Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 25/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • О ЛЮБВИ КО ХРИСТУ И РЕШИМОСТИ СЛЕДОВАТЬ ЕГО ЗАПОВЕДЯМ

    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    О ЛЮБВИ КО ХРИСТУ И РЕШИМОСТИ СЛЕДОВАТЬ ЕГО ЗАПОВЕДЯМ

    Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла

    Апостолы Петр и Павел. Иконы-святцы. XV в.
    Апостолы Петр и Павел. Иконы-святцы. XV в.

    Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

    О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

    Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключается в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал: Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (Ин. 15, 10–11). Отсюда понятно: насколько мы возрастаем в нашей любви ко Христу через исполнение Его заповедей, настолько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа – настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою не что иное, как страшное бедствие и подпадение под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: Аще кто не любит Господа Иucyca Xpиcтa, да будет проклят (1 Кор. 16, 22).
    Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братия и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достигнуть истинного счастья, истинной божественной радости. К этой любви нас всегда призывает Святая Церковь. Призывает она нас к сему великому благу и ныне, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святая Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное Предание.
    Как любил Христа святой апостол Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, апостол Петр не мог превозмочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор архиерейский. Да, не получивши еще благодати Святого Духа и предоставленный своим силам, он пал – отрекся от Христа. Но тут же, после падения, апостол Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число своих учеников. И вчера за утренним евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трехкратному отречению апостола Петра Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем Воскресении: Симоне Иoнин! Любиши ли Мя? И апостол Петр три раза засвидетельствовал Ему о Своей любви к Нему (Ин. 21, 16, 17).

    Этого мало. Как сообщает нам церковное Предание, великая пламенная любовь апостола Петра ко Христу заставляла его после, в течение каждой ночи при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом.
    Великая любовь ко Христу ярко проявилась у апостола Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Святого Духа. Деяния Апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он из среды всех других апостолов выступал с проповедью о вере во Христа, распятаго и воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему апостола Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати.
    Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: Вы за кого почитаете Меня? – апостол Петр также первый из среды учеников исповедал Христа Богом, сказавши: Ты Xpиcmoc, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь апостола Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажил Петра (Мф. 16, 17–19), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему апостол Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью (1 Кор. 13, 2).
    Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у апостола Петра все его мысли, чувства, желания, слова – вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти апостола Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное Предание, любовь ко Христу побудила апостола Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой.

    А как любил Христа апостол Павел, как он трудился и страдал ради Христа, свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на апостольском чтении. Паче аз: в трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи. От иудей пятькраты четыредесять разве единыя приях. Трищи палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною, нощь и день во глубине сотворих. В путных шествиях множицею; беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, 6еды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратй. В труде и подвизе, во бдениих множицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе. Kpоме внешних, нападение еже по вся дни, и попечение всех церквей. Кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся? (2 Кор. 11, 23–29).
    О своей же любви ко Христу апостол Павел свидетельствует в своем Послании к Римлянам. Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Яко же есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения... Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Xpиcmе Иucycе, Господе нашем (Рим. 8, 35, 36, 38, 39).
    За эту великую любовь ко Христу Господь излил на апостолов Петра и Павла всю Свою любовь и обогатил их всеми дарами Святого Духа. Деяния Апостольские свидетельствуют, что даже тень апостола Петра, платки и опоясания апостола Павла производили всякие исцеления в людях (Деян. 5, 15; 19, 12).
    Конечно, Святая Церковь, указывая нам на совершенную любовь ко Христу апостолов Петра и Павла, не требует, чтобы мы сразу приобрели эту любовь. Она знает все наши немощи. К тому же все в мире совершается с законом постепенности. Но Церковь требует, чтобы мы имели основу этой великой совершенной любви к Богу нашему Спасителю. Этою основою является решимость стремиться ко Христу, иметь неуклонное стремление к Нему во всей своей жизни, быть всегда с Ним, угождать Ему и любить Его посредством исполнения Его спасительных заповедей.

    Если эта решимость будет в нас, то благодать Святого Духа будет царствовать в нас. Она покроет наши немощи и без особых подвигов с нашей стороны будет дивно охранять нас от всяких бед и несчастий, соединять нас со Христом и прославлять нас Божественною славою.
    Какие же подвиги мог иметь преподобный Серафим Саровский, когда он был еще семилетним отроком Прохором и когда, взятый своею матерью на высокую колокольню воздвигаемого ею храма, он по неосторожности упал со страшной высоты на землю? К величайшему удивлению матери, Прохор остался целым и невредимым. Так дивно благодать Божия сохранила его от смерти, ибо в его детском сердце уже была решимость идти ко Христу и всегда быть с Ним, вложенная в душу Прохора его благочестивою матерью, ее церковным благодатным воспитанием.
    Какая же другая могла быть причина для поразительного исцеления Прохора, когда он был уже послушником Саровской обители и ему было только двадцать лет? Прохор не успел еще укрепиться в подвигах духовной иноческой жизни, имел только неуклонную решимость служить Христу. И ради сей спасительной решимости Пречистая Божия Матерь явилась ему в сопровождении святых апостол Иоанна Богослова и Петра и мгновенно исцелила его от трехлетней безнадежной болезни.
    Ради этой решимости любить Христа преподобный Серафим, не успевший еще очистить свое сердце от страстей и будучи только двадцати шести лет, увидел во всей славе Господа Иисуса Христа в храме, во время литургии в Великий Четверг, когда он участвовал в ней в сане иеродиакона. Господь удостоил преподобного Серафима такой великой милости, такой благодатной славы, какой редко удостаивал даже великих Своих рабов и подвижников.
    Не оставит и нас с вами Господь, мои возлюбленные о Христе чада, Своею милостью в той или иной мере, если и в нас будет эта решимость полюбить Христа и следовать Ему во все дни своей жизни. Если мы не успеем очиститься от всех грехов и страстей своих и умрем, имея в своей душе решимость любить Христа всем существом и неуклонно соблюдать все Его заповеди, то душа наша не пойдет к бесам для адских мук, но пойдет туда, куда она имела направление перед смертью, то есть ко Христу и в Его Небесное Царство для вечного райского блаженства.
    Да вдохнет Господь Своею благодатью эту спасительную решимость в наши сердца. Да сподобит Он нас иметь не только решимость любить Христа, но и самую любовь к Нему, чтобы и здесь, и в будущей жизни мы были обладателями Божественной радости, этого истинного нашего счастья и блаженства, и временного, и вечного. Да удостоит всех нас Господь сего небесного блага молитвами первоверховных апостолов Петра и Павла, а наипаче молитвами и всесильным заступлением перед Престолом Божиим за нас грешных Пречистой Божией Матери, Девы Марии. Аминь.

    Архиепископ СЕРАФИМ (Соболев)
    Произнесено в русской церкви Святого Николая
    г. Софии 29 июня/12 июля 1947 г.

    TopList