Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 24/2001 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • СЕРДЦАМ СОКРУШЕННЫМ ПОДАЕТСЯ БОЖИЯ БЛАГОДАТЬ

    СЛОВО ПАСТЫРЯ

    СЕРДЦАМ СОКРУШЕННЫМ ПОДАЕТСЯ БОЖИЯ БЛАГОДАТЬ

    Христос Спаситель и Жизнедавец. Икона XIV в. Югославия
    Христос Спаситель и Жизнедавец. Икона XIV в. Югославия

    Молитва

    Господи Боже мой, Ты знаешь, что для нас спасительно, помоги рабам Твоим (имена) и не попусти нам грешить пред Тобою и погибнуть во грехах наших, се бо грешны и немощны есмы; не предай нас врагам нашим, к Тебе прибегаем; избави нас, Господи, ибо Ты наша крепость и упование, и Тебе слава и благодарение во веки веков. Аминь

    Первые люди, Адам и Ева, согрешили и потеряли райское блаженство, наследовали скорби, болезни и смерть. И, как говорит Предание, они горько плакали, вспоминая райскую жизнь. Святитель Димитрий Ростовский пишет: “Многие предлагают многие и различные причины Адамова падения: одни безверие, другие преслушание, третьи гордыню и славолюбие, иные же другие различные причины. Мы же ни одну из сих первейшей не считаем, но безумие и всех вещей нерассмотрение. Первейшая заповедь Адама в раю была – делать и хранить, то есть делать разумом, дабы разуметь правильно, и хранить заповедание, дабы не преступать его. Но поелику он не делал разумом, того ради не сохранил заповедания: ибо от неделания умного прежде всего возросло в Адаме неверие – не веровать Богу, Который сказал и заповедал. Засим от неверия преслушание и преступление, от преступления же отпадение от Господней благодати и от Божественной Его любви отлучение!
    Ум в жизни человека играет главнейшую роль как в грехопадении, так и в деле спасения. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: “Тремя образами грешат люди: умом, словом и делом. Первый грех – это грех умом – есть причина и всех грехов, в каких грешат словом и делом, ибо не ум заканчивает грех, а слово и дело заканчивают то, что изобретает ум. Итак, из этих трех что прежде и более всего должно быть исцелено Христом? Очевидно, первый, то есть ум. Ибо когда исцелится и освятится ум, когда придет он в доброе состояние и не будет переносить, чтобы сказано или сделано было что-либо неугодное Богу, тогда душа будет сохранена и от всякого другого греха. Итак, сколько есть сил, нам надлежит подвизаться, да освятит Христос ум наш благодатью Святого Духа. Для этого одного Христос, будучи Богом, сделался человеком, для этого распялся, умер и воскрес. Это, то есть освящение ума, и есть воскресение души в настоящей жизни, вследствие которого можно сподобиться и будущего воскресения телом к славе и блаженству”.
    Грех произвел в душе человека разделение, как об этом говорит апостол Павел: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 15–19). Более подробно говорит об этом святитель Григорий Богослов: “Ибо два, точно два во мне ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует всему худому. Один ум идет ко свету и готов покоряться Христу, а другой ум плоти и крови влечется во мраке и согласен отдаться в плен велиару”.

    Такую раздвоенность души человеческой может исцелить только Спаситель наш Господь Иисус Христос Своею благодатью – этой Божественной силой, которая подается сокрушенным сердцам через святые таинства нашей Православной Церкви. Сокрушение сердечное можно стяжать только через слезное покаяние. Величайшие святые отцы признавали покаяние своим единственным деланием, так как без покаяния человек не может принять Евангелие, уверовать в него, а значит, и в спасение, принесенное Иисусом Христом человеческому роду. Покаяние есть изменение всей внутренней жизни человека, это рождение свыше в новую благодатную жизнь, это труд, очищающий ум и сердце. Этот труд называется умным деланием. Душа человеческая, пребывая в грехах, ожесточается, каменеет и постепенно умирает. Для того чтобы смягчить душу и оживить ее, необходимы слезы плача, как говорится в Сретенском богослужении: “О Христе, всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих”.
    Преподобный Симеон Богослов в Слове 75 говорит: “Кто хочет отсечь страсти или стяжать добродетели, тому подобает паче всякого другого добра и подвига со всем усердием взыскать умиленного сокрушения, потому что без него никогда не увидать ему души своей чистою. Ибо как невозможно без воды вымыть грязную одежду, так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез. От всей души взыщем умиленное сокрушение, царицу добродетелей. Кто стремится найти его, тот и найдет, потому что оно само идет и находит того, кто ищет его. Умиление сердечное делает сердце человеческое, хотя бы оно было крепче меди или железа, мягче воска. Тот, кто приобрел его, горит сильным желанием совершенно избавиться и очиститься от страстей, а затем возбуждает желание вкусить те блага, которые уготованы от Бога любящим Его. Умиления сердечного можно достичь только посредством сокрушения и плача”.
    Преподобный Пимен говорит: “Плачьте, братия, другого пути нет. Это путь покаяния, преданный нам Писанием и святыми отцами”.
    Святой плач покаянный есть то средство, что охраняет небесный залог и самую душу. Плач души питает молитву и хранит ее от всех сетей и наветов вражиих. Плачем душа служит Богу.
    Преподобный Иоанн Лествичник показывает великую необходимость и существенную значимость в духовной умной жизни плача в таких словах: “Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы он и совершал в оный какие-нибудь добрые дела... Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его”.
    О таком крещении говорит и Григорий Богослов: Слезное крещение, оно труднейшее, им крестится тот, кто измывает всяческую ночь ложе свое и постелю слезами (Пс. 6, 7), кто плачет и сетует, кто подражает обращению Манассиину, смирению помилованных ниневитян, кто произносит в храме слова мытаревы и оправдывается паче тщеславного фарисея, кто припадает с хананеянкой, просит человеколюбия и крошек – пищи самого голодного пса”.

    Когда настало время кончины для аввы Арсения Великого, тогда братия, бывшая при нем, увидела, что он плачет. Сказали ему: “Отец, неужели и ты страшишься?” Он отвечал: “Страшусь! Страх, ощущаемый мною в настоящий час, пребывал со мною с того времени, как я сделался монахом”. Сказывали об авве Арсении, что он постоянно имел платок и в то время, как сидел за рукоделием, по причине слез, падавших из очей его.
    Ученик святого апостола Петра святой Климент говорит, что апостол Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отречение от Христа, вставал со своего ложа и повергался на землю, в горьком плаче проливая многие слезы, и так он делал в продолжение всей жизни своей. А церковный историк Никифор присовокупляет, что очи у святого апостола Петра от повседневного плача были всегда красны и как бы кровавы. Вот каково было Петрово покаяние!
    И и о чем святой Ефрем Сирин так много не говорил и не писал, как о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочайшего сокрушения. Святитель Григорий Нисский говорит о нем в одном месте: “Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом”. Ни днем, ни ночью не отступала от него мысль о грехах своих. “Когда возлег я на ложе своем, – говорит Ефрем в одном из своих писаний, – пришла мне на мысль Твоя, Господи, любовь к людям, и я встал среди ночи, чтобы поблагодарить Тебя. Но вспомнил о грехах моих, устрашился и весь облился слезами, готов был даже упасть духом, если бы не поспешили укрепить меня, полумертвого, разбойник, мытарь, грешница, хананеянка, кровоточивая, самарянка”.
    В другом месте он говорит: “Начало плача – познание самого себя...”
    Но и плач, как и другие делания духовные, может иметь под собой неверную основу, может проистекать от самых различных страстных помыслов и чувств. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: “Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы, такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особой легкостью проливаются людьми, преданными сладострастью, слезы, подобные слезам сладострастным, проливают находящиеся в самообольщении и прелести, льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба”.
    О том, что плач и слезы бывают от разных причин, говорит и преподобный Иоанн Лествичник: “...Значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопонятно, они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений”. “С богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия: и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и придаемся гневливости”. “Если мы в тех, которые думают, что плачут по Богу, видим гнев и гордость, то слезы таковых должны считать неправильными. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего и убивающему им самого себя. Часто бывает, что слезы надмевают легкомысленных, потому что они и не даются некоторым... Не верь слезам твоим прежде совершенного тобой очищения от страстей”.
    В заключение приведу слова преподобного Исаака Сирина из Слова 68, где он молитвенно обращается к Спасителю: “Господи, Иисусе Христе, Боже наш, плакавший над Лазарем и источивший над ним слезы скорби и сострадания, приими слезы горести моей, состраданием твоим уврачуй страсти моя... Нет у меня болезнующаго сердца, чтобы взыскать Тебя, нет у меня ни покаяния, ни сокрушения, которыми вводятся чада в собственное свое наследие. Нет у меня, Владыко, утешительных слез. Омрачился ум мой делами житейскими и не имеет сил с болезнью возвести к Тебе взор. Охладело сердце мое от множества искушений и не может согреться слезами любви к Тебе. Но Ты, Господи Иисусе Христе Боже, Сокровище благих, даруй мне всецелое покаяние и сердце неутомимое, чтобы всею душою приступить мне к взысканию Тебя”.

    Протоиерей Софийского собора Анатолий МАЛИНИН
    Новгород Великий

    Спонсор публикации статьи: интернет магазин http://l-parfum.ru. Воспользовавшись предложением магазина, Вы сможете купить парфюмерию в Красноярске оптом , а прямое сотрудничество с изготовителями духов, позволяет приобретать парфюм по самым выгодным ценам. Вся представленная на сайте магазина продукция – это лицензированные духи производства Венгрии, которые проходят обязательную индивидуальную проверку, перед отправкой покупателю. Квалифицированные консультанты помогут подобрать аромат, а доставка товара почтой России или транспортными компаниями, позволит осуществить покупку с экономией Вашего личного времени.

    TopList