Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 34/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ТРИ РАДУГИ НАД ДИВЕЕВЫМ

    ПАЛОМНИЧЕСТВО

    ТРИ РАДУГИ НАД ДИВЕЕВЫМ

    Муром. Храм Святителя Николая, где покоятся мощи праведной Иулиании Лазаревской Муром. Храм Святителя Николая, где покоятся мощи праведной Иулиании Лазаревской

    Солнечные, теплые дни кончились вместе со Светлой седмицей. Накануне праздника Святой Троицы дождь лил непрестанно, смывая надежды не только на жаркое лето, но и на очередную попытку попасть в Дивеево.
    – Пресвятая Владычица, Царица Небесная, если есть на то воля Божия, помоги нам посетить последний Твой удел, – взмолились мы с шестилетней дочерью Ксенией, стоя пред чудотворным Феодоровским образом Божией Матери, впервые привезенным в Москву из Костромы для поклонения.
    ...Православные люди с давних времен почитают Феодоровскую икону Божией Матери как особо содействующую благу семейных отношений, детям и юношеству. Эта икона – символ духовного укрепления Российского государства, к ней – покровительнице царствующего Дома Романовых – на поклонение в Кострому приходили все венценосные особы России, последним был Царь-мученик Николай II, во время царствования которого состоялось прославление преподобного Серафима Саровского...
    – Царица Небесная, помоги нам припасть к мощам угодника Твоего – Серафима!
    И вот мы в стареньком автобусе, разбитом российским бездорожьем.
    Паломничеству всегда сопутствует соборная молитва. Наше путешествие началось с вечернего правила...
    Под шум дождя пролетела ночь, в пять утра мы в Муроме. Из полумрака и ненастья вырисовываются очертания монастырей. Справа – мужской Свято-Благовещенский, слева – женский Свято-Троицкий. Именно отсюда более 900 лет назад воссиял свет Христов над языческой Муромской землей.
    Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь возник в 1556 году на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной на рубеже 1097–1098 годов крестителем этого края, святым благоверным князем Константином (Ярославом).
    В "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин замечает, что первым русским князем в Муроме был святой князь страстотерпец Глеб, сын равноапостольного великого князя Владимира. Но юный князь не смог укрепиться в языческом поселении – обосновался в 12 верстах поодаль "на реке Ишне" (теперь – Ушна) и основал здесь монастырь, впоследствии названный Спасо-Борисоглебским.
    После убийства князя Глеба Муром управлялся наместниками киевских и черниговских князей до 1097 года, когда на княжеском съезде в Любиче этот древний город был передан в удел сыну черниговского князя Святослава – Ярославу Святославичу, внуку Ярослава Мудрого, правнуку равноапостольного Владимира. Он стал родоначальником муромско-рязанской княжеской династии и успешно просвещал светом Христовой веры этот край.

    Муром. Храм Святой живоначальной Троицы одноименного монастыря. Здесь покоятся мощи святых князей Петра и Февронии Муром. Храм Святой живоначальной Троицы одноименного монастыря. Здесь покоятся мощи святых князей Петра и Февронии

    Князь глубоко интересовался вопросами веры и вел переписку с первоиерархом Русской Православной Церкви тех лет, киевским митрополитом Никифором. Но в народных и церковных преданиях осталось другое имя крестителя Мурома – Константин. Это имя князь получил незадолго до своей кончины при пострижении в монашество, с этим именем вместе со своими сыновьями – убиенными язычниками за веру христианскую Михаилом и Феодором – он был канонизирован в 1547 году.
    После получения Мурома в удел князь Константин и пришедшие с ним христиане, взяв приступом город, пытались донести местным жителям сущность истинной веры. Но язычники выступили против них с оружием. Тогда Константин с молитвой и твердой верой в Бога взял икону Божией Матери и один вышел навстречу мятежникам. Свершилось чудо. Пред светлым ликом Богородицы все упали на колени и умоляли князя о крещении. В водах Оки около залива, именуемого Кстово, первый епископ Муромский Василий совершил таинство Крещения над суровыми язычниками Мурома...
    Первый православный храм в Муроме построил князь Константин во имя Благовещения, сюда он и перенес мощи своего горячо любимого сына-страстотерпца Михаила.
    В 1124 году преставилась ко Господу княгиня Ирина, через пять лет – князь Константин и сын его Феодор. Их также погребли под деревянной Благовещенской церковью. Первые муромские князья не только принесли местным язычникам свет Христов, устроили их жизнь по заповедям Господним, но и по-христиански заботились о своих некогда враждебных и коварных подданных, а потому чтили память о них и Церковь и народ. Не оставляли первосвятители муромские чад своих духовных и по преставлении ко Господу, их святые мощи подают исцеление всем, с верою приходящим к ним, и по сей день.
    В конце XV века, как повествует предание, святые князья Муромские – Константин, Михаил и Феодор – явились в ночном видении посадскому жителю Петру Псковитянину и повелели идти в Псков и принести из кафедрального Троицкого собора их икону, а также тексты стихир и канона. Тогда же было установлено местное празднование святым Муромским князьям, впоследствии подтвержденное Собором, – 21 мая/3 июня.

    Муром. Храм Благовещения. Рака с мощами святых князей Константина, Михаила и Феодора Муром. Храм Благовещения. Рака с мощами святых князей Константина, Михаила и Феодора

    В этом, 2001 году, он совпал с днем Святой Троицы. Нашей паломнической группе посчастливилось накануне этого двойного праздника посетить Благовещенский монастырь, участвовать в богослужении родительской субботы, поминать наших близких, стоя у мощей благоверных князей Рюриковичей...
    К святым своим предкам обратился с молитвенной просьбой о небесном заступничестве царь Иоанн Грозный в 1552 году перед своей переправой через Оку во время похода на Казань и дал обет – в случае успешного похода построить каменный собор. В 1556-м Благовещенский соборный храм, щедро одаренный государем, был не только освящен, но и стал основанием одноименного мужского монастыря. В 1791 году на территории монастыря было открыто духовное училище, возрожденное в наши дни.
    Благовещенский собор имеет три престола. В алтаре главного храма престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В алтаре придела Иоанна Богослова, расположенного с северной стороны, имеются два престола: в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и в честь святителя Димитрия Ростовского.
    Особое место занимают мощи святых благоверных князей, находящиеся в раке под аркой, соединяющей главный храм с приделом. Святые мощи князя Константина – единственные сохранившиеся до наших дней мощи князя, совершившего равноапостольный подвиг служения Христу.
    В подклети, под полом собора, в давние времена находилась усыпальница для иноков – там был обнаружен в 1834 году совершенно целый гроб с нетленными мощами схимонаха Иулиана, при которых и ныне происходят исцеления. Преподобный Иулиан является местночтимым святым.
    Иконостас главного храма собора устроен в 1799 году и неплохо сохранился, хотя многие иконы, драгоценное убранство, утварь были изъяты и до сих пор находятся в музеях, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В монастыре находится крышка-икона от раки с мощами святых благоверных князей Петра и Февронии с частицами их мощей. В 1999 году в дар от иноков Киево-Печерской Лавры была передана икона преподобного Ильи Муромца, Печерского чудотворца, с частицей его мощей. Легендарный былинный богатырь в конце жизни был смиренным иноком.
    Жизнь благоверных князей Петра и Февронии – покровителей града Мурома и Свято-Троицкого женского монастыря – сегодня также кажется легендой, особенно их святое супружество и преданность Богу и друг другу. Но об их существовании и о возможности с помощью Божией и святых угодников преодолеть соблазны мира сего говорит нескончаемый поток богомольцев, припадающих к раке со святыми мощами князей-супругов, принявших перед смертью монашеский постриг, но похороненных по завещанию в одном гробе. Не приворотное зелье, но жизнь по законам Божиим приводит к истинной супружеской любви, которая никогда не перестает и после земной жизни продолжается в жизни вечной...

     Арзамас. Собор Воскресения словущего Арзамас. Собор Воскресения словущего

    Сегодня на Россию обрушились сердечки "валентинок". Святого Валентина, неизвестного Православной Церкви, стараются представить символом любви... Под этим предлогом хорошо наживаются предприниматели, выбрасывающие на рынок всевозможные изделия в виде сердец. А в сердце России, в тихом городе Муроме, покоятся мощи наших соотечественников – покровителей святого супружества. Кто знает об этом? В основном люди, пришедшие в Богу, в Церковь и совершившие паломничество сюда.
    Свято-Троицкий монастырь был основан на месте "старого вышнего городища", где князь Константин воздвиг деревянную церковь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, бывшего первым муромским князем.
    Столетия спустя княжеский двор на "старом вышнем городище" преобразился в монастырь, из которого епископ Василий, по преданию, держа в руках Муромскую икону Божией Матери, отплыл на своей мантии вверх по Оке в Старую Рязань, где стал епископом Рязанским.
    К юбилею обители вышла в свет замечательная книга "Летопись Муромского Свято-Троицкого женского епархиального монастыря в документах и фотографиях".
    На берегу Оки, в храме Николы Набережного покоятся сейчас мощи святой праведной Иулиании Лазаревской, Муромской. Жизнь ее – подвиг жертвенной любви – требует особого описания. Скончалась она 10 января 1604 года, и присутствовавшие при этом видели свечение вокруг ее головы, "яко же на иконах пишется".
    В 1614 году были обретены ее мощи, источающие миро и благоухание и многим принесшие исцеление, особенно больным детям. Господь прославил смиренную рабу свою. На иконе второй половины XVII века "Собор Муромских святых" она изображена вместе со святыми князьями Петром, Февронией, Константином, Михаилом, Феодором. С XVII века фамилия святой Иулиании – Осорьина – стала писаться как Осоргина, потомки ее оставили след в истории России. Один из них, Георгией Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках – это описано в "Архипелаге ГУЛАГ" Солженицыным. В Париже живет Николай Михайлович Осоргин – профессор Православного Свято-Сергиевского Богословского института, автор ряда книг, регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже.

    Арзамасский чудотворный образ святителя Николая Арзамасский чудотворный образ святителя Николая

    Через Оку мы переправлялись на пароме. Кресты и купола храмов Владимирской епархии благословляли нас в дорогу, а впереди нас ждала Нижегородская земля – обетование преподобного Серафима Саровского... Кстати, первоначальница и строительница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря матушка Александра в миру была жительницей города Мурома.
    Наше путешествие не обошлось без искушений: на ухабах у автобуса оторвался глушитель. Пришлось срочно заняться ремонтом. Помочь шоферам вызвался двухметровый богатырь Игорь. Для доброго и отзывчивого парня дело это оказалось более привычным, чем молитва и терпеливое смирение перед отсутствием комфорта в пути... С Божией помощью и общими усилиями привели автобус в рабочее состояние. Впереди – славный город Арзамас.
    Арзамас на подступах выглядит величественно – как город соборов. Есть здесь и Соборная площадь. Но действующий собор один – Воскресение словущее, рядом – храм, посвященный иконе Матери Божией "Всех скорбящих Радость", напротив – женский Свято-Никольский монастырь, но легендарный храм во имя Николая Чудотворца основательно разрушен, сейчас монастырские богослужения проходят в храме Богоявления, за ним виднеется Преображенский храм, освященный в 1640 году, – это первое каменное здание, с него и началось строительство города Арзамаса, так поведали нам экскурсоводы, представители местного Православного братства во имя Праведного Иоанна Кронштадтского.
    Величественный арзамасский собор освящен в 1842 году во имя Воскресения словущего при стечении более 20 тысяч человек – половины жителей города. Грандиозное здание кроме основного имеет еще четыре придела: Покрова Пресвятой Богородицы, Святого Иоанна Воина, Всех Святых, Святителя Митрофана Воронежского и Благоверного князя Александра Невского (сразу двум святым посвящен один придел), которые расписаны в стиле альфреско – тушью по сырой штукатурке. Здесь находятся две особо почитаемые святыни Арзамаса: одна из них – икона Николая Чудотворца, именуемая Можайской. Этому образу более 400 лет, он был подарен настоятелем первого в городе мужского Свято-Спасского монастыря игуменом Сергием мирянину Феофилакту. Этот благочестивый мирянин на свой собственный счет построил храм Николая Чудотворца, а потом, по просьбе игумена мужского монастыря, и все здания первой в Арзамасе девичьей обители. В этом монастыре в начале XVII века прославилась своим чудотворением икона, которая дала поднаименование самому монастырю, – "Новые прощи".
    Вторая особо почитаемая святыня города – Животворящий Крест Господень – также находится сейчас в соборе и имеет свою необычную судьбу и историю обретения.

    Арзамасский Свято-Никольский монастырь. Матушка Елизавета с детской паломнической группой из Москвы Арзамасский Свято-Никольский монастырь. Матушка Елизавета с детской паломнической группой из Москвы

    В конце XVII века в Арзамасе жили торговые люди Шаянские, семейство состояло из трех братьев, двое из которых были женаты, занимались торговыми делами, а третий слыл за слабоумного, но был очень добрый, за что братья очень любили его и брали с собой по торговым делам. Однажды они попали на знаменитую Макарьевскую ярмарку, которая с большим размахом проходила в Нижнем Новгороде у стен Желтоводского монастыря. Но и там младший Шаянский не увлекался суетой мирской жизни, а проводил время в храмах Божиих. Однажды, выйдя после службы на берег Волги, он решил посмотреть на речные суда. Подойдя ближе, он увидел красиво украшенную цветами ладью, посреди которой стоял необычный Крест. Он подошел и начал молиться, внезапно появился хозяин ладьи и обратился к богомольцу, не желает ли он приобрести этот Крест. Шаянский с радостью согласился, но сказал, что у него нет денег при себе. Хозяин разрешил забрать Крест, а деньги принести позже. Братья не поскупились и дали нужную сумму. Но, вернувшись на пристань, Шаянский уже не нашел судна. Смущенный, он расспрашивал всех, но оказалось, что никто не видел этой ладьи...
    Этим же днем, не говоря родственникам ни слова, он возлагает на себя святую ношу и идет в Арзамас без отдыха. Но внести Животворящий Крест в свой дом ему не удается, не проходит в двери. Замерили дверь, вырубили косяки – тщетно. Решили отслужить молебен, пригласили священника. Во время молебна Шаянский замечает необыкновенный свет, исходящий от лица распятого Господа. Такой святыне, замечает священнослужитель, надлежит находиться в храме Божием, а не в мирском доме. Крест переносят в Ильинский храм, ставят за царскими вратами и зажигают неугасимую лампаду перед ним. Замечательно, что этот Крест четырехконечный и перенесен он был в Арзамас, когда на Руси был старообрядческий раскол. Раскольники почитали только восьмиконечный крест, арзамасцы же ставили им в пример этот чудом обретенный четырехконечный Крест и избежали раскола в церковной жизни города. Среди явлений, подтверждающих особую благодатность этого Креста, является свет, который иногда исходит от распятого Богочеловека... Много помощи посылал Господь обратившимся к этой святыне. Так, однажды, в конце XVIII века, в Арзамасе и его окрестностях случилась страшная засуха – за два месяца не выпало ни одного дождя. Люди молились и шли крестным ходом по городу. Когда подошли к Ильинской церкви, вынесли Животворящий Крест и отслужили перед ним литию, вдруг заметили облачко на чистом дотоле небе, и не успели они войти в храм, как разразился обильный дождь, напоивший землю. А урожай в том году был необычайно изобильным!
    В 1883 году в Арзамасе произошел страшный пожар. Огонь, раздуваемый ветром, распространялся так быстро, что уже пострадало полгорода, в том числе два храма и часть Спасского монастыря. Когда пожар подходил к Ильинской церкви, все средства к его тушению уже были испробованы. Тогда вынесли Крест, обнесли его вокруг храма, и скоро заметили, что утихает ветер и затухает пламя.
    В разные времен происходило много различных чудес, связанных с Животворящим Крестом. К сожалению, они не фиксировались должным образом.
    Страх перед лишением святынь сохраняется в Арзамасе и по сей день. В одном из храмов показали нам икону Матери Божией, назвав ее "Ожидающая". Ожидающей нашего покаяния предстал пред нами образ Богородицы "Достойно есть". Почти черная доска с обеих сторон расколота по всему полю, по лику и одеянию кусками сколот красочный слой. На изуродованном лике остался один глаз прежней росписи. Икона обновляется, уже появились два небесно-голубых задумчивых ока под омофором Царицы Небесной. Кажется, что эти очи смотрят в душу молящегося...

    Алла Андрианова
    Фото автора
    Окончание следует

    TopList