Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 34/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

    ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ!
    (к 620-летию Куликовской битвы)

    Литературно-историческая игра-путешествие
    для школьников среднего и старшего возраста

    Из истории земли Русской: “примеры предковъ утверждаютъ духъ потомства".

    Митрополит Московский Филарет

    ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА

    1. Иконы: "Пресвятая Троица" преподобного А. Рублева;
     "Преподобный Сергий Радонежский";
    "Спас Нерукотворный", ХII в.;
    "Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский".

    2. "…И свеча бы не угасла". Книжная выставка.

    3. "Жив я памятью. Памятью Родины". Избранные высказывания, изречения, пословицы, поговорки.

    Святой благоверный князь Димитрий Донской. Современная икона Святой благоверный князь Димитрий Донской. Современная икона

    4. Литературные памятники Куликовского цикла ХVI–ХVII вв.:
    "Задонщина";
    "Летописные повести о Куликовской битве";
    "Сказание о Мамаевом побоище".
    Епифаний Премудрый. "Житие преподобного Сергия".

    5. "Действующие лица Куликовской эпопеи". Галерея исторических портретов.
    Альбом.
    "Мало, что умный человек, окинув глазами памятники веков, скажет нам свои примечания: мы должны сами видеть действия и действующих, тогда знаем Историю" (Н.М. Карамзин).

    6. Комплекты открыток:
    "На поле Куликовом". 16 открыток. Художник В.П. Криворучко. М.: Изобразительное искусство, 1988.
    "Куликово поле". Комплект из 15 цветных открыток. М.: Планета, 1984.
    "Сказание о Мамаевом побоище". Лицевая рукопись ХVII века из собрания Исторического музея в Москве. Комплект цветных открыток. М.: Советская Россия, 1980.

    7. Репродукции картин художников.

    8. Музыкальное сопровождение.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    1. Эпидиаскоп.
    2. Магнитофон и аудиокассеты.

    СОСТАВ УЧАСТНИКОВ

    Рассказчики, чтецы, Историк, Летописец, ведущие.

    "ЖИВ Я ПАМЯТЬЮ. ПАМЯТЬЮ РОДИНЫ…"

    1. "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди" (А. А. Блок).
    2. "…Народ, презиравший свою Историю, презрителен: ибо легкомыслен, – предки были не хуже его" (Н.М. Карамзин).
    3. Россия!
    Не искать иного слова,
    Иной судьбы на целом свете нет.
    Ты вся –
    Сплошное поле Куликово
    На протяженье многих сотен лет.

    В. Фирсов

    4. "И один в поле воин, коль по-русски скроен". Пословица.
    5. "С родной земли – умри, но не сходи". Поговорка.

    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА КУЛИКОВСКОЙ ЭПОПЕИ

    Галерея исторических портретов

    Памятник на Красном холме в честь Куликовской битвы. Архитектор А.П. Брюллов. 1849–1850 гг.

    1. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, преподобный, игумен Свято-Троицкого монастыря (†25.09/08.10.1392).
    "Кости Сергиевы пресвятые я видеть сподобился и раку целовать. Эти кости – основание твое, Русь Святая. Всяк должен одеть в себе сии живоносные кости плотью и кровью. Сии праведные, благословенные кости, подобные свещам ярого воску, подобные корням всесвятого некоего древа, и есть корни твои живоносные, о русский народ, о земля Русская!" (Б. Шергин).
    Среди сонма святых, в земле Российской просиявших и явивших миру лик Святой Руси, преподобному Сергию Радонежскому принадлежит особое место: он один был наречен "Игуменом земли Русской". И в этом нет никакого преувеличения: издавна, со времен преподобных Антония и Феодосия, Русь ощущала себя монастырем. Зародившееся на самом юге христианского мира, в Египте, православное монашество нашло свою обетованную землю на Русском Севере и там, "среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир" (священник Павел Флоренский).
    Только верою, только любовью можно проникнуть в таинство русской жизни, в ее сокровенную глубину. Нарождающееся единство земли Русской являет себя в преподобном Сергии. "Ненавистная рознь" мира сего духовно одолевается "дерзновением ко Святой Троице", Единосущной, Нераздельной и Неслиянной. В одно стадо к единому Пастырю собирает народы Православная Церковь, не лишая их своего языка, духа, судьбы, но восстанавливая поврежденные после грехопадения единство и святость человеческой природы.

    Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «planetasna.by». Если вы решили приобрести качественную и надежную одежду, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «planetasna.by». На сайте, расположенном по адресу www.planetasna.by, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать детский крестильный набор по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.planetasna.by.


    Имя преподобного навеки связано со знаменитой победой, одержанной великим князем Московским Димитрием Иоанновичем над ханом Мамаем на Куликовом поле 8/21 сентября 1380 года. Когда русские воины сражались на поле брани, в монастыре преподобного Сергия, в церкви Живоначальной Троицы, стоял другой полк – полк воинов Христовых – иноков монастыря, собранных игуменом для молитвы за победу Руси. Епифаний Премудрый пишет в житии преподобного Сергия: "Телом стоял он на молитве во храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом, прозревая очами веры все, что совершалось там; он, как очевидец, поведал предстоявшей братии о постепенных успехах нашего воинства; от времени до времени называл павших героев по именам, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелел то же делать братии". Преподобный Сергий возвестил братии и о победе русского воинства, которая, как известно, решила судьбу России.

    В своей знаменитой речи, произнесенной в 1892 году в Московской Духовной академии по случаю 500-летия со дня кончины преподобного, профессор В.О. Ключевский подчеркнул именно эту роль нашего святого и назвал его "благодатным воспитателем русского народного духа". Он отметил, что освобождение от татарского ига было невозможно без укрепления национального государства. Но для того и другого "самому русскому обществу должно было стать в уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием". "Примером своей святой жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию… Как это могло случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды?.. Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч…"
    Преподобный Сергий не согласился на предложение митрополита Алексия стать его преемником. Но как заметил историк А.Н. Муравьев, "мог ли святой митрополит Алексий, от праведной жизни переходя в вечность, не предвидеть в Сергии истинного преемника митрополии Русской, когда поручал ее старцу? И мог ли смиренный Сергий духовно отказать ему в послушании, проведши в оном всю иноческую жизнь? На небесах довершил он сей подвиг послушания, приняв горе, предложенное ему долу, и с тех пор не преставал радеть о пастве, дивно обличая свое святительство. Время общественных бедствий есть его время: когда все уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий".
    Когда один инок Троицкий горько оплакивал в келлии у себя судьбу Православия, он услышал голос: "А того не знаешь, что за вас молит Бога преподобный Сергий, чудодействующий, – и будет Православие на Руси!"

    2. АЛЕКСАНДРЪ ПЕРЕСВЕТЪ (†8/21.09.1380), монах Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева Лавра), "воин света": веруйте во светъ, да сынове света будете (Ин. 12, 36). Немногое известно об этом герое Куликовской битвы, который, как известно, родом был из брянских бояр и прожил в городе Брянске большую часть своей жизни. Дата его рождения точно не известна, но можно предположить, что она входит в 30-е годы ХIV века. Брянск, "стольный город" Брянского княжества (старослав. Дьбряньскъ), впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 годом. В ХII веке принадлежал черниговским князьям. В конце ХIII – начале ХVI веков Брянское княжество, будучи сильнейшим среди княжеств Чернигово-Северской земли, вело постоянные войны со Смоленском и Литвой.
    В 1356 году "бысть в Бряньске лихостью лихихъ людей замятьня великая и опустение града и потомъ нача обладати Ольгердъ Бряньскомъ". Это значит, что на вече в Брянске победила литовская партия, а сторонники Москвы, зная тяжелую руку Ольгерда, князя Литовского, бежали из Брянска и других городов. Видимо, и брянский боярин Пересвет, имея в себе преданность Православию и русским обычаям, не пожелал служить Литве и ушел на Москву служить московским князьям, тем более что смолоду он был искусным и доблестным воином. Одно из сказаний говорит, что он "въ ратные времена, какъ великий наездникъ, двести человекъ гналъ", когда сражался. Есть также исторические источники, свидетельствующие о том, что Пересвет был участником некоторых боевых сражений под руководством самого Димитрия Иоанновича, где великий князь и заприметил "умение ратному делу, удальство велие и смельство" этого одаренного Богом человека.
    Но вот проходит небольшое время, и Пересвет избирает другую дорогу жизни. Он оставляет все мирское и уходит в Троицкий монастырь, основанный игуменом Сергием, от которого впоследствии принимает пострижение в монашество.

    Надгробия иноков Пересвета и Осляби в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове Надгробия иноков Пересвета и Осляби в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове

    3. АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ (†8/21.09.1380), инок Троицкого монастыря. До пострижения в монахи – любутский боярин, известный мужеством воин.
    По благословению преподобного Сергия Радонежского принимал участие в Куликовской битве, будучи, как и Александр Пересвет, перед походом посвящен в великую монашескую схиму.
    Сражаясь в Передовом полку, погиб на Куликовом поле, о чем есть запись в Архангельской синодальной летописи. А в богослужебной книге (Минея июль, изд. Моск. Патр., 1998, с. 591) отмечено, что память "воинов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) (†1380 год)" празднуется 6/19 июля в сонме Радонежских святых.

    4. ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (12/25.10.1350–19.05/01.06.1389) – великий князь Московский (1359) и владимирский (1362), сын великого князя Иоанна II, внук Иоанна Калиты; прозван Донским за победу над ордынцами, одержанную русскими войсками в Куликовской битве.
    "В шести поколениях один Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Молодость (умер 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнившая шумом и тревогами его тридцатилетнее княжение, и более всего великое побоище на Дону напомнили яркий жизненный путь святого Александра Невского, и летопись с заметным подъемом духа говорит о нем, что он был "крепокъ и мужественъ и взоромъ дивенъ зело". Биограф-современник отметил и другие, мирные качества Димитрия – набожность, семейные добродетели, – прибавив: "аще книгамъ не ученъ сей добре, но духовные книги въ сердце своемъ имяше…" (В.О. Ключевский).
    "Поистине земной явился ангел и небесный человек".
    С именем Димитрия Донского в нашей истории неразлучно имя двоюродного брата его, Владимира Андреевича.

    5. ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ХРАБРЫЙ (ДОНСКОЙ) (15/28.07.1353–май 1410), сын князя Андрея Иоанновича, внук Иоанна Калиты, удельный князь Серпуховской и Боровский. Судьба связывает их не только родственными узами: согласно "крестному" договору, заключенному по смерти Иоанна (†1365), родного брата Димитрия, забота о государственном обустройстве московской вотчины становится для юных князей совместным делом всей их жизни. Время государственного устроения княжества Московского можно смело назвать "золотым навершением дела, начатого Иоанном Даниловичем Калитой". И хотя освобождения от монголо-татарского ига еще не произошло, путь к его сокрушению был проложен; путь, где залогом победы могло стать только общерусское единство. Так был исполнен завет великого князя Симеона Иоанновича Гордого: "Быть нам заодно до смерти, брата старшего иметь и чтить в отцово место…"
    Память и благодарность народная возвели обоих братьев на высшую ступень достоинства, дав им неувядаемые имена: Димитрий Донской и Владимир Донской.

    6. ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ БОБРОК-ВОЛЫНСКИЙ, сын литовского князя на Волыни Кориада (во святом крещении Михаила), внук Гедимина, боярин, находившийся на службе сначала у нижегородского, а с 70-годов ХIV века у великого князя Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича. Был известен как выдающийся русский военачальник: наряду с храбростью отличался удивительной выдержкой. Имея большой боевой опыт, принимал участие во всех московских походах, один из героев Куликовской битвы. Среди современников пользовался непререкаемым авторитетом. Был женат на сестре Димитрия Донского Любови-Анне. Год смерти неизвестен.

    7. МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ БРЕНК (БРЕНОК) (†1380) – любимец великого князя Димитрия. По преданию, перед Куликовской битвой поменялся одеждой, оружием и конем со своим господином. Командовал Большим полком. Во время сражения его полк понес огромные потери. Древко великокняжеского стяга было подрублено. Под ним геройской смертью пал Михаил Бренок.

    8. ОЛЕГ РЯЗАНСКИЙ (†1402), благоверный князь.
    Среди современных Димитрию Донскому русских князей замечательна судьба великого князя Олега Иоанновича Рязанского (1350–1402). "Бодрый, способностей выдающихся, он постоянно враждовал с великим князем" и не присоединился к нему, когда Димитрий Иоаннович выступил против Мамая. Некоторые источники резко обвиняют его в измене. Но так ли это? Вспомним победу на реке Воже. Она была одержана прежде всего благодаря совместным действиям московских и рязанских войск. Вот почему Мамай сразу после этой битвы решил покарать рязанского князя. Осенью 1378 года (1379?) он сам возглавил нападение на Рязанское княжество. Набег был столь неожиданным, что Олег Рязанский не успел собрать войско и бежал за Оку, бросив свою столицу. Татары захватили и сожгли Переяславль Рязанский, разорили всю округу, но идти на Москву не решились и ушли в степи. Причиной тому явилось уничтожение лучшей части татарского войска в 1378 году: "видевъ Мамай изнеможение дружины своея <…> собравъ остаточную силу свою и совокупи воинства много, поиде ратью вборзе безвести изгономъ на Рязанскую землю" (ПСРЛ, 1897, т. ХI, с. 43). После сожжения Рязани князь Олег занял выжидательную позицию в надежде спасти свою землю от третьего (за одно десятилетие) погрома. Есть предположение, что он состоял в тайном союзе с Москвой и прикинулся другом Орде лишь для того, чтобы избежать очередного разорения своей земли и выведать планы Мамая (Мезенцев Е. "Дмитрий Донской – собиратель земли Русской" // "Этносфера", 2000, №6, с. 16–20). "Мамай со всем царством идет в землю Рязанскую против меня и тебя, – писал он к великому князю. – Ягайло также: но еще рука наша высока: бодрствуй и мужайся!" (Карамзин Н.М. История государства Российского). Эти важные сведения определили весь стратегический расчет московских полководцев. Историк Д. Иловайский в своей "Истории Рязанского княжества" (М., 1858, с. 163–180) считает, что именно Олег Иоаннович с помощью хитроумных переговоров с "союзниками" сорвал их встречу на Оке, назначенную Мамаем на 1 сентября. Не это ли вынудило Ягайло раскаяться в том, что он доверился Олегу: "Никогда же убо бываше Литва от Резани учима, ныне же почто азъ въ безумие впадохъ?" Это, впрочем, не помешало Олегу Иоанновичу летом 1385 года, когда Москву постигли тяжкие испытания, возобновить давний спор из-за Коломны, внезапно напав на город и разграбив его. Только благодаря вмешательству Троицкого игумена, его проникновенному слову умягчилось бурное сердце великого князя Рязанского: "…игуменъ Сергий, старецъ чудный, тихими и кроткими словесы беседовалъ съ нимъ о пользе душевной и о мире и о любви. Князь же великий Олегъ преложи свирепство свое на кротость и утишись, и укротись, и умились вельми душою, устыдебось толь свята мужа, и взялъ съ великимъ княземъ Димитриемъ Иоанновичемъ вечный миръ и любовь въ родъ и родъ" (Никоновская летопись, т. IV, с. 148), "искренний, вечный союз, утвержденный после семейственным: Феодор, сын Олегов, (в 1387 году) женился на княжне московской Софии Димитриевне" (Карамзин Н. М. "История государства Российского"). И этому договору князь Олег был верен до конца дней!

    Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия и иноков Пересвета и Ослябю на ратный подвиг. “Повесть о Куликовской битве”. XVI в. Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия и иноков Пересвета и Ослябю на ратный подвиг. “Повесть о Куликовской битве”. XVI в.

    "Мир 1386 года, заключивший собой ряд враждебных столкновений Олега с Москвою, бесспорно, может служить самым сильным протестом против всех нареканий, которым знаменитый князь подвергся со стороны северных летописцев и их последователей. Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название вечного: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками. Место ожесточенной вражды заступили родственные и дружеские отношения, при помощи которых Рязанское княжество продлило свое политическое существование еще на целое столетие с четвертью" (Д. Иловайский).
    А в 1390 году был основан Солотчинский монастырь, в котором Олег Иоаннович принял монашеский постриг с именем Ионы. Продолжая княжение, он подолгу живет в монастыре, несет послушания. Двенадцать лет, до самой кончины, князь-инок носил власяницу, а под ней – тяжкие вериги, свою боевую стальную кольчугу, как напоминание себе о том, что не присоединился к великому князю Димитрию на поле Куликовом.
    Князь Олег Иоаннович скончался 5/18 июня 1402 года, незадолго до смерти приняв схиму с именем Иоакима. Тело его было погребено в каменной гробнице в Покровской церкви монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Евфросинии, в иночестве Евпраксии. Древняя Покровская церковь (1-я пол. ХV века) была первой каменной постройкой монастыря. Она относилась к типу "иже подъ колоколы" и напоминала собой храм Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга, которую обыкновенно надевали на себя все приезжавшие на поклонение князю-иноку, испрашивая себе его святых молитв. Более полувека княжил Олег Иоаннович, приумножая людьми и богатством Рязанское княжество и исполняя этим служение Богу и ближним. Впоследствии благодарные рязанцы поместили изображение князя на своем гербе. И Твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по деломъ его (Пс. 61, 13).

    9. МАМАЙ – хан Орды; в 1380 году выступил против московского князя Димитрия Иоанновича, но был разбит им на Куликовом поле; бежал за Волгу; был там разбит Тохтамышем; умерщвлен в Кафе (Феодосия, Крым) генуэзцами.

    10. ЧЕЛУБЕЙ ТАМИР-МУРЗА – личный телохранитель хана Мамая; первый воин ордынского войска, обладавший чудовищной силой: развлекаясь, одним ударом кулака ломал хребет лошади.

    11. ЯГАЙЛО (ЙОГАЙЛА) (около 1350–01/14.06.1434), сын Ольгерда, великий князь Литовский в 1377–1392 годах (с перерывом), король польский (Владислав II Ягелло) с 1386 года, родоначальник династии Ягеллонов.
    В истории русско-литовских отношений памятен походом к Одоеву на помощь Мамаю в 1380 году, постоянными притязаниями на земли псковские и новгородские, а также как ревностный католик и гонитель Православия.

    МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

    1. А.П. Бородин "Богатырская симфония";
    2. П.И. Чайковский "Славянский марш";
    3. А. Лядов "Восемь русских народных песен для оркестра". 1-я песня – Духовный стих.
    4. В. Агапкин, А. Мингалев "Встань за веру, Русская земля!" (на музыку "Прощание славянки").

    * * *

    На экране проекция открытки "Россия – Дом Пресвятой Богородицы".

    Звучит литературно-музыкальная композиция на стихотворение И.С. Никитина "Русь".

    Под большим шатром
    Голубых небес –
    Вижу даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.

    Посмотрю на юг –
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
    Тихо движутся;

    Гляну к северу –
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;

    Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
    Православная!

    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!

    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?

    У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей – стола,
    Меча – недругу?

    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?

    Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
    Низко кланялась?

    На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
    Татар полчища…

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.

    И уж есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью.

    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

    Составила Елена БОГОМОЛОВА
    Продолжение следует

    TopList