Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 28/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • О ДИВЕЕВЕ В НАШИ ДНИ

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    О ДИВЕЕВЕ В НАШИ ДНИ

    Святые мощи Преподобного Серафима Саровского. Фото Юрия Исатова. 1991 г.

    Святые мощи Преподобного Серафима Саровского. Фото Юрия Исатова. 1991 г.

    Прошло 11 лет с того дня, когда в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, 30 апреля 1990 года был освящен Троицкий собор Четвертого удела Божией Матери – Дивеевской обители. Через год вся православная Россия переживала великое чудо – второе обретение мощей Преподобного Серафима Саровского. 30 июля 1991 года в Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход с мощами великого угодника Божия. Батюшка Серафим перед своей кончиной оставил свечу, сказав, что с ней сестры встретят его в Дивееве. 160 лет свеча передавалась из рук в руки, и сбылись слова Серафима Саровского. Сохранилось также немного ладана, переданного из рук Преподобного. С ним служил первый молебен перед Троицким собором Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
    Мы живем в особенное время, на наших глазах сбываются пророчества батюшки Серафима. Это особый дар от Бога – быть свидетелями чуда, но и огромная ответственность. Батюшка Серафим дорог верующим не только как великий чудотворец и скорый помощник в скорбях, который совершал подвиги древних святых и стяжал бесконечную любовь к Богу и ближним. Он был рожден землей Русской накануне страшных всемирных потрясений, когда оскудели и вера, и любовь.
    Преподобный, являя собой веру и любовь, говорил о том, что же есть жизнь духовная: "...Пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель жизни нашей христианской и не за тем мы родились, чтобы лишь только их творить, но цель жизни нашей – это есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или в наживании ея-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской".
    Всего за 11 лет восстановлены не только величественные Троицкий и Преображенский соборы, налажена жизнь монастыря – фактически Дивеевская обитель является уже женской Лаврой, единственной на земле, как и предсказано батюшкой Серафимом. Статус лавры присваивается монастырю не по колличеству насельников или насельниц (в Дивееве их уже более трехсот), а по тому духовному значению для православного мира, обретенному монастырем, и связываются с личностью великого святого или святых.
    В дореволюционное время Дивеево было, что называется, чисто "монашеской республикой", иное дело – наши дни. В обители все соединилось: повседневная жизнь монастыря и духовные проблемы монашествующих, паломники со всех концов земли, со всем приходящим с ними из мира (верующие приезжают не только из стран ближнего зарубежья – прибывают из Китая, Греции, Японии, Италии, Германии...) – все связаны единой верой, все – как отражение первохристианской общины. Люди стремятся в Свято-Дивеевскую обитель к Преподобному Серафиму Саровскому, чтобы покаяться и напитаться Благодатью Божией.
    Можно сказать, что здесь уже происходит всемирная проповедь покаяния. Бывают поразительные случаи: на другом конце света человек внешне благополучный и преуспевающий, много повидавший, побывавший во многих странах, начинает мучиться духовными вопросами: "Как жить? Как спасаться?"
    Прочитав книгу С. Нилуса "Великое в малом", переведенную на многие языки, он бросает все и приезжает в Дивеево, где в нем происходит покаянный переворот, и он впервые причащается Святых Христовых Таин.
    Игумения этого святого места – Сама Пресвятая Богородица. Ежедневно Владычица посещает Дивеево и проходит по Святой Канавке, здесь ощутимо и живое присутствие батюшки Серафима, потому для многих именно с Дивеева начинается осознанная духовная жизнь.
    У нынешних сестер обители многотрудная жизнь не только потому, что это обязательно свойственно монашескому пути во всех монастырях, – требуется огромное внутреннее напряжение быть всегда на людях, работать для людей и служить Господу, исполняя молитвенное делание и послушание.
    Игуменья Сергия – опытная и по-матерински заботливая, чьи родители похоронены в монастыре рядом с дивеевскими блаженными, в прошлом – врач, а ее духовное становление совершалось в Спасо-Преображенской Рижской пустыни.
    17 ноября 1991 года в Троицком соборе митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай возложил на игумению Сергию крест последней перед началом гонений игумении Серафимо-Дивеевского монастыря – Александры. Значительны для наших дней слова матушки Сергии о монашестве: "Монашество – это тяжкий крест, на котором висеть очень больно..."
    Крест нельзя себе выпрашивать. Выпрошенное – выброшенное. Сказать: "Хочу в монастырь" – не есть истинный путь. Нужно иметь терпение, нужно ждать благословения от Бога, ждать исполнения воли Его. Нужно так возлюбить Господа, чтобы отказаться во Имя Его от всего мирского, от всего, что было дорого прежде. Вот тогда и приходят в монастырь, который становится и домом, и высшей духовной школой "стяжания мирного духа, – как говорил батюшка Серафим. – И тогда всякое бремя становится легко. Это и есть основа монашества".

    Батюшка Серафим не оставляет своих сирот и теперь, посылая великие утешения. Так, 19 декабря 1999 года, именно накануне праздника основания Мельничной обители, Серафимо-Дивеевскому монастырю возвращены личные вещи Преподобного Серафима Саровского. После разгона монастыря в 1927 году их вывезли и хранили игумения Александра и ее келейницы. До 1980 года вещи хранились в Муроме. Монахиня Мария (Баринова) лично знала патриарха Пимена (в свое время он был иеромонахом в Муроме), ему и передала святыни. Пимен доверил хранение вещей Преподобного протоиерею Виктору Шаповальникову – батюшке, прошедшему сталинские лагеря. Отец Виктор, проживая в Подмосковье со своей матушкой, как бы в тени, девятнадцать лет бережно хранил бесценные святыни. Сбылись слова патриарха Пимена: "Бог даст, еще все возвратишь по назначению". С несказанной радостью и благодарением встретили дивеевские сестры вещи великого святого. Среди них: мантия, две полумантии (одна кожаная), армяк (пальто), епитрахиль, поручь, скуфья, зимняя шапка, рубашка-свитка, рукавицы, лапти (один сношен больше: батюшка прихрамывал после жестокого нападения на него разбойников), носки, обгоревшая табуреточка (та самая, рядом с которой представился Преподобный), топор, нож, гребень костяной, две пряди волос (после болезни), часть парамана и четок (лествицы), план Серафимо-Дивеевской Лавры, который сам батюшка рисовал, а также иконы из его келлии: Деисус, другие иконы дивеевского письма. Есть там и прижизненный портрет Преподобного Серафима в полный рост на холсте. Вещи настолько хорошо сохранены, что кажется – никогда не покидали обители. Они будут выставлены для поклонения.
    Большим утешением для сестер, как и для всех православных России, стало прославление царственных мучеников в числе новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. Всем помнятся слова Преподобного Серафима Саровского: "Царь, прославивший меня, будет прославлен". Жаль, что не дожил до этого события замечательный дивеевский батюшка иеромонах Владимир Шикин, один из тех редких духовников, кто, по примеру Преподобного, "брал на себя овечку и нес ко Господу". Верится, что, горячо почитая Государя-страстотерица, он зрит эту радость в небесных обителях.
    Нам выпало быть свидетелями еще одного чуда – сбылось предсказание батюшки Серафима: мощи трех великих дивеевских подвижниц были найдены нетленными и подняты для поклонения, а сами они прославлены в лике местночтимых святых. Это первоначальница Дивеевской обители схимонахиня Александра (Мельгунова; ? –1789), схимонахиня Марфа (Мелюкова; 1810–1829), по слову Преподобного Серафима – начальница Небесного Дивеева, и монахиня Елена (Мантурова; 1805–1832) – начальница Мельничной общины. Жития этих святых жен известны из летописи всем, кому дорого Дивеево. Слова же самого Преподобного: "Мы любим ублажать святых, а подражать им не хотим" – заставляют понять что-то важное для нашего времени.

    Первоначальница Серафимо-Дивеевской обители матушка Александра, великая раба Божия, ничего не совершала по своей воле, а только по указанию Царицы Небесной и земных духовных руководителей. Будучи богатой, имущество свое пожертвовала на построение храмов и другие добрые дела. Матушка Александра жила в эпоху екатерининского разорения Церкви, когда было закрыто 500 монастырей, и была свидетельницей безумного указа Петра III о введении в России лютеранства вместо Православия. Следствием всего этого была ужасная повсеместная нищета. Молитва подвижницы перед большим Распятием, всегда пребывавшей на внутренней Голгофе, аскетизм, как проявление высочайшего воздержания, – все это повлияло и отразилось на духовном облике обители.
    Схимонахиня Марфа и монахиня Елена подвизались в период зарождения и духовного становления будущей Лавры. Они совершали монашеское делание под водительством самого Преподобного Серафима. Жизнь этих святых жен уникальна, многое сокрыто от глаз, но существует то, что их роднит: бесконечная любовь к Богу, смирение и полное послушание. Схимонахиня Марфа никогда не поднимала глаз от земли, часто бывая в Сарове, спрашивала, какие монахи, похожи ли они на батюшку Серафима, потому что настолько была кротка и послушна своему духовному отцу, что именно по его совету никогда не поднимала глаз и ходила, надвинув низко на глаза платок. Ей были открыты многие тайны будущего. Она приняла схиму в 19 лет – редчайший случай.
    И монахиня Елена также была "послушлива, даже до смерти", и согласилась умереть вместо брата в 27 лет от роду по благословению старца Серафима. Мы сподобились увидеть результат духовной жизни этих дивеевских подвижниц – святость. По словам батюшки Серафима, души их, как голубицы, вознеслись ко Святой Троице.
    Но, как засвидетельствовано серафимовым служкой Николаем Александровичем Мотовиловым, "...прохождение духовной жизни обязательно и для монаха, и для простого семейного христианина... и она начинается только с того времени, когда Господь Бог Дух Святый, хотя вмале и кратко, начинает посещать человека. До этого времени христианин (будь то монах, будь мирской человек) проводит жизнь общехристианскую, но не духовную, проводящих же духовную жизнь людей мало".

    Как известно, нам, христианам последних времен, надлежит спасаться скорбями и болезнями, которые Господь щедро посылает: "Кого люблю, того и наказую". Но зачастую мы отличаемся от православных того времени не только немощью физической – мы отличаемся немощью главным образом духовной. Требуя от своих детей послушания, большинство могло бы честно сказать о себе, что в своей жизни сами не слушались никогда и никого. А слова Елены Ивановны, жены Мотовилова (которая не только молилась на отпевании Преподобного Серафима, но единственная дожила и "до первого обретения его святых мощей в 1903 году), о том, что "скорби надо принимать как конфеты и благодарить за них Господа, посылающего их не напрасно", для большинства останутся недосягаемой духовной высотой. Но не станем унывать: невозможное для человека возможно Богу.
    Вспоминая Дивеево, нельзя не сказать об источнике батюшки Серафима. И в наши дни в этом святом месте многие верующие получают исцеление не только физических недугов, но и духовных. Человек в самом прямом смысле получает духовное зрение. Местный батюшка, имеющий благословение окунать в источник, рассказывает удивительные истории. Как-то приехала с Центрального телевидения творческая группа на съемку фильма о Дивееве. Снимая источник, никто из съемочной группы погружаться в воду конечно же не хотел, но батюшка настоял, и старший из них окунулся. Потом он рассказывал, что у него появилось такое ощущение, как будто пелена спала у него с глаз. Он снял замечательный фильм о Дивееве, потому что его сердца коснулась благодать Божия. Многие, кто посмотрел фильм, обратились к Богу и устремились в это дивное место.

    Вспомнил батюшка и другой случай, когда мужчины из одной состоятельной семьи окунались под его руководством в источник и кричали такими голосами, как будто их резали ножом. А самый молодой девятнадцатилетний парень с криком: "Не могу, не могу больше!" – рыдая, выскочил из воды и буквально вцепился в свою мать. Батюшка только сокрушался и вздыхал: "Ну как им объяснить, что причина этого страха – духовная". Он вспоминал, что во время первой чеченской войны к нему на источник пришли местные солдаты во главе с молодым офицером, дело происходило зимой. По всему было видно, что ребятам совсем не хотелось лезть в ледяную воду (на источнике она и летом ледяная, а уж о зиме и говорить не приходится), но командир пошел первым, и солдаты – за ним. Священник записал имена всех этих воинов и горячо молился батюшке Серафиму. Все они вернулись живыми с войны, даже не было серьезных ранений... А офицер пошел на повышение, был переведен в Москву. Верующие люди, слава Богу, встречаются везде... В Дивееве есть еще несколько источников: Казанской Божией Матери, Иверский и источник матушки Александры. Местные жители и постоянные паломники могут рассказать поразительные случаи исцелений.
    Особой святыней Дивеевской обители является Канавка Царицы Небесной. Батюшка заповедал: проходя здесь по стопам Владычицы Нашей Богородицы, читать полтораста раз "Богородице Дево...", и будет тому здесь и Афон, и Ирусалим, и Киев. Оставил Серафим Саровский и важное пророчество о последних временах: "Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет".
    Остается только молить Господа, чтобы помог каждому христианину созидать в сердце своем такую же святыню, от земли до неба, молитвами Пречистой Богородицы, великого Саровского угодника и всех святых.

    Надежда ЗОТОВА

    TopList