Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 29/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ХОЖДЕНИЕ КО КРЕСТУ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ

    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    ХОЖДЕНИЕ КО КРЕСТУ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ

    Храм Святителя Иоанна Златоуста – подворье Свято-Никольского Переславского монастыря. Здесь пребывает святыня, сошедшая с неба

    Храм Святителя Иоанна Златоуста – подворье Свято-Никольского Переславского монастыря. Здесь пребывает святыня, сошедшая с неба

    Перед очередной паломнической поездкой меня несколько раз предостерегали: "Смотрите, там такие искушения. Не всем удается с первого раза попасть на место. Многие так и уезжают, не добравшись до него".
    Как всем известно, подобные предостережения действуют как раз наоборот: "Вам не удалось? А у меня непременно получится!" И если многим моим знакомым так и не удалось попасть в деревню Антушково под Переславлем-Залесским, где явился чудный Животворящий Крест Господень, то я-то непременно его увижу.
    Не скрою, что-то подобное было у и меня на уме. Именно поэтому искушения и не замедлили явиться. Сначала поломался автобус. Затем заболел экскурсовод. Наконец, когда мы все-таки заняли места в ярко-красном "Икарусе", в семь утра отправлявшемся с площади у метро "Речной вокзал", оказалось, что водитель не знает дороги. Общими усилиями маршрут все-таки был проложен, и мы двинулись в путь.
    Через час наш автобус, пролетев часть пути по МКАД, сворачивает на Ярославское шоссе. Позади Сергиев Посад, мы пересекаем границу Московской области, затем Владимирской и движемся в сторону Переславля-Залесского. Поток транспорта редеет, и все более пустынными становятся обочины. Едем в "глубинку"...
    Снаружи – сумрачное июньское утро. Свежо, прохладно. Рассеянный неяркий свет озаряет заросшие свежей травой изумрудные поляны, тенистые рощи, изредка попадающиеся опрятные малолюдные деревеньки. Часто за редеющими купами ветвей сквозит серо-стальная водная гладь. Здесь начало Русского Севера. В этих краях, дышащих святостью былых веков, где каждые два-три километра – храм, погост или часовня, – именно здесь семь веков назад произошло великое чудо.
    О нем рассказывает книга "Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и слава его в России", изданная в прошлом веке. В ней упоминается, что древний образ святителя Николая хранится "в Николаевском погосте, что у Иисусова Креста, Ростовского уезда, в 55 верстах от города Ростова". Как свидетельствует Ростовская летопись, чудо произошло "в лето 6931(1423) маия 29 (11 июня по новому стилю)". Подробности сохранило местное предание. В нем говорится, что пастухи одного из ближайших сел пасли скот вблизи Никольского погоста (там впоследствии было построено село Антушково). И явился им "свет неизреченный, от неба до земли". Пастухи испугались, но потом, сообразив, что перед ними – Сила Божия, направились к источнику света. С большим трудом они пробрались сквозь болотную топь, непроходимую чащу и увидели "посреди света, на воздухе" Животворящий Крест Господень. На нем было изображение распятого Господа, но Спаситель был жив, и перед Ним стоял Николай-чудотворец со Святым Евангелием. В страхе от этого видения пастухи пали на землю как мертвые. Когда они через некоторое время пришли в себя, – то услышали исходящий со стороны распятия голос: "Будет на сем месте благодать Божия и Дом Божий. Аще кто с верою придет помолиться – будет много исцелений от Животворящего Креста молитвами чудотворца Николая. Шедше проповедуйте сия всем людям, дабы на сем месте люди поставили церковь Мою".

    Святой Животворящий Крест Святой Животворящий Крест

    Исполнив это повеление, пастухи рассказали всем об увиденном. Это вызвало немалое волнение. Но никто не решился ставить церковь на топком болоте. Сначала ее намеревались устроить в версте от чудесного места. Но, как оказалось, на это не было воли Божией. И чудесное явление повторилось. Снова с небес проблистал неизреченный свет. Поднялась страшная буря. Когда она утихла – на месте топи стоял холм, а на нем – начало постройки.
    В деревянную церковь перенесли явленный крест и образ Николая-чудотворца, которые теперь стали всем доступны. Церковь была названа во имя чудотворца Николая с приделом Животворящего Креста. Бывшие при ней священники завели особую книгу, куда записывали многочисленные чудеса от святынь. Церковь простояла около восьмидесяти с небольшим лет, а потом сгорела. Вместе с нею погибла и книга с записями чудес. Уцелела только икона святителя Николая Чудотворца и несколько местных образов. А Животворящий Крест явил новое чудо. Он не позволил вынести себя из пламени и остался в нем. По окончании пожара он оказался цел и невредим. Это чудо вдохновило прихожан на строительство новой церкви взамен сгоревшей. Снова потянулась летопись чудес, однако, к сожалению, из-за небрежения клира она вскоре прекратилась. Это нерадение продолжалось почти два века, так что церковь с чудотворными Крестом и образом пришла в упадок. Но слава о чуде распространилась по всему Ростовскому краю. И в 1705 году нашелся благочестивый раб Божий из Москвы, окольничий Петр Лукич. Посетив место явления чудес и узнав, что запись их давно не ведется, он весьма разгневался и велел собрать все известные сведения о них. Таким образом и было составлено "Сказание…" с приложением записей о 17 чудесных случаях, происшедших от Креста и образа Николы-угодника. Часть сведений было добыта от местных жителей, часть – из сохранившихся церковных документов. Самое древнее из чудес, однако, датируется лишь 1674 годом, а позднейшее – 1715-м.
    Вторично построенный деревянный храм простоял до 1776 года. Вместо него построен каменный, главный престол которого был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Южный – во имя святителя Николая. Слева, у алтаря, стоял явленный Крест, согласно описанию, резной из липового дерева. Изображение распятого Христа, как сказано в тексте, "в стиле глубокого упадка византийского искусства". По сторонам распятия в 1708 году установлены две фигуры: Божией Матери и апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
    Все эти сведения притихшим паломникам излагает одна из помощниц руководителя поездки. Кто-то задает ей вопрос: действительно ли крест был изготовлен из липы? Ответ напрашивается сразу же: если это и дерево, то оно наделено необыкновенными свойствами, полностью меняющими сущность материала. Ведь после 1917 года очумелые богоборцы не раз пробовали святыню на прочность. Ее пытались сжечь, порубить на куски, растворить в крепкой соляной кислоте. Один "исследователь" решил отпилить мизинец от стопы Христа. Бог покарал его – в тот же день у нечестивца возникла на ноге гангрена.
    Крест Господень выдержал все.
    Сегодня он в другом храме, в неподалеку расположенном селе Годеново. А в Антушково строится мужской монастырь.
    Наш четырехчасовой путь закончен. Мы выходим из автобуса и цепочкой тянемся по цветущему полю. Ориентиром нам служит полуразрушенная колокольня бывшего каменного храма. Сам храм стерт с лица земли.

    Но придя на место, мы видим, что он воссоздается заново. Место явления Животворящего Креста кишит народом – сегодня 11 июня, здесь престольный праздник. Территория монастыря, где пока что лишь несколько деревянных построек, заполнена паломниками из соседних областей. Под навесом – гостеприимная трапезная. А внутри свежих кирпичных стен, поднявшихся чуть выше человеческого роста и образующих периметр будущего храма, служится молебен. Иеромонах кропит собравшихся святой водой, и люди умиленно подставляют лица благодатной влаге. Многие целуют стену апсиды. На лицах – просветленные улыбки, и всюду – радость. В рядом стоящую крохотную деревянную церковку во имя Животворящего Креста и святителя Николая протиснуться невозможно. Тянут руки с записками, с деньгами, свечами, стоит появиться батюшке – со всех сторон к нему сбегаются с просьбами помолиться о близких. И правда, вокруг местных монахов стоит особая атмосфера простоты, доверия и любви. Здесь человеку в подряснике хочется открыть душу, не боясь надменного отпора, как это, увы, случается в нашей Первопрестольной.
    Крест, невидимый, царит над всеми.
    В стороне, на месте явления чуда, выкопана глубокая яма. Добровольцы лезут в нее и достают землю для желающих, окруживших плотным кольцом. Эта земля целительна, по рассказам моих спутников, побывавших здесь, она может спасти от тяжелой болезни. Поклонившись святому месту, мы едем дальше. И вот Годеново.
    Большой пятиглавый храм, обнесенный оградой, подворье Свято-Никольского Переславского женского монастыря, вмещает в себе обе святыни. Мы, паломники, с трепетом входим под его своды. И сначала ничего не видим, кроме Креста.
    Он стоит справа, к нему тянется длинная очередь. Подходящие падают на колени, кланяются в землю. Прикладывают купленные ранее иконы, женщины – головные платки. Я стою перед ним в страхе, в слезах, в потрясении.
    Изображен Спаситель очень просто, дерево распятия побелело и истерлось. Лик, высеченный буквально несколькими чертами, полон тихой грусти и неземной кротости. Окровавленные стопы отполированы тысячами уст. Мысленно – в полный голос не выговариваю – кричу давно выстраданное. И медлю отойти. Но здесь останавливаться нельзя.
    Спешу к выходу. На полпути сталкиваюсь со священником в потертом подряснике, загорелым, худощавым, русоволосым, с веселыми, смеющимися глазами. Они здесь все такие, можно никого не бояться. "Благословите, батюшка!" Батюшка останавливается, затем уважительно отвечает на мои вопросы, как называется храм, когда построен, сколько служащих престолов – во имя святителя Иоанна Златоуста построен в 1794 году, придел, единственный служащий, где мы находимся, – Боголюбской иконы Божией Матери. И так хочется остаться, поговорить с ним, как они тут живут, – но я убегаю, пора ехать. Мир тебе, святой край, и тебе, честный отче! Оглядываюсь на храм с пятью серебром горящими чешуйчатыми луковками-главками. Останавливаюсь, чтобы перекреститься.
    И застываю на месте.
    Огромной невидимой волной на меня обрушивается ответ на мои прошения, на беззвучный вопль, только что обращенный к распятому Спасителю. А дальше?
    Моя жизнь изменилась. Вот и все.

    © Марина ВАСИЛЬЕВА

    TopList