Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 28/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Деяние о канонизации первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; ?-1789), схимонахини Марфы (Мелюковой; 1810-1829), монахини Елены (Мантуровой; 1805-1832)

    ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

    Деяние о канонизации первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; ?–1789),
    схимонахини Марфы (Мелюковой; 1810–1829),
    монахини Елены (Мантуровой; 1805–1832)

    Первоначальницей Серафимо-Дивеевского монастыря является раба Божия схимонахиня Александра (Мельгунова), которая учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной на местности, взятой Богородицею Себе в Четвертый удел во вселенной.
    Происходила первоначальница Дивеевской обители матушка Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) из богатой дворянской семьи и рано овдовела. Около 1758 года она приняла монашеский постриг с именем Александра во Флоровском монастыре в Киеве, где сподобилась видения Божией Матери, повелевшей ей основать новую обитель на месте, где будет указано. Таким местом стало Дивеево.
    По свидетельству современников, матушка Александра “была умна и образованна, как редко бывает образован и мужчина, она лучше всех знала все уставы и положения церковные; к ней все обращались за советом и добрым словом”. К концу жизни собрала она несколько ревнительниц духовной жизни и построила три келлии – начало будущей обители.
    Перед кончиной матушку Александру посетили саровские старцы с молодым тогда иеродиаконом Серафимом, которому завещала она пещись об обители, обетованной ей Царицей Небесной. За две недели до смерти Александра сподобилась пострига в великий ангельский образ.
    Получив великое повеление Царицы Небесной, она принесла в жертву этому повелению свою жизнь и веровала до конца, хотя и не видела при жизни исполнения того, что было ей обещано. Ее благочестивая душа уподобилась силой упования тем ветхозаветным мужам, о которых святой апостол Павел говорит, что их мир весь не был достоин.
    Преподобный Серафим предрекал, что со временем, по Божиему изволению, в обители будут почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем ходить кланяться ее могиле, произнося при этом: “Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!”

     

    Другой великой подвижницей, послужившей славе Божией и Дивеевской обители, была схимонахиня Марфа (Мелюкова). С 13-летнего возраста по благословению преподобного Серафима начала она вести подвижническую жизнь в Дивеевской обители, превосходя даже тех сестер общины, которые отличались строгостью жизни. Она стяжала непрестанную молитву и была почти молчальницей, только на необходимейшие вопросы отвечая с небесной кротостью и смирением. Преподобный Серафим особенно любил ее и посвящал во все свои откровения, будущую славу обители и другие великие духовные тайны. Она удостоилась присутствовать при молении старца о создании по повелению Божией Матери новой Мельничной обители.
    Высоким, истинно христианским подвигом отмечено ее житие. Всего шесть лет прожила она в обители и умерла 19-летней схимницей. О духовном совершенстве, ею достигнутом, можно судить по тому, как высоко ценил ее преподобный Серафим, говоря, что на Небесах она будет в великой славе, что мощи ее будут почивать в обители, ибо она так угодила Богу, что сподобилась нетления. По словам преподобного Серафима, она – начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери.
    Всякий верующий человек свято почитает память непорочной избранницы Божией, окруженной светом неземной неувядающей красоты, и по заповеди великого старца припадает к ее могиле с молитвой: “Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!”

     

    Горячей верой и неослабным подвигом ознаменована также жизнь дивеевской подвижницы монахини Елены (Мантуровой). Отвергнув все земное, устремила она путь свой к Небу, которое стало ее неотъемлемым уделом. Идя по пути самоотречения и уверовав в святость своего духовника, она каждое слово его принимала как бы из уст Божиих и была послушна ему даже до смерти.
    Три года готовил ее старец Серафим к поступлению в Дивеевскую общину. Получив благословение, на крыльях радости полетела она в Дивеево. Пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и молчании, проводила монахиня Елена свое богоугодное житие и во всем была послушна преподобному Серафиму. В одном только не соглашалась она со старцем – быть начальницей Мельничной обители. Необыкновенно добрая от природы, Елена Васильевна явно или видимо ничего не делала, но зато, насколько умела и могла, творила добро тайно, непрестанно и много. Матушка Елена исполняла все трудные поручения преподобного Серафима.
    Великий старец необыкновенно и горячо любил свою боголюбивую послушницу. Поистине замечательны были последние дни и кончина ее, когда батюшка Серафим призвал к себе монахиню Елену и благословил за послушание умереть вместо брата своего, Михаила Васильевича, благодетеля и строителя Дивеевской обители, которому пришло время умирать, но он еще был нужен для обители. Кротко и смиренно приняла матушка Елена послушание и через несколько дней мирно отошла ко Господу. Скончалась монахиня Елена 27 лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет. Смерть ее – дивная тайна.
    Преподобный Серафим говорил, что душа монахини Елены, как голубица, вознеслась ко Святой Троице, а мощи ее со временем будут открыто почивать в обители. В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря указывается, что на могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления.
    К святой могилке ежедневно ходили сестры и гости монастыря поклониться и помолиться: “Госпожа и мать наша Елена, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!”

     

    Освященный Собор, благодатью Божиею поспешествуемый, рассмотрев подвижнические труды сих угодниц Божиих, с благоговением и любовию определил:
    Причислить угодниц Божиих к лику местночтимых святых преподобных жен Нижегородской епархии, милостыню Господней прославленных.

    Честные их останки считать отныне святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
    Память преподобным женам Дивеевским праздновать в день кончины: преподобной Александре, первоначальнице Дивеевской, – 13 (26) июня, преподобной Марфе Дивеевской – 21 августа (3 сентября), преподобной Елене Дивеевской – 28 мая (10 июня).
    Установить празднование Собора преподобных жен Дивеевских 8 (21) июля, в день возобновления Серафимо-Дивеевского монастыря.

    Издательская группа Свято-Троице-Серафимово-Дивеевского женского монастыря
    (Фрагменты икон преподобных Александры, Марфы и Елены. XX в.)

    TopList