достижения нравственного идеала и потом распространяют его в миру. Здесь небесное соприкасается с земным, ведь монастыри недаром зовут прообразами райских обителей, они даже архитектурно устраиваются по образу Небесного Иерусалима.

    Но монастырь, соприкасаясь с царствием небесным, открыт миру земному. В Свято-Иоанно-Богословском монастыре много трудятся, много усилий прилагается в области духовно-просветительской деятельности, проведении больших социальных программ. Монастырь стал учредителем православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского, социального центра “Милосердие”, где обслуживаются около 400 человек, заканчивается строительство большой трапезной, где будут благотворительно кормить всех неимущих. Окормление заключенных, взаимодействие с Вооруженными Силами, большая работа по детско-юношескому воспитанию, создание уникальной детско-юношеской организации "Православные витязи", целью которой является воцерковление детей и патриотическое воспитание, большие строительные работы по социальному обустройству на одном из подворий (Николо-Ямском в Рязани), есть еще одно – в селе Константиново, родине Сергея Есенина, – можно продолжить список… У монастыря две библиотеки – публичная, в Рязани, с читальным залом и абонементом (фонд у нее относительно большой и очень разнообразный), и в монастыре, где вновь собраны уникальные книги начиная с XVII века. Хочется отдельно рассказать о программе, осуществляемой в православной гимназии детьми, – "Юный паломник": молитвами детей, в результате паломничества их по святым, но запустелым в духовном отношении местам, возрождаются четыре храма и открыты два святых источника! При первой возможности мы обязательно расскажем об этом на страницах газеты.

    Повторю в заключение слова, которыми начала свой рассказ о монастыре: здесь земля сливается с небом, а земное бытие – с небесным. Всех, кто хоть раз побывал в Свято-Иоанно-Богословском монастыре, с непреодолимой силой тянет вновь войти в святые врата обители апостола любви, возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа и окунуться в благодать вполне реальной небесной обители.

    Валентина МОРЕВА

    TopList