Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 28/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ИОВ, ИГУМЕН ПОЧАЕВСКИЙ

    СВЯТЫЕ ОТЦЫ

    ИОВ, ИГУМЕН ПОЧАЕВСКИЙ

    Вот уже 400 лет с Почаевской Лаврой неразрывно связано имя преподобного Иова, игумена Почаевского. Богу было угодно явить на западной Руси сего угодника Своего в час великих и страшных испытаний, обрушившихся на православных в тех краях. Вот что писал в 1632 году митрополит Исаия Копинский Московскому патриарху. “Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается”. Вот именно им – “худым и не славным” – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству предстояло бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы был игумен Почаевской обители – преподобный Иов.

    Неопалимая Купина Неопалимая Купина

    Родился преподобный в семье дворян волынских, носивших фамилию Железо. С самых ранних лет будущий подвижник испытывал стремление к уединенной жизни и имел благочестивые стремления. Десяти лет от роду он, “уклонившись от очей любимых родителей”, удалился в соседний Угорницкий монастырь и здесь просил игумена “дозволения служить братии”. Настоятель сумел разглядеть в мальчике “избранника Божия и в нем имеющую быть Божию силу”. Его оставили, принялись учить послушанию церковному. Но ему того было мало, и он старался служить каждому из братий. Видя его добрый нрав, кротость и смирение, приняли его в число иноков, а на двенадцатом году жизни возложили на него ангельский образ с именем Иов. Иноком он стал “зело искусным”, “живя, как ангел Божий посреде братий”. По достижении 30-летия, в 1581 году, по воле настоятеля был возведен на степень священства. Хотя долго отказывался, считая себя недостойным. Вскоре по рукоположении произошло пострижение преподобного Иова в схимонаха “ради невместимой в сердце своем благодати Божией”. В схиме он принял имя, данное ему при крещении в честь пророка и предтечи Иоанна.
    Своим служением Богу он стал славен в пределах Польши и Малороссии. К нему “пользы душевной ради” стали обращаться многие знатные люди. Особо же обратил на него внимание поборник Православия на Волыни князь Константин Константинович Остожский. По его просьбе, многим увещеваниям игумен Угорницкий, хоть и печалуясь, не желая расставаться, но благословил преподобного Иова на новое служение. Он стал игуменом Дубенского крестного монастыря. В этом сане преподобный Иов пробыл более 20 лет. Там его и застала весть о Брестской унии и последовавшие гонения на православных в пределах Волыни, Подолии и Украины. (Уния – объединение части Православной Церкви с католической под властью папы Римского.) Хотя и находились они под защитой князя Остожского и ужасы тогдашней жизни не коснулись его, но сердце, сердце его разрывалось от творимого вокруг зла, порожденного унией.
    В 1596 году в Бресте была оформлена уния Православной и Католической Церквей в Польше и Литве. Церковная уния отражала стремление Ватикана подчинить себе Православную Церковь и распространить свое духовное, и не только, господство.
    В то страшное время преподобный Иов старался обращать особое внимание на распространение церковных книг, которые тогда составляли почти единственное средство противостояния униатам. Иов собрал вокруг себя многочисленное братство книжников. Они занялись изучением и переводами писаний отеческих. Избранные писцы, по указанию преподобного, переписывали лучшие книги и распространяли их между православными.
    По этим деяниям пришла к преподобному слава, ставшая весьма докучать скромному подвижнику. Уединенное служение Богу, искание ежедневное Его в данных условиях сделались невозможными. Поэтому преподобный обратил свой взор на пустынную обитель Почаевскую, “где он всеконечно хотел утаиться от усердия”. Около 1600 года преподобный тайно оставил монастырь Дубенский и удалился на гору Почаевскую, “от древле светлостию чудес многих сияющаю”.

    Преподобный Иов, игумен Почаевский Преподобный Иов, игумен Почаевский

    Тогда обитель Почаевская была строго пустынной обителью. Ее иноки спасались по преимуществу в горных пещерах, сходясь только для молитвы в небольшом храме Успения Божией Матери, находившемся под горой Почаевской. Здесь-то и думал обрести покой и молитвенное уединение преподобный Иов. Но Господь судил иначе. В то же время благочестивая Анна Гойская передала в монастырь чудотворную икону Божией Матери, с условием, что обитель, получившая от нее богатые пожертвования для надлежащего содержания иконы, будет преобразована в общежительную.
    Поселившись в обители, преподобный Иов утаил от братии свое звание, но те вскоре почувствовали, что он не просто один из них, а Богом избранный. Поэтому они по единодушному решению со слезами просили его стать игуменом и первоначальником общежития обители. Такова история прихода на Почаевскую гору преподобного Иова.
    Под руководством преподобного Иова был построен каменный храм Успения Божией Матери, поскольку в обитель стало стекаться множество богомольцев. Были привлечены именем его и делами его благочестивыми многочисленные благотворители из числа многих благородных родов. Ко времени прихода на гору Почаевскую преподобного Иова в монастыре была устроена стараниями все той же Анны Гойской отличная типография. Стоит ли говорить о том, какой заботой была окружена она преподобным, получившим теперь возможность распространять книги православные, не только переписывая их, как в Дубно, но и печатая их. Не чужд был таланта писания и сам преподобный Иов. Он подвизался на поприще церковной письменности, насколько этого требовало его положение как настоятеля обители и поборника православия. По себе он оставил рукописный труд “Книга блаженного Иова Железа, игумена Почаевского, властною рукою его писанная”. Около 900 страниц, уцелело 120.
    В земной жизни преподобному, миролюбивому и немногословному, от которого и услышать-то можно было лишь “Господи Иисусе Христе, помилуй мя...”, выпало столько испытаний, что менее стойкий ни за что не выдержал бы. Как известно, Господь испытывает тех, кого любит, и по молитве воздает, вот и судите сами: униаты-злопыхатели отняли у обители жертвованные еще Гойской угодья, запретили даже пользоваться окрестными колодцами. Преподобный Иов обратился с молитвою к Пресвятой Деве Марии, сияющей в чудотворной иконе Почаевской. После чего велел рыть колодец в скале, на которой стоит монастырь. Иноки с верой и усердием взялись за дело, и Господь послал им успех. На глубине 64 локтей в колодце появилась вода! А были еще суды и иные противостояния с сильными мира сего. Терпение и кротость ангелоподобные, редкостный молитвенный дар, твердость духа и неколебимая вера – вот те орудия, которыми повергал врагов обители и истинной веры преподобный игумен!
    Свои занятия по руководству обителью, несмотря на всю их сложность и разнообразие, преподобный совмещал с послушанием работу в саду и огороде, насыпал плотины позади обители. За всем за этим все же самым главным оставались для него молитвенные упражнения в полном уединении. Одиночество, столь долго им искомое, преподобный Иов находил в дикой пещере на горе Почаевской. В нее он удалялся порой на целую неделю и там в строгом посте молился о мире. Что делалось в те часы в этой пещере, никому из смертных знать не дано, но однажды, когда преподобный молился в ней, “необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее на противоположной церкви”. Прожил святой старец 100 лет. При жизни своей избрал себе достойного преемника – иеромонаха Самуила Добрянского. 21 декабря 1651 года преподобный имел откровение свыше, что через семь дней должен он скончаться. 28 октября Иов отслужил Божественную литургию и по окончании ее, простившись со всеми, в предсказанный час без всякой болезни перешел от жизни временной к вечному блаженству.
    Семь лет пролежало его тело погребенным в земле. Над могилой во все то время люди часто видели некое сияние. Наконец в 1659 году, в одну из ночей, блаженный Иов явился в “сонном видении” киевскому митрополиту Дионисию Балабану и сказал ему: “Извествую твоему преосвященству, что тобой хощет Бог открыть кости моя”. Митрополит, будучи человеком осторожным, не предал тому большого значения, опасаясь, что это было не более чем “сонное мечтание”, но видение повторилось вновь, а затем еще раз, “не давая покоя митрополиту и уже отмщением грозя ему за неисполнение повеленного”. Уразумев, что все это неспроста, более не медля, Дионисий, взяв с собой архимандрита Феофана Креховецкого, со всем клиром своим отправился на гору Почаевскую.
    При открытии гроба Иова были найдены мощи его святые “без всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания”. При большом стечении народа были перенесены мощи в церковь Живоначальной Троицы. При этом событии одержимые различными недугами получили исцеление. Через несколько дней после открытия мощей преподобного Иова игумен обители тяжко заболел. Врачи даже не выражали надежды на его выздоровление. Было то в праздник Воздвижения Креста Господня. В обитель прибыла благотворительница обители пани Домашевская. Она спала в отведенной ей келлии, когда в полночь услыхала громкое пение, доносившееся из храма, в окнах храма виден был яркий свет.

    Почаевская лавра Почаевская лавра

    Домашевская послала свою служанку по имени Анна разузнать, что там такое происходит. Анна, пойдя к храму, вошла в бывшие отворенными двери его, и там она увидела освещенным необыкновенным светом преподобного Иова, совершающего молитву посреди двух прекрасных юношей, имеющих на себе светлое одеяние. Служанка замерла в страхе. Преподобный обратился к ней вместе со светолепными юношами и сказал: “Не бойся, девица, но пойди и позови ко мне игумена обители”. “Он лежит на смертном одре”, – ответила Анна. Тогда преподобный взял и подал ей шелковый плат, омоченный в миро, и велел отнести его к больному. Анна пошла и от имени новоявленного угодника начала звать его в храм. Тот сначала подумал, что это ему чудится по болезни, но девушка все звала и стучала в двери, говоря: “Если святыня твоя считает меня за привидение, то пошли хоть служителя своего, чтобы он принял от меня свиток сей врачевания, данный тебе от блаженного”. Перекрестившись, игумен впустил к себе девицу, взял от нее плат, помазал “от напоенного мира” свое тело, вдруг сделался совершенно здоровым – так, что встав с постели, пошел в храм. Но там небесное видение уже прекратилось. Не найдя никого в храме, он припал к земле перед ракою блаженного Иова и воздал Богу благодарение за таковые чудеса, совершаемые преподобным. После чего приступил к служению всенощного бдения, к общему удивлению всех, знавших о его болезни!
    Вот с тех самых пор и до сей поры являет нам, грешным, свое заступничество святой преподобный Иов. Возле его мощей произошло и происходит множество исцелений болящих самыми тяжкими недугами, исцеляются многие бесноватые – сам был тому свидетелем. В разные века исцеления фиксировались свидетелями, учеными, судами и экспертами. Чудесную силу мощей, чудотворной иконы Божией Матери Почаевской и стопы Богородицы признают все, даже враги Православия. Поди не признай – хулящих святыни не единожды настигала мгновенная и страшная кара! Эти святыни, находящиеся в православном монастыре, являются теми священными реликвиями, припадая к которым, посредством которых получает заступление вера православная. Церковь, Единая Соборная и Апостольская, противостоит так же, как и во времена преподобного Иова, нашествию врагов Православия, столь же или даже еще более изощренных, чем иезуиты прежних времен! Заступничество преподобного Иова не умозрительное, но живое, действенное, было явлено как в XVII веке, когда небесное воинство обрушилось на осадивших обитель татар, так и в 50-х годах века нынешнего, когда коммунисты-безбожники затеяли закрыть обитель. Явился им преподобный Иов и разогнал их!
    Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Дивно изукрашенная рака с мощами преподобного Иова помещена в природной пещере, рядом с лазом в пещерку преподобного, где он столько часов и дней провел в молитвенном бдении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, и тут же – небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и собственно мощи. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты совершенно! И прикладываются к ним как к руке живого праведника! Свидетельствую: руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, – теплы и мягки, как у живого! И источают дивный аромат.
    Возле мощей располагается монах, называемый блюстителем мощей. Каждого желающего он покрывает митрой преподобного, что способствует исцелению. Желающие могут забраться и помолиться в пещерке преподобного. По описаниям, она очень небольшая и неудобная, ведет в нее узкий длинный лаз, через который может проникнуть лишь худой человек. Но это лишь так кажется: на моих глазах проползали туда и обратно довольно полные тетеньки-украинки наравне с мальчишками. Но изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскавшихся “прихватывает” и не отпускает, покуда не покаются при всех! Великая сила заключена в мощах преподобного, да и во всем том месте!
    Завершить же мне хочется свой рассказ о посещении Свято-Успенской Почаевской лавры цитатой из описания жития преподобного угодника Божия Иова Почаевского, лучше не скажешь: “Что будет впереди, ведомо одному только Господу. Нам остается только молиться и в искренней христианской молитве просить святого угодника Почаевского вместе со Святой Церковью, да сохранит и соблюдет каждого в мире и тишине, вере нелицемерной и богоугодном жительстве и подаст всем приходящим к нему и помощи, и заступления, ищущим благодать и милость от Христа Бога нашего и Пречистой Его Матери, да никтоже изыдет от него в туге и скорби, в печали и в сетовании, посрамлен и постыжден в надеянии своем, но кийждо по мере веры и любве своея восприемлет понекую отраду и утишение, облегчение и подкрепление, защиту и помощь во славу Бога Триипостасного, ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

    Валерий ЯРХО

    TopList