Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 35/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • НАРОДА РАДИ ГЛАС

    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    НАРОДА РАДИ ГЛАС

    Праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня

    (Евангелие от Иоанна, гл. 12, ст. 28–36)
    Объяснение евангельского повествования, излагающего беседу Господа о Своих страданиях, смерти и плодах ея с нравственными и догматическими уроками

    В ныне чтенном Евангелии предложена была беседа Господа Иисуса Христа о Своих страданиях и смерти, а также плодах ея, сказанная в Иерусалиме в день торжественного входа в него, по поводу желания еллинов (под которыми разумеются вообще прозелиты) видеть Иисуса.
    В этом желании Господь увидел предначертания будущей судьбы Церкви, в состав которой должны войти все народы мира, а это в свою очередь напомнило о страданиях Его, как начале Его прославления.

    Сказал Господь: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
    Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром. А другие говорили: ангел говорил Ему.
    Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
    Христос у Пилата. Художник Василий Познанский. 1682. Московский Кремль Христос у Пилата. Художник Василий Познанский. 1682. Московский Кремль

    Три раза был глас с небеси, свидетельствующий о Господе Иисусе. Первый раз был глас с небеси при крещении Господа; второй раз – при Его преображении на Фаворе, и третий раз – в Иерусалиме после мотивы Господа: Отче! прославь имя Твое. Первый раз глас с небеси свидетельствовал крестителю Иоанну, первому свидетелю Христа на земле. Второй раз небесный глас был при трех учениках, бывших на святой горе и долженствовавших вместе с другими апостолами свидетельствовать о Господе перед целым миром. Наконец третий раз народа ради глас сей бысть. В эту минуту Господь стоял, окруженный толпою, среди которой были и язычники, пришедшие в Иерусалим на поклонение. Господу угодно было, чтобы знамение с небеси утвердило в сердцах, способных верить, убеждение в божественности Его, Богочеловека. "Слово всегда было прославлено прежде всех времен, но Оно плоть бысть, чтобы освятить и обожить людей и в Себе прославить плоть", – говорит святой Афанасий Великий. Посему глас с небеси свидетельствовал о том, что вера в Господа Иисуса, стоявшего перед народом в образе человека, есть воистину вера в Бога, во второй Ипостаси являемого людям. И глас сей был всеми услышан, но не всеми понят, ибо понимание его, как всякого глагола Божия, зависит от того, насколько сердце человеческое готово к восприятию слова Божия. Народ вообще, сказано, слышал: до него дошли звуки, но не все поняли знамение; некоторые говорили, что это гром, другие, более подготовленные, говорили, что это глас ангела; вероятно, одни только ученики Господа вполне ясно уразумели слова Божии, но и они вполне поняли значение их лишь по воскресении и прославлении Господа. Одно должны были понять все и весь народ – что совершилось торжественное проявление воли Божией, что оно совершилось по молитве Того, Который возгласил мертвого Лазаря из гроба и Которого народ недавно встретил как царя своего на спуске с горы Елеонской. Для учеников Господа глас с неба имел то значение, что он должен был спасти их от отчаяния, когда они увидят Господа умирающим на кресте, а в будущем должен был осветить для них весь план Божественной мудрости и указать, как было приуготовляемо и исполнено спасение людей, о котором им после воскресения Господа поручена была проповедь всему миру.
    Для народа иерусалимского глас с небеси имел еще и другое значение: он был свидетелем против народа, ибо все слышали знамение, все ведали, что это знамение было в ответ на молитву Господа Иисуса, – и однако, народ сей через несколько дней после того кричал по наущению фарисеев: "Распни, распни Его!"
    "Народа ради глас сей бысть".
    После сего Господь, продолжая раскрывать тайны, совершающиеся Его пришествием, говорит:

    Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

    Глас с небеси указывал на прославление во плоти Богочеловека; Господь раскрывает и другие тайны, имеющие совершиться на земле ради славы Божией и ради поднятия человека из бездны греха к Богу и святости и чистоте. "Наступает суд миру сему, и князь мира сего изгнан будет вон". Суд миру, то есть отвращение от дел злобы и скверны, совершается в душе человеческой, освященной и омытой пречестною Кровию Господа Иисуса и просветленной Духом Божиим...
    Изгнание, или извержение, князя мира сего связуется с таинственными еще (во время произнесения их) словами Господа: "Аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе". Как глубоко трогательны для нас теперь эти слова всеобъемлющей любви, знаменующие: коею смертию хотяше умрети (ст. 33)! Вознесен буду от земли, глаголет Божественный Страдалец, зная, какие муки и терзания нравственные и физические заключались в этих словах; но засим Он прибавляет: да всех привлеку к Себе (ср.: Ин. 3, 14 и 8, 28).
    Заметим, что слова Господа вознесен буду от земли имеют двойственное значение, и каждое из них есть прославление Бога, как указывал глас с небеси и Господь Иисус. Первое значение есть вознесение Господа на кресте (ср.: Ин. 14; 8, 28); но второе значение есть вознесение Господа от и из земли к славе и победа Его над смертию. Посему в словах Господа, во-первых, знамение, коею смертию хотяше умрети и, во-вторых, радостное воскресение, коим Господь обещал вся привлечь к Себе.
    И любовь, и крест, и смерть, и воскресение – все в этих, дышащих любовию, словах Богочеловека, зовущего к людям: гряди ко Мне...

    Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну человеческому? Кто этот Сын человеческий?

    По поводу вопросов народа святой Иоанн Златоуст замечает, что иудеи, поднявшие голос из толпы народа, "знали, что Христос есть Лицо бессмертное и имеет жизнь бесконечную. Следовательно, они понимали и то, что Он говорил. Да и в Писании во многих местах говорится вместе и о страдании Христа, и о воскресении. Так, например, Исаия поставляет то и другое вместе, когда говорит: "яко овца на заколение ведеся"... И Давид во втором псалме, как и во многих других, соединяет и то и другое... Но иудеи потому говорят, что Христос пребывает вовек, что этим думали заградить Ему уста и показать, что Он не Христос".
    Подымают голос и спорят люди, очевидно, знающие Писания... Эти сведущие в писании, как прекрасно указывает Златоуст, не хотят допустить сближения Господа Иисуса со Христом и потому коварно возражают, умалчивая о тех местах Писания (например, Ис. 42, 53), где ясно предсказаны и страдания Господа вместе с Его славою. "Отсюда можно видеть, – говорит святой Иоанн Златоуст, что они понимали многое... но что они по воле своей поступали злонамеренно".

    Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
    Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

    Крест-Распятие. XIX в. Музей Преподобного Андрея Рублева Крест-Распятие. XIX в. Музей Преподобного Андрея Рублева

    Господь, говорит Златоуст, произнося слова: ходите, дондеже свет имате, разумеет не только мало оставшееся время до креста, но и всю настоящую (земную) жизнь человека.
    Указание на малое время, оставшееся до страданий Господних, относилось преимущественно к окружавшим Господа иудеям, которых Он в последний раз призывал к вере, жизни и свету. Но сии вечные слова Бога глаголют и будут глаголать во все времена в круг жизни человеческой, доколе она продолжаться будет на земле. Восприять свет волею души своей должен человек в течение сей земной жизни; здесь дано ему веровать и припасть к ногам Бога, облеченного во плоть человеческую, и только со светильником веры может он войти в дверь и идти за пастырем в жизнь вечную.
    Но, возвращаясь к первому значению слов Господа в применении их к иудеям, слышавшим слова Господа, – нельзя упускать из виду, что наступала тьма злобы и что в это страшное время даже на учеников, близких к Господу, напал ужас сомнения. Посему для окружавших Господа было чрезвычайно важно уверовать в Свет, доколе Свет находился посреди их: ибо раз они соделались сынами Света, грядущие испытания души их были мимолетны и рассеивались, как дым, перед славным Господним воскресением. Тем же, которые не уверовали в Свет, оставлялась печальная доля стать сынами тьмы и злобою своею участвовать в грядущих делах князя тьмы в то время, когда временно предоставлялась ему власть.
    Ходите, дондеже свет имате; веруйте во свет; да тма вас не имать; да сынове света будете – таковы были последние слова, сказанные Господом народу и иудеям до страдания Его.
    От иудеев Господь скрывается, потому что Он видит глубокое ожесточение души их, и злобу их, и жажду убийства.
    Теперь извлечем из рассматриваемого Евангелия нраво- и вероучительные истины.

    Прежде всего мы научаемся из него, что целью крестных страданий Господа Иисуса было искупление людей. И Своею смертью Он действительно спас, искупил нас от грехов. Ибо, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти, а следовательно, смерть и в смерти царствовавший грех побеждены Христом и потому же не имеют более власти: и не над Ним только одним, но и над нами, верующими в Него, ибо и мы спогребаемся Ему крещением в смерть, чтобы, умерши со Христом для греха, с Ним и жить для Бога (Рим. 5–8). В этом-то освобождении от власти греха и смерти и в примирении с Богом и состоит тайна искупления нашего, совершившегося на Голгофе. Христос Сам воскрес, и для нас Он есть воскрешение и живот (Ин. 9, 25), Христос жив и не умирает более, значит, испразднен последний враг – смерть (1 Кор. 15, 26).

    Поучительно для нас и то, что Господь, видя у иудеев злобу, ожесточение души и жажду убийств, скрывается от них, удаляется (ст. 36). Из этого видно, что грехи наши удаляют от нас Бога. В самом деле, может ли всесвятый, всеправедный Бог сносить подле Себя греховность, нечистоту? Если ангелы небесные не выносят нечистоту греховную и отдаляются от грешных людей, то такие люди тем более отвратительны для Бога, Который есть Сама святость. Мерзость пред Господом – путь нечестивых (Притч. 15, 9), говорит премудрый Соломон. То же свидетельствует о Себе Сам Господь. Устами пророка Он говорил совращавшимся в нечестие иудеям: Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, чтобы сказать: не делайте этого мерзкого дела (греха), которое Я ненавижу (Иер. 44, 4). Потому Он отвращается, как бы удаляется от тех людей, которые допускают в себе скверну греха. Но Бог есть источник блаженства. В общении с Ним человек счастлив и доволен: в удалении от Него, и среди внешнего довольства, он нищ и слаб. Посему может ли грешник пользоваться истинным счастием и довольством даже и здесь на земле, если только не покается во грехах своих? По большей части не может; бывают исключения, но они, будучи допускаемы по особому смотрению Божию, редки. Никакие новые изобретения, никакие улучшения внешних удобств жизни не могут доставить человеку счастия. Вот почему в настоящее время, хотя условия жизни лучше, люди бедствуют, живут хуже, чем прежде жили. Посему, если не другое что, так по крайней мере желание собственного блага да побудит нас отстать от грехов и начать праведную, богоугодную жизнь. Тогда Господь, Источник всякого блага, и здесь доставит нам некоторого рода довольство, и там, за гробом, сделает нас наследниками вечных неизреченных благ.

    Обращает на себя наше внимание также и то, что Господь называет Себя Светом (ст. 35–36). И действительно, Он есть единый Свет, просвещающий людей. Правда, у нас есть другой светильник – разум человеческий, но он сам нуждается в просвещении свыше: нечего и говорить о том, насколько слаб этот светильник сам по себе, чтобы освещать жизнь человеческую, чтобы освещать окружающую природу. Соединяют иногда люди свои светильники вместе, чтобы, усиливши свет природного ума, осветить им какой-нибудь предмет знания; но и тут как часто бывают неясны, неопределенны и неверны их выводы! А жизнь между тем не ждет; жизнь настоятельно требует решения своих вопросов; и эти вопросы жизни должны быть решены верно, ясно и точно. Для решения таких-то важнейших, неразрешимых для естественного ума человеческого вопросов, для освещения таких-то сторон жизни нашей и явился в мир Христос – Свет души и жизни нашей. Благодаря Ему, нашему истинному Свету, мы, христиане, не ходим во тьме относительно вопросов жизни нашей, которых и до сих пор не решила наука человеческая, при всех ее усилиях, – да едва ли когда-нибудь и решит удовлетворительно. Во свете Христовом мы видим свет: во свете Христовом нам ясным представляется и начало мира, и начало нашего бытия, и путь нашей жизни, и цель нашего существования, и наш конец и конец мира. Во свете Христовом для нас понятны, насколько нам необходимо понимать, и земля и Небо, и видимое и невидимое, и временное и вечное, и тварь и Творец.
    И светло и тепло нам при этом животворном свете Твоем, Христе, Свете истинный!..

    Священник Григорий ДЬЯЧЕНКО

    Спонсор публикации статьи: компания “ЮрФинЭксперт” предоставляет широкий спектр юридических и бухгалтерских услуг в Санкт Петербурге. Если Вам требуется качественная юридическая помощь, то больше не надо тратить время на поиск достойных предложений среди результатов выдачи таких запросов в поисковых интернет системах, как “Качественные юридические услуги. С-Петербург”. Воспользовавшись предложением компании “ЮрФинЭксперт”, Вы получите услуги высококвалифицированных специалистов с большим опытом успешной работы, которые в короткие сроки обеспечат решение всех юридических вопросов. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте компании “ЮрФинЭксперт”, который располагается по адресу http://ufe.su/

    TopList