Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 32/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ИСКУССТВО РУЧНОГО ВЫШИВАНИЯ

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

    ИСКУССТВО РУЧНОГО ВЫШИВАНИЯ

    По стародавним русским обычаям все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и занимались этим все свободное от хозяйственных забот время. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные средства. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье, как господской, так и крестьянской. Красители делали из веток, листьев, плодов и коры растений, которые собирали тут же, в полях и лесах. Далее все зависело от умения и вкуса мастерицы. Искусно вышитый узор превращал даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства.
    Русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты, с детских лет обучаясь этому сложному и увлекательному искусству с восьми-девяти лет. Жена и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей.

    И конечно, девушка готовила сама себе приданое. В деревнях и селах этот обычай сохранился до начала ХХ века. Ко дню своего совершеннолетия, 15–16 годам, девушка на выданье должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на все случаи жизни, необходимое число столешников (скатертей), подзоров и полотенец, которые применялись в быту или служили украшением дома в праздничные дни, десятки метров холста. Кроме того, каждая девушка готовила специальные полотенца-рушники, которыми одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей. Таких подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около ста штук. В приданое невесты входили также и особо нарядные рубахи, предназначенные для церковных и сельских праздников. По числу и качеству всякого рукоделия, входившего в приданое, оценивалось ее трудолюбие и усидчивость.
    В год замужества и до рождения первенца вышитое узорочье на одежде женщины должно было быть особенно нарядным: передник и рубаха, расшитые огненно-красным орнаментом, сияющий золотом и цветными каменьями кокошник, низанные бисером шейные украшения. Расшивали даже рукавицы и обувь.

    По мере рождения детей количество узора и цвета в костюме молодой женщины уменьшалось, головной убор становился скромнее и проще. У пожилых в узоре почти исчезал красный цвет и блестящие украшения.
    Не только одежда, но и все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено женскими руками. Вышитыми тканями убирали крестьянский дом: на столе – скатерти-столешники, на кровати – покрывало с вышитым краем или подвешивался широкий подзор, на окнах – искусно расшитые занавески, которые и сейчас еще можно видеть в окнах деревенских изб.
    В церковные праздники и дни Ангела членов семьи самые красивые полотенца-платы – убрусы – развешивали вдоль стен, украшали ими иконы. Богато украшенные шитьем полотенца дарили в храмы, вешали в часовни, украшали ими березки на праздник Святой Троицы, обетные, придорожные и намогильные кресты. Благочестивый обычай украшать вышитыми убрусами особо чтимые иконы в храме сохранился и до наших дней.

    * * *

    Рис. 1. Пяльцы разборные, раздвижные Рис. 1. Пяльцы разборные, раздвижные

    Возможности русской народной вышивки безграничны. Овладев даже простейшими приемами, вы, ребята, сможете приготовить подарки своим друзьями и близким на Пасху, Рождество, день Ангела и другие праздники. Мы расскажем вам, как сделать мешочки для просфор и пасхальных яиц, закладки и обложку для молитвослова и Евангелия и другие полезные вещи.
    Наибольшее распространение в старинной русской вышивке имели счетные швы. К ним относятся: набор, напоминающий тканый узор, шов "роспись", счетная гладь. Столь распространенный сейчас шов "крест" пришел в Россию довольно поздно: скажем, на Русском Севере его начали применять только в XIX веке.
    Для работы брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину, поверхность которой по счету нитей ткани позволяет точно повторять даже самые сложные узоры.
    На севере нашей страны, в Архангельской и Новгородской губерниях, швы выполнялись красной нитью по белому холсту, иногда с небольшим вкраплением дополнительного цвета. Шитье средней и южной полосы России было более многоцветным и живописным. Удивительно красивы также вышивки Тамбовской и Воронежской губерний – черно-белые, с мелким изящным рисунком.
    Для счетных швов нужно подобрать ткань полотняного переплетения, на которой легко отсчитывать нитки. Это может быть льняное и полульняное полотно, редина (редкая ткань из льняных крученых нитей), рогожка, плотная канва с крупной и средней клеткой. Цвет предпочтителен белый или светлый, пастельных оттенков. Очень красиво выглядит русская счетная гладь на небеленой серо-коричневой ткани.
    Нитки для вышивания подбирают в зависимости от толщины материала. Они должны быть крепкими и не линять при стирке. Лучшими нитками для вышивания считается мулине. Штопальное мулине не такое прочное, но эластичное, хорошо укладывается в стежок ко стежку. Можно использовать ирис, нитки из натурального и искусственного шелка, гарус. По толстой канве можно вышивать мулине в одну-две пасмы ("в прядь"). В этом случае необходимо следить за каждым стежком, чтобы нитки ложились мягко, а стежок получался ровный, не крученый, как веревка. Для этого левой рукой, которая находится все время под пяльцами, нитку раскручивают – тогда стежок получается красивый.

    Игла должна быть немного толще, чем нить для вышивания. Если игла тоньше пряжи, прокол получается узким, нить цепляется, лохматится и потому быстрее рвется. Для работы на льняных тканях можно взять иглы № 3 и 4, на более грубых, плотных – иглы более толстые.
    Пяльцы бывают круглые и прямоугольные, раздвижные.
    Круглые пяльцы удобно использовать для мелких работ. При перепяливании больших работ в таких пяльцах могут образоваться затяжки на ткани, а сама работа может деформироваться. Поэтому, если вы намерены серьезно заняться вышиванием, лучше приобрести квадратные пяльцы, иначе называемые рамными. Сейчас они появились в специализированных магазинах. Квадратные пяльцы – довольно сложная конструкция, и для начала можно заменить их небольшим подрамником, которым пользуются художники. Его нужно тщательно отшкурить средней, а затем мелкой наждачной шкуркой.
    Перед тем как запялить ткань, ее нужно выстирать и прогладить. Как натянуть ткань на круглые пяльцы, все вы, наверное, знаете: на меньшее кольцо кладут ткань, расправляют ее, сверху накладывают большее кольцо – ткань натянута. Если она натянулась неравномерно, ее можно подтянуть, но только по долевой и поперечной нитям, чтобы не допустить перетягивания нитей ткани и искажения рисунка. Для того чтобы ткань натянулась туго, меньшее кольцо деревянных пялец можно обернуть узкой полоской тонкой ткани или марли.
    Несколько сложнее управиться с рамными пяльцами, но потом вы оцените, насколько удобнее работать на них.
    Итак, для первых, ученических работ есть подрамник, должным образом подготовленный.

    1. Возьмем кусок ткани, стороны которого на несколько сантиметров (в зависимости от ее эластичности) меньше внутренних сторон рамы.
    2. Все четыре стороны ткани с обеих сторон обтачаем плотной тесьмой двойной строчкой (швы на расстоянии 0,5–0,8 см друг от друга). Редкую, слабую ткань можно с изнанки продублировать старой тонкой хлопчатобумажной тканью, а затем обе обтачать тесьмой.
    3. Прочной толстой нитью, вдетой в иголку с широким ушком, прикрепим ткань к подрамнику. Проколы иглой делаем между двумя машинными строчками – тогда ткань не разорвется даже при сильном натяжении. Сначала прикрепляем с узких сторон рамы, если рама продолговатая, оставляя нить в конце незакрепленной, затем – с широких. Постепенно подтягивая нити, добьемся тугого и равномерного натяжения ткани, не допуская перекосов. Нити закрепим. А теперь оставим пяльцы постоять день-два. За это время ткань слегка провиснет – ее нужно заново подтянуть.

    Рис. 2. Рама с тканью Рис. 2. Рама с тканью

    Теперь можно приступать к работе. Чтобы обе руки были свободными, пяльцы нужно прикрепить к краю стола струбциной (приспособление для прикрепления пялец к краю стола) или положить на край их что-нибудь тяжелое. Можно установить их на специальной подставке или между столами одинаковой высоты. Пяльцы должны находиться на уровне грудной клетки, на расстоянии примерно 30 см от глаз.
    Чтобы работа шла быстрее, напоминаем, что надо научиться вышивать обеими руками, то есть правая рука вкалывает иглу в работу сверху вниз, а левая – снизу вверх. Таким образом, правая рука все время находится сверху, а левая – внизу. Поначалу такой способ работы может показаться трудным и неудобным. Советуем вам вооружиться терпением – и у вас все получится.
    Перед началом работы нам необходимо наметить осевые линии узора. Начинать счетную вышивку следует в центре узора или в середине полосы орнамента, продолжая ее к краям. Это позволит расположить узор точно по центру или закончить полосу орнамента одинаковыми элементами с обоих концов.

    Начало работы, закрепление нити

    Начиная вышивать, никогда не делаем на конце рабочей нити узлов. Изнаночная сторона вышивки должна быть выполнена так же чисто, как и лицевая. На изнанке не должны висеть свободные концы и не должно быть никаких узлов. Начиная каждую новую нить (не только в начале, но и в процессе всей работы), оставим свободный конец рабочей нити длиной около 5–6 см от первого прокола иглой. Первый стежок делаем осторожно, чтобы не вытянуть оставленный конец нитки. Следующие стежки кладем в одном направлении, равномерно натягивая нить. Сделав несколько сантиметров шва, вынем из иглы рабочую нить или возьмем другую иголку, вденем в нее оставленный на изнанке конец нитки и аккуратно его закрепим, пропуская под стежками вышивки, но не захватывая и не прокалывая ткань. Остаток нити осторожно отрежем ножницами приблизительно в 2 мм над тканью. Затем продолжаем вышивать на лицевой стороне.
    Лучше всего вышивать ниткой длиной 50–60 см. Если нитка слишком длинная, на ней образуются узлы и, кроме того, в результате частых проходов через ткань она лохматится и теряет первоначальный блеск. Стежок не должен быть больше 1 см, иначе нить будет провисать.

    Наборный шов

    Изучение счетной вышивки мы начнем с наборного шва. Проложенные по прямой, создающие узорчатую полосу нити являются простейшим видом счетной вышивки. Узор полосы создается чередованием стежков разной длины, проложенных в несколько рядов. Вышиваем узор швом "вперед иголку": иголку вкалываем и выкалываем через определенное для данного узора число нитей; иглу и нить ведем горизонтально.
    Вышивать можно нитками одного цвета (очень красив, например, красный на белом фоне, как в северных вышивках), а можно и несколькими. Помните, однако, что не стоит брать сразу много цветов. Чем их меньше, тем изящнее и богаче выглядит вышивка.
    Цвета ниток лучше брать те, что традиционно применялись как в русской вышивке, так и в иконописи и народной росписи по дереву. Это чистый красный цвет (киноварь); зеленый цвета травы; охристый (от желтого до коричневого); совсем немного голубого и синего. Все зависит от вашего вкуса и чувства меры. Будьте внимательны при выборе ниток, так как, скажем, оттенки индийских или китайских цветов могут отличаться от наших ниток, и вышивка потеряет национальный колорит.
    Советуем вам параллельно с выполнением приемов вышивки обязательно изучать альбомы и книги по декоративно-прикладному искусству, собирать и зарисовывать народный орнамент. Если есть возможность, ходите в музеи и на выставки народного искусства – это очень поможет вам в работе, разовьет художественный вкус.
    Мы приводим несколько вариантов узоров, выполненных наборным швом. Попробуйте сами вышить их, а еще лучше – придумайте разные узоры сами. Когда вы освоите самые простые узоры, начните комбинировать их, составляя красивый орнамент.
    Если вам трудно сразу рассчитать узор на ткани, нарисуйте его сначала на бумаге в клеточку.

    Урок вышивания провела
    Галина ОСТРОВСКАЯ

    TopList