Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 32/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • МОЛИСЬ, УЧИСЬ И НЕ ЛЕНИСЬ!

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    МОЛИСЬ, УЧИСЬ И НЕ ЛЕНИСЬ!

    Урок первый

    Тема. Святые отцы и их учение.

    Цели и задачи. Рассказать детям об отношении святых к обучению, познакомить с некоторым житийным материалом, закрепить пройденное; развивать речь, мышление; воспитывать правильное отношение к учению.

    ХОД УРОКА
    I. Оргмомент
    II. Сообщение целей урока

    Учитель. Сегодня мы первый раз встретились с вами после летних каникул. И на первом уроке я хочу поговорить о том, как должен относиться к учебе верующий человек. Но сначала ответьте на вопрос: зачем надо ходить в школу?

    Дети (отвечают).

    Учитель. Святые отцы призывают христианина к молитве и к труду. Молись и трудись! А учеба – главный труд ученика.

    III. Работа по группам

    Учитель. Разделитесь на группы по 3–5 человек, каждая группа получит карточку с изречением святого об учении, вы должны прочитать его и объяснить прочитанное.

    1-я группа. "Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь прежде всего от главного грабителя – лености, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы" (святой Алексий Мечев).

    Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.

    2-я группа. "Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом" (святой Марк Подвижник).

    Святой говорит нам, что человек, который хвалится своим незнанием, останется невеждой, то есть малознающим человеком.

    3-я группа. "Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела" (святой Филарет, митрополит Московский).

    То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

    4-я группа. "Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански" (святой Тихон Задонский).

    Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

    IV. Сообщение новых знаний

    Учитель. Мы с вами послушали, что говорили святые об учении, а теперь давайте вспомним, как учились святые.

    (Дети вспоминают, что они знают о том, как учились святые, а после учитель дополняет.)

    1. Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничто не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там старца. Мальчик попросил старца помолиться о нем, а потом пригласил к себе в дом. Дома перед обедом старец дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей долго отказывался, но когда он открыл книгу, то понял, что умеет читать.

    2. Святой равноапостольный Кирилл.
    В 7 лет святого Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был Закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.
    Когда святой Кирилл вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.

    3. Преподобная Евфросиния Полоцкая очень рано научилась читать. Отец ее был богатым князем, и в доме у них было много книг. Святая Евфросиния в свободное время любила читать духовные книги. Когда святая подросла, то стала монахиней, ее послушанием было переписывать книги, во время этой работы преподобная Евфросиния могла насыщаться премудростью из Божественных книг. Со временем святая Евфросиния Полоцкая основала женский монастырь и при нем открыла школу для девочек – одну из первых на Руси. В ней обучали грамоте, пению, рукоделию.

    4. Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но мальчику плохо давалась грамота. Тогда он обратился к Богу, прося помочь ему. И молитва святого была услышана: он смог научиться читать.
    В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и его даже хотели исключить из училища. Тогда святой опять обратился за помощью к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой Иоанн обогнал всех в своем классе, и к концу курса как лучшего ученика его перевели в Духовную семинарию.

    5. Государь-страстотерпец Николай.
    О детских годах святого Царя рассказывает сын его учительницы В.К. Олленгрен: "Занятия сперва захватили Великого князя. Мир тетрадок, которые ему казались сокровищами, которые жалко пачкать чернилами, сначала мир очаровательных и таких, в сущности, простых книг, как "Родное слово", с картинками, от которых нельзя оторваться... Совершенно очаровало его стихотворение "Румяной зарею..." Мне было смешно, когда он думал, что эта книга только одна на свете и только у него, что у других не может быть таких прекрасных книг, а я знал, что таких книг хоть завались и стоят они по двадцать пять копеек, а он не верил и совсем не знал, что такое двадцать пять копеек... Он только тогда согласился писать в тетрадке, когда мама показала их целую гору в запасе. У него было необыкновенное уважение к бумаге: писал он палочки страшно старательно, пыхтя и сопя, а иногда и потея, и всегда подкладывал под ладонь промокательную бумагу. Его писание было девически чисто, и тетради эти мать потом благоговейно хранила".

    Учитель. Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?

    Дети. Они учились старательно, а если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога.

    Учитель. Поучимся у святых и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и у святых. Об успехах в обучении молятся святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому. Составьте самую простую молитву к этим святым.

    Дети. "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас".

    V. Творческое задание

    Учитель. Для того чтобы каждый мог хорошо учиться в школе, необходимо выполнять определенные правила поведения. Попробуйте сами составить правила поведения в школе.

    Дети (составляют правила, например, такие).

    1. Уважайте учителя.

    2. Помогайте своим товарищам.

    3. Не ломайте школьные вещи.

    4. Не рисуйте на тетрадях и в учебниках.

    5. Ведите себя прилично в столовой: не кричите, не бросайтесь хлебом.

    6. Не бегайте и не шумите на переменах.

    И так далее.

    VI. Закрепление материала

    Учитель. О чем мы говорили на уроке?

    Дети. О том, как учились святые.

    Учитель. Расскажите, что вы запомнили об обучении святых?

    Дети (отвечают).

    Учитель. Чему мы можем научиться у святых?

    Дети. Прилежанию в учебе, надежде на помощь Божию.

    Учитель. Кому мы будем молиться об успехах в учебе?

    Дети. Святым Кириллу и Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому, святому Иоанну Кронштадтскому.

    VII. Подведение итогов

    Учитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего урока? Что больше всего понравилось? Дома нарисуйте иллюстрации к правилам поведения в школе.

    Литература

    1. Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей. СПб: Образование– культура, 1997.
    2. Воскресная школа: Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году.
    3. Поселянин Е. Святая юность / Международный издательский центр православной литературы, 1994.
    4. Сургучев И. Детство императора Николая II // Царские дети. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1999.

    Фото А. Степанова

    TopList