Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 25/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЦЕРКОВЬ - ТЕЛО ХРИСТОВО

    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    ЦЕРКОВЬ – ТЕЛО ХРИСТОВО

    Фото Евгения Крылова. Божественную литургию служит архиепископ Костромской и Галичский Александр Фото Евгения Крылова. Божественную литургию служит архиепископ Костромской и Галичский Александр

    Отец Церкви Николай Кавасила в знаменитой книге "Семь слов о жизни во Христе" поучает христианина, как соединиться со Христом через Таинство таинств. Последуем же за мыслью этого богомудрого мужа.
    "Приступим к Трапезе тайной, через которую станем причастниками Непорочного Тела и Честной Крови Господа. От Божественного Причастия черпает христианин духовную жизнь с величайшей силой. Никто не может представить для человека счастья высшего, чем участие в этом великом таинстве. Оно не просто касается лучшей жизни: в Причастии мы получаем не только дары Святого Духа, но принимаем Самого Воскресшего Господа, великого нашего Благодетеля, храм Его, внутри которого есть все духовные дары. Несомненно, Господь присутствует во всех таинствах нашей Церкви. Он присутствует и в тех, кто участвует в таинствах, и передает благодать Свою разными путями. Однако если Господь приведет верующего к Божественной Евхаристии и даст ему как духовную пищу Тело Свое и Кровь Свою, то человек преобразуется. До момента Причастия человек есть глина. После Божественного Причащения он перестает быть глиной, принимает царский вид, становится телом Царя Христа. Какое счастье может быть больше этого?
    Согласно с обещанием, данным Господом, через Божественное Причащение Сам Господь живет в нас и мы — в Нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Когда же Христос пребывает в нашем сердце, какую еще нужду будем иметь? Возможно ли тогда, чтобы мы лишились когда-либо истинного блага? Что можно возжелать более Христа? Он и обитатель наш, и обитель наша, так что блаженны мы в обители, блаженны и потому, что сами сделались обителью для Него. Какого же духовного блага недостает нам, когда мы имеем такую связь с Господом? Когда войдем в это духовное озарение, как возможно быть связанным с тщетностью и порочностью мира? Какие лукавство и грех могут устоять перед богатством духовных благ? Никакое зло не войдет в наше сердце, когда Христос исполнит нас Своим присутствием, и пройдет в глубины нашей души, и будет господствовать глубоко в нас, и окружит нас со всех сторон. От внешних нападений лукавого нас защитит живущий в нашем сердце Христос. Он вновь изгонит из нас любое зло, поскольку Он — обитатель, наполняющий Собой всю обитель, то есть нашу душу. Мы принимаем не часть Христа, но всего Христа. Имеем не какой-то духовный луч или слабый свет, но принимаем в нашу душу само духовное солнце и становимся единым духом со Христом, поскольку тело, и душа, и все силы тут же становятся духовными... Божественное, вышнее (горнее) господствует над низшим, человеческим. И как говорит апостол Павел о Воскресении: Чтобы смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5, 4); и в другом месте: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
    О таинство великое и непознаваемое! Как возможно соединить ум Христов с нашим собственным умом, волю Его — с нашей собственной волей, Тело Его — с нашим собственным телом, Кровь Его — с нашей собственной кровию? Каков же ум наш, когда владеет нами ум Христов, и воля наша, когда подчиняется Его блаженной воле?! Каково наше тело — персть, которая очищается в пламени Христовом?!
    Сколь велико таинство Божественной Евхаристии! Оно возводит человека к самой вершине благ, потому здесь — предел всякой человеческой ревности. Ибо в этом таинстве Сам Бог соединяется с нами в союз полный и совершенный".
    В другой своей книге премудрый фессалоникийский отец, предлагая толкование Божественной литургии, выделяет следующие важные моменты.
    "Связь таинств с Церковью верных не символическая, но подобна связи между сердцем и членами тела, корнем и ветвями и, как говорил Господь, между виноградом и виноградными лозами. Поскольку здесь существует не только общее или аналогичное подобие, но некая тождественность этих двух понятий. Тайны есть Тело и Кровь Христовы. И в Церкви Господней они действительно образуют Пищу и Питие верным. И когда примешь в себя их, они не превращаются в плоть человеческую, как любая другая пища, но причастники изменяются от них, так как верх одерживает сильнейшее. Ведь железо, если бросить его в огонь, само становится огнем, а не огонь железом. И когда воспламенится железо, оно не кажется железом, но огнем, поскольку оно имеет свойство скрываться в огне. Так и с Церковью Христовой: если сможет кто увидеть ее духовными очами, то различит, что в соответствии с тем, насколько она соединена с Ним, насколько заключает в себе Его Плоть, является не чем иным, как Телом Господним".

    Сладчайшие плоды

    Кто может взвесить все сладчайшие и животворные плоды Божественной Евхаристии, ее сверхъестественное воздействие? Имеются неисчислимые свидетельства святых и благочестивых людей по этому поводу. Пять веков назад архиепископ Симеон Фессалоникийский писал: "А что Жертва сия дивно благотворна для многих и что она освобождает от уз смерти, это показывают многие случившиеся и записанные чудеса". Святой нашего века подтверждает: "Тысячу раз испытывал в сердце моем, что после Причастия Непорочных Таин Господь одарял меня, так сказать, новой духовной природой, чистотой, благостью, величием, сиянием, мудростью, добродетелью (в противовес нечистоте, унынию, равнодушию, темноте, малодушию и злу). Множество раз эта чудесная перемена во мне происходила как к моему удивлению, так и других... Удивляюсь, вдумываясь в величие живодательных свойств великого таинства".
    "Сколько раз, Владыко Господи Иисусе, Tы обновлял природу мою, которая с великой небрежностью развратилась моими грехами. Этому нет счета и меры. Сколько раз Ты спасал меня от зноя, горящего во мне, от пламени многих и различных страстей, от бездны уныния и отчаяния".
    Но если мы будем только и делать, что упиваться прекрасными гимнами о сладчайших плодах Божественного Причастия, но не позаботимся о собственном частом Причащении, то не сможем ощутить в полной мере богатства и сладости этих плодов.
    Каждому христианину не позволяется забывать не только великой пользы этого таинства, но и большой ответственности, возложенной на него. Поскольку в Божественном Причастии мы соединяемся с Самим Христом и с Жертвой Его, то вся наша жизнь должна быть приношением Ему. Мы принадлежим более Ему, чем себе. Как можно забыть об этом?
    Очень точно это подметил святитель Василий Великий. "Что подобает ядущим Хлеб и пиющим из Чаши Господней? — вопрошает он. — Память хранить вечную об Умершем и Воскресшем за нас. Нестираемую память послушания Владыке до самой смерти". И далее спрашивает: "Что подобает хранящим эту память? Помнить, что Он жил не для Себя, но за них умирая и восставая".
    Итак, будем хранить память об этом великом благодеянии и после принятия Божественных Даров пребывать в постоянном бодрствовании и внимании, в непоколебимой решимости вести новую жизнь.

    Непостижимое богатство

    Литургия содержит в себе неисчислимое богатство учительной премудрости. Она является непревзойденной проповедью о Христе. Как считают богословы, специально исследовавшие литургию, она раскрывает важнейшие истины о Боге и человеке. Ее можно назвать неким жизненным богословием, наглядно поучающим нас. В этом таинстве Сам Спаситель заключил сокровище Своей любви и мудрости. Это таинство содержит в себе и освящает все другие таинства. Литургия свидетельствует о высочайших добродетелях Христовых, поскольку она напоминает христианину о страшных страданиях и крестной смерти Господа, которые должно нам хранить в своем сердце. Блаженной памяти отец Евсевий Матфопулос в книге "Предназначение человека" пишет: "Первой в таинственном воспоминании страстей Господних восхищает великая молитва Иисуса. В душевной муке в Гефсимании Спаситель приуготовил Себя на страдания горячей продолжительной молитвой к Своему Небесному Отцу. Удивительная и великая добродетель Господа — в послушании, выраженном на литургии в памятований страстей Господних: послушание до смерти крестной, позорной и мучительной.
    Увидим еще в страданиях Христовых бесконечную глубину Его смирения. Хотя Он и был Богом Истинным и Всемогущим, но смирился настолько, что принял оплевание, и осмеяние, и всевозможное презрение, и, наконец, распятие между двух разбойников.
    Другой добродетелью Христовой, воспоминаемой на литургии, является Его безграничная кротость. Он не только не разгневался на беззаконных мучителей, но, напротив, пребывал совершенно незлобным и мягким, как агнец, ведомый на заклание...
    Рядом с кротостью стоит терпение, совершенную высоту которого показал Христос во всех страшных и мучительных страданиях. Все Он претерпел безропотно...
    О непамятозлобии Спасителя говорит нам Его жертва. В то время, когда Его пригвождали, как последнего злодея, Он проявлял к мучителям милосердие, и жалел их за такое злодеяние, и молился о них. На литургии приходится задуматься, когда слышится эхо этих Божественных слов: "Отче, оставь им, не ведят бо что творят".
    Наконец, литургия отражает бесконечную любовь Христову, поскольку, хотя мы были врагами Ему, Он умер за нас и не перестает приносить Себя в жертву".

    Таким образом, Божественная Евхаристия, словно зеркало, отражает добродетели Богочеловека. Еще можно сказать, что в ней, как в призме, преломляется Божественная, невыразимая красота Его добродетелей. Какой верующий человек, всеми своими переживаниями участвующий в святой Евхаристии, не примет близко к сердцу божественную драму Бескровной Жертвы? Это великое таинство воздействует одновременно на ум и душу человека, просвещает, согревает и воодушевляет. Оно питает разум спасительными наставлениями и в то же время обогащает сердце святыми чувствами, побуждает волю к принятию мужественных решений. Евхаристия учит, вдохновляет, направляет душевные устремления к новой, святой жизни. Об этом как раз говорил в своих "Размышлениях о Божественной литургии" Николай Васильевич Гоголь: "Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, покорный призыванью диакона, душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко. По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной Трапезе Любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было... сохраняет невольно в душе своей высокое начертанье любовного обращенья с людьми, принесенного с небес Богочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней с подчиненным. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему повинуется, как Самому Спасителю. Если видит просящего помощи, сердце его более чем когда-либо располагается помогать, чувствует он больше наслаждения, с любовью дает он неимущему. Если он неимущий, он благодарно принимает малейшее даяние: растроганное сердце его теряется в благодарности, и никогда с такой признательностью не молится он о своем благодетеле. И все, прилежно слушавшие Божественную литургию, выходят кротче, милее в обхожденьи с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках.
    А потому для всякого, кто хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату. А потому кто хочет укрепиться в любви, должен сколько можно чаще присутствовать со страхом, верою и любовию при священной Трапезе Любви".
    Итак, приблизимся же к таинству с простым сердцем, чистой душой, чтобы просвещаться и питаться от Его непостижимого богатства, чтобы сподобиться видеть Господа и наследовать Его небесные добродетели.

    Статья подготовлена при поддержке компании «ЛЕКС». Если Вам требуются качественные услуги юриста, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ЛЕКС». Перейдя по ссылке: «юридические услуги в Ростове», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию об услугах, предоставляемых компанией «ЛЕКС». В компании «ЛЕКС» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

    Архимандрит ИЛИЯ (Мастрояннопулос)
    (Печатается по книге "Чаша бессмертия". Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997)

    TopList