Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 29/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • КРЕСТ - НАША СЛАВА И ПОБЕДА

    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    КРЕСТ – НАША СЛАВА И ПОБЕДА

     Поклонение Кресту. Оборот двусторонней иконы. XII в. Москва Поклонение Кресту. Оборот двусторонней иконы. XII в. Москва

    Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!

    Сегодня мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, собрались в этом Божьем храме, чтобы прославить и поклониться Честному и Животворящему Кресту Христову.
    В Кресте наша жизнь и воскресение, наша победа и слава, наше знамя и наша великая святыня. Я не желаю хвалиться, – говорит святой апостол Павел, – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира (Гал. 6, 14). А ведь апостолу Павлу было чем похвалиться иным: он пользовался преимуществами римского гражданина, имел глубокий ум, был превосходно образованным человеком, занимал видное положение в христианской общине. И обо всем этом он молчит. Для него похвала, радость, счастье – Крест Божественного Учителя, распятого и умершего на нем, чтобы мы жили.
    Бог Отец еще от века предопределил спасти человечество от власти греха и открыть ему врата к жизни вечной через Крест Единородного Сына. Волю Свою Господь неоднократно открывал посредством ветхозаветных пророчеств и прообразов. Так, когда египтяне хотели настигнуть и вернуть в рабство выходивший из их пределов народ, пророк Моисей начертал своим жезлом крест над Чермным морем – и море разделилось, чтобы ведомый им народ мог спастись от погони. В другой раз, когда народ Божий вступил в сражение с амаликитянами, пророк Моисей встал на молитву с крестообразно воздетыми руками. И во время этой молитвы враг был побежден. “Крест же вообразив, – поет святая Церковь, – державу погубив Амалика всегубителя”.
    Предопределенное время исполнилось. Пришел на землю Сын Человеческий, принял страдания, взошел на Крест, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15).
    В Кресте Христовом – нашем священном знамении, сосредоточено все самое лучшее, чистое, желанное – счастье вечной жизни.
    Крест Христов – это знамя примирения земли с небом, человечества с миром Горним. Враждовал не Бог против человека, а человек против Бога. Своими пороками, грехами он создал стену, которая закрыла ему небесный мир, отделила его от Небесного Отца. И вот Сын Божий взял на Себя беззакония всего человечества и дал возможность изможденным грехами получить прощение и воззвать к Богу: “Отче наш”. “Первым древом райским, – рассуждает святой Димитрий Ростовский, – мы умертвились, древом же крестным получили жизнь; первым изгнаны были из рая, вторым же, как по лествице некой, восходим на небо; первым победил нас враг, сим же благословенным древом Креста Господня мы побеждаем врагов наших. А посему древо сие благословенное достойно почитания”.

    Крест Христов – это знамя безмерной любви Божией к людям, любви, которая страдает за нас, окружает нас и которая никогда не прекратится. Творец вселенной, неба и земли, уничижил Себя, стал человеком, терпит за него самые мучительные страдания, принимает самую поносную смерть, чтобы открыть ему закрытые грехопадением двери рая. У этих отвертых врат Он стал Сам и зовет кающихся к вечной радости – к Себе. Он раскрыл пред ними Свои объятья, готов простить их и согреть теплом Своей любви. Человек с незатемненными сердечными очами, видя такую великую любовь всемогущего Бога, не может не преклонить своих колен у Креста и не вознести из глубины своей души молитву благодарения. Надо быть бесчувственным или потерять способность жить сердцем, чтобы не осознать это у Креста и не загореться огнем ответной любви.
    Своим Крестом Христос Спаситель внес также новую заповедь в отношения людей друг к другу. Он умер не за какой-либо один избранный народ, а за всех людей. Этим самым Он утвердил ту божественную истину, что все люди имеют одинаковые бессмертные души, все являются детьми одного Небесного Отца, а между собой – братьями. А если так, то священный долг каждого искупленного – любить своего ближнего не меньше, чем себя, и стараться делать в своей земной жизни как можно больше добра (см.: Ин. 13, 35; Тит. 2, 14).
    Крест – это и наш символ веры и видимое выражение наших упований, “знамение христианина и христианства”.
    Кто перечислит все твои действия, “миролюбезный Кресте, – восклицает святая Церковь, – кто слыша сотворит” твоя “силы и чудеса, и умершим воспитание” и всему миру совознесение.
    Многое принес для нас Своим Крестом Господь наш Иисус Христос. И этим Своим величайшим подвигом зовет и всех нас к неослабному подвигу добра и постоянной, а может быть, даже и напряженной, борьбе со своим самолюбием, чувственностью, со своей наклонностью к грехопадениям.

    Для того и воздвигается Крест и полагается посредине храма, чтобы напомнить нам, что совершилось на нем, чтобы привлечь наше внимание к Тому, Кто на нем вознесен за нас, чтобы мы еще и еще увидели и почувствовали Его беспредельную любовь к нам. А увидев и почувствовав эту любовь, чтобы мы спешили каяться во грехах и не боялись бы просить прощения.
    Пусть стоящие вне Церкви хвалятся, если желают, своей мудростью, силой, славой (ср. Иер. 9, 23), нам же подобает одна похвала – Крест Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14). В самом деле, чем мы, слабые, немощные люди, живем и сохраняемся? – Силой Креста. Кто помогает нам в борьбе с грехом и недобрыми желаниями? – Крест. Кто защищает нас от врагов, и невидимых и видимых? – Крест Христов. Кто, наконец, укрепляет нас и в совершении добра? – Все тот же Крест.
    Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, взирать на Крест очами глубокой веры; будем лобызать его и устами и сердцем; будем усердно молиться перед ним – и получим все полезное для нашей жизни, и земной и вечной.

    “Непобедимая, непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных”.

    Константин Скурат, профессор МДАиС

    TopList