Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 34/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • "ВЕСЕЛИТСЯ НЕБО И РАДУЕТСЯ ЗЕМЛЯ"

    МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

    "ВЕСЕЛИТСЯ НЕБО И РАДУЕТСЯ ЗЕМЛЯ"

    Храмы Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

    Церковь Рождества Богородицы в Путинках Церковь Рождества Богородицы в Путинках

    "Ныне веселится небо да радуется земля..." – слышим мы на службе в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Радость вселяется в сердце человека, потому что "днесь начало нашего спасения".

    На протяжении всей своей истории, начиная от Крещения Руси, наш народ уповал на помощь Богоматери, уповал не только в житейских делах, но и в ратных подвигах. Немало выстроено на Руси храмов-памятников воинской славы. Одно из важнейших событий в истории становления Руси – Куликовская битва, состоявшаяся в 1380 г. как раз в день праздника Рождества Богородицы. В память этой победы русского войска под предводительством великого князя Димитрия Донского возводились на Руси храмы в честь Рождества Богородицы.
    В Кремле в 1393 г., уже после смерти князя Димитрия, его вдова, великая княгиня Евдокия, начала строительство белокаменной церкви Рождества Богородицы, частично сохранившейся до наших дней. Вдовы погибших воинов горевали и страдали, но страдание их было деятельным. Так возник и Богородице-Рождественский женский монастырь. Основала его в 1386 г. мать героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго, княгиня Мария Кестутьевна. Сама же княгиня, в схиме Марфа, была здесь и погребена. После смерти князя Владимира Андреевича его вдова Елена также приняла здесь постриг с именем Евпраксии. Первыми насельницами монастыря были вдовы павших героев. А в 1525 г. здесь появилась еще одна царственная инокиня, но не по своей воле. Насильно была пострижена в монахини бесплодная жена Василия III Соломония Сабурова. Постриженная с именем София, она была выслана в Суздаль в Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и посвятила себя Богу. При ее гробнице совершались исцеления, бывшая царица была прославлена в лике святых. Сейчас в монастыре есть чтимая икона преподобной Софии Суздальской с частицей ее мощей.
    Возвращаясь к Куликовской битве, нельзя не сказать о храме Рождества Богородицы в Старом Симонове, где были погребены монахи-воины Ослябя и Пересвет. Церковь на этом месте была построена за 10 лет до Куликовской битвы. Строил ее племянник преподобного Сергия – инок Феодор, впоследствии архиепископ Ростовский. Преподобный Сергий одобрил место, которое выбрал Феодор для храма, благоверный князь Димитрий и святитель Алексий, митрополит Московский, благословили благое дело. В 1609 г. на месте старой деревянной церкви была построена каменная, стоящая здесь и поныне. Правда, пришлось пережить ей тяжелые времена, когда ее закрыли в 1920-е гг., а потом здесь, на территории завода "Динамо", ее облик был искажен до неузнаваемости. Прошли долгие годы, прежде чем в 1993 г. вновь был освящен древний храм. Под спудом здесь почивают святые мощи преподобномучеников Осляби и Пересвета. Среди других святынь: чудотворные Тихвинская и Влахернская иконы Божией Матери, икона святителя Николая, икона Божией Матери "Ризоположение" с частицей Ее ризы.

    Многих воинов, погибших на Куликовом поле, хоронили в Москве. Кто-то из них был похоронен на кладбище Андроникова монастыря. В память ли о Куликовском сражении или по каким-то другим обстоятельствам в XVI в. над Святыми вратами монастыря была устроена церковь Рождества Богородицы. В 1930-е годы она была разрушена вместе с монастырской колокольней.
    По дороге на брань войско князя Димитрия сделало остановку неподалеку от Москвы, где ему, как известно, явилась икона святителя Николая. Потом на этом месте был основан Николо-Угрешский монастырь. В свое время монастырю принадлежало село Капотня, в котором с 1659 г. известен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Каменный храм в Капотне построили в 1860-х гг. в новорусском стиле. В 1938 г. храм был закрыт, богослужения возобновлены в 1991 г. Чтимые иконы Божией Матери – Взыскание погибших" и Боголюбская.
    В середине XVII в. на дороге, ведущей в Дмитров, на месте деревянного храма было построено белокаменное чудо. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, построенный в стиле русского узорочья, является последним в Москве многошатровым храмом (патриарх Никон с 1653 г. запретил строительство шатровых храмов). Здесь один из приделов посвящен иконе Божией Матери "Неопалимая Купина". Почти 200 лет в храме возносилась молитва, но в конце 1930-х гг. он был закрыт, иконостас, иконы – все исчезло. Богослужения возобновлены в 1991 г., и сейчас храм восстанавливается и оживает.

    Храм Рождества Богородицы одноименного монастыря Храм Рождества Богородицы одноименного монастыря

    Еще меньше повезло храму Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, который тоже был построен на дороге в Дмитров. В 1682–1684 гг. на месте существовавшего ранее деревянного храма был построен пятиглавый каменный и отдельно стоящая шатровая колокольня, которая имела шатер с четырьмя ярусами слухов и считалась одной из красивейших в Москве. Но красота не спасла храм, и после того как в 1930 г. он был закрыт, верх колокольни, главы храма, трапезная и другие строения были уничтожены. Чудом сохранившаяся колокольня была возвращена Церкви и восстановлена. В ее нижнем ярусе устроена часовня с возрожденным алтарем и приделами Преподобного Сергия Радонежского и Благоверного князя Димитрия Донского.
    В двух храмах Замоскворечья в этот день престольный праздник. Между Москвой-рекой и Обводным каналом в окружении высоких зданий островком монастырской молитвы стоит храм Георгия Победоносца в Ендове (Рождества Пресвятой Богородицы). С 1993 г., когда здесь возобновились богослужения, храм является подворьем Соловецкого монастыря. Храм на этом месте известен с XVII в. Вначале он был деревянным, а в 1653 г., при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, был построен ныне существующий храм, перестраивалась и колокольня, нынешняя построена в 1806 г. Среди святынь храма – икона с частицами мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В начале этого года на территории храма воздвигнут деревянный девятиметровый крест в память соловецких новомучеников.
    Существовал некогда Рождественский монастырь на месте другого замоскворецкого храма – Николая Чудотворца в Голутвине (Рождества Пресвятой Богородицы). Ныне существующий храм построен в 1687–1692 гг. на пожертвования, полученные священником Сергием Варфоломеевым. Отец Сергий, опасаясь, что деревянный храм может в очередной раз сгореть, составил такое замечательное письмо-обращание к верующим, что собрал денег достаточно, чтобы построить каменный храм. Но опять безбожники не пощадили трудов прежних поколений. После того как в 1923 г. храм был закрыт, он был перестроен, а вокруг все, включая ограду, разрушено. В 1992 г. в храме были возобновлены богослужения. С Божией помощью, на средства города и прихода все восстановлено: и сам храм, и дом причта, и великолепная ограда.

    Часовня храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе Часовня храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе

    На улице Солянке, на развилке с Подколокольным переулком, стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке). Первый храм на этом месте известен с 1547 г., каменный построен около 1600 г. Здесь тоже можно вспомнить о героях Куликовской битвы, потому что на склонах Алабовой горы, где стоит храм, тоже хоронили павших на Куликовом поле. Ныне существующий храм построен в 1801–1821 гг. с включением частей древнего храма XVIII в. После закрытия храма в 1930 г. здание было занято административным учреждением, главы и колокольня разобраны. Сейчас храм возвращен Церкви и реставрируется. Богослужение в храме имеет особенность – оно совершается на аланском и церковнославянском языках. Так что жители Северной Осетии-Алании (аланы приняли крещение еще в IV в.) имеют возможность молиться на своем родном языке.
    С XVI в. известен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Первоначально это был деревянный сельский храм, а каменный построен во второй половине XIX в. А в начале XIX в. недалеко от храма на источнике была обретена икона Божией Матери "Рудненская". В память ее явления была сооружена часовня. В 1936 г. храм был закрыт, а часовня разобрана, позже была разрушена колокольня и верх храма. В 1989 г. возобновлены богослужения, восстановлена колокольня. И в храме вновь обитает его святыня – местночтимая икона Божией Матери "Рудненская"!
    На севере Москвы есть храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Деревянный храм в селе Вельяминово известен с XVI в. С 1653 г. село принадлежало Московским патриархам и получило название Владыкино. Каменный храм выстроен в 1859 г. на средства купца Г.М. Толоконникова. Храму повезло – он не закрывался. Здесь много святынь: чтимая Смоленская икона Божией Матери, иконы с частицами мощей святителя Василия Великого, святителя Николая, великомученицы Варвары. По четвергам здесь читается акафист святителю Николаю, а по воскресеньям – Смоленской иконе Божией Матери.
    Мы видим, что в каждом храме среди чтимых икон обязательно есть Богородичные иконы, и этому замечательному ряду как бы вторят слова из акафиста Рождеству Пресвятой Богородицы:

    Статья подготовлена при поддержке товарищества реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова». Если Вы решили построить часовню в своем городе или селе, то оптимальным решением станет обратиться в товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова». Перейдя по ссылке: «строительство храмов», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать контактную информацию, а также готовые проекты часовен и храмов. В товариществе реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы.

    Радуйся, Путеводительнице, на путь спасения наставляющая.
    Радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
    Радуйся, Благоуханный Цвете, в горном Сионе благоухающий.
    Радуйся, Живоносный Источниче, обильно благодать источающий.
    Радуйся, Нерушимая Стено, от огненнаго запаления избавляющая.
    Радуйся, Заступнице, Сыну Своему о нас вопиющая.
    Радуйся, Скоропослушнице, скорую помощь верным подающая.
    Радуйся, всех скорбящих Радосте.
    Радуйся, жизни нашея духовная Сладосте.
    Радуйся, Милостивая, милость Свою многократно явившая...

    © Валентина ШАРОВА

    TopList