Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 28/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ПОЧАЕВ

    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    ПОЧАЕВ

    Истоки

    Золотыми крестами на золоченых куполах осеняет восток и запад древней Волынской земли Почаевская Свято-Успенская Лавра – духовная святыня православного народа. История ее основания – в глубине веков.

    Портрет Анны Гойской. "Я решила основать монастырь... не иного исповедания, как только греческого, подчиненного Восточной Церкви... На всяком таковом, кто только нарушил бы в чем-либо волю мою... да пребывает анафема с проклятием" Портрет Анны Гойской. "Я решила основать монастырь... не иного исповедания, как только греческого, подчиненного Восточной Церкви... На всяком таковом, кто только нарушил бы в чем-либо волю мою... да пребывает анафема с проклятием"

    1240 год. Киево-печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища от хана Батыя и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а место своего уединения называют в память о реке Почайне – притоке Днепра, на берегу которой стоял некогда их монастырь. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно Неопалимой Купине, на голове у Нее была корона, в руке – скипетр. Именно тогда Богородица оставила на камне след от Своей правой стопы, в котором начала источаться целебная вода.
    Время шло. Вместо первоначально построенной деревянной церкви иноки воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмовому празднику Успения Божией Матери.
    В 1597 году монастырь получает в дар от местной благочестивой помещицы Анны Гойской значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери. Игуменом обители становится преподобный Иов (Железо). Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, посланное ему Богом, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова были открыты школа и типография.
    Доныне на улицах Почаева шумят трехсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом, а зеркальная вода выкопанного им на вершине горы колодца и пруда у подножия и теперь свидетельствуют о великом труде, положенном им для развития монастыря.
    Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (1651), но вместе с Богородицей остается неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев.
    В 1649 году построена церковь в честь Святой Троицы над стопой Богородицы. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, келлии для монахов, различные хозяйственные сооружения.
    Навеки запечатлено в памяти церковной событие Збаражской войны 1675 года. 50-тысячный отряд турок был отогнан от монастыря чудесным явлением над Свято-Троицкой церковью Царицы Небесной с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, молящимся Богородице: да не предаст в неволю его монастыря.
    В 1883 году указом Святейшего Синода монастырь был удостоен звания Лавры, год за годом все более благоустраиваясь.

    Один из списков Почаевской иконы Божией Матери, также находящийся в Лавре Один из списков Почаевской иконы Божией Матери, также находящийся в Лавре

    1914 год. Первая мировая война. Из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный образ Почаевской Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь военнопленных...
    Недолго хозяйничали в Лавре иноверцы. В мае 1916 года в Почаев приходят русские войска, и в Лавре возобновляются богослужения, возвращаются из плена иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители. Но стремительно меняются политические события. Уже с сентября 1920 года Волынь занимают польские войска, и с того времени, вплоть до 1939 года, в монастыре хозяйничает Польша. Существованию Лавры как православной обители угрожает "ревиндикция" – передача католический церкви храмов. Против выступил весь православный мир и отстоял свои святыни.
    После Великой Отечественной войны Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Православной Церковью. Совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников, для различных городов Украины. И хотя типография, иконописная мастерская, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарем, все же монастырь жил. Возвращались с войны монахи, в храмах возносились молитвы, соединяя землю с небом; паломники спешили поклониться почаевским святыням.
    60-е годы – времена новых испытаний. Над Троицким собором в 1958 году с омофором в руках Пресвятая Богородица в черной ризе снова являет Свое покровительство. Она помогает пережить тогдашние жестокие антирелигиозные гонения. Монахов насильно изгоняли из келлий, обливали водой из пожарных шлангов, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы... И это пережила обитель.
    5 августа 1990 года Почаевская Лавра праздновала 750-летие основания обители. Торжество возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вновь затеплилась лампада монашеской молитвы в Свято-Духовском скиту, который был закрыт во времена последних гонений. При Лавре открыта воскресная школа, а немного спустя и Богословское училище, впоследствии преобразованное в Духовную семинарию.
    Монастырю возвращены часть сооружений, сады и земельные участки. Около 100 насельников молятся и трудятся в монастыре. На первом месте – наивысший монашеский подвиг – молитва, благодаря которой не исчерпывается благодать на Почаевской горе.
    Новым торжеством правды и истины – празднованием 400-летия перенесения чудотворной Почаевской иконы Богородицы из замка Анны Гойской – ознаменовала себя обитель в августе 1997 года.
    Времена гонений переживает Лавра и ныне – уже в независимой Украине – от недальновидных политиков и правителей, но все же остается тем, чем она была от начала своего существования, – православной святыней христиан, защитницей истинной веры. Сюда устремляется великое множество паломников. В Святых воротах встречает их икона Пресвятой Богородицы в огненном столпе, как и благоволила Она впервые явиться на горе Почаевской и оставить на скале след от Своей правой стопы. Он находится в Успенском храме за небольшой латунной оградой у первой колонны справа, над стопой – ковчег с шелковым платом из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, подобный древнему алтарю. На плате – изображение стопы Богородицы, а за ним на стене – отлитое из бронзы, украшенное золотом и серебром барельефное изображение явления Богоматери. Под ковчегом на камне находится след самой стопы, источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют и уносят с собой благодатную воду, которая еще не раз исцелит от душевных и телесных недугов.
    В храме над царскими вратами в звездообразном, сияющем драгоценными камнями киоте помещена чудотворная икона Богородицы – вторая великая лаврская святыня. Ее подарил в 1559 году греческий митрополит Неофит госпоже Анне Гойской. Икона эта писана в византийском стиле на небольшой доске. Богородица нежно приклонила Свой лик к Сыну, которого держит на правой руке, а в левой – плат, им Она прикрывает ноги Богомладенца. Десница Иисуса поднята для благословения всех, для кого Он – путь, истина и жизнь. На главе у Богоматери и Спасителя – короны с сиянием. Сейчас эта великая святыня по благоговению митрополита Киевского и всея Украины находится в России.
    За благословением к преподобному Иову, игумену и чудотворцу Почаевскому, спускаются верующие в Пещерную церковь, где подвизался он при жизни и почивает после смерти. Его нетленные мощи лежат в серебряной раке, пожертвованной графиней Анной Орловой-Чесменской. Над ракой возносится балдахин из белого итальянского мрамора.

    Жизнь обители

    Красоту монастыря, его духовную силу слагают не только великолепно расписанные храмы и мощные стены, но и те, кто живет и молится в обители. Рано утром, с первой утренней зарей звон колокольчика созывает иноков на первую молитву-полунощницу (в половине пятого).
    Мир еще спит, а у чудотворной иконы Богородицы Почаевской начинается монашеская молитва. Она освящает жизнь нового дня своего народа, невидимо охраняя и укрепляя его. Под соборное пение с высоты иконостаса плавно спускается икона, и начинается акафист. Приложившись к ней, братия узкой галереей идет в Пещерную церковь к мощам преподобного Иова испросить у своего святого игумена благословения на дневные послушания. С шести часов утра в Пещерной церкви совершается ранняя литургия, после которой служится акафист у мощей преподобного. Потом в соборе Успения или в Троицком соборе – вторая (поздняя) литургия. После нее или одновременно в других храмах (всего их в монастыре семь) служатся требы, заказываемые богомольцами: молебны, водосвятия, соборования, панихиды.
    В час пополудни братия собирается в Трапезную церковь во имя Святой великомученицы Варвары. Это первое вкушение пищи, во время которого на церковно-славянском языке читается житие святого, его же память совершают в этот день. В понедельник, среду и пятницу – постные дни. После трапезы братия продолжает трудиться на послушаниях: кроме молитвы и богослужения у каждого есть свои обязанности.
    В 17 часов – вечернее богослужение, которое завершается крестным ходом братии и паломников. Затем ужин и монашеское правило, после которого братия расходится по своим келлиям. Но на этом молитвенный труд инока не заканчивается. Каждый читает еще свое келейное правило, избранное им самим или установленное духовником: каноны, акафисты, кафизмы...
    Накануне празднования обретения мощей преподобного (10 сентября) раку с его мощами с молебным пением переносят в Успенский собор, а в день праздника, после поздней литургии, ее обносят вокруг собора и с пением тропаря заносят снова в Пещерную церковь.
    И праздничные, и повседневные богослужения в монастыре – это очищение человеческой души, стяжание благодати Божией. "Побывав в храмине, где варится миро, нельзя выйти из нее не благоуханным". Эти слова святителя Иоанна Златоуста скажет каждый, кто хотя бы один раз побывает в Свято-Успенской Почаевской Лавре.

    Свято-Успенская Почаевская Лавра

    TopList