Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 31/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ИСТОЧНИКИ БОГОРОДИЦЫ

    СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

    ИСТОЧНИКИ БОГОРОДИЦЫ

    "...Радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая радость".

    Это строки из акафиста, посвященного Пресвятой Богородице. С давних пор Божия Матерь почитается Заступницей всего христианского рода. Но русские люди верят в Ее особое покровительство России. И, наверное, неспроста.

    Источник Святой горы
    (Пюхтицкий монастырь, Эстония)

    Пюхтицкий источник Пюхтицкий источник

    "В Эстляндской губернии, в 25 верстах от Балтийской железной дороги, находится высокая гора, подымающаяся тремя уступами и носящая название Пюхтицы, что по-эстонски означает Святое место. У подошвы этой горы, с западной стороны, бьет из земли источник прекрасной, целебной воды, и вот именно в этом месте, лет триста тому назад, обретена святая икона Успения Богоматери", – писала до революции С. Снессорева, автор книги о чудотворных иконах Богородицы.
    Эстлядия... Кто только не хозяйничал в этих землях начиная с XIII века! Тут и немцы, и шведы, и датчане. Воинственные народы превращали эстов в своих рабов. В 1710 году русские при поддержке местных крестьян изгнали отсюда шведов, а в 1944 году – немцев. Недавно проведенная граница оставила за пределами России земли за Чудским озером. Оказалась в другой стране и святая гора Пюхтица – одна из главных святынь Западной Руси.
    "В те далекие времена, – пишет Снессорева, – когда немецкое рыцарство угнетало эстонцев и русских, насильно привлекая их к своей лютеранской вере и вместе с тем обращая их в своих рабов, предание говорит, что эстонским пастухам много раз являлась Женщина в лучезарном сиянии, но при их приближении скрывалась. Вскоре после этого те пастухи обрели икону близ источника, на месте бывшего им явления. Пастухи были лютеране и потому отдали икону проходившим мимо рабочим из русских крестьян. Искренно обрадовались православные и приняли святую икону с верою, что Небесная Заступница не оставит их без утешения в напастях. На этой же горе они устроили часовню, поместили в ней обретенную икону и положили ежегодно к 15 августа сходиться на это место и служить молебны с русским священником из Нарвы".

    Икона Божией Матери "Успение" – Пюхтицкая

    Икона Божией Матери "Успение"–Пюхтицкая Икона Божией Матери "Успение"–Пюхтицкая

    Икона изображает Божию Матерь, почившую на одре; около главы и стоп Богоматери – святые апостолы. У середины одра изображен Спаситель, принявший на руку душу Богоматери. Душа изображается в младенческом образе в знак того, что Божия Матерь начинает новую жизнь на небесах. Чистую душу Божией Матери сопровождают Ангельские Силы, прославляющие Царицу Небесную.

    Пюхтицкий монастырь

    В начале XIX века в селе Сыренц, что у истока Нарвы, образовался православный приход. Пюхтицкую икону перенесли в местную церковь, а ежегодно 15 августа отсюда устраивался крестный ход на Святую гору. Наконец последовало правительственное постановление, которым Пюхтицкая гора передавалась в собственность Православной Церкви.
    В 1891 году на Пюхтицкой горе был основан Успенский женский монастырь. Трудами русских людей здесь отстроилась замечательная обитель с соборным храмом и Гефсиманским скитом. На ее средства в Эстлянской губернии содержались несколько больниц и лечебниц, а также приют для девочек, богодельня и школа. Успенский монастырь действует и сейчас. В обитель приезжают (хотя, по известным причинам, гораздо реже, чем раньше) паломники из Петербурга, Москвы, других городов России. Чудесный источник не иссякает и доныне. Богомольцы запасаются водой из него и купаются в специально устроенной неподалеку купальне. На всей обители лежит печать западного благополучия. Жаль только, что она больше не принадлежит Русской Православной Церкви. (В 1996 году Эстонская Православная Церковь, находившаяся под омофором Московского Патриарха, была, несмотря на протесты верующих, передана в ведение Константинопольского Патриархата.)

    Источник Оятской обители
    (Введено-Оятский монастырь, Лодейнопольский р-н, Ленинградская обл.)

    О древней истории этого источника почти ничего не известно. Известно только, что когда-то он существовал, но в советское время был засыпан. Святой источник забил вновь только в 1992 году. Матушка Фекла, первая настоятельница возрожденного монастыря, отвечая на вопрос петербургского тележурналиста, рассказывала об этом так:
    – Все уехали. А я не смогла, я осталась. Потом поехала в город и попросила благословения у владыки Иоанна, чтобы здесь была женская обитель. Чтобы сюда смогли прийти те, кому будет очень и очень трудно... Не все, конечно, гладко шло. Воду нам перекрыли по трубам, воды не стало. Но люди говорили, что когда-то здесь был источник. Он иссяк, по какой-то причине вода ушла. Мы стали молиться, чтобы Матерь Божия нам воду дала. И действительно, совершилось чудо. Источник задышал, и пошла вода.
    Пошла вода... Как просто это звучит из уст матушки Феклы, и как чудесно на самом деле то, что случилось весной 1992 года в поселке Рассвет Лодейнопольского района Ленинградской области! Пошла вода... Причем вода не простая. Источник Введено-Оятского монастыря оказался настоящим чудом природы. Во-первых, по составу воды. Меня вкус этой воды поразил сразу: никак не ожидал, что вода минерализованная. По-научному такой источник называется йодисто-радоновым. Кроме того, источник теплый, температура воды летом и зимой плюс 12 градусов. Но и это не самое главное. Главное – чудесные свойства воды, которые никак не объясняются ее минеральным составом.
    Когда в марте 1999 года я побывал в монастыре, его настоятельница, матушка Михаила, так ответила на мой вопрос об источнике:
    – Да, источник целебный, в нем почти вся таблица Менделеева. Но он имеет и духовную силу: бесы боятся этой воды. У нас было несколько случаев исцеления от одержимости. Видела ли я исцеления? Да, на моих глазах чудесных исцелений было много.
    Рассказала матушка и о таком случае. Обитель часто навещал тихвинский епископ Симон. Он всегда созывал всех на источник. Но вот один иподиакон (впоследствии он стал иеромонахом) сильно простудился и никак не хотел идти. Однако владыка Симон все-таки его уговорил. И что же? Тот облился на морозе водой из источника и уехал из монастыря совершенно здоровым.
    В небольшом пруде, куда собирается вода из источника, паломники окунаются на Богоявление (19 января). Купаются там и в другие дни зимы, вообще в любые морозы. Замечательно, что при этом никто не болеет, наоборот, здоровья только прибавляется. Автор проверил это и на себе. А вот что рассказала мне трудница Александра:
    – У нас в монастыре никакой медицины нет. Лекарство от всех болезней одно – источник. Если заболеет кто, встать не может, или живот болит, или с температурой, матушка настоятельница говорит: "Идите на источник", дает святой воды попить. Вот недавно эпидемия гриппа была, и у нас некоторые паломники заболели. Матушка Михаила их на источник отправила, сказала: "Если верующие – поправитесь, если неверующие – я вам помочь не могу".

    Исцеления на источнике

    Пюхтицкий монастырь Пюхтицкий монастырь

    В монастыре запись чудесным исцелениям не ведется. В свое второе посещение Введено-Оятской обители я поинтересовался у матушки Михаилы, кто в монастыре может рассказать мне о каком-либо чудесном исцелении. Она посоветовала мне поговорить с одной из трудниц монастыря, учительницей музыки из Подпорожья. И вот, стоя у источника, я записываю ее рассказ.
    – Моей дочери четырнадцать лет. Оленька у меня красавица. Она на пианино играла, в конкурсах участвовала. Несколько лет назад у нее стали выпадать волосы, причем выпадали целыми клочьями. И вот голова осталась совсем без волос. И началось четыре года мытарств по врачам. В каких только больницах мы не лежали, каких только диагнозов не слышали! То говорили, что печень не в порядке, то, что щитовидная железа, даже в институт кожных болезней клали на обследование. Наконец придумали название: нейрогенная аллопеция. Это значит облысение, которое происходит из-за какой-то болезни нервной системы. В общем, как хочешь, так и понимай.
    Лекарств, конечно, мы перепили не счесть. И все без толку. Посоветовали нам съездить на целебные ключи в Евпаторию. И мы съездили – без всякой пользы. Я уже до того дошла, что решила к колдунам обратиться. И тут подруга посоветовала мне приехать сюда, на Оять... Первый раз мы приехали сюда жить в июне 1998 года. Купались, пили воду. И вот за месяц у дочки волосы снова выросли. Потом мы уехали, и волосы опять стали выпадать. Июль прожили дома, вернулись. Снова дочка стала поправляться. Август не жили – все вернулось. В сентябре я ее опять привезла – и снова улучшение. И вот мы уже несколько месяцев тут живем. Дочка ходит в школу в Доможирово. А волосы у нее теперь настолько отросли, что уже и парик не нужен...
    – Неужели так дома и не живете? – спрашиваю я.
    – Нет, недавно попробовали вернуться, – оживляется моя собеседница. – И только уехали из монастыря – у Ольги мгновенно опухоль на шее, железы вспухли, а у меня грипп и температура высокая. На следующий день сразу сюда. Искупались, попили воды – и у меня все в порядке, и у дочки опухоль исчезла. Чувствую, что пока придется здесь жить...
    Вот еще несколько случаев исцелений, большинство из которых я записал в марте 1999 года со слов паломников, трудников и монахинь Введено-Оятского монастыря.
    ...В октябре 1997 года в монастырь приехала из Мурманска раба Божия Наталья. Диагноз – онкологическое заболевание позвоночника. На голове выпали все волосы, мучили ее и сильные боли. Ходила на источник, обливалась, но, как вспоминают в монастыре, "без упования". В обители проходила послушание в трапезной. Прожила год. В августе 1998 года уехала полностью исцеленная. "Когда уезжала – мы ей косички заплетали", – сказала мне трудница монастыря.
    ...В 1993 году в обитель приехала женщина по имени Анна. На руках у нее было медицинское свидетельство, подтверждающее наличие раковой опухоли. Предстояла операция. Съездить на Оять ей посоветовали знакомые. Первая настоятельница, рассказывая об этом случае, вспоминала, что Анна, приходя на источник, со страхом входила в воду, а в монастыре трудилась не жалея себя. Пробыла в обители недолго, но через некоторое время обследование зафиксировало полное исчезновение опухоли.
    ...Лариса, руководительница паломнической поездки, в 1994 году легла на операцию (аппендицит). После нее никак не заживал шов на животе, размером примерно сантиметр на сантиметр. К врачам Лариса не обращалась. Приехала на источник зимой, через неделю после обливания рана полностью зажила.

    Источник Введено-Оятского монастыря Источник Введено-Оятского монастыря

    ...Послушница Вауловского скита Ирина, по профессии экскурсовод, несколько лет страдала от болей в ногах. В народе этот недуг называют "шпоры": при ходьбе в пятки точно иглы вонзаются (из-за отложения солей). Зимой 1996 года Ирина совершенно исцелилась на источнике. Это изменило ее жизнь, и она стала готовиться к постригу.
    ...Николаю из Павловска предстояла операция на сердце. По совету знакомых приехал во Введено-Оятский монастырь. Уезжал абсолютно здоровым, необходимость в операции отпала. Вскоре снова приехал в монастырь – поблагодарить.
    ...Наталия, ученица старших классов, страдала сильной формой аллергии. Лицо и тело покрывалось красной коркой, чешуей. После омовения в источнике получила полное исцеление.
    ...Илья, мальчик четырех лет, болел паховой водянкой. Родители уже решились на операцию. Во время купания на источнике в ноябре 1998 года получил сильное облегчение, операцию решили не делать, хотя полного исцеления пока нет.
    ...Елена приехала в монастырь зимой 1998 года с дочкой Дарьей, пяти лет. У девочки тяжелейшее заболевание органов дыхания с поражением стенки бронхов. Бронхиальная астма сопровождалась приступами удушья, хрипами. Иммунная система была очень ослаблена. Ножки не ходили, девочка все время лежала. Мать на руках носила ее на источник: ставила на снег и обливала водой из ведра. И девочка стала крепнуть на глазах, становилась живой и подвижной. Сейчас диагноз "астма" уже врачами не ставится. Приступы удушья прекратились.

    Введено-Оятский монастырь

    Введено-Оятский монастырь Введено-Оятский монастырь

    "Господь прославляет эту обитель, потому что она святая. Здесь куда ни пойдешь – всюду мощи", – говорила матушка Фекла. Это действительно так. Когда началось восстановление, повсюду стали находить мощи монахов, прежних обитателей монастыря. (Последние местные монахи были здесь расстреляны в 1930-е годы.)
    Иноки поселились здесь в давние времена. "Когда и кем основана эта обитель, неизвестно: никаких сведений об этом не сохранилось, – сообщает дореволюционный справочник "Православные русские обители". – Но несомненно, что в XV веке монастырь уже существовал. В библиотеке обители сохранилась жалованная грамота Иоанна Грозного; следовательно, Островский монастырь (так тогда назывался Введено-Оятский монастырь) был уже в это время известен в Москве и пользовался покровительством царей".
    Церквей в монастыре было две: одна в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и другая, двухэтажная: вверху – в честь Богоявления, внизу – в честь Преображения Господня. В Преображенском храме находились могилы благочестивых родителей преподобного Александра Свирского – схимонаха Сергия и схимонахини Варвары. В советское время двухэтажный храм был разрушен, а во Введенской церкви комсомольцы устроили клуб. Сейчас этот храм восстановлен и действует, заново отстроен верх монастырской колокольни.
    У монастыря была еще одна достопримечательность: на месте родного села преподобного Александра, в бывшей Мандере, на правом берегу Ояти, на расстоянии 300 саженей от монастыря стояла деревянная часовня. В советское время она была снесена, сейчас там поставлен деревянный крест.
    В годы богоборческой власти были разрушены даже монастырские стены. И во Введено-Оятском монастыре возникла традиция ежедневно совершать крестные ходы вокруг обители, ограждая ее таким образом от врагов видимых и невидимых. Сейчас монастырь восстанавливается, постепенно обзаводится хозяйством. Главной его святыней, привлекающей множество паломников, является святой источник. Матушка Фекла говорила о нем:
    – Наш источник чудесный. Это воистину Божия Матерь нам его подарила. И кто с верой приходит, тот получает просимое. Но здесь нужно и трудиться, нельзя говорить: "Дай, а с меня ничего не спрашивай". Здесь так не получается: если просишь, будь готов отдать. Скажи так: "Господи, помоги мне в моей болезни, если будет на то воля Твоя. А я, что смогу, то сделаю ради Тебя".

    Дмитрий ОРЕХОВ
    (Публикуется по книге "Святые источники России", Издательский дом "Невский проспект", 2000 г.)
    Рис. Александра Николаева

    TopList