Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 33/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СВЕТИЛЬНИК ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ

    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    СВЕТИЛЬНИК ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ

    Священномученик Иоанн Восторгов – талантливый и неутомимый миссионер, “златоуст” Русской Православной Церкви, много трудившийся на ниве церковного образования, проповеди Евангелия Христова. Бесстрашный обличитель отступивших от Бога соотечественников, отец Иоанн стал одним из первых, кто принял мученическую кончину в сентябре 1918 года.

    Жизнеописание священномученика Иоанна Восторгова

    Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года на Кубани в семье священника. Его отец, переселившийся из Тульской губернии на Ставрополье, нашел здесь преданную паству и снискал любовь и уважение прихожан. Молчаливый и кроткий батюшка отличался добротой и отзычивостью, и, когда он преждевременно скончался, осиротевшая паства помогла поставить матушке на ноги трех детей: двух мальчиков и девочку. Поскольку скромной пенсии не хватало, матушка после смерти мужа трудилась на просфорне при храме, в котором служил отец Иоанн, а добрые люди помогали кто чем мог.
    Стесненное материальное положение семьи требовало от старшего – Ивана поисков достаточного заработка, и он становится учителем русского языка в Ставропольской женской гимназии.
    Со временем жизнь семьи стала налаживаться: старший брат – преподаватель с приличным жалованием, младший окончил семинарию и служит псаломщиком, сестру удалось устроить в институт за казенный счет. Но именно в это время судил Господь дружной и трудолюбивой семье пройти через новое страшное испытание. В результате несчастного случая скончался младший брат – псаломщик.
    Иван Восторгов оставил учительство и принял священный сан. Так, через многие скорби и лишения, вел Господь своего избранника к вступлению на высокое служение пастыря Церкви христианской.
    Но недолго довелось молодому ревностному батюшке окормлять полюбившуюся ему паству. В октябре 1890 года он был вызван в Ставрополь на место законоучителя женской гимназии. Затем последовал перевод в Тифлис. Отец Иоанн, зарекомендовавший себя как яркий и талантливый проповедник, неутомимый труженик на ниве Христовой, назначается епархиальным миссионером Грузинского экзархата.

    В Грузии отец Иоанн выучил язык персидских сиро-халдеев несториан, а затем, отправившись в Персию, положил основание православной миссии, первыми плодами деятельности которой явилось присоединение к Православной Церкви трех епископов: Илии, Иоанна и Мариана. В Тифлисе состоялось знакомство отца Иоанна с владыкой Владимиром (Богоявленским), бывшим тогда экзархом Грузии. Встреча эта оказала большое влияние на дальнейшую судьбу священника-миссионера. Митрополит Владимир, переведенный на Московскую кафедру, пригласил с собой в первопрестольную отца Иоанна, которого Святейший Синод назначил синодальным миссионером-проповедником.
    Личность отца Иоанна отличалась многогранностью данных ему талантов. И самым ярким из этих даров был дар проповедника.
    Поставление отца Иоанна Восторгова на “всероссийское миссионерство” было воистину промыслительно. Россия должна была услышать его голос, и он зазвучал на всю страну, от Черного моря до Тихого океана.
    Поражает многообразие тем проповедей и печатных выступлений отца Иоанна, глубокое осмысление быстротекущих событий жизни в государственной, церковной, общественной сферах, в вопросах семьи, образования. Голос пастыря ободрял уставших от революционной смуты и царившего хаоса людей. Стойкая общественная и жизненная позиция протоиерея Иоанна Восторгова вызывала ненависть у врагов православной России.
    Когда утихло первое пламя революции 1905 года и в России началось вызванное к жизни столыпинскими реформами переселенческое движение, отцу Иоанну было поручено организовать духовное окормление переселенцев. Главной проблемой была нехватка священников. Протоиерей Иоанн Восторгов создал семинарские курсы, готовившие к пастырской деятельности бывших учителей, псаломщиков – вообще всех желающих достойных и способных людей. Ученики отца Иоанна особенно усиленно готовились к проповедничеству и по разработанной им методике за год в совершенстве овладевали искусством церковной проповеди.
    В 1911 году по его инициативе Российской Палестинское общество приобрело в г. Бари (Италия) участок земли, на котором было выстроено подворье с гостиницей для русских паломников, прибывающих в этот город на поклонение мощам святого Николая Мирликийского. Подворье это сохранилось до наших дней.

    Во время первой мировой войны, среди забот о нуждах больных и раненых воинов, не забывает отец Иоанн о деле духовного просвещения. Благодаря его кипучей энергии в Москве в 1916 году начинает свою работу Женский Богословский институт, разместившийся в зданиях Скорбященского монастыря, основанного в 1890 году княжной Голициной.
    События февраля 1917 года отозвались глубокой скорбью в сердце отца Иоанна, особенно болезненно воспринял он известие об отречении Государя от престола. Но и в эти тяжелые дни, предвидя развал державы и начало гонений на Церковь, он не пал духом. Современники вспоминают особенный, глубоко молитвенный настрой, царивший в те дни в храме Василия Блаженного, настоятелем которого являлся отец Иоанн.
    Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди и сознательно шел навстречу мученичеству. За отцом Иоанном следили, специально подосланные чекисты слушали его проповеди, пытались даже обвинить его в антисемитизме из-за того, что в храме Василия Блаженного находилась частица мощей святого мученика Гавриила Белостокского (память 20 апреля) – младенца, ставшего жертвой ритуального убийства.
    Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным. Тогда решили прибегнуть к провокации.
    В начале лета 1918 года отец Иоанн был арестован вместе с епископом Селингинским Ефремом, священником Д. Корнеевым и старостой Успенского собора Н.Н. Ремизовым.
    Сначала отца Иоанна содержали на Лубянке, но затем перевели в Таганскую тюрьму, где даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви. И сюда, в это страшное “узилище”, приходили верующие москвичи для совместной молитвы со своим заключенным батюшкой. Перед расстрелом отца Иоанна перевели обратно на Лубянку, где он исповедовал своих товарищей по несчастью, до конца оставаясь верным своему пастырскому долгу.
    23 августа 1918 года недалеко от московского городского Братского кладбища, основанного Великой княгиней-мученицей Елисаветой Феодоровной (†1918), отец Иоанн был расстрелян. Сохранился рассказ очевидца этой казни:
    “Однажды, по окончании копания очередной сплошной могилы-канавы, конвойцы объявили, что на завтрашнее утро (23 августа 1918 г.) предстоит “важный расстрел” попов и министров. На следующий день дело объяснилось. Расстрелянными оказались: епископ Ефрем, протоиерей Восторгов, ксендз Лютостанский с братом, бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, председатель Государственного Совета И.Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А.Н. Хвостов и сенатор С.П. Белецкий. Прибывших разместили вдоль могилы и лицом к ней... По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва “смертников”, после чего все подходили под благословение преосвященного Ефрема и отца Иоанна, а затем простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле отец протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех, с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины, принести последнюю искупительную жертву. “Я готов”, – заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам. Белецкий рванулся и быстро отбежал в сторону кустов, шагов на 20–30, но, настигнутый двумя пулями, упал, и “его приволокли” к могиле, пристрелили и сбросили. Конвойцы, присыпавшие убиенных землей, слышали, как палачи с глубоким удивлением обсуждали поразившее их хладнокровие перед страшной участью отца Иоанна Восторгова и Николая Алексеевича Маклакова”.
    Отец Иоанн принял мученический венец, до конца оставаясь добрым пастырем и истинным христианином, имеющим желание “разрешиться и со Христом быти”.
    Среди своих многочисленных трудов он оставил нам “Опыт связного изложения сведений по Закону Божию” в виде подробных методических планов уроков. Всего их 36 – ровно на год преподавания Закона Божия детям среднего или старшего возраста. Этот “Опыт...” – одна из немногих попыток создания интегративного курса по Закону Божию на основе Катехизиса. Изданный в 1912 году, он больше никогда не переиздавался, до сего времени оставаясь неизвестным современному законоучителю. Наша газета начинает публикацию “Опыта...” отца Иоанна Восторгова и предлагает вниманию читателей его планы уроков по Закону Божию.

    Уроки Закона Божия священномученика Иоанна Восторгова

    I

    Введение в Катехизис. Предмет православного Катехизиса; происхождение Катехизиса, естественное деление его на три части. – Понятие о религии; ее всеобщность; истины, лежащие в основе всякой религии: истина бытия Божия, истина духовности и бессмертия души; усвоение этих истин верою; вера, как великое средство познания; отличия ее от опытного знания; необходимость веры в религии; вера и дела как условия спасения. Учение об этом Священного Писания. Евр. 11, 6; Иак. 2, 20; Евр. 11, 1. Мк. 11, 22; Ин. 6, 29; 12, 36; 19, 1; 1 Ин. 3, 23; Мф. 8, 13; 11, 29, 22; Мк. 5, 34; 10, 52; Лк. 7, 50; 17, 19; Рим. 4, 12; 2 Кор. 5, 7; 1 Ин. 5, 4–5.
    Авраам, “отец верующих”; вера Авраама. Евр., гл. 11.
    Вера женщины-хананеянки; притча о зерне горчичном. Мф. 15, 21–28; Мф. 13, 31–32 ср. Мк. 11, 23–24; Лк. 17, 6.
    Пение Символа веры за литургией; возгласы и обряды, сопровождающие пение Символа.
    Распространители веры; деятельность святых равноапостольных Нины и Ольги; тропари в честь их.

    II

    О Божественном Откровении. Откровение естественное и сверхъестественное; недостаточность первого; провозвестники откровения. Евр. 1, 1; Рим. 1, 20. 1 Кор. 15, 1–10; 11, 23; 7, 12, 6, 10. Еф. 2, 11–22; 5, 8; 4, 30–32.
    Понятие о пророках; жизнь и деятельность одного из пророков.
    Вознесение Иисуса Христа и заповедь Его апостолам о распространении Его учения; притча о вечери. Лк. 24, 36–53; 14, 16–24.
    Внешнее обнаружение откровенной религии в богослужении; виды и происхождение его; обряды (главнейшие) богослужения; чтение наизусть одного из псалмов.
    Апостолы – провозвестники Новозаветного Откровения; жизнь и труды святого апостола Иоанна Богослова.

    III

    Способы сохранения и распространения Божественного Откровения: Священное Писание и Священное Предание. Отличие Священного Писания от Священного Предания; Церковь как хранительница их; древность Предания, его безусловная необходимость при существовании Писания. 1 Тим. 3, 15; 2 Сол. 2, 15; Ин. 20, 30; 21, 25; Деян. 1, 3; 1. Кор. 11, 2, 34; 1 Тим. 3, 14–15; 2 Петр. 3, 15–16.
    Синайское законодательство; первые книги Священного Писания.
    Посольство апостолов на проповедь; притча о сеятеле. Мф. 9, 35 – 10, 42; Лк. 8, 4–18.
    Происхождение литургии; апостольская литургия святого апостола Иакова; значение Предания в ее сохранении до IV века; существующие виды литургии.
    Труды святого апостола Иакова; его соборное послание; повод для написания послания. Иак. 1, 2.

    IV

    О Священном Писании. Состав Священного Писания; книги канонические – боговдохновенные и неканонические в Ветхом Завете; различие их по языку и по времени появления; замечание об апокрифических книгах в Новом завете; разделение книг священных по содержанию. Замечание о Евангелиях и подробные сведения об одном из Евангелий (писатель; время, место, повод написания; особенности Евангелия сравнительно с другими Евангелиями).
    Начало канона Священного Писания при Моисее; деятельность Ездры. Библейские женщины: Руфь, Есфирь.
    Чтение Священного Писания в синагогах; Иисус Христос в синагоге Назаретской. Лк. 4, 16–30.
    Чтение Священного Писания за богослужением; паремии; возгласы при чтении Апостола за литургией. Чтение наизусть прокимнов: одного из воскресных, в честь Богоматери, в честь апостолов и святых.
    Апостолы – писатели Евангелий; сведения об их жизни и деятельности.
    Перевод Священного Писания на славянский язык. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл.

    V

    О Священном Писании (продолжение). Условия при чтении Священного Писания; признаки того, что оно есть Слово Божие: внутренние (в догматическом и нравственном учении) и внешние (пророчества, чудеса, чудесное распространение христианства, чудесное влияние его на жизнь людей). Сила слова Божия: рассказ из жизни преподобной Евдокии (I–II в.); рассказ о начале христианства в Японии. Значение пророчеств. Мф. 1, 22–23.
    Перевод Священного Писания на греческий язык в Ветхом Завете (при Птолемее Филадельфе в 271 г. до Р.Х.); значение этого перевода.
    Иисус Христос в доме Марфы и Марии; ублажение слушающих Слово Божие. Лк. 10, 38–42; 11, 27–28.
    Чтение Евангелия за литургией и на всенощном бдении; богородичные возгласы и обряды при чтении Евангелия.
    Благовестнические труды святого апостола Петра; влияние его на Евангелие святого Марка.

    Продолжение следует

    TopList