Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 25/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЧТОБЫ ДУША ВОЗНОСИЛАСЬ К БОГУ

    ПРАВОСЛАВИЕ В СУДЬБАХ ОТЕЧЕСТВА

    ЧТОБЫ ДУША ВОЗНОСИЛАСЬ К БОГУ

    Свято-Троицкая Махрищская обитель вчера и сегодня

    Владыка Евлогий в Стефано-Махрищском монастыре Владыка Евлогий в Стефано-Махрищском монастыре

    "Вчера бескровенный странник остановился почить в пустыне и, взяв от камней места того, положил в возглавие себе: ныне, открыв очи, он видит, что страшно место сие. Что это не простое место, но дом Божий и врата небесные!.. Суетность устроила бы себе жилище утех; гордость воздвигла бы капище самой себе; благочестие созидает храм благочестия и дом Божий... не все те, которые в стенах сих находятся, находятся в доме Божием. Дом Божий составляет снисхождение не только Бога к человеку, но и взаимное приближение человека к Богу. Молитва толцет в двери его; вера допускает внутрь; любовь обитает в нем неисходно..."
    Эти слова, сказанные молодым преподавателем высшего красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василием Дроздовым (будущим святителем Московским и Коломенским Филаретом, канонизированным в 1992 году) в проповеди на освящении перестроенного в 1808 году древнего Троицкого собора в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре, уместно было бы повторить и теперь, глядя на восстанавливающуюся обитель во владимирском селе Махра.
    За безмолвием и уединением шел сюда в XIV веке инок Киево-Печерской обители, когда священство в древнем киевском княжестве – колыбели Русского Православия – стали притеснять латиняне-паписты. И как часто случалось на Руси, вслед за богоизбранным отшельником к месту, освященному его молитвой, тянулись люди, жаждущие иноческой жизни, а потом и миряне, которым необходима была молитва праведников, духовное окормление, исцеление. И после преставления святые не оставляют мест своего молитвенного подвига. Это ощущаешь всегда, бывая в святых обителях. Незримые нити связывают нас, живущих теперь на земле и предстоящих перед Господом. Часто здесь мы получаем и вразумление, и разрешение каких-то, казалось бы, непреодолимых вопросов, часто в этих обителях через предстательство святых Господь посылает и священника для исповеди. Слава Богу за все! Недаром так велика стала тяга к паломничеству. Но не все некогда просиявшие обители известны в наше время.
    Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь мало известен в настоящее время даже в самой Владимирской области, где в пятнадцати километрах от Александрова, на слиянии рек Молокчи и Махрищи, он находится. Мне пришлось добираться до него из другого старинного владимирского города Киржач. Здесь летом с семьей живет регент детского хора храма Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва) Елена Евгеньевна Захарова. Через нее я и получила приглашение от настоятельницы монастыря матушки Елисаветы на именины. Мы разминулись, и я осталась на железнодорожном вокзале Киржача одна в полном неведении, как попасть в Махру. На железнодорожной схеме такого пункта нет. Знала я, что это совсем рядом, но никто не мог подсказать дорогу.
    И вдруг слышу:
    – Надо ехать до 120-го километра. Это третья остановка от Киржача, а там пешком все ходят.
    Ходят, так и я пойду.

    ...120-й километр – это перрон в лесу. Даже какой-нибудь дороги нет. Заброшенная избушка вдалеке – все. Вокруг ни души, только лукаво подмигивают крупные ягоды перезревшей земляники, рассыпанные кругом. Дождь кончился! Не оставь меня, Царица Небесная. Перекрестилась на все четыре стороны, гляжу: по тропинке мальчишки на велосипедах мчатся, только бы услышали:
    – Ребята, где здесь монастырь?
    – Идите за нами до пионерского лагеря, а там уже близко!
    Они помчались как вихрь – где уж за ними. Плетусь по лесной дорожке. Опять ни души. Лес и поле, луг и перелесок – так, видно, шел когда-то и преподобный Стефан к Махре. Эта мысль меня утешила. Однако я снова не знала пути, и некому подсказать. Дошла до шоссе, вижу поселок, вижу деревню, вижу забор – похоже на пионерский лагерь, а монастырь-то где? Стою на перепутье и вдруг – не глазами, а душою узрела сквозь ослепительную в лучах заходящего солнца, мокрую от дождя зелень – крест. Пытаюсь понять – не мерещится ли мне...
    "...Оглядя много мест посреди дебрей, преподобный Стефан обрел для молитвенного подвига столь желанное место безмолвия, бывшего княжества Переславля-Залесского Кинельской волости, в лесном урочище, именуемом Махрище, омываемом водою соименной речки. Воздвигнув деревянный крест – знамение нашего спасения – в осенение предстоявшего пустынножительства, подвижник стал рубить лес, поставив убогую келью, выкорчевал окрест нее пни для возделывания земли под посев хлеба и посадку овощей в потребную себе пищу. На пользование угодьями облюбованного им места преподобный получил от великого князя Иоанна дарственную грамоту, причем князь снабдил его потребным на построение монастыря, а от митрополита Феогноста (†14 марта 1353 года), тогдашнего святителя Московского, – благословение на пустынное жительство". Так повествуется о начале "неустанных трудов и неусыпного молитвенного бдения" преподобного Стефана.
    Так создавался монастырь. Были в жизни обители взлеты и падения, но всегда запустение сменялось новым расцветом. И святые праведники – преподобный Стефан и позже (XVI век) святитель Варлаам, – прославленные Русской Православной Церковью, не оставляли этой, ставшей им родной обители.

    В советское время Стефано-Махрищский монастырь, как и большинство святых обителей России, был разрушен практически полностью. Чтобы взорвать его главные святыни – храмы Святой Живоначальной Троицы и Преподобного Стефана, – на взрывчатку не поскупились. Заложили ее столь много, что обе церкви, как рассказывали старожилы, сразу не разрушились, а как бы в последнем вздохе воспарили и рухнули, в одно мгновение рассыпавшись на мелкие осколки. Кирпич, ради которого и было совершено это кощунство, оказался уже непригоден для строительства, им мостили дороги и учебный аэродром близ деревни Слободка Киржачского района (отсюда, говорят, улетел в свой последний полет Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт земли).
    На месте взорванных святынь устроили спортплощадки, играли в волейбол и футбол. Заросло бурьяном в человеческий рост и монастырское кладбище, также оскверненное. Рассеялась, казалось бы, и память об уже единожды прославленных мощах преподобного Стефана и еще не обретенных – другого махрищского чудотворца, святителя Варлаама. Однако по Промыслу Божиему святое место не осталось в поругании. Еще до возобновления монастырского общежития в его стенах поставили Поклонный крест, и стали совершаться молебны преподобному Стефану.
    30 декабря 1993 года его высокопреосвященство архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил престол единственной тогда сохранившейся надвратной некогда больничной церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла. С этого времени стал возрождаться монастырь, но уже как женский, возглавила его игумения Елисавета (Жегалова).
    Монастырь расположен в низине. Крест надвратной церкви Преподобного Сергия Радонежского был мне путеводной звездой. Этот храм над восточными вратами обители сегодня, пожалуй, самый заметный ориентир для тех, кто идет или едет по шоссе. Построен он в 1792 году на том самом месте, где некогда радушно встречали преподобный Стефан с братией игумена Радонежского.
    Сегодня Стефано-Махрищский монастырь возрождается радением владыки Евлогия. С помощью Божией по неустанному молитвенному подвигу сестер явилось и заступничество Матери Божией и преподобного Стефана. Нашлись благотворители в лице президента государственного концерна "Росэнергоатом" Эраста Николаевича Позднышева и его сотрудников. Началось преображение обители. Надвратную церковь Преподобного Сергия Радонежского укрепили на древней основе, восстановили по старым чертежам. Часть монастырских стен сохранилась, но в основном это временная и неказистая ограда. Зато каково впечатление, когда войдешь на территорию монастыря, – благолепие и отрада...

    Игумения Елисавета Игумения Елисавета

    ...К лету 2000 года, когда я впервые попала сюда, отреставрировали церковь Святых апостолов Петра и Павла, построили звонницу, а также трапезную, сестринский корпус, мастерские, архиерейский дом, скотный двор, другие хозяйственные постройки, идет реконструкция нового сестринского корпуса. Но самое главное – всего за один год по старым чертежам возвели церковь Преподобного Стефана Махрищского, тогда же ее освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К настоящему времени готово не только внешнее ее убранство, но и интерьер, блестяще выполненный иконостас, паникадила, прекрасные иконы, писанные современными мастерами, но в духе того времени и в колорите старого убранства...
    ...На праздничное богослужение в день именин матушки Елисаветы я не попала. Почти все гости разъехались, матушка отдыхала. Зато в этот день я познакомилась с обителью и ее обитателями. Моим первым гидом стала Наташа Захарова, семилетняя дочь Елены Евгеньевны. Первое, что она показала мне, это... цесарки, куры, утки, индюки – птичий двор. "Матушка и павлина заведет, – Наташа таинственно поглядела на меня и достала из-за спины перо этой царь-птицы, – пока вот только перышко; может, кто-нибудь подарит эту птичку матушке на именины... в другой раз". На скотном дворе царствовали сестры Исидора и Серафима. Везде чувствовалась забота о каждой живой душе. Возле чистых ясель в коровнике развешаны красочные таблички с кличками животных. Вместе с насельницами за скотиной ухаживали девочки-подростки, прихожанки московского храма Всех святых в Красном селе – Варя и Ульяна. "Очень они нам помогли, старательные, прилежные..." – вспоминала потом послушниц сестра Исидора с благодарностью. Не случайно в Махрищском монастыре так вкусна трапеза, особенно сыр, приготовленный сестрами из своего молока. Сестра Исидора не только знает каждую скотинку "в лицо", но и историю ее приобретения, и повадки, и болезни – словом, всю жизнь, и с любовью об этом рассказывает. Мы с Наташей заслушались, еле успели посторониться: ловко орудуя кнутом, сестра Серафима загоняла в хлев быка Бантика. Меня поразили ее глаза: синие, юные, спокойные. Несмотря на одежду, подобающую для ухода за скотиной, и сильные натруженные руки, сестра Серафима казалась совсем юной. "Ей нет и двадцати", – подумала я и ошиблась ровно на десять лет. Так я ошибалась постоянно – видимо, в монастыре время медлит сказаться на внешнем облике живущих здесь. В феврале 2001 года я встретила сестру Серафиму в храме Святителя Николая в Кленниках совершенно случайно. Я впервые зашла поклониться недавно прославленному московскому исповеднику и чудотворцу Алексию Мечеву и увидела скотницу из Махры. Оказалось, Серафиму послали учиться иконописи в мастерскую отца Николая Чернышева, что на Маросейке.
    ...Теперь понятно, откуда у буренушек махрищских такие изящные таблички. Рисовали их дети под руководством сестры Серафимы.
    Впрочем, все в монастыре несло отраду для глаз и слуха. Цветы росли здесь повсюду. Розы окружены особой заботой настоятельницы, а молитвенное пение – ее особым попечением. Вот и Елена Евгеньевна – регент детского хора, педагог, певчая с широким диапазоном голоса – часто приезжает в Махру. Привозила она в монастырь и своих подопечных – юных хористов, учащихся московской воскресной школы Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново. К вечеру в обитель прибыли запоздавшие гости из Оптиной пустыни и ее подворья в Москве во главе с игуменом Мелхиседеком. Гостям показали монастырь, а после трапезы был концерт, в котором участвовали и гости, и хозяева, и маленькая голосистая Наташа Захарова.

    ...Вечерню служили в надвратной церкви Преподобного Сергия Радонежского. Под проливной дождь молились сестры о спасении душ и об устройстве обители Преподобного Стефана...
    Из окна этого небольшого храма, расположенного на втором этаже, над восточными вратами обители далеко видны окрестности: луга, поля, реки Молокча и Махрища, лес, где пробивается святой источник, поселок, где живут люди, наши современники... Грянул гром, "разверзлись хляби небесные", казалось, за грехи наши поглотит теперь вода все вокруг...
    ...Идет исповедь. На аналое лежит икона преподобного Серафима Саровского, освященная на мощах святого. Она в труднейшее для обители время, в начале 1990-х годов, явила чудо. Когда почти не было надежды на то, чтобы удалить с территории возрождающегося монастыря праздные организации, не то чтобы его отстроить, сестры молились, и в утешение милостью Божией замироточила икона. Во время одного мироточения на крышке киота чудесным образом спроецировалось изображение – силуэт преподобного Серафима Саровского, похожий на гравюру, выполненный множеством мельчайших капелек благодатного мира. Образ этот оставался многие месяцы на крышке киота. Можно было разглядеть на нем не только силуэт, но и черты лика преподобного и даже крест на епитрахили. От самой иконы исходило чудное, неземное благоухание...
    ...Исповедовавшись, приложилась и я к этому чудотворному образу, взглянула в окно – луч заходящего солнца ослепил меня, а в луже, как воробей, плескалась Наташа... Есть у нас еще время на покаяние и надежда на милость Божию. Дождь кончился. Звезды высыпали на небе. Из сестринского дома сквозь раскрытое окно доносились звуки фортепьяно и чудные голоса дуэта... В лунном свете, сквозь туман и аромат омытых дождем флоксов и роз скользил величественный силуэт настоятельницы...
    Матушке 43 года. Двадцать из них она прожила за монастырскими стенами. Сначала на скотном дворе Пюхтицкого монастыря (Эстония). Затем за другими послушаниями. Там же начала петь на клиросе. С 1981 по 1991 год провела она в этой строгой трудовой обители, подчиненной Святейшему Патриарху. Отсюда вынесла и такие христианские добродетели, как терпение, смирение, трудолюбие, а также приверженность к особому пюхтицкому (или вильновскому) распеву в богослужениях.
    Начало 90-х (теперь уже прошлого века) стало временем возрождения российских монастырей. Святейший Патриарх Алексий II направил деятельную послушницу в Шамординскую женскую обитель близ Оптиной пустыни помочь в обустройстве. Здесь, накануне канонизации великой княгини Елисаветы Феодоровны, ее постригли в мантию с именем этой преподобномученицы. По благословению его высокопреосвященства владыки Евлогия монахиня Елисавета прибыла в Александровский Свято-Успенский монастырь. Затем возглавила Махрищскую обитель, первое время приписанную к Александрову. С 1995 года монастырь получает статус самостоятельного, а монахиня Елисавета становится его настоятельницей, игуменией.
    Родилась она в городе Дмитрове Московской области, в простой, нецерковной семье. Но слово Божие, донесенное священником Димитрием Дудко, многих тогда, в первые постсоветские годы, привело к вере, в том числе и настоятельницу Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря Елисавету. Ее мама теперь часто навещает свою дочь – матушку настоятельницу.

    Благотворитель монастыря Э.Н. Позднышев с подаренной ему иконой Богородицы Благотворитель монастыря Э.Н. Позднышев с подаренной ему иконой Богородицы

    – Можно ли сказать, что вы продолжаете традиции обители, основанной преподобным Стефаном?

    Игумения, как бы задумавшись, рассеяно погладила огромного рыжего кота, поправила апостольник (головной убор монашеского облачения, закрывающий волосы женщины).
    – ...Все-таки нет. Мы сейчас только возводим фундамент для будущих поколений. Коли даст Бог жизни, то после нас традиции монашества, возможно, возродятся в полноте. Сейчас же мы просто чернорабочие: мы строим – и больше внешнюю жизнь, чем внутреннюю. Но и это милость Божия, которую послал Господь нашему времени, нашему поколению. В Стефано-Махрищском монастыре о строительстве надо говорить особо. Все, что здесь построено, реставрировано, отремонтировано, благоустроено, – все это сделано за счет наших благотворителей – концерна "Росэнергоатом" во главе с президентом Эрастом Николаевичем Позднышевым. Вряд ли можно назвать еще таких же благотворителей, которые не единожды, а на протяжении многих лет несут заботу об обители. Когда мы искали мощи преподобного Стефана, решили отрыть фундамент храма, просто чтобы определиться с местом. Скоро нашли и мощи преподобного Стефана и святителя Варлаама. На главе преподобного явилось изображение креста Господня. Это обстоятельство развеяло все сомнения о принадлежности останков и поразило светских ученых. Наш археолог бросил в штуку: вот бы и храм здесь снова выстроить. Никто не придал этим словам значения. Но когда рассказали обо всем Эрасту Николаевичу Позднышеву, он всерьез заявил: "Надо строить, причем быстро". Не успели мы оглянуться, как через месяц уже закладной камень положили в основание воссоздаваемого храма (это было 14 ноября 1996 года). Еще через год храм был в основном готов и освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В такую глубинку приехал Первосвятитель. К лету 2000 года практически все убранство церкви было завершено. Здесь прекрасный иконостас работы московских мастеров. Впрочем, все – и по содержанию, и по колориту – нам удалось приблизить к первоначальному облику. Что это, если не заступничество преподобного Стефана? Впрочем, есть у нас одна неразрешенная проблема – отопление. Хозяйство наше разрастается. Котельня на мазуте "съедает" много средств. Такое бремя уже не по силам и нашим благодетелям. Единственная надежда – на администрацию области. Будем просить помощи для проведения газопровода из соседнего, что в пяти километрах, Карабанова. Скоро у нас юбилей – 650 лет Стефано-Махрищской обители. Может, губернатор области сделает нам такой подарок – проведет газ. Напишите, пожалуйста, и вы о нашей просьбе.
    Матушка Елисавета с надеждой взглянула на меня и продолжила:
    – ...Традиции внутренней жизни монашества – они не меняются... Что в I веке, что в двадцать первом. Внешне мы не можем жить так, как первые монахи, нам не по силам огромное молитвенное правило, мы не можем так молиться, так поститься, носить вериги на себе – эти пути как бы закрыты для нас. Возможно, промыслительно, чтобы к надмению не привести. Внутренний же подвиг – монашеский – всегда одинаков: терпение, смирение, безропотное ношение скорбей и болезней. Благодарность за все Богу!

    – Все сестры несут послушания в монастыре, а как они даются?

    – Послушания раздаю я сама. У нас в обители живут постоянно сорок человек – это монахини, послушницы, трудницы и бабушки. Я знаю, у кого какие немощи, какие проблемы, какие дарования. Насельницы выполняют молитвенное правило, читают Псалтирь, поют на клиросе, работают на стройке, по благоустройству территории, на подворье, в огороде, в швейной мастерской, на кухне. Послушания и кормят нас, и одевают, кров дают. Но главное – к Богу приводят. Через все это воцерковляется человек, пришедший в монастырь, но дается все не сразу.
    Есть при монастыре и воскресная школа, ходят в нее дети, а возглавляет благочинная мать Амвросия – педагог по образованию и призванию. Она очень любит детей, и дети ей отвечают тем же. Занятия в школе проходят на самом высоком уровне. Судить об этом можно и по тому, что священник обители отец Георгий, живущий с семьей в Александрове, свою дочь Евгению по воскресеньям привозит в нашу школу. Всего у нас учатся около 50 человек – все дети соседней общеобразовательной сельской школы Махры (37 человек), да приезжают из соседних деревень и Карабанова. Все воскресенье дети находятся под покровительством обители: участвуют в богослужении, причащаются Святых Таин, занимаются вероучительными дисциплинами, но не только. Есть у нас и дополнительное образование, что практически сейчас отсутствует в общеобразовательных сельских школах: музыка, пение, рукоделие, рисование. Ребятишки с удовольствием возятся с животными и ездят с нами на экскурсии и в паломнические поездки. Для многих это единственная возможность увидеть в детстве что-то за околицей села. В монастыре дети обязательно трапезничают, а особо нуждающиеся получают одежду и другое необходимое из того, что жертвуют на монастырь.
    Не все родители этих детей люди верующие, живущие по Закону Божию, многие из них в разное время и законы государства нарушали. Нечасто посещают они и храм. А дети есть дети: все сплошь ребятишки замечательные, к тому же неиспорченные пресловутой "цивилизацией". Они все так чисто воспринимают, всему так рады. Даст Бог, за детьми в взрослые придут в храм. В этом году на святки мы по приглашению владыки Евлогия принимали участие в праздничном концерте для администрации области. Всех поразила искренность, непосредственность и одаренность детей из российской глубинки, наших детей.
    Кстати, прекрасная школа, что возле монастыря, выстроена также при участии концерта "Росэнергоатом" с условием, что станет окормляться монастырем. Здесь даже предусмотрены специальные помещения для занятий вероучительными дисциплинами. Мать Амвросия приходит в эту школу в будни.

    Летом я видела стройку, подумала: "новые" русские уже под стены монастыря свои особняки с баскетбольными площадками ставят! Оказалось, строится сельская общеобразовательная школа. Ее зданию может позавидовать любая столичная гимназия. Однако не все так гладко. Стены еще сами по себе не могут преобразовывать душу, образовывать человека. Нужны педагоги, преподаватели, заинтересованные организаторы учебного процесса. Хотя, слов нет, и внешний вид способен повлиять на внутреннее содержание. Не случайно насельницы монастыря одеты по-особому.
    Игумения деловито оправила мантию, извинившись, поспешила к телефону. В приемной ее уже ждал другой посетитель – представитель издательства "Отчий дом". Я же поблагодарила матушку Елисавету и попросила благословения посетить швейную мастерскую.
    Здесь шьют все для насельниц монастыря и кое-что для облачения священников, иногда бывают и другие заказы. Мастерская большая, светлая, несколько швейных машинок нового поколения, два оверлока, стол для кройки, гладильная доска, на стене небольшая икона неизвестного мне святого...
    "...Святой праведный Симеон Верхотурский, – поясняет сестра Тавифа, – покровитель швейников..."
    ...Родился и вырос он в богатой московской семье купца, но рано ушел из дома, искал уединения и тишины. Поселился за Уралом. Здесь обучился скорняжному делу. Кормился тем, что ходил из дома в дом, куда позовут, шил, что попросят. Причем шил очень аккуратно, добротно. Но чтобы не хвалили его и за работу не платили, праведный Симеон уходил от заказчика тайно и хоть в чем-нибудь намеренно не завершал работу. Этот незначительный изъян приводил часто к побоям и незаслуженным поруганиям, которые праведный портной смиренно переносил. Никогда не пропускал он праздничных и воскресных богослужений. Умер он молодым и захоронен на кладбище возле церкви. А больше о нем ничего не было известно. Человек-то он был одинокий и незаметный при жизни. Но случилось чудо: мощи праведного Симеона были явлены Господом. Гроб поднялся из земли, обнаружились нетленные мощи, на могиле стали происходить исцеления, а из места захоронения забил святой источник. Сейчас на этом месте стоит женский монастырь в честь святого праведного Симеона Верхотурского. Все швеи, которым известно о нем, молятся своему небесному покровителю.
    Просят и махрищские швеи у святого Симеона Верхотурского сначала духовной помощи и укрепления, а потом и на "телесную потребу", чтоб Господь благословил, чтоб не испортить изделия, а дело не в ущерб было...
    – Не у каждого ремесла есть заступники Божии, – продолжает рассказывать сестра Тавифа. – Мне же особенно повезло. Я с детства любила шить, а когда пришла в монастырь, очень хотела при постриге получить имя святой праведной Тавифы. Она известна из апостольского повествования (Деян. 9). Я очень люблю шить, – огромные глаза моей собеседницы излучали доброту, а в движениях чувствовалась сдержанная сила и молодой порыв. Но основное дело монашествующих – молиться. За молитвой приходим мы в монастырь. К тому же тем, кто помоложе, приходится зимой снег сгребать, летом сено заготавливать, да мало ли дел в хозяйстве... Шьем-то мы больше для себя.

    Сестры Васса и Тавифа (справа) в швейной мастерской монастыря Сестры Васса и Тавифа (справа) в швейной мастерской монастыря

    – А как же шьется монашеское облачение? Откуда берутся выкройки? Можно ли сказать, что крой одежды имеет какое-то символическое значение?

    – Безусловно. Но мне доподлинно известно немногое. Вряд ли стоит пересказывать то, что бытует в среде монастырских швей. Например, сорок складок на мантии, говорят, отгоняют сорок грехов и бесов. А если серьезно, – сестра Тавифа улыбнулась, разглаживая сметанные складки мантии, – к традициям мы относимся очень бережно. Шьем по старинным образцам, привезенным из Пюхтицского монастыря монахиней Вассой. Иначе и быть не может. Монашеское облачение – одежды Самой Пресвятой Богородицы...
    Я поблагодарила сестер-швей – Тавифу, Вассу, Серафиму – и попрощалась с ними. Позже услышала, что сестра Тавифа – прекрасный канонарх, возможно, один из лучших.
    Традиции, предание – это та сердцевина православного мировоззрения, на которых держится Церковь. Преемственность во всем: и в богослужении, и в облачении, а главное – в укладе самой жизни, в той любви, которую заповедовал Господь наш Иисус Христос, которую пронесли светочи Православия, такие как преподобный Стефан и святитель Варлаам Махрищские. В святых обителях эта любовь к Богу и нелицемерная любовь к людям пробивается и сейчас – сквозь заскорузлость нового времени.
    Летом 2000 года мне с пятилетней дочерью Ксенией посчастливилось побывать на двойном празднике в Махре. 27 июля (н. ст.) чествовали преподобного Стефана Махрищского и праздновали обретение мощей святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, – игуменов Свято-Троицкой обители на Махре. Тысячи людей прибыли сюда. Представители администрации Владимирской области и Александровского района. Архипастыри Церкви – архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, викарий Рязанский Иосиф – отслужили в этот знаменательный день вместе с настоятелями множества храмов Владимирской епархии, наместниками и братией владимирских мужских монастырей области, игумениями и сестрами женских обителей. Прибыли на праздник священномонашество Троице-Сергиевой Лавры, благоустроители концерна "Росэнергоатом", солдаты – певчие из воинской части, на территории которой расположена Зосимова пустынь – соседний мужской монастырь, дети воскресной школы, сельчане, паломники. Всех, кто приехал с ночевкой, разместили в монастыре, в деревне, в гостинице Карабанова.
    День прославления начался с крестного хода. На рассвете из Карабанова в Махру с иконами, хоругвями, молитвой, песнопениями шли миряне в сопровождении священников. Из монастыря им навстречу – крестный ход, возглавляемый архипастырями – владыками Евлогием, Виктором, Иосифом. У восточных врат обители, возле храма Преподобного Сергия Радонежского, в том месте, где некогда встречал великого игумена преподобный Стефан, сошлись эти два крестных хода. В общей молитве преклонились все перед светочами земли Русской и восхвалили Пресвятую Троицу у врат Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.

    – Что же сегодня нас всех привело сюда? Красота и благоухание неземных плодов веры, святость подвижников Махрищского монастыря – преподобного Стефана и святителя Варлаама, – начал свое пастырское слово владыка Евлогий, – это благодатный свет доброй воли... Как бы мы земное ни украшали, оно неминуемо тлеет и гибнет, однако это совсем не бессмыслица. Если временно земное бывает столь прекрасно, то что можно сказать о небесном? У Бога Творца и Промыслителя все чудесно и превосходно – как временное, так и вечное. Святые Стефан и Варлаам как раз и жили верою и любовью к Спасителю своему, созерцали Господа во всем земном бытии. Они познали Бога, и Бог показал нам славу их душ...
    В праздничной литургии участвовали все. Не всем хватило места в храме. Исповедовать причастников пришлось и на улице перед вратами Стефановской церкви. Сюда же вынесли и мощи святых Стефана и Варлаама для поклонения. После молебна его высокопреосвященство архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий одарил присутствующих священнослужителей частицами мощей только что канонизированного святителя Варлаама, "ибо нас святые соединяют и укрепляют".
    У мощей Махрищских святых владыка Евлогий поблагодарил благоустроителей обители – концерн "Росэнергоатом". Сестры преподнесли его руководителю Эрасту Николаевичу Позднышеву икону Божией Матери. А я пыталась узнать позже: правда ли, что во время чернобыльской трагедии он работал на ликвидации аварии и ему являлась Богородица? В чем причина помощи крупного государственного концерна обители в захолустье? Эраст Николаевич был в гуще событий церковного праздника, а на мои вопросы попросил ответить заместителя исполнительного директора концерна Игоря Редькина:
    – ...С таких вот уголков начнет возрождаться Россия. Не из центра, не с телевизионных вышек это произойдет, а именно с таких вот святых мест. Слава Богу, не утерял наш народ и своих мастеров. Смотришь на храм Преподобного Стефана, и трудно сразу, сказать старый он или новый. А ведь строили его наши современники, и иконостас уже в полном великолепии украшает храм... Мы, сотрудники концерна, любим приезжать в эту обитель на праздники, да и просто помолиться в уединении. Обстановка здесь какая-то не мирская. Когда стоишь в этом храме, душа твоя возносится к небу. Это такое благодатное ощущение...
    Всех пришедших в обитель на праздник святых подвижников благочестия Стефана и Варлаама Махрищских угощали и в сестринской трапезной, и в рабочей, и в павильоне, специально для этого построенном. Каждый отведал как благословение угодников Божиих хотя бы пирогов с киселем. После трапезы на лужайке у храма сестры устроили концерт для гостей.

    Мы с пятилетней дочерью Ксюшей остались в Махре до утра. Проведали телят и цыплят, помогали в уборке храма. Здесь паломница из Москвы София поделилась своим удивлением:
    – Цветы, украшающие икону преподобного Стефана, срезаны три дня назад. В храме все эти дни служба утром и вечером, народу много, свечи горят, а цветы словно живые. Есть сейчас разные методы подпитки растений, я профессиональный биолог, специально приехала помочь в садоводстве монастырю. Непонятно только, почему эти цветы у лика преподобного не вянут? Просто чудо!
    На дорожку мою дочку благословили конфетами и пирогами, довольная, она покидает трапезную, и платочек на ней как-то странно повязан...
    – Что это, – спрашиваю, – так нарядилась?
    – Не понимаешь, мама, – апостольник. Мы с Наташей Захаровой игумениями решили стать, надо привыкать.
    Конфеты до дому мы не довезли. В Москве на остановке троллейбуса увидела я соседку, 14-летнюю А. с подругой. Они демонстративно... курили. Дождавшись, когда меня заметят и бросят сигареты, сказала Ксюше:
    – Давай девочек конфетами от преподобного Стефана угостим...
    Через неделю встретила А. закутанную. Горло болит. Не удержавшись, проворчала:
    – Зачем ты куришь?
    – Я так, баловалась. А после вашей конфеты из монастыря и вовсе смотреть на сигареты не могу!
    Три раза была я в Махре. И каждая поездка давала какой-то незримый импульс моей жизни. Не такой откровенный, как для этой девочки А., взрослая жизнь гораздо сложнее... Но я молилась и просила преподобного Стефана:
    – Если есть на то воля Божия...
    И слава Богу, всегда получала вразумление и помощь через людей, через обстоятельства.

    © Алла АНДРИАНОВА

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «Профисервис». Компания «Профисервис» предоставляет профессиональные услуги ремонта гаражных, откатных, рулонных и секционных ворот, шлагбаумов, рольставен, автоматики Came Nice LiftMaste, и домофонов в Москве и московской области. Воспользовавшись предложением компании и заказав ремонт автоматических ворот, Вы по выгодной цене получите услуги высококлассных профессионалов, которые обеспечат надежное и долговечное функционирование Вашей автоматики. Подробнее ознакомиться с предложением компании «Профисервис», и оформить заявку на ремонт онлайн, можно по адресу http://profeservice.ru/

    TopList