© Данная статья была опубликована в № 28/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются. |
|
Оптина пустынь была не единственным
духовным очагом, как и "молдавское влияние"
(старца Паисия. –Ред.) не было единственным,
не было и решающим. Были и тайные посещения Духа.
Во всяком случае начало прошлого века в судьбах
Русской Церкви отмечено и ознаменовано каким-то
внутренним и таинственным сдвигом. Об этом
свидетельствует пророческий образ Преподобного
Серафима Саровского, его подвиг, его радость, его
учение. Образ вновь явленной святости оставался
долго неразгаданным. В этом образе так дивно
смыкаются подвиг и радость, тягота молитвенной
брани и райская уже светлость, предображение уже
нездешнего света. Старец немощный и притрудный,
"убогий Серафим" с неожиданным дерзновением
свидетельствует о тайнах Духа. Он был именно
свидетелем скорее, чем учителем. И еще больше: его
образ и вся его жизнь есть уже явление Духа. Есть
внутреннее сходство между Преподобным Серафимом
и святителем Тихоном. Но Преподобный Серафим еще
более напоминает древних тайновидцев,
преподобного Симеона больше других, с его
дерзновенным призывом искать даров Духа.
Преподобный Серафим был начитан в отцах.
В его опыте обновляется исконная традиция
взыскания Духа. Святость преподобного Серафима
сразу и древняя и новая: "Истинная же цель
жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа
Святаго Божьяго". И нет других целей, и быть
не может, все другое должно быть только
средством. Под елеем, которого недостало у
юродивых дев евангельской притчи, Преподобный
Серафим разумел не добрые дела, но именно
благодать Всесвятаго Духа. "Творя добродетели,
девы эти, по духовному своему неразумию,
полагали, что в том-то и дело лишь христианское,
чтобы одни добродетели делать... а до того,
получена ли была ими благодать Духа Божия,
достигли ли они ее, им и дела не было". Так со
властию противопоставляется морализму –
духовность. Смысл и исполнение христианской
жизни в том, что Дух вселяется в душе
человеческой и претворяет ее "в храм Божества,
в пресветлый чертог вечного радования". Все
это – почти что слова преподобного Симеона, ибо опыт
все тот же (и не нужно предполагать
литературное влияние)... Дух подается, но и
взыскуется. Требуется подвиг, стяжание. И
подаваемая благодать открывается в некоем
неизреченном свете (сравните описание
Мотовилова в его известной записке о Преподобном
Серафиме).
Преподобный Серафим внутренне принадлежит
византийской традиции. И в нем она вновь
становится вполне живой.
Патриарх Алексий передал в дар Архиепископу Христодулу частицу мощей преподобного Серафима СаровскогоМосква, 13 мая 2001 г.Совместным богослужением в храме
Христа Спасителя предстоятелей, епископата и
духовенства Русской и Греческой Церквей было
ознаменовано в Москве начало I съезда
православной молодежи. В нем принял участие
глава Греческой Православной Церкви Архиепископ
Христодул. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru |