Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 32/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • БЕСЕДА НА СЛОВА: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... (Ин. 1, 5)

    В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...

    БЕСЕДА НА СЛОВА:

    И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... (Ин. 1, 5)

    Молитва о детях преподобного Амвросия Оптинского

    Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием Истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешного (грешную), помилуй.

    И свет во тьме светит. Под тьмой здесь надо разуметь смерть и заблуждение. Свет чувственный сияет не во тьме, а когда нет тьмы. Свет же духовный, просвещающий душу, – проповедь евангельская – светила среди мрака заблуждения, все облекавшего, и рассеивала его. Свет ее проник и в самую смерть, победил ее и отнял от нее ее добычу.
    Итак, поскольку ни смерть, ни заблуждение не преодолели этого света и он всюду блистает и светит, то евангелист говорит: и тьма не объяла его. Сей свет не любит обитать в душах, не желающих просвещения. Но, если он не всех объемлет, ты не должен этим смущаться. Бог приближается к нам не против нашей воли, а по нашему желанию и благорасположению. Не затворяй дверей для света, и получишь много наслаждения.
    Этот свет приходит к нам посредством веры и обильно просвещает того, кто приемлет его. Если ты живешь чистой жизнью, он постоянно будет обитать в тебе. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое,говорит Спаситель, – и мы приидем к нему (Я и Отец Мой), и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Как никто не может видеть солнечный свет закрытыми глазами, так никто не может участвовать в вышнем просвещении, если не отверзет очей души и не изощрит их. А как это можно сделать? Очищая душу от всякой страсти. Ибо грех есть тьма, и тьма глубокая. Это видно из того, что он совершается вне рассудка и утаено. Всякий, делающий худые дела, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличились дела, потому что они злы (Ин. 3, 20).
    Как во тьме мы не распознаем ни друга, ни врага и не можем узнать свойства вещей, так – и во грехе. Человек любостяжательный не отличает друга от врага; завистник и на самого благорасположенного к нему человека смотрит, как на врага; наветник – одинаково вооружен против всех. Словом, всякий, делающий грех, ничем не отличается от людей, упивающихся и беснующихся; как и они, он не распознает свойства предметов.
    Ночью для наших глаз все видится равным: дерево, свинец, железо, серебро, золото, драгоценный камень, – потому что для различения этих предметов недостает света. Так и человек, ведущий нечистую жизнь, не постигает ни доблести целомудрия, ни красоты любомудрия. Ибо во тьме и драгоценные камни не обнаруживают своей красоты не сами по себе, а по незнанию тех, кто смотрит.
    Но не одна эта беда постигает нас, когда мы живем во грехах. При этом мы находимся еще и в постоянном страхе. Как путники чувствуют страх в безлунную ночь, хотя бы и ничего страшного не было, так и грешники не могут иметь дерзновения, хотя бы и никто не обличал их. Чувствуя угрызения совести, они всего боятся, всех подозревают, все на них наводит страх и ужас, на все озираются с боязнью, всего трепещут...
    Будем же избегать такой мучительной жизни, иначе вслед за ней нас настигнет смерть – смерть бессмертная. А тогда не будет наказанию и конца...
    Ничего нет постыднее греха. В этом отношении не так срамно ходить в наготе, как – во грехах и преступлениях. Нагота – еще не тяжкое преступление (а нередко она происходит и от нищеты); но ничего нет постыднее и презреннее греха.
    Представим себе тех, которых ведут в суд за кражу и подлог: какой срам и посмешище ожидает их как людей бесстыдных, лживых и наглых! Нам неприятно и тяжело терпеть, если верхняя одежда надета на нас небрежно или навыворот. Даже когда видим подобное на других, то исправляем. Но скажи, разве не заслуживает большего осмеяния человек сварливый, злословящий и завистливый?
    Отчего же все это кажется не таким стыдным, как ходить в наготе? Только от привычки. Никто обычно не дозволяет себе по доброй воле обнажиться при всех, а грех – совершают дерзко все, и без всякого страха. Конечно, если бы кто вдруг попал в сонм ангелов, где никогда ничего подобного не бывало, то понял бы, как это позорно. Но что я говорю о сонме ангелов? Если бы кто в царских чертогах без меры упился вином или дозволил себе другой какой-либо неприличный поступок, он был бы подвержен самому строгому наказанию. Раз в царских чертогах нестерпимы подобные дерзости, тем более мы должны подвергнуться крайнему наказанию, если осмеливаемся на такие дела в присутствии Царя Вездесущего и Всевидящего.
    Поэтому, умоляю, покажем в образе жизни нашей скоромность и чистоту. Мы имеем Царя, Который непрестанно зрит все дела наши. А чтобы нас озарял всегда в обилии Высший Свет, будем добродетелями своими привлекать к себе Его лучи. Тогда мы станем наслаждаться и настоящими и будущими благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу и Святому Духу слава во веки веков. Аминь.

    Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ, архиепископ Константинопольский (†407)

    TopList