Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 35/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!
    (к 620-летию Куликовской битвы)

    Литературно-историческая игра-путешествие
    для школьников среднего и старшего возраста

    Продолжение. Начало в № 34 за 2001 г.

    1. "О славе тех времен".

    Вступительное слово

    Размышляя над проблемами современной жизни, мы все чаще обращаем свой взор вглубь отечественной истории, ища в ней истоки взлетов и падений, и снова взлетов – истоки славы России.
    Таким событием, изменившим ход русской истории, стала Куликовская битва, 620-летие которой мы отметили 8/21 сентября 2000 года, событием, перед которым и спустя столетия благодарные потомки склоняют головы, а сердца их наполняются гордостью за свое Отечество. Именно победа на Куликовом поле положила начало созданию Московской Руси, а столетие после Куликовской битвы стало эпохой наивысшего подъема русской духовной культуры и вошло в историю как "золотой век русской святости" (Г.П. Федотов).
    Куликовская битва! Что ей предшествовало? Как она протекала? Какие имена сохранила нам? Чему она учит потомков, нас с вами и тех, кто придет после?
    На эти и множество других вопросов и предстоит ответить князьям "со дружинники", участникам литературно-исторической игры-путешествия, названием которой стали поэтические строки "Задонщины": "За землю за Русскую и за веру христианскую!"
    А девизом нашей встречи станут слова поэта: "Пусть нам звездою путеводной святая Истина горит!" Всем же нам – найти "свое поле Куликово", увидеть пути Родины и себя в свете Божием: кто мы такие, откуда родом, куда идем…

    На экране – проекция цветной открытки "За землю Русскую!". Звучит запись музыки П.И. Чайковского "Славянский марш".

    1-й чтец

    Река раскинулась. Течет лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.

    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь – стрелой татарской древней воли

    Пронзил нам грудь.
    Наш путь – степной,
    наш путь – в тоске безбрежной,
    В твоей тоске, о Русь!
    И даже мглы – ночной и зарубежной –
    Я не боюсь.

    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь...


    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль...

    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!

    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!

    А.А. Блок

    Сейчас я представлю состав Боярской Думы и действующих лиц.

    Боярская Дума: …...

    Действующие лица: рассказчики, чтецы, ведущие, Историк, Летописец.

    2-й ведущий. Внимание! Князья приглашаются для жеребьевки представления своих дружин.

    Князьям предлагаются на выбор карточки с номерами. Начинается представление дружин: название, девиз, эмблема, приветствие. Зачитываются условия проведения игры-путешествия и правила поведения ополченцев.

    Условия проведения игры-путешествия
    Уряжение дружин

    Условия каждого конкурса зачитываются непосредственно перед его началом.
    Право на ответ имеет только один член дружины.
    Готовность ответа показывает поднятая эмблема.
    Каждой дружине разрешается дать только одну версию.
    Время на обсуждение вопроса дается в зависимости от условий конкурса.
    Ответы оцениваются соответственно: развернутый ответ – 3 жетона;
    верный ответ – 2 жетона;
    частично верный или неполный – 1 жетон.
    Один жетон равен одному баллу.
    При неверном ответе или по истечении времени право на ответ получают другие дружины.
    При отсутствии версий вопрос передается ополченцам или на него отвечает ведущий конкурса.
    Спорные ситуации решаются Боярской Думой.
    Боярская Дума имеет право выдать штрафные жетоны, количество которых вычитается из суммы баллов, заработанных дружиной в данном конкурсе:
    при несоблюдении правил игры;
    за некорректное поведение.
    Один штрафной жетон красного цвета равен одному баллу.
    Боярская Дума подводит итоги после каждого конкурса.
    Общий итог игры определяется суммой баллов, полученной дружиной и ополченцами.
    Если по итогам игры дружины набрали равное количество баллов, то они участвуют в поединке эрудитов.

    Уряжение ополченцев (болельщиков)

    Конкурс ополченцев проводится в течение всей игры.
    Ополченцы – это группа поддержки. Верно ответившему ополченцу и его дружине баллы начисляются одновременно.
    Основные правила ведения игры одинаковы для ополченцев и их дружин.
    Право на ответ имеет тот, кто первым поднял руку.
    Выкрики с места не засчитываются.
    Подсчет голосов производится по окончании игры по жетонам, набранным всеми ополченцами.

    II. "За землю за Русскую и за веру христианскую!"

    2-й рассказчик (на фоне музыки). "Снидемся, братия и друзи и сынове русскии, составимъ слово къ слову, возвеселимъ Русскую землю…" ("Задонщина")

    2-й чтец

    С благодарностью вспоминаются
    Дни далекие, дни великие
    Русской мудрости, русской доблести,
    Где ковыль-трава шепчет повесть нам
    О великой битве-подвиге, где решилось в день:
    Быть Руси или в мрак уйти –
    На кровавом поле Куликовом...

    На экране – проекция цветной открытки "Слияние рек Дона и Непрядвы".

    1-й рассказчик. Спокойно катит свои волны "быстрый Дон", тянутся вдаль необозримые поля, пересеченные кое-где руслами старых, пересохших рек.

    1-й чтец

    Блеща средь полей широких,
    Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!
    От сынов твоих далеких
    Я привез тебе поклон.

    А.С. Пушкин

    2-й рассказчик. Много притоков у этой великой русской реки, былинного Дона.

    1-й рассказчик. Но какое русское сердце не замрет при слове – Непрядва?! Говорят, что название это происходит от глагола "прядать" и имеет значение то, что речку перескочить невозможно. Расстояние от устья Дона до устья притока – 1902 километра.

    2-й рассказчик. Нетороплив бег Непрядвы, длина которой всего 50 русских верст (верста древнерусская – 2133 метра), но слияние ее с Доном замечательно спорым, живым течением.

    1-й рассказчик: Именно здесь, "за Дономъ на усть Непрядве" (Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1872, с. 508), в бессмертном уголке бывшего уезда Тульской губернии, находится наша святыня – Куликово поле.

    2-й рассказчик. Что такое в сравнении с необозримыми российскими пространствами небольшой клочок земли протяженностью в "двойных десять верст"? И что такое 620 лет в сравнении с началом третьего тысячелетия от Рождества Христова и уже более чем тысячелетней историей самой России?!

    Историк. По преданию, три сына Ноя, библейского праведника, уцелевшего после Всемирного потопа, – Сим, Хам, Иафет – разделили землю по жребию.
    От Сима, старшего сына Ноя, произошли народы Азии, в том числе монголо-татары. От Иафета – народы Европы, в том числе и славяне.

    1-й рассказчик. "Поидемъ, брате, тамо въ полунощную страну жребия Иафетова, сына Ноева, от него же родися Русь преславная. Взыдемъ на горы Киевския…" ("Задонщина").

    Летописец.С горами Киевскими связано еще одно предание, записанное преподобным Нестором-летописцем о начале христианства в России, которое восходит к I веку нашей эры. Святой апостол Андрей Первозванный, обойдя с проповедью Евангелия берега Черного моря, прибыл в крымский Херсонес и оттуда водным путем через Скифию (так в то время греки называли нынешнюю Россию) задумал отправиться в Рим. Остановившись на пути под горами, где ныне Киев, апостол предсказал ему славу города великого и будущий расцвет Православия в России.

    На экране – вид иконы "Святой апостол Андрей Первозванный".

    Историк. Взойдя на горы, апостол благословил их и на одной из них поставил крест. То были первые семена христианства, посеянные в нашем Отечестве, а святой апостол Андрей Первозванный с тех пор стал небесным покровителем России.

    2-й ведущий. Внимание, конкурс первый!

    1. Страницы истории Руси в памятных датах и картинах

    Историк. "Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее… История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего" (И.А. Ильин).

    2-й ведущий. Внимание, задание!

    Дружинам даны карточки с датами русской истории. При появлении на экране изображения какого-либо события, нужно показать карточку с соответствующей датой. Право на ответ получает та дружина, которая быстрее всех покажет верную дату. По ходу конкурса дружины отвечают на заданные вопросы.

    1) На экране – изображение памятника "Тысячелетие основания России" в Новгороде.

    08/21 сентября 862 года
    Начало Русского государства

    Историк. День 8 сентября (по ст. ст.) 862 года, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства, так и обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году, в царствование императора Александра II.

    2) На экране – репродукция картины художника К. Лебедева "Крещение киевлян".

    01/14 августа 988 года
    Крещение Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром

    Историк. Росла, ширилась и процветала Русская земля. В XI веке, при Ярославе Мудром, Русская земля – это уже вся территория Киевской Руси от Невы и Ладоги до севернопричерноморских степей, "о которой знают и слышат во всех концах земли" ("Слово о законе и благодати" митрополита Илариона).

    Летописец. Просвещение достигло на Руси высокого уровня. При церквах и монастырях существовали школы, писались и собирались книги, которые один из летописцев любовно назвал "реками, напояющими вселенную".

    3) На экране – проекция цветной открытки "Битва на Калке".

    31 мая/13 июня 1223 года
    Битва на Калке, в которой русские князья потерпели сокрушительное поражение

    Историк. В результате несогласованных действий между русскими князьями и половцами сражение на Калке было проиграно.

    Летописец. "Погибе много без числа людей, и бысть вопль и плачъ и печаль по городамъ и селамъ… Татари же возвратишася от реки Днепра…
    Ихъ же добре никто же не весть, кто суть, и отколе изидоша, и что языкъ ихъ, и котораго племени суть, и что вера ихъ. А зовутъ я татари, а инии таурмени, а друзии печенези…"

    1-й ведущий. По-разному, как видим, называли в те беспокойные годы новых захватчиков, но на Руси прижилось название "татары".

    2-й ведущий. Внимание, вопрос! Почему после битвы на Калке новых захватчиков на Руси стали называть татарами?

    Историк. В русских источниках "татары" – термин условный.
    Татары – небольшая народность тюркского происхождения, жившая в предгорьях Алтая и еще в конце ХII века покоренная войсками Чингисхана. С тех пор общим собирательным названием для всего населения Золотой Орды стало на Руси наименование "татары".
    4) На экране – проекции изображений: а) Чингисхана; б) Батыя; в) наконечника монгольской стрелы.

    1237 год
    Вторжение на Русь золотоордынского войска под предводительством Батыя, внука Чингисхана.
    Начало монголо-татарского ига

    Внимание, вопрос!
    В чем вы видите причину монголо-татарского нашествия на Русь?

    Историк. "Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия" (Карамзин Н. М. "О любви к Отечеству и народной гордости").

    Летописец. "А казнилъ Богъ Русьскую землю за съгрешение" ("Задонщина").
    5) На экране – репродукция картины художника П. Корина "Александр Невский".

    15/28 июля 1240 года
    Битва при впадении реки Ижоры в Неву, сделавшая двадцатилетнего Александра Ярославича Невским

    6) На экране – проекция цветной открытки "Ледовое побоище".

    05/18 апреля 1242 года
    ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ – единственная в мировой истории битва на льду. Победой на Чудском озере Александр Невский отстоял веру православную

    7) На экране – репродукция картины художника А. Васнецова "Кремль при Иоанне Калите".

    1328–1368 годы
    ВЕЛИКАЯ ТИШИНА. Прекращение набегов Орды на Русь

    Историк. С тех пор как московский князь Иоанн Данилович Калита получил в 1328 году от хана великокняжеский ярлык, Северная Русь начала отдыхать от постоянных татарских погромов, какие она терпела.

    Летописец. "И бысть оттоле тишина велика на сорокъ летъ, и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христианъ, и отдохнуша и упочинуша христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилия татарьскаго, и бысть оттоле тишина велика по всей земли" (Рогожский летописец. ПСРЛ, Пг.,1922, т. ХV, вып. 1, с. 44).

    2-й ведущий. Внимание, вопрос!
    Почему нам так важно отметить время сорокалетнего затишья на Руси?

    Историк. "Время с 1328 года по 1368 год, когда впервые напал на Северо-Восточную Русь Ольгерд Литовский, считалось порой отдыха для населения этой Руси, которая за то благодарила Москву. В эти спокойные годы успели народиться и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они и вышли на Куликово поле" (В.О. Ключевский).
    8) На экране – репродукция картины художника А. Васнецова "Строительство преподобным Сергием Радонежским монастыря".

    1337 год
    Основание преподобным Сергием монастыря Пресвятой Троицы, известного сегодня как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, – великого духовного центра православной Руси

    "Без Троицы дом не строится", – гласит народная мудрость. Так волей Божией был построен Дом Духа Святого – Церковь Христова – через десять дней после вознесения Спасителя. 3 июня 1341 года, на Троицу, основанная Преподобным Сергием совместно с братом Стефаном первая Троицкая церковь была освящена. Этим событием были открыты новые измерения в духовном мире русского человека.
    9) На экране – репродукция миниатюры "Битва русских с ордынцами на реке Воже".

    Продолжение следует
    Составила Елена Богомолова

    TopList