Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 36/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА ВОСТОРГОВА

    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ
    СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА ВОСТОРГОВА

    Продолжение. Начало см. № 33 за 2001 г.

    VI

    Фото Ольги Потаповской Фото Ольги Потаповской

    Разделение Катехизиса. 1 Кор. 13, 13. Символ веры, его содержание, разделение, происхождение; право Церкви созывать соборы – Мф. 18, 17. Соборы Вселенские и Поместные, непогрешимость Вселенских Соборов в делах веры и безусловная обязательность повиновения им – Мф. 7, 21–23; Соборы – органы Святого Духа – Ин. 14, 16, 26; 15, 26; 16, 13; Деян. 15, 28; Соборы – живые свидетели Церковного Предания.
    Религиозная задача богоизбранного народа в Ветхом Завете; ветхозаветное священство.
    Избрание апостолов; обещание о Церкви. Лк. 6, 12–16; Мф. 16, 13–19.
    Соборы – храмы; смысл наименования их церквами; внешний вид храмов и внутреннее их устройство. Объяснение 9-го ирмоса Пасхального канона; ср. Лк. 1, 31–33.
    Апостольский Собор в Иерусалиме. Деян. 15, 1–31.

    VII

    1-й член Символа веры. Вера; исповедание веры; единство Божие; непостижимость существа Божия; свойства Божии общие и личные; Троичность Лиц в Божестве. 1 Тим. 6, 16, Мф. 18, 20; Мф. 28, 19.
    Явление Бога Аврааму в виде Трех Странников.
    Явление Лиц Святой Троицы в Новом Завете: Крещение Иисуса Христа. Мф. 3, 13–17.
    Молитвы веры и исповедания перед Причащением Святых Таин. Упоминание о троичности в богослужении: начальные возгласы литургии и всенощного бдения.
    Мученики – исповедники веры. Краткий очерк гонений на христианство со стороны евреев и язычников до IV века; житие одного из мучеников и одной из мучениц.

    VIII

    1-й член Символа веры (продолжение). Бог – Творец мира; учение о мире невидимом; творение мира видимого; различие первого (“в начале”) и второго (“шестидневного”) творения видимого мира; сотворение человека; образ и подобие Божие в человеке; учение о предопределении; основание его в предвидении Божием; сохранение свободы человека; учение о Промысле. Быт. 1, 1; Кол. 1, 16; Мф. 18, 10; Быт. 1, 26; Пс. 90.
    Судьба Иосифа с точки зрения Промысла; Иов.
    Случаи явления ангелов в Новом Завете; Мф. 2, 13; Лк. 1, 11, 26; Лк. 22, 43, притча о плевелах в поле Мф. 13, 24–43.
    Воспоминание творения мира в богослужении; вечерня, ее начало, великая ектения, пение стихов: “Блажен муж” и “Господи, воззвах”.
    Промыслительное подготовление древнего мира языческого и еврейского к принятию христианства; всеобщее ожидание Спасителя и другие обстоятельства, благоприятствовавшие распространению христианства; краткий очерк распространения христианства во II–III вв.

    IX

    2-й член Символа веры: Божественное достоинство Иисуса Христа. Названия, усвояемые Сыну Божию; Спаситель – Помазанник в общем и частном смысле; догматические положения, заключающиеся в этом члене Символа. Ин. 1, 1–17. Ин. 1,1; Ин. 10, 30; 1, 3; 1 Ин. 5, 20.
    Понятие о ветхозаветных пророках, первосвященниках и царях как о помазанниках: их действия и нужные им свойства.
    Преображение – свидетельство Божества Иисуса Христа. Лк. 9, 28–36 ср. 2 Пет. 1, 17–18.
    Учение о Божестве Иисуса Христа в церковных песнопениях: “Свете тихий”, “Единородный Сыне и Слове”.
    История I Вселенского Собора, изложившего правильное учение о Сыне Божием; борьба с арианством; жизни и труды Афанасия Великого, святого Василия Великого и святого Григория Богослова.

    X

    3-й член Символа веры. Иисус Христос – Искупитель. Цель его сошествия на землю; грех, его происхождение, обусловленное свободою воли человека; человек – личность, а не вещь; грех “первородный” и личный; последствия греха; “проклятие” как отчуждение от Бога; мучительность его при сохранившемся у человека стремлении к Богу; смерть; всеобщность смерти; надежда спасения; “первоевангелие”; повторение обещаний о Спасителе. Рим. 5, 12; Быт. 3, 15; 22, 18.
    Сила первородного греха в семье Адама (Каин и Авель) и Ноя (Хам).
    Исцеление расслабленного, спущенного сквозь кровлю; смысл слов Спасителя: прощаются тебе грехи твои. Мк. 2, 1–12.
    Пост как время покаяния во грехах. Великий пост; недели подготовительные; молитва Ефрема Сирина.
    Святой Иоанн Златоустый – проповедник покаяния и нравственного учения христианского.

    XI

    3-й член Символа веры (продолжение). Иисус Христос – Богочеловек. Учение о воплощении Иисуса Христа и об Его человечестве; два естества и две воли в Иисусе Христе и одно Лицо; учение о лице Богоматери; великое значение ее в истории и жизни христианской женщины; прообразования и пророчества об Иисусе Христе; пришествие Его на землю; признаки, по которым узнали в Нем Спасителя; учение и жизнь его как средства нашего спасения. 1 Тим. 2, 15; Лк. 1, 43; Мф. 3, 17 ср. Мк. 4, 7; Ин. 12, 26; 1 Ин. 4, 1–3.
    Прообразы Богородицы в Ветхом Завете; видение лествицы Иаковом.
    Жизнь Богородицы; Ее рождество, введение во храм, Благовещение, Лк. 1, 26–38. Рождество Христово; сретение Его во храме Симеоном; Отрок Иисус во храме. Лк. 2.
    Жизнь Иисуса Христа и Богоматери в воспоминаниях Церкви в богослужении: праздники двунадесятые; постоянные и переходные. Изображение Иисуса Христа как Учителя и Искупителя в литургии: объяснение малого и великого входа; Тропари праздников Рождества Христова и Благовещения.
    Учение о лице Иисуса Христа и Богоматери на Вселенских Соборах III, IV, V и VI.

    XII

    4-й член Символа веры. Искупительные страдания и смерть Иисуса Христа; причины ненависти к Нему со стороны учителей народа еврейского. Понтий Пилат; цель упоминания о нем в символе: исполнение древнего пророчества Иакова; христианство – религия историческая. Жизнь Иисуса Христа как единый искупительный подвиг; действительные страдания Его, внутренние и внешние (Гефсиманский подвиг, распятие); страдание и смерть Его как искупительные, следовательно, добровольные; всемирность жертвы Христовой, усвоение ее искупительного значения верующими; участие их в страданиях и смерти Искупителя посредством живой веры, святых таинств и деятельной борьбы с живущим в человеке грехом (“распинание плоти со страстьми и похотьми”) Быт. 49, 10; Гал. 2, 19, 20; Рим. 6, 1 Кор. 11, 26; Гал. 5, 16.
    Пророчество Иакова о Мессии из дома Иудина; Пс. 21 1, 8, 9, 15–19: изображение страданий Спасителя.
    Суд над Иисусом Христом в синедрионе и у Пилата; распятие, смерть и погребение Иисуса Христа; семь слов Его со Креста.
    Воспоминание страданий Иисуса Христа в богослужении: вынос святого креста, вынос Плащаницы; службы пред Плащаницею в Великую Пятницу и Субботу. Тропарь Великой Субботы.
    Явление креста императору Константину Великому; деятельность его на пользу Церкви.

    XIII

    5-й член Символа веры. Значение воскресения Иисуса Христа: слава Иисуса Христа, победа над злом, основание нашего воскресения; переход от уничижения к славе: сошествие во ад. Церковная песнь: “Во гробе плотски”; понятие об аде; цель сошествия Спасителя во ад; смысл слов: “по Писанием”. Прообраз воскресения Иисуса Христа. Достоверность факта воскресения. 1 Кор. 15, 20; Ис. 53, 5; Ос. 6, 2; Мф. 12, 40; 1 Кор. 15.
    Случаи воскресения в Ветхом Завете.
    Воскрешение Лазаря. Ин. 11.
    Особенности богослужения в праздник Святой Пасхи.
    Явление Воскресшего Христа: обращение Савла; его проповеднические труды.

    XIV

    6-й и 7-й члены Символа веры. Вознесение Иисуса Христа на небо по человечеству; сидение “одесную” Отца. – Второе пришествие Иисуса Христа; будущий Суд; бесконечное Царство; различие Первого и Второго пришествия Иисуса Христа; всеобщность Суда и образ его; Суд слов и мыслей; время и признаки пришествия Христова; Царство Христово. Деян. 1, 11; Мф. 25, 31–46; Мф. 12, 36; 25, 13.
    “Царство вечное” – Царство Христово в толковании пророка Даниила сна Навуходоносору.
    Притча о десяти девах и притча о талантах – изображение Второго пришествия и будущего Суда Иисуса Христа. Мф. 25, 1–30.
    Последнее явление Святых Даров на литургии, изображающее вознесение Иисуса Христа; конец литургии. Чтение евангелия о Страшном Суде в неделю мясопустную. Тропарь праздника Вознесения Господня.
    Лжеучения и заблуждения, отрицавшие человечество Иисуса Христа и Его будущее пришествие и Суд: гностики-докеты 1 Ин. 4, 1–3; Ориген, неправильные мнения его; ересь жидовствующих в России.

    XV

    8-й член Символа веры. Божество Духа Святого; объяснение слова “животворящий”; личное свойство Духа Святого; искажение учения об этом в западных вероисповеданиях; неизменность этого учения; доказательства из Священного Писания и Священного Предания; равенство Духа Святого Богу Отцу и Сыну; боговдохновенность пророков и апостолов; “Причастие Духа Святого” верующим; молитва и таинства как средства для получения даров Его. Деян. 5, 3–4; 3, 5; Ин. 15, 26; 1 Кор. 3, 16; Лк. 11, 13; Деян. 2, 38.
    Преподание Духа Святого в Ветхом Завете: помазание Самуилом Саула и Давида на царство: и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дня и потом.
    Предсказание пророка Иоиля о дарах Духа Святого в новозаветное время. Деян. 2, 16–21.
    Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками и обетование Иного Утешителя – Духа Святого. Ин. 13–16.
    Воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов в богослужении; особенности праздника Пятидесятницы; тропарь и величание праздника. Призывание Духа Святого и освящение Даров за литургией.
    Сошествие Святого Духа на апостолов; первые успехи апостольской проповеди. История II Вселенского Собора.

    XVI

    9-й член Символа веры. Связь с предыдущими членами Символа: усвоение верующими истинного боговедения, и благочестия, и искупительных заслуг Спасителя, и проявление дарования Святого Духа – в Церкви; понятие о Церкви; основание ее и различные ее наименования; задача Церкви: Церковь – продолжательница дела Иисуса Христа на земле. Еф. 4, 10–13; 2. 11–22; Гал. 4, 19. Церковь видимая – земная, и невидимая – Небесная. Вечность Церкви. Мф. 16, 18; 23, 20. Верховный Глава Церкви – Господь Иисус Христос 1 Кор. 3, 10–11. Свойства Церкви:
    а) Единая. Единство видимой Церкви при самостоятельности частных церквей. Единство между Церковью небесной и земною; общение живых членов Церкви с умершими; призывание святых; молитвы за умерших; иконы, останки святых как видимые посредства невидимого общения Церкви земной с Небесною;
    б) Церковь Святая; понятие о святости; смысл наименования христиан святыми. Деян. 9, 32, Рим. 1, 7; 1 Кор. 1, 1; 16, 1; 1 Пет. 2, 9; отсечение от Церкви нераскаянных грешников;
    в) Церковь Соборная; преимущества Вселенской Церкви; ее непогрешимость в делах веры;
    г) Церковь апостольская по учению своему и по преемству даров Духа Святого в ее богоучрежденной иерархии; необходимость принадлежать к единой святой, соборной и апостольской Церкви. Церковное управление: степени иерархии, различие их между собою; власть церковная, средоточие церковной власти; замечание о власти Святейшего Синода. – Кирилл Иерусалимский – Поуч. Тайнов. 5, 9; Откр. 8, 3–4; Еф. 5, 25–27; Кол. 3, 11; Гал. 3, 27–28; Послание восточных патиархов. чл. 12; 2 Сол. 2, 15; Гал. 1, 8; Мф. 18, 17; Еф. 4, 11–12.
    Ветхозаветное священство; “скиния собрания”; храм Иерусалимский; освящение храма Соломоном и его молитва.
    Проклятие смоковницы; притча о злых виноградарях – осуждение Церкви еврейской и предсказание о Церкви новозаветной. Притча о браке царского сына (всемирность Церкви); заповедь Иисуса Христа при вознесении; исцеление слуги сотника; притчи: о плевелах в поле, о неводе, о закваске.
    Молитвы о Церкви и власти церковной за богослужением: в ектениях – великой и сугубой; при поминовении членов Церкви по освящении Даров в литургии: “В первых помяни, Господи”; в молитве заамвонной. Праздники в честь святых; молитвы за усопших; дни поминовения их; панихиды.
    Устройство Церкви Русской и управление ее в домонгольский период русской истории; святые митрополиты Михаил и Иларион. Учреждение патриаршества в России.

    XVII

    10-й член Символа веры. Понятие о таинстве и о благодати; видимая и невидимая сторона в таинстве; перечисление таинств; обязательные для всех таинства и принимаемые по желанию; таинства неповторяемые. Тит. 3, 4–6; Рим. 5, 17; 8, 1–4; Еф. 2, 8–9; 2 Пет. 1, 3–4 и 9.
    Главные обряды богослужения ветхозаветного; смысл их; имели ли они силу таинств?
    Притча о браке царского сына: необходимость в Царстве Божием (Церкви) пользоваться благодатными средствами. Мф. 22, 1–14.
    Обряды литии, благословения хлебов и полиелея; сходство и отличие их от таинств.
    Исправление обрядов и книг в Русской Церкви; труды и заслуга патриарха Никона в этом деле.

    XVIII

    Крещение и миропомазание. Понятие о таинстве Крещения; его установление, необходимость; важнейшее обрядовое действие в крещении, соответствие его внутреннему значению таинства; внутренние – нравственные условия для крещения; замечание о крещении младенцев, обязанности восприемников; главнейшие обряды таинства; совершители таинства; когда и как совершают таинство Крещения миряне; неповторяемость таинства: “крещение слезами” – покаяние как средство очищения грехов, совершенных после крещения; “крещение кровью”. Понятие о таинстве Миропомазания; его видимая и невидимая сторона; образ совершения таинства при апостолах; освящение мира; обряды таинства и их значение; совершители таинства; неповторяемость Миропомазания. Ин. 3, 5; Мф. 28, 19; Деян. 2, 38; Мк. 16, 16; Мф. 16, 24; 1 Ин. 11, 20; 2 Кор. 1, 21, 22. Деян. 8, 4–17.
    Помазание в Ветхом Завете.
    Деятельность Иоанна Предтечи. Иоанново “крещение покаяния”; Крещение Господне. Мф. 3.
    Помазание освященным елеем во всенощном бдении.
    Крещение святого князя Владимира; святой Стефан Пермский и крещение зырян.

    XIX

    Причащение. Понятие о таинстве Причащения; его установление. Литургия, части ее, место совершения; проскомидия; вещество для таинства – хлеб и вино, их качество; содержание и характер литургии оглашенных; важнейшее действие литургии верных; нравственные условия для Причащения; плоды таинства; объяснение малого и великого входа и последнего явления Святых Даров в литургии; вечность таинства в Церкви Христовой. Необходимость Причащения; участие в литургии не приступающих к таинству Причащения. Причащение под обоими видами в православной Церкви; причащение младенцев. Мф. 26, 28; 1 Кор. 11, 28–29; Ин. 6, 54, 56; Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 26.
    Пасха еврейская.
    Тайная Вечеря. Мф. 26, 17–30; Мк. 14, 12–26; Лк. 22, 1–39; Ин. 13; 1 Кор. 11, 23–34.
    Таиносовершительная молитва освящения Святых Даров за литургией; Причащение священнослужителей и верующих; молитва перед причащением. Богослужение в Великий Четверг.
    Спор об опресноках в таинстве причащения, введенных в Западной Римско-Католической Церкви; лишение мирян чаши и другие отступления католичества от древнего апостольского строя Церкви. Отпадение Западной Церкви от союза с Восточной.

    ХХ

    Покаяние; священство. Понятие о таинстве Покаяния; его установление; внутренние условия для покаяния; внешние условия; глубокое значение и необходимость уставной исповеди и видимого прощения от священника; средства для возбуждения духа покаяния; говение; замечание об епитимии. Мф. 23, 18; Ин. 20, 22–23; 2 Кор. 7, 10. Понятие о таинстве Священства; его установление, права и обязанности в Церкви Христовой; степени священства и их различие. Еф. 4, 11–12; Деян. 20, 28; Тит. 1, 5; 1 Кор. 9.
    Примеры покаяния в Новом Завете: Мария Магдалина, грешницы; Закхей; разбойник на кресте; притча о блудном сыне. Лк. 7, 36–50; 19, 1–10; 15, 11–32; 23, 40–43.
    Великий пост как время покаяния; понятие о говении; особенности великопостного богослужения по внешнему виду и по внутреннему составу; литургия Преждеосвященных Даров. “Ныне силы небесныя”; молитва Ефрема Сирина.
    Избрание диаконов; появление в Церкви при апостолах степеней пресвитерской и епископской. Деян. 6, 1–7; 14, 23; 15, 4; 1 Тим. 3, 1–2; 8–10; 12–13; 5, 17–19; 21–22; 4, 12–16; 2 Тим. 1, 6, 13; 2, 2; 3, 10–17; 4, 1–2, 5–8. Замечательные пастыри Церкви Вселенской и Русской: Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский; святые митрополиты Петр, Алексий, Иона; Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Феодосий Черниговский.

    XXI

    Брак; елеосвящение. Понятие о таинстве Брака; начало брака; свидетельство Священного Писания о браке как о таинстве; благодатная сила таинства; великое значение брака в жизни христианского общества как школы любви, самоотречения, взаимной заботливости и как рассадника добрых членов Христовой Церкви. Нерасторжимость брака. Девство для могущих вместить. Еф. 5, 35; 1 Кор. 7, 8–9; 32–33; 38. Мф. 19, 1–10; 11–12; 6. Места Священного Писания, говорящие о таинстве Елеосвящения; его обрядовая сторона, внутреннее действие; предрассудки относительно этого таинства. Мк. 6, 13; Иак. 5, 14–15.
    Примеры благословенных и благочестивых браков в Ветхом и Новом Завете.
    Брак в Кане Галилейской. Ин. 2, 1–2. Благословение детей. Мф. 19, 13–15. Исцеление расслабленных Спасителем и указания Его на грех как на причину болезней телесных: Мк. 2, 1–12; Ин. 5, 5–14.
    Помазание елеем на всенощном бдении; полиелей (“Хвалите имя Господне”) и конец утрени на всенощном бдении: Канон (1-я и 9-я песни канона Пасхального), великое славословие.
    Причины появления в Церкви монашества; значение его; монашество на Востоке скитское и общежительное; преподобные Антоний Великий и Пахомий; монашество на Афоне; монашество в России. Преподобные Антоний и Феодосий и значение основанной ими Киево-Печерской Лавры в истории русской церкви.

    XXII

    11-й и 12-й члены Символа веры. Содержание: воскресение мертвых, возможность его; учение об этом Священного Писания; всеобщность, время воскресения; человекообразные выражения Священного Писания при изображении воскресения мертвых; преобразование мира; “новое небо и новая земля”; состояние души до воскресения; соединение с Христом; суд частный и Суд всеобщий; молитва об умерших. 1 Кор. 15, 1–58; Рим. 8, 21; 2 Пет. 3, 13; Флп. 1, 23; 2 Кор. 5, 10; 1 Кор. 13, 8; Мф. 12, 31–32; Откр. 21, 1–7; 2 Пет. 3; 2 Кор. 4, 5–5, 10. Жизнь будущего века; блаженство ее для праведников; источник блаженства, степени его – в меру восприемлемости нравственного развития; отсутствие в христианстве чувственных представлений будущей жизни и блаженства; причина погибели грешников. Ин. 3, 2; 1 Кор. 13, 12; 1 Кор 15, 41–42; Мф. 25, 49; 2 Сол. 2, 10.
    Вера Иова при его страданиях в жизнь загробную. Вера Давида в бессмертие. Пс. 15.
    Учение Иисуса Христа о воскресении мертвых на вопрос саддукеев; притча о богаче и Лазаре. Лк. 20, 27–39; 16, 19–31.
    Общий смысл молитв и песнопений при погребении и поминовении усопших. Чтение Евангелия на воскресном всенощном бдении; песнь церковная “Воскресение Христово видевше”.
    Вера христиан в загробную жизнь; смерть первомученика Стефана, апостолов Петра, Иакова; священномученик Игнатий Богоносец.

    XXIII

    О надежде христианской; о молитве. Понятие о надежде, связь ее с верою в Бога, Его Промысел и искупление; значение ее в общем мировоззрении христианском. Молитва и как средство укрепления надежды, и как плод ее; понятие о молитве, свидетельство Спасителя о силе молитвы; виды молитвы по содержанию; славословие как высшая молитва ангельская и человеческая; молитва внутренняя и внешняя; связь между ними; недостаточность одной внешней молитвы; естественность и необходимость наружной молитвы, вытекающая из потребностей и свойств человеческой души и подтверждаемая примером Богочеловека. Молитва частная и общественная. 1 Тим. 1, 1; Ин. 14, 13 ср. Мф. 7, 7–11; Мк. 11, 23–26; Мф. 15, 8–9. 1 Кор. 6, 20; Мф. 12, 3–4; Ин. 17, 1; Лк. 22, 41; Мф. 26, 39; Мф. 5, 5–15; Лк. 10, 21–24; Ин. 2, 13–17.
    Примеры молитвы в Ветхом Завете; Каин и Авель; Ной и его благодарственная жертва. Молитва Анны, матери Самуила. Молитва Давида и Соломона. Псалмы.
    Иисус Христос и Его молитва на Фаворе и в Гефсимании; ревность Его о святости храма как дома молитвы; притча о мытаре и фарисее. Лк. 9, 28; 22, 39–45; Ин. 2, 13–17; Лк. 18, 1–14.
    Молитва – богослужение; его происхождение; виды богослужения; его установление в Ветхом и Новом Завете. 1 Кор. 11, 18–22; 14, 40.
    Представители высокого молитвенного духа в истории Русской Церкви; Преподобный Сергий, святой Тихон Задонский, святой Серафим Саровский.

    Окончание следует

    TopList