Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 35/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СИМ ПОБЕДИШИ

    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    СИМ ПОБЕДИШИ

    В день воздвижения Креста Господня

    Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!

    Воздвижение Креста Господня. Икона XVII в. Воздвижение Креста Господня. Икона XVII в.

    Ныне – праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; я расскажу вам, слушатели, что означает нынешний праздник и по какому случаю он установлен.
    Равноапостольный царь Константин Великий некогда, идя на сражение против Максентия, увидел днем в воздухе крест, составившийся из звезд, а внизу креста слова: "Сим победиши". Ободренный таким чудным явлением, Константин Великий смело вступил в сражение и счастливо победил своего врага. Мать Константина, святая равноапостольная царица Елена, приписывая сию победу Иисусу Христу, с этого случая приняла намерение отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос. И вот она отправляется в Иерусалим, ищет, спрашивает у жителей иерусалимских о Кресте Господнем, но о нем никто ничего не знал. Наконец от некоего престарелого еврея, по имени Иуда, она узнает, где Крест Господень: он был зарыт в земле, а на том месте построен языческий храм. Святая Елена тотчас приказала снести здание. Когда его снесли, начали рыть землю и нашли три креста.
    Который же крест Христов? Промысел неожиданно разрешил это недоумение. Мимо того места, где рассматривали вырытые кресты, несли мертвеца на погребение. Патриарх Макарий повелел несшим остановиться, и полагаемы были кресты на мертвеце. Полагают один крест – ничего, другой – тоже ничего, полагают третий – мертвец оживает. Таким образом наконец и узнали, который Крест Господень. Святая Елена, духовенство, вельможи, народ, воины начали поклоняться Кресту Господню и лобызать его. По чрезвычайной тесноте все не могли его видеть, а хотелось всем, и потому патриарх Макарий, взойдя на возвышенное место, поднимал, воздвигал его и таким образом показывал всему стоящему народу. Народ смотрел, молился и падал на землю. Сие-то воздвижение Креста Господня, совершенное некогда в Иерусалиме, ныне воспоминается нашей Церковью.
    Слушатели-христиане! Мы теперь взираем, молимся и лобызаем Животворящий Крест Господень; будем непрестанно иметь его пред глазами, будем всегда молиться пред ним, будем чаще лобызать его. Крест Христов, на небе виденный Константином, победу даровал, а из земли вырытый – мертвеца воскресил; будем взирать на него очами веры – и мы победим своих врагов видимых и невидимых; будем лобызать его сердцем и устами – и мы оживем от болезней душевных и телесных; будем, молясь пред ним, всего ожидать от него – и все мы получим.

    Кресте честный! Хранитель души и тела буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя, и благословение даруй ми, и жизнь, и силу, содействием Святого Духа и честными Пречистыя мольбами. Аминь.

    Храните себя!

    Так возлюбил Бог мир...
    (Ин. 3,16)

    Веруй и твердо всегда помни, что где ты ни являешься с Крестом Господним – на молебнах или при других случаях, – он всегда освящает воздух и всех прикасающихся к нему. Веруй также, что при всех молитвах, молебнах, особенно при богослужении церковном, паче же при литургии, Господь пребыстро изливает благословения Свои, по молитве твоей или других священников, на всех искренно молящихся и милует их Своею Божиею, Царскою милостию. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у него (Мф. 7, 11).

    Праведный Иоанн Кронштадтский

    Для чего, слушатели, Крест Господень воздвизается, то есть поднимается, возносится и как бы показывается?
    Он торжественно воздвизается в память известного древнего события, когда Крест Господень был обретен в земле, вынут и был воздвижен, показан предстоящим.
    Так бывает один раз в году, а то и всякий день, после молений и служб церковных, вроде воздвижения бывает. Итак, для чего это? Священник воздвигает, поднимает, возносит Крест Господень, чтобы вы видели Его, поклонились Ему, потом вас осеняет Крестом, чтобы вы поклонялись, приняли благословение Распятого на кресте.
    Для этого ли только? Нет, а вот еще для чего, и думаю, это главное: для того чтобы привлечь ваше внимание к Тому, Кто вознесен на крест, чтобы вы видели, как Он любит нас. Вот Он из любви к нам умер на кресте за наши грехи.
    Бог наш Отец, но такого отца, каков Бог наш, не было в мире, нет и не будет: Сына Своего сей Отец, Бог наш, отдал на смерть за нас, грешников, и Сын Его, Господь наш, Сам пошел на смерть ради нашего спасения от грехов. Но знаете ли, для чего нам надобно знать, что Бог нас любит, много, беспредельно любит? Для того чтобы, видя, как нас Бог любит, мы каялись во грехах и не боялись просить прощения.
    А то как мы обыкновенно делаем? Как собираемся сделать или делаем что худое, греховное – мы не боимся ничего, о Боге и вспомнить не хотим, забыть о Нем стараемся или, вспомнив о Нем, успокаиваем себя тем, что ничего, что грешим или согрешим, Бог милостив, Он простит, нет греха, которого бы Он не простил. Но после, как одумаемся, опомнимся, тотчас начинаем беспокоиться, мучиться, зачем мы грешили, согрешили; беспокоимся, мучимся, а прощения у Бога не просим. Боимся, думаем, что так Он и не простит, так и останутся грехи наши на нас и Бог накажет нас за них, а чтобы себя успокоить, стараемся забыть и о грехах, и о Боге; забываем и грешить продолжаем и таким образом продолжаем погибать.
    Нет, грешник, не так делай. Храни себя всячески от греха, помощи у Бога проси, чтобы тебе сохранить себя; если же согрешишь, не оставайся во грехах, а скорее, тотчас обращайся к Богу, покайся, сознайся и проси прощения. Так любит Бог прощать грехи, что Сына Своего Единородного отдал за грешников на смерть, чтобы они уверились, что ради Его, умершего на кресте за них, Он им простит грехи, лишь бы каялись и просили прощения и, таким образом, чтобы не погибали во грехах.
    Так Крест Господень возносится, поднимается, главное, для того, чтобы привлечь твое внимание, чтобы ты видел, как любит тебя Господь Бог, и, видя это, каялся во грехах и чтобы не боялся просить прощения; чтобы не думал, что не простит Он, смертью Своей на кресте Сам заслуживший тебе прощение.
    Кающиеся и просящие прощения близки к Царству Небесному, а не кающиеся, не просящие прощения далеки от него. О, привлеки нас к Себе Своею благодатию, чтобы, видя Тебя, вознесенного на Кресте, мы каялись и просили прощения.

    О крестном знамении

    Крест – красота Церкви...

    Никогда ни перед кем не стыдись креститься, слушатель благочестивый! С дерзновением всегда и при всех клади на себе крестное знамение, как такое украшение, которое составляет твою красоту видимую. Никакое украшение так не идет тебе, как крест. Да, крест – прекрасное для тебя украшение. Лучше золота оно, лучше, красивее камней драгоценных.
    Прочие твои внешние украшения по их блеску ценятся: хороши, потому что хорошо блестят. Крестное украшение ценно по его благодати: слава креста внутрь.
    Да, крестное знамение не простое украшение, а благодатное. Без прочих внешних украшений, может быть, не обратишь на себя внимание людей, людского одобрения не заслужишь. Без крестного украшения не обратишь на себя внимание Божия, Божией благодати не получишь. Без крестного украшения наг человек духовно, обнажен Божественной благодати.
    Что если бы на нашем соборе не было креста наверху? Святитель не освятил бы его, и, следовательно, в нем не было бы благодати Божией, а потому он был бы обыкновенным простым зданием, ничем не отличающимся от наших домов, в которых мы живем.
    Да, крест – красота Церкви – неотъемлемая принадлежность храма Божия, необходимая. Церковь без креста – не православная церковь; храм, на котором нет креста вверху, все равно что дом простой.
    То же надобно сказать и о христианине: крестное знамение – украшение для него неотъемлемое, принадлежность его необходимая. Без крестного знамения христианин – неправославный христианин, на ком нет креста, тому нет благодати от Бога.
    Итак, не стыдись креститься, христианин, никогда не стыдись, ни при ком не стыдись, всегда и при всех с дерзновением и смело клади на себе крестное знамение.
    Крест – красота Церкви; крест и для тебя прекрасное украшение, благодатное, необходимое, неотъемлемое украшение. Никаким внешним знаком не привлечешь к себе благоволения и благодати от Господа, как крестным знамением. Эту одну внешнюю красоту в тебе Бог преимущественно любит. Все внешнее благочестие в тебе крестом благоукрашает. Аминь.

    Протоиерей Родион Путятин

    Святейший Патриарх благословил почаще осенять себя крестным знамением

    Челябинск. Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в Челябинске обычно знаменуется торжественным Патриаршим богослужением в Свято-Симеоновском кафедральном соборе города.
    Когда Святейший Патриарх Алексий пребывал на Южном Урале, он напомнил верующим, что "крест сопровождает всю жизнь православного христианина – от крещения до кончины", и благословил: "Осеняйте себя чаще крестным знамением, ибо Крест Христов имеет великую спасительную силу защищать от бед, искушений, греховных падений, скорбей и болезней".

    TopList